Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) _Спасибова Елена Викторовна_______________
Предмет_____математика________________________________Класс__6_________
Тема урока____Нахождение числа по его дроби.________________________
№ п/п
| Этапы работы
| Содержание этапа
(заполняется педагогом)
| 1.
| Организационный момент, включающий:
• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).
| Приветствую детей. На предыдущем уроке писали контрольную работу по теме «Деление обыкновенных дробей», поэтому ожидаю самый главный вопрос от класса: «А вы скажите отметки за контрольную работу?». Сообщаю, что проверила работы.
Выставляем отметки в дневник, даю 3 минуты, чтобы обучающиеся проанализировали ошибки и задали вопросы учителю.
Отвечаю на вопросы обучающихся.
Тетради для контрольных работ обучающиеся забирают домой для выполнения работы над ошибками. В соответствии с принятой системой оценивания, в журнал выставляются отметки для тех, кто доволен результатом, остальные могут попытаться повысить на балл оценку, подготовившись и написав повторно.
Цель для учителя: стимулировать обучающихся к работе по улучшению результатов контрольной работы, ответить на вопросы.
Цель для обучающихся: проанализировать свой результат, выяснить непонятные моменты, принять решение : доволен результатом контрольной работы или буду работать еще?
Обращаю внимание детей на то, что на перемене я попросила их распределиться по своему желанию в два ряда, определяясь тем самым в группу . (два ряда столов стоят напротив друг друга).
Высвечиваю слайд №1 с задачей по известной теме «Нахождение дроби от числа». Дети читаю задачу и возможно прозвучат вопросы : что такое Царь-пушка, и Царь-колокол? Кто-то сразу же попытается выдать ответ, т.к. задача УОП. Но я попрошу их не просто решить задачу. А поработать над ней в качестве исследователей.
1 человек из одной группы выбирает карточку, на которой написано либо «исследователи-историки», либо «исследователи-математики».
Цель для учителя: активизировать познавательную деятельность обучающихся через распределение ролей; воспитывать культуру учебного труда, навыки коммуникативной деятельности; развивать интерес к историческим памятникам России.
Цель для обучающихся: поработать над задачей в роли исследователя.
| 2.
| Опрос учащихся по заданному на дом материалу,
включающий:
• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
• описание методов и критериев оценивания ответов
учащихся в ходе опроса.
| На данном уроке этап представлен в виде актуализации опорных знаний по теме «Нахождение дроби от числа».
Читают задачу .
Высказывают мнения по поводу целей и задач их дальнейшей деятельности в соответствии с ролью как исследователей.
« Историки» говорят о том, что бы они хотели услышать по решению задачи от «математиков», а математики предлагают найти историкам какие-то исторические факты о Царь-пушке, т.е. цель формулируют дети, отвечая на вопрос учителя:
1. Какую информацию вы собираетесь искать.
2. Как вы думаете, что будет интересно узнать вашим одноклассникам(можно спросить у другой группы что им интересно).
50% в парах работают за компьютерами в сети Интернет в поисках сведений, касающихся предложенной учителем задачи, а также ищут ответы на вопросы по теме , интересующей их и их одноклассников . Еще 50% решают задачу в группе, математически обосновывают каждый шаг. Записывают решение на доске.
Предполагаю, что в группе математиков могут быть различные варианты решений(по правилу нахождения дроби от числа или в частях). Поэтому консультирую, отвечаю на вопросы. Обучающиеся в этом классе уже достаточно хорошо работают в поисковой системе Яндекс, поэтому у группы историков не должно возникнуть проблем с поиском информации.
Чтобы не затянуть время , сообщаю время работы(10 минут) и условия:
УСЛОВИЕ «историкам »: каждый готовит ответ-1-2 предложения, ответ следующих дополняет ответ предыдущих.(отсюда цель для обучающихся- подготовить несколько ответов).
Условие «математикам»: записать на доске, объяснить так. Чтобы было понятно историкам(отсюда цель для обучающихся- подробно обосновать каждый шаг)
Далее слушаем выступления групп, записываем.
Что нового узнали ?(предполагаю, что новое будет из истории, а из области математики по решению данной задачи все было уже известно ).
На какую тему была предложена задача? Как вы поняли, что это именно тема «Нахождение дроби от числа?»(ключевое слово «от»).
| 3.
| Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
• описание форм и методов изложения (представления)
нового учебного материала;
• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с
учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.
| Учитель предлагает провести минутку релаксации(представьте самое приятное событие которые вы ожидаете в ближайшее время).
Учитель: ребята, а кто не против поделиться, о чем думали. А думал ли кто-то о наступающем празднике Новый год? В процессе беседы затрагивается тема кремлевских курантов и предлагается задача о кремлевских курантах(слайд №2).
В парах решают задачу, предлагают варианты своих решений в ходе дальнейшей дискуссии.
(предполагаю, что решение будет методом введения неизвестной и применяя правило нахождения дроби от числа)
Пытаемся выяснить какие слова помогли нам обозначить за х длину минутной стрелки, как составили уравнение, выясняем что нашли в задаче, решив уравнение(математическая модель задачи) , чем отличается по смыслу эта задача от предыдущей. Приходят к выводу, что решив 2 задачу, мы нашли число по его дроби ( нужно сказать о том, что в первой задачи мы знали целое, а находили часть от него, а во второй задаче мы по части находили целое. Здесь же можно попробовать составить схему к задаче.). Выясняем что ключевое слово здесь «что составляет». Дети пытаются сформулировать правило, глядя на решение уравнения и сопоставляя с условием задачи. Читают правило в учебнике.
Учитель направляет мысли, задает вопросы.
Цель для учителя: включить обучающихся в деятельность, в результате которой обучающиеся на основе уже известных им фактов откроют новое знание; формировать умение решать задачи на нахождение числа по его дроби., различать задачи на нахождение числа по его дроби и дроби от числа; развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление, математическую речь; создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.
Цель для обучающихся: работая в паре, решить задачу; в ходе проблемной дискуссии , на основании уже известных фактов, увидеть новое и сформулировать новое правило.
| 4.
| Закрепление учебного материала, предполагающее:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
• описание форм и методов достижения поставленных
целей в ходе закрепления нового учебного материала с
учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
| .
Учитель предлагает распределить задачи в две группы на нахождение дроби от числа и числа по его дроби и сформулировать основное правило, применяемое для решения задач каждой группы.
Распределяют задачи .
Задачи:
1. В книге 140 страниц. Алеша прочитал 0,8 этой книги. Сколько страниц прочитал Алеша?
2. Площадь одной комнаты 21 м , а площадь второй комнаты составляет площади первой комнаты. Найдите площадь двух комнат.
3. В журнале 280 страниц. Володя прочитал 80% страниц журнала. Сколько страниц прочитал Володя?
4 .Масса вяленой рыбы составляет 55% массы свежей рыбы. Сколько нужно взять свежей рыбы, чтобы получить 231 кг вяленой? 5. Володя прочитал 234 страницы. Что составляет 36% всей книги. Сколько страниц в книге?
6.Девочка прошла на лыжах 300 м, что составляло всей дистанции. Какова длина дистанции?
Каждый распределяет задачи и на отдельном листочке проставляет номера. Сдает учителю.
Обсуждаем итоги распределения. Поясняем.(здесь ожидаю ответы на вопросы: какие слова в задаче помогли тебе отнести задачу именно к данной группе? Какое правило нужно применить для решения задачи?)
Цель для учителя: выявить степень усвоения темы; развивать умение классифицировать .
Цель для обучающихся: используя новые знания и знания предыдущих уроков распределить задачи в 2 группы; сделать вывод усвоена ли новая тема.
| 5.
| Задание на дом, включающее:
• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
| Д/з стр. 104, №647 (УОП)
Дополнительно №656, 651 (ПУ)
(в одной из групп вы видите эти задачи. Какое правило будите применять дома ?)
Цель для учителя: создать условия для закрепления изученного и самостоятельной работы по углублению знаний по теме.
Цель для обучающихся: проверить умение решать задачи УОП. Попытаться решить задачи УВ. Подготовить к следующему уроку вопросы учителю.
Следующий урок начнется так же с распределения задач, анализа ответов и проверки домашнего задания, т.к. очень важно научиться распознавать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби, видеть их отличие, а следовательно правильно выбирать метод решения.
На таких уроках оценка только словесная. Отметки не выставляю. Главная оценка-это похвала, одобрение , восхищение учителя .
| |