Скачать 63.61 Kb.
|
Муниципальное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №8 г. Саяногорска. E – mail – school _8_031 @ mail.ru. Шарафеева Р.К., учитель математики. Решение задач на движение Велика роль учителя математики в коррекционной школе в формировании конкретных, осознанных представлений у детей о расстоянии, времени и скорости, зависимости между ними. Обучаясь, ещё в начальных классах учащиеся знакомятся с временными понятиями год, месяц, сутки, час, минута. Таким образом, к моменту изучения в шестом классе темы «Скорость. Время. Расстояние. Решение задач на движение» при систематической серьёзной работе учителя, учащиеся имеют конкретные временные представления и осознанное понимание длины. Без особых затруднений шестиклассники могут назвать скорость различных тел, скорость черепахи и птицы, лыжников, машины, самолета и ракеты. При решении задач на движение особую трудность восприятия вызывают задачи на встречное движение, когда учащиеся должны мысленно понять момент сближения тел за 1ч, 2 ч, 3 ч и т. д. Здесь особое внимание обращается на усвоение выражения одновременно. Подчеркивается, что если тела вышли одновременно, то они от начала движения до момента встречи были в пути одинаковое время. Поэтому в устные упражнения включаются одни задачи с одновременным началом движения, другие — с неодновременным. Сравнивая условия таких задач и их решения учащиеся приходят к выводу, что при одновременном начале движения двух моменту их встречи каждое из них находилась в пути одинаковое время, а при неодновременном начале каждое тело в в пути разное время. Например: 1. Из двух поселков навстречу друг другу выехали две машины в 9 ч утра. Встретились в 11 ч. Сколько часов в пути была каждая машина? 2.Из двух поселков навстречу друг другу выехали две машины. Одна выехала в 7 ч утра другая в 9 ч. Встретились они в 11 часов. Сколько часов в пути была каждая машина? Приведу фрагменты уроков по ознакомлению учащихся с решением задач на встречное движение. Урок 1. Тема урока «Решение задач на встречное движение» проходил по следующему плану. Повторение взаимосвязи величин скорость, расстояние. Ответы на вопросы: с какими величинами вы встречаетесь в задачах на движение? Чтобы найти скорость, значение каких величин нужно знать? Если известны скорость, время, что можно определить? Значение каких двух величин нужно знать, чтобы найти время? Составление по таблице задачи (устно), нахождение искомой величины:
После составления таблицы учащиеся отвечали на следующие вопросы: у какой птицы наибольшая скорость? Почему расстояния, которые пролетели скворец и орел, равны, а скорости разные? Вызов к доске двух учеников а) Два ученика становятся у доски спиной друг к другу. По команде учителя они идут в противоположных направлениях: один ученик идет к окну, другой — к двери. Какой вид движения изображают ученики у доски? (Ученики у доски идут в противоположном направлении). Пока ученики уходили друг от друга, прошло 5 с. Как изменялось расстояние между ребятами? (Расстояние между ребятами увеличивалось, так как они удалялись друг от друга). б) По команде два ученика, один из которых стоит у окна, а другой — у двери, идут друг к другу, встречаются. Учитель спрашивает: как двигались эти ученики? (Два ученика шли навстречу друг другу). Пока они шли навстречу друг другу, как изменялось расстояние между ними? (Расстояние между двумя учениками сокращалось). 4. Сообщение темы урока. Сегодня ученики будут решать задачи на встречное движение. Решение задачи №507. Затем проводится анализ задачи по следующим вопросам: о чем говорится в задаче? Какие величины в задаче известны? Какая величина является искомой? Покажите на чертеже начало движения каждого пешехода. Что означает флажок? Почему флажок поставлен ближе к началу пути первого пешехода? Что означают стрелки и числа над ним? Если известны время и скорость движения, что можно найти? Как? После ответов на вопросы учителя составляется выражение 4*2+3*2=18(км) Получив ответ на вопрос задачи, учитель спрашивает: можно ли решить задачу другим способом? Этим вопросом я хочу довести до сознания учеников результат сближения пешеходов за 1 ч, 2 ч, 3 ч. Очень важно, чтобы шестиклассники поняли, что в выражении (4 + 3)*2 сначала узнается, на сколько километров приблизились два пешехода друг к другу за 1 ч, а затем за 2 ч. Аналогично с подробным объяснением решаются задачи № 508,509 и проводится сравнение всех трех решенных задач. При сравнении выясняется, что в этих задачах общего. (Все три задачи на встречное движение, в каждой задаче содержатся три величины: скорость, время, расстояние, в каждой задаче требовалось найти расстояние) Урок 2. Тема урока «Решение задач на встречное движение». Урок проходит по следующему плану. 1. Проведение устного счета. В устный счет включается решение следующих задач. 1) За 1 мин лошадь пробегает 200 м, а поезд за это же время проходит расстояние в 4 раза больше. Какое расстояние пройдет поезд за это время? 2) Поезд прошел 459 км за 9 ч. Какова скорость поезда? 2. Решение задачи № 510 под руководством учителя. После анализа задачи учащиеся выполняют в тетрадях чертеж к задаче и отвечают на вопрос: какое транспортное средство проедет больше расстояние? Почему? Составляется план решения задачи. При составлении плана еще раз обращается внимание на правильную постановку первого вопроса (На сколько километров приблизятся друг к другу два теплохода за 2ч?) 3. Составление обратных задач к задаче № 510 Решение записывается по вариантам. Первый вариант ставит вопрос: каково расстояние между городами. Второй вариант — с какой скоростью ехал автобус? В помощь некоторым учащимся предлагаются карточки с чертежами вновь составленных задач. Проверка задач проводится фронтально или с использованием индивидуальных досок. 4. Самостоятельное решение задачи № 510 (2). В помощь некоторым ученикам к задаче предлагается карточка с чертежом: скорость первого лыжника 13 км в час, а второго 18 км в час?» 6. Задание на дом: № 4511 (сделать чертёж). Урок 3. Тема урока «Решение задач на движение. Урок проходил по следующему плану. 1. Решение задач и под руководством учителя. Ответы на вопросы учителя: кто из вас умеет плавать? Где вы плавали? После ответов на вопросы следует решение задачи о двух пловцах. «Два пловца плыли навстречу друг другу с противоположных берегов озера. Один пловец проплывает в минуту 70 м, а другой 60 м. Какова ширина озера, если пловцы встретились через 7 мин?» Решению задачи предшествует ее анализ по вопросам: какие величины известны в задаче? Какая величина является искомой? Затем составляется план решения задачи и запись решения 2. Устное составление и решение взаимообратных задач. 3. Самостоятельное составление и решение задачи по таблице.
4. Решение задачи на смекалку. Отец ехал в город на автобусе, а сын ехал из города на велосипеде. Кто из них дальше будет от города в момент их встречи, если скорость автобуса 50 км в час, а велосипедиста 18 км в час? В план каждого урока математики до конца учебного года систематически включаю решение задач на движение. К концу учебного года учащиеся шестого класса должны: 1. Четко усвоить, что скорость — это расстояние, которое проходит тело за определённую единицу времени: час, минуту, секунду. 2. Знать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. 3. Конкретно представлять направления движения тел: в одном направлении, навстречу другу, в противоположном направлении. 4. Уметь решать задачи на движение. |
Конспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе ... | 9 февраля 2012 года Урок математики в 4 классе по теме «Решение задач на встречное движение» каб. №9 | ||
Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление... Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное... | Урок математики в 4-м классе по "Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями" Вырабатывать навык решения задач на встречное движение, на нахождение площади и периметра прямоугольника, сравнивать величины, решать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урок 7 Тема: Криволинейное движение. Решение задач на криволинейное движение Основные характеристики равномерного движения по окружности (период, частота, центростремительное ускорение) | ||
Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-методическому плану... Тема урока по учебно-методическому плану: Повторение. Числа от 0 до 20. Решение задач | Урок по темам «Прямая, отрезок, луч, ломаная», «Длина отрезка», «Координатный... Цель: обобщить и повторить знания и умения учащихся по темам «Координатный луч», «Прямая, отрезок, луч, ломаная», «Длина отрезка»,... | ||
Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... | Урок математики в 4 классе (по учебнику Л. Г. Петерсон) Решение задач на движение Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» | ||
Конспект урока по физике в 10 классе. Учитель: Сеитов А. И. Тема... Оборудование к уроку: конспект теоретического материала, тест с задачами на равнопеременное движение, прибор для демонстрации ряда... | "Экономический рост" Представление лекционного материала в формате "Мастер-класс" целесообразно провести по следующему плану | ||
Урока: Решение задач по теме: «Механическое движение» Задает вопросы о ранее изученных физических величинах – пути, времени, скорости, об их единицах измерений заполняя таблицу, предложенную... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: обобщение знаний учащихся по теме «Решение задач на движение»; повышение интерес к математике | ||
Информационный лист о проведении недели английского языка в школе В начале декабря 2013-2014 учебного года была проведена традиционная неделя английского языка в школе. Она прошла согласно плану... | Урок биологии в 8 классе "Решение биофизических вопросов и задач по теме "Опора и движение" Цель. Показать, что в основе строения и функции опорно-двигательного аппарата лежат физические процессы |