Скачать 169.96 Kb.
|
ЛИПЕЦКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С/ СТУДЁНКИ Тема: Урок обобщения знаний в 7 классе по теме «Одночлены»ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРаботу выполнил: учитель математики Паневин В.М. Усмань 2008 Содержание
Аннотация Данная выпускная квалификационная работа представляет собой разработку урока алгебры в 7 классе по теме «Одночлены». Урок является заключительным в изучении этой темы, поэтому он является уроком обобщения знаний, умений и навыков. Основное содержание урока – выполнение упражнений различного уровня сложности, сопровождающееся раскрытием некоторых негативных факторов, влияющих на здоровье школьника. Сообщения, касающиеся здоровья, призваны дать понятие учащимся о здоровом образе жизни и поменять их отношение к своему здоровью. На уроке используются фронтальные (повторение теоретического материала, устная работа), индивидуальные (самостоятельное решение заданий) и групповые (игра «Математическое лото») виды работ с учащимися. Математическое содержание заданий соответствует программе. На различных этапах урока используются слайды компьютерной презентации. ВВЕДЕНИЕ Здоровье − один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущее нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе. Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно-психическими расстройствами. Почему? Что происходит сегодня? К сожалению, на формирование здоровье детей влияет много негативных факторов. Это и наследственность, и экология, и большая учебная нагрузка, сочетающаяся с дополнительными занятиями в различных кружках, секциях, и несоблюдение режима дня, и неправильное питание, и информационная перегрузка, шум, стрессы, и, конечно, вредные привычки. Очень важно на уроках вообще, и на уроке математики, в частности, прививать учащимся навыки здорового образа жизни. Поэтому я разработал урок, направленный на формирование таких навыков. Целью данного урока является повторение и обобщение изученного материала по теме «Одночлены». Одночлены – это "слоги" математического языка, изучение которых необходимо для работы с более сложными объектами - многочленами, которые, в свою очередь, играют фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. В комплексе эти две темы закладывают прочную основу для успешного освоения дальнейшего материала, изучаемого в последующих классах, а также для успешной сдачи выпускных экзаменов по алгебре за курс основной школы и Единого Государственного Экзамена за курс средней школы. РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Урок обобщения знаний в 7 классе по теме «Одночлены». Тип урока: урок применения знаний и умений Форма проведения урока: урок - практическое занятие Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки «Математическое лото». План урока: 1. Организационный момент Проверка готовности к уроку, приветствие, установление психологического контакта в классе. 2. Актуализация опорных знаний учащихся Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Ещё с древних времен на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили «Будь здрав», позднее «Будь здоров», и, наконец, «Здравствуйте», то есть люди желали здоровья друг другу. Целью нашего сегодняшнего урока является систематизация знаний, умений и навыков по теме «Одночлены». На этом уроке мы с вами не только повторим и обобщим знания по этой теме, но и поговорим о такой важной проблеме как здоровье, и в частности о некоторых факторах, которые существенно влияют на здоровье подростка. Наверняка, вы не раз слышали или сами произносили такие фразы: «Здоровье за деньги не купишь!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» А теперь взгляните на экран и посмотрите, что говорили о здоровье великие люди.
Учитель: Ребята, наверняка, за прошедшие сегодня уроки вы устали. Прежде чем начать работу, давайте снимем усталость. Поднимите плечи, разверните и отпустите их. Сделайте так несколько раз. А чтобы ещё более взбодриться сделаем следующие упражнения: 1. Сложите ладони перед грудью, быстро-быстро потрите друг о дружку (это упражнение способствует поднятию энергии и работы всех внутренних органов, так как на ладонях находится много биологически активных зон и точек). 2. Раздвиньте указательный и средний пальцы на обеих руках, просуньте между ними уши и с силой растирайте кожу, этот массаж улучшит ваше зрение и активизирует работу головного мозга. Итак, надеюсь, вы взбодрились, повторим следующие правила: 1. Что такое одночлен? /Произведение чисел, буквенных множителей и их степеней./ 2. Как привести одночлен к стандартному виду? /Перемножить числовые множители и записать на первом месте, перемножить буквенные множители с одинаковыми основаниями./ 3. Что такое коэффициент?/Числовой множитель одночлена, записанного в стандартном виде/ 4. Что называют степенью одночлена?/Сумму показателей степеней, всех входящих в него переменных/ 5. Если одночлен является числом, то какова его степень?/Его степень считают равной нулю/ 6. Что получается при умножении одночленов? /Одночлен./ 7. Будет ли это конечный результат? /Нет, так как это одночлен не стандартного вида/ 8. Какие одночлены называются подобными? /Два одночлена, приведённых к стандартному виду, если они совпадают или же отличаются только числовым коэффициентом./ 9. Как называется сложение и вычитание подобных одночленов? /приведением подобных слагаемых./ 10. Какие свойства степеней используются для: а) приведения одночлена к стандартному виду. / При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают./ б) для возведения одночлена в натуральную степень./При возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают/ 11. Но иногда, зная все правила действий с одночленами, вы получаете неверный ответ. Почему так происходит? /Допускаем вычислительные ошибки./ (В процессе повторения вопросы дублируются на экране). Прежде чем перейти к выполнению упражнений, давайте вспомним, что такое режим дня. (Режим дня – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.) Взгляните на экран и посмотрите, каков может быть примерный режим дня школьника. (Приложение №1). Сравните его со своим режимом дня. 3. Устная работа. Учитель: Ребята, мы все с вами каждый день питаемся и этот процесс питания очень важен в жизнедеятельности человека. Посмотрите на экран и прочитайте высказывание Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест». Это высказывание подчёркивает исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает огромное влияние на физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Некоторые продукты, являются вредными и вносят существенный вклад в развитие избыточной массы тела. Давайте, выполним устно задания и отыщем на экране названия этих вредных продуктов. - Какое число нужно вставить вместо *, чтобы получилось тождество. Ответ будет показывать порядковый номер вредного продукта.
Ответ: 1. 7-сухарики; 2. 2-«чупа-чупс»; 3. 4-попкорн; 4. 6-чипсы; 5. 3-сладкие газировки. 4. Выполнение упражнений Учитель: Ритмичность – основное свойство живого организма, его неотъемлемое качество. Один из самых важных суточных ритмов – ритм температуры человеческого тела, ночью она самая низкая, в 18 часов вечера – самая высокая. Температура определяет скорость протекания биохимических реакций. Днем температура выше, поэтому более интенсивно проходит обмен веществ в организме, к вечеру температура снижается, человеку легче заснуть. Наряду с суточными существуют месячные, сезонные и годовые ритмы. Годовые ритмы человека во многом напоминают ритмы животных. Психическая и мышечная возбудимость у взрослых и детей выше весной и в начале лета, зимой она значительно ниже. Работоспособность человека во время бодрствования чаще всего изменяется волнообразно. Первый этап – врабатывание, организм приспосабливается к требованиям, предъявляемым трудом к человеку. При тяжелой физической работе он занимает 20-25 минут, при умственной работе – 1,5-2 часа. Второй этап – устойчивая работоспособность – в среднем длится 2-3 часа. Работоспособность не падает даже к концу за счет волевых условий человека. Третий этап – снижение работоспособности, когда утомление не компенсируется волевым усилием. Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день между 10-12 и 16-18 часами. В течение недели отмечаются те же три этапа: понедельник – врабатывание, вторник, среда, четверг – устойчивая работоспособность, пятница и суббота – утомление. После детального изучения динамики физиологических функций (частоты пульса, температуры тела, артериального давления, работоспособности, мышечной силы) люди были разделены на биоритмологические группы. «Жаворонки» - просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. «Совы» - засыпают за полночь, встают поздно и с трудом. «Голуби» - занимают промежуточное положение, но ближе к «жаворонкам». Разные группы по-разному относятся к одинаковым жизненным ситуациям. «Жаворонки» - более чувствительны к перегрузкам, стрессовым состояниям. Они реагируют более массированным возбуждением, что способствует возникновению у них преболезненных состояний и даже выраженных расстройств. «Совы» легче переносят различные перегрузки, быстрее восстанавливают исходный функциональный уровень. Они отличаются большей устойчивостью к различным социальным и природным воздействиям. Значительное влияние на работоспособность оказывает микроклимат в помещении. В это понятие входят оптимальная температура и влажность воздуха, освещенность, звукоизоляция, окраска стен. Интерьер и цвет комнаты во многом влияют на характер и самочувствие. Краски делаются интенсивнее, когда они хорошо освещены, лучший вид освещения – естественный рассеянный солнечный свет. Умственное утомление вызывается нагрузкой на органы чувств, сильным напряжением внимания, сознанием ответственности. Умеренное утомление быстро проходит при смене видов деятельности, переутомление проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, снижении памяти и внимания. Переутомление ослабляет сопротивляемость организма к заболеваниям. Выдающийся физиолог И. М. Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Смена рода деятельности приводит к возбуждению ранее бездействовавших и более глубокому торможению действовавших центров. Итак, давайте, выполним у доски следующие задания и узнаем числа, относящиеся к биологическим ритмам человека. Упростите: а) , б) . Ответ: а) (11 часов – время наивысшей трудоспособности, 15 часов – время наибольшего утомления); б) (19 часов – вечерний подъём трудоспособности, 21 час - время прекращения всякой трудовой деятельности). Учитель: Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон. Если человек крепко и глубоко спит, то он может днем решать сложные задачи, напряженно работать. Ученые выделили две основные фазы сна: медленный и быстрый. Во время медленного сна дыхание и пульс становятся реже, расслабляются мышцы, уменьшается двигательная активность человека. В фазу быстрого сна частота дыхания и ритм работы сердца возрастают, человек видит сны. Ночной сон состоит из чередования 4-6 циклов, начинающихся с медленного сна и заканчивающихся быстрым сном. В отдельные стадии медленного сна увеличивается выработка гормона роста, секреция этого гормона происходит в первые часы ночного сна, между 1 и 2 часом после засыпания. Когда время засыпания сдвигается, секреция гормона роста задерживается до следующего суточного цикла. Чередование фаз быстрого и медленного сна, по-видимому, один из механизмов, способствующих прочности запоминания. Дети младшего школьного возраста должны спать 10-14 ч в сутки. Дети старшего возраста не менее 8, 5 ч в сутки. Самостоятельно выполните задания, найдите значения выражений, и вы узнаете, в какое время суток в организме происходит выработка гормона роста. а) при ; б) при . Ответ: между 23 ч и 24 ч. Учитель: Итак, ребята, надеюсь, вы поняли, почему не стоит засиживаться допоздна, ложиться вовремя спать. Поздно ложитесь – медленнее растёте! Учитель: А сейчас мы с вами проведем физкультминутку.
Учитель: Молодцы! Теперь разбейтесь на две группы, и мы поиграем в «Математическое лото». Правила игры следующие. Каждой группе выдаётся карточка, на которой написаны задания. Вы выполняете задания в произвольном порядке. За правильный ответ вы будете получать карточку с рисунком. Задача – правильно решить все задания и составить общее изображение. (Приложение №2) Выполнение упражнения заканчивается после того, как одна из групп выполнит все задания правильно и соберёт картинку. После этого все учащиеся рассматривают слайд с изображением. Отвечают на вопрос: «Почему девушка зажала свои уши ладонями?» Учитель: В настоящее время мы часто видим молодых людей с наушниками от плееров, от сотовых телефонов. Послушайте сообщение, в котором язык цифр заставит нас задуматься. У современного человека наибольшую локальную нагрузку несут органы зрения и слуха, причем если глаза отдыхают во сне, то органы слуха постоянно подвергаются раздражению. Они, конечно, приспосабливаются к некоторым видам шумов, происходит так называемая слуховая адаптация. Но, по мнению специалистов, шум оказывает на организм даже более сильное воздействие, чем курение. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, становятся более трудными в общении, у них появляются систематические головные боли и снижается трудоспособность. Нормальный уровень шума 30 дБ. Уже при шуме в 65 дБ (громкий разговор) у ребят увеличивается количество ошибок, снижается внимание, ухудшается зрение. Группа японских врачей, обследовавшая студентов, увлекающихся прослушиванием музыки через наушники, опубликовала полученные результаты: из 4500 студентов, страдающих дефектами слуха, 3000 ежедневно от 1 часа до 4 часов подвергали свои уши шумовому воздействию. Опасным для здоровья считается звук в 110 дБ, который сравним со звуком автомобильной сирены. Такой шум чаще всего издают музыкальные усилители на дискотеках. Шум, ведущий к полной глухоте (если вы в нем будете несколько часов) – 150 дБ. Шум в 192 дБ приводит к летальному исходу, так как при этом шуме образуется волна сверхдавления. - Надеюсь, вы поняли, почему не стоит шуметь и громко разговаривать, особенно на уроках? 5. Итог урока. Учитель: Дорогие, ребята, цените, уважайте и берегите свое здоровье, и здоровье окружающих вас людей. Послушайте такие строки: Быть здоровым – это быть счастливым, Лишь здоровье ценится всегда. Быть здоровым – это быть красивым, Молодым на долгие года. Быть здоровым – это значит, Успевать в учебе и труде. Быть здоровым – это ведь удача, Всех людей, живущих на земле. Но здоровье – ценность нашей жизни, Надо очень бережно хранить, Лишь его ни за какие деньги, Ни за что на свете не купить.
Наклоните голову вперёд, затем отведите назад и опять вперед. Разотрите ладонями сзади одновременно затылок и шею, это упражнение снимает напряжение мышц шеи, а также умственную усталость. Встаньте, поверните туловище влево и поднимите руки вверх, поверните туловище вправо, руки опустите. Ребята, спасибо за урок! 6. Домашнее задание а) повторить основные понятия и правила по теме «Одночлены»; б) составить свой режим дня; в) определить свой тип: «жаворонки», «совы», «голуби». Для этого утром измерить пульс и частоту дыхания за минуту. Если на один вдох – выдох приходится 5-6 ударов пульса, то это «жаворонок», если 4 удара пульса или меньше – «сова», между «жаворонками» и «совами» располагаются «голуби»; г) составить и решить задачу на тему здоровья. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение, хотелось бы отметить, что полезно не ограничиваться разовым проведением урока алгебры с таким содержанием, а сделать такие занятия привычными для школьников. Поскольку, с одной стороны, дети будут вооружены новыми знаниями о здоровом образе жизни, что само по себе очень важно, а с другой стороны выполнение нестандартных упражнений будет способствовать развитию интереса к математике. Хорошо известно, что наличие интереса является необходимым условием процесса обучения. Чем выше интерес, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Поэтому так важно вводить в темы математики задачи, вызывающие неподдельный интерес учащихся. Именно таким интересом пользуются задачи, раскрывающие функции организма человека, правила здорового образа жизни, построение моделей поведения. В этом случае, ребёнок будет воспринимать математику не как науку, написанную на «сухом языке цифр», а как что-то приятное и увлекательное. ЛИТЕРАТУРА
Приложение №1 Примерный режим дня школьника 7.15 – подъем, зарядка, утренние процедуры 7.30 – завтрак 7.55 – выход из дома в школу 8.30 – 14.10 – уроки в школе 14.20 – возвращение из школы домой 14.30 – обед 15.00 – 16.30– прогулка, отдых, чтение, посещение кружков 16.30 – выполнение домашнего задания 18.00 – отдых 19.00 – ужин 21.00 – подготовка ко сну 22.00 – сон Приложение №2
|
Реферата вкр реферат Выпускная квалификационная работа по теме «Экологический... Выпускная квалификационная работа по теме «Экологический аудит котельного цеха тэц-1» содержит 137 страниц текстового документа,... | Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | ||
Урок повторения и обобщения знаний По теме «Взаимодействие тел» Урок проходит без вмешательства учителя, что даёт возможность учащимся оценить работу друг друга, задавать вопросы, исправлять неправильные... | Урок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка» Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового... | ||
Урок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения" Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии | Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | О бстановка с техногенными пожарами Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | ||
Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа Гост 32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» | Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа Гост 32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» | ||
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели... Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" | Урок алгебры в 7 классе по теме «Свойства степени с натуральным показателем» Актуализация, систематизация опорных знаний (устная работа, самостоятельная работа + самопроверка) | ||
Департамент образования и науки Тюменской области гаоу нпо то «пу №58» Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | Урока : урок обобщения и систематизации знаний и умений Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика» | ||
Научно-исследовательская работа в семестре. Выпускная квалификационная работа магистра Дисциплина «Экономика городского хозяйства» имеет практическую направленность и ведется в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении... |