Скачать 192.1 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА» Факультет послевузовского профессионального образования ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника Специальность 05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ Нальчик 2013 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение 1.Общие положения 2.Разделы программы 2.1. Общематематическая подготовка 2.2. Математическое моделирование 2.3. Численные методы 2.4. Комплексы программ 3.Список литературы 4. Перечень экзаменационных вопросов5. Рекомендации по выбору темы вступительного реферата и кандидатской диссертации 6. Требования к содержанию и оформлению вступительного реферата ВВЕДЕНИЕ Программа адресована соискателям, ведущим исследования в рамках специальности 05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ», и раскрывает содержание формирующих ее научных дисциплин. Овладение предлагаемым теоретическим материалом закладывает методологию поиска решений в выбранных областях знаний и создает условия для целенаправленной подготовки и успешной сдачи вступительного экзамена. Основные разделы программы структурированы таким образом, чтобы помочь соискателю освоить необходимый материал. Сдача вступительного экзамена позволяет соискателю принять участие в конкурсе для поступления в аспирантуру. Программа составлена в соответствии с паспортом научных специальностей.
Вступительный экзамен позволяет провести проверку базовых знаний и творческих способностей соискателя к самостоятельному ведению научных исследований по выбранному направлению. Настоящая программа ориентирует на изучение численных методов, конкретной области и специальной темы будущего диссертационного исследования. Программа содержит рекомендуемую к изучению литературу, а также демоверсию контрольных вопросов, входящих в экзаменационные билеты. Перед сдачей вступительного экзамена соискатель выполняет и сдает на кафедру реферат по выбранной теме диссертационного исследования. Оценивание реферата проводится по пятибалльной системе. Как свидетельство признания отличного исполнения задания, оценка «5» присваивается лишь в случае полного и глубокого раскрытия темы реферата. Соискатель, имеющий научные труды представляет заверенный список научных трудов. Это освобождает его от сдачи вступительного реферата. Далее приводятся вопросы по разделам математической теории и тематике исследований соискателя. На вступительном экзамене в аспирантуру по 05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ», соискатель должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом основ высшей математики, численных методов, математического моделирования и современного программирования. Соискатель также должен показать умение использования теории и методов математического моделирования для анализа прикладных задач и выбора методов их решения. Программу вступительных экзаменов по специальности можно получить в отделе аспирантуры. 2. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ2.1. Общематематическая подготовка Предел числовой последовательности. Свойства конечных пределов связанные с арифметическими действиями над переменными, а также с неравенствами. Бесконечно малые и бесконечно большие. Производные высших порядков. Формула Лейбница для n-ой производной от произведения двух функций. Сложные функции. Предел сложной функции. Правило замены переменной в операции перехода к пределу. Теорема о непрерывности сложной функции. Верхняя нижняя границы числового множества и переменной величины. Обратные функции. Понятия о многозначных функциях. Дифференциал сложной функции; инвариантность формы дифференциала. Дифференциалы высших порядков сложной функции. Исследование функции. Теоремы Ферма, Коши, Лагранжа. Функции многих переменных. Непосредственное интегрирование. Формула Ньютона-Лейбница. Приближенное интегрирование. Несобственные интегралы. Признаки интегрируемости неотрицательных функций – вектор функции скалярного аргумента. Комплексные числа и комплексные функции. Формы представления комплексных чисел. Функции комплексной переменной. Интерполяционная формула Лагранжа. Многомерные векторы; скалярное произведение; ортогональность; базис. Матрицы; операции умножения, сложения и вычитания. Собственные векторы и собственные значения матрицы 2-го порядка. Линейные преобразования в пространстве n-измерений. Дифференцирование и интегрирование векторов и матриц. Знакочередующиеся ряды. Функциональные ряды. Дифференцирование интегрирование функциональных рядов. Степенные ряды. Теорема Абеля. Числовые и степенные ряды с комплексными членами. Ряд Фурье по произвольной ортогональной системе. Комплексная форма записи интеграла Фурье. Преобразование Фурье. Спектральная функция. Дифференциальные уравнения и их решения. Линейные уравнения высших порядков. Уравнения в полных дифференциалах. Дифференциальные уравнения высших порядков. Системы дифференциальных уравнений. Элементы операционного исчисления. Приложения к линейным дифференциальным уравнения с постоянными коэффициентами. Интегралы, зависящие от параметров; их интегрирование и дифференцирование. Случайные события и случайные события. Аксиоматическое определение вероятности события. Законы распределения и числовые характеристики случайных величин. Выборка и методы ее представления. Элементы корилляционной теории случайных векторов. Точечная и интервальное оценивание параметров распределения. Исследование операций и задачи искусственного интеллекта. Экспертизы и неформальные процедуры. Автоматизация проектирование. Распознавание образов. 2.2. Математическое моделирование Математическое моделирование как инструмент познания. Вариационные принципы. Универсальность математических моделей. Методы построения математических моделей на основе фундаментальных законов природы. Макросистемные модели. Методы исследования математических моделей. Устойчивость. Проверка адекватности математических моделей. Математические модели в научных исследованиях. Принцип максимума и теоремы сравнения. Метод Монте-Карло. Понятия о самоорганизации. Диссипативные структуры. Математические модели в различных областях: статистическая механика, экономика, биология и др. Методы математического моделирования измерительно-вычислительных систем. Модели динамических систем. 2.3. Численные методы Интерполяция функций. Интерполяционный многочлен Лагранжа для функции одной переменной. Остаточный член. Интерполяция многочленами. Кусочно-полиномиальная интерполяция. Сплайны. Метод Гаусса решения систем линейных алгебраических уравнений. Степенной метод вычисления собственных значений и собственных векторов матрицы. Понятия о квадратурных формулах для функции одной переменной. Метод итерации и метод Ньютона для решения систем нелинейных уравнений. Преобразование Фурье, Лапласа, Хаара и др. Градиентный метод минимизации функций нескольких переменных. Метод проекции градиента для минимизации с ограничениями. Достаточное условие сходимости. Метод Зейделя. Метод конечных разностей решения обыкновенных дифференциальных уравнений. Численные методы вейвлет-анализа. Вычислительный эксперимент. Принципы проведения вычислительного эксперимента. Модель, алгоритм, программа. 2.4. Комплексы программ Операционные системы. Функции и основные понятия. Определение термина «Процесс». Состояния процесса. Операции над процессами. Планирование и диспетчеризация процессов. Уровни планирования. Цели планирования. Приоритеты. Алгоритмы планирования. Управление памятью. Иерархия памяти. Архитектура и программные средства вычислительных сетей. Сетевые топологии. Локальные и глобальные сети. Стандарты в области локальных сетей. Метод множественного доступа с контролем несущей и обнаружением коллизий. Схема доступа к среде. Основные характеристики классических моделей иерархической, сетевой, реляционной. Объектно-ориентированная модель данных. Многомерная модель. Понятия электронного документа, электронной подписи. Администрирование баз данных. Понятие объектно-ориентированного интерфейса. Глобальный гипертекст в Internet/Intranet/ Понятие web-сервера на основе СУБД. Языки программирования высокого уровня. Пакеты прикладных программ. Языки программирования для задач искусственного интеллекта. Методы сортировки и анализ их характеристик: сортировка слиянием, сортировка пирамидой. Кэширование. Эквивалентность некоторых комбинаторных задач. 3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-ресурсы: http://vak.ed.gov.ru http://mon.gov.ru/work/nti/dok http://vak.ed.gov.ru/ru/help_desk/list http://lib.sfu-kras.ru/LPC/about/1.php http://vak.ed.gov.ru/ru/help_desk/list/. 4. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТЕМЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО РЕФЕРАТА И КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Соискатель самостоятельно выбирает тему вступительного реферата, которая должна отражать направление будущего диссертационного исследования. План вступительного реферата должен содержать основную идею темы, структуру и логику изложения. Его составление определяет направленность работы, актуальность, проблемность, исследовательский характер. Соискатель должен выполнить вступительный реферат по теме, раскрывающей суть его предстоящего диссертационного исследования в целом или его части. Вот почему тему вступительного реферата самостоятельно выбирает, формирует и реализует сам соискатель. Выбор темы диссертации имеет исключительно важное значение. При выборе темы необходимо учитывать общий стаж работы в избранной области знания, наличие творческих идей, опыт выступления в научных кружках или на семинарах с научными сообщениями и т.п. При выборе темы диссертации целесообразно: 1) предварительно просмотреть в библиотеке каталог защищенных диссертаций (авторефератов) и ознакомиться с уже выполненными работами; 2) продумать возможность пересмотра известных научных решений с точки зрения современных методов познания, новых теоретических позиций, исследования новых, существенных факторов, потребностей теории и практики функционирования объекта исследования. Помощь в выборе темы может также оказать ознакомление с аналитическими обзорами и научными статьями в периодической печати; консультации со специалистами-учеными и практиками, в ходе которых можно выявить значимые проблемы и вопросы в области приложения, еще не решенные и недостаточно изученные в теоретическом плане. 6. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВСТУПИТЕЛЬНОГО РЕФЕРАТА Поступающие в аспирантуру представляют реферат по самостоятельно выбранной теме, согласованной с кафедрой и по тематике, отвечающей профилю специальности (приложение 1). Вместо вступительного реферата могут быть представлены публикации автора. Эти публикации должны содержать разработку научных положений в области проблемы, относящейся к профилю специальности. Могут быть представлены одна или несколько публикаций в любых изданиях, включая статьи в журналах и сборников научных трудов вузов и НИИ. Если представляется несколько публикаций, то хотя бы одна из них ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть выполнена без соавторов. Учебные или методические работы в качестве вступительных рефератов принимаются только в том случае, если они имеют грифы Министерства образования и науки Российской Федерации. Автор должен показать свои знания по избранной теме, как по сути рассматриваемой проблемы, так и по методологии ее разработки. Одновременно следует отразить свой собственный опыт, полученный в процессе работы, а также желательно отразить зарубежный опыт в данной области исследования и практики. Главным при оценке реферата является его научный уровень, эрудиция автора в исследуемой проблеме, умение обобщать и анализировать литературные источники, статистический материал, передовой отечественный и зарубежный опыт. Объем реферата от 25 до 30 страниц текста 14 шрифтом через 1,5 интервала, поля – 2 см. Сверх этого объема представляется список использованной литературы и приложения. В реферате выделяются: введение, три раздела: 1 - общетеоретический, 2 - анализ имеющегося опыта в области, связанной с темой реферата, 3 - выводы и предложения, заключение. В конце реферата указывается список использованной литературы, а при необходимости включается и приложение. Во введении отражается актуальность темы исследования, цели и задачи работы, основные вопросы рассматриваемой проблемы. В первом разделе дается краткая характеристика теоретических и методологических аспектов темы реферата, указываются объекты исследования, источники информации, дается критический разбор трактовок, имеющихся в научной литературе, определяется позиция автора реферата. Во втором разделе освещаются практические аспекты проблемы управления, связанной с темой реферата, выделяются позитивные и негативные аспекты отечественной и зарубежной практики. Второй раздел должен выявить способности и навыки автора в части самостоятельной научной деятельности. Он должен по объему составлять до 2/3 всего реферата. В третьем разделе формулируются предложения, вытекающие из второго раздела. Анализируются сложившиеся тенденции, разрабатываются прогнозы. В заключение обобщаются и излагаются в краткой форме выводы, следующие из анализа исследуемых в работе проблем. В заключение не должно содержаться новых моментов, не рассмотренных в основной части работы. Объем заключения – 2-3 стр. Список литературы, используемый при подготовке реферата, должен включать не менее 10-15 источников. Рецензент представляет в отдел аспирантуры письменное заключение по реферату (в 2-х экземплярах с оценкой реферата по четырех балльной системе) и делает выводы о возможности допуска автора к поступлению в аспирантуру. Объем заключения до 2 страниц машинописного текста. Рецензент отмечает: уровень общетеоретических и специальных знаний автора по проблемам специальности; элементы новизны в тексте реферата (особенно в 3-ем разделе); степень самостоятельности автора в обобщении, анализе, в выработке рекомендаций; полноту использования информации; обоснованность выводов и предложений; уровень оформления реферата, стиль изложения. Отрицательные заключения должны иметь детальную обоснованную мотивировку с указанием конкретных недостатков. Реферат, оцененный положительно, защищается автором перед комиссией, назначаемой ректоратом. Публикации рецензируются и защищаются также как и вступительный реферат. При защите устанавливается степень самостоятельности написания реферата статьи или статей автором, уровень владения изложенным материалом; могут задаваться вопросы по использованной автором литературе. По результатам защиты реферата (статьи/ей) выставляется комплексная оценка, которая сообщается автору реферата. Реферат (статья/и) оценивается следующим образом: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. Критерием оценки являются: степень глубины разработки проблемы, степень самостоятельности сделанных выводов и предложений, уровень научно-исследовательского подхода к решению проблемы, широта использования литературных и практических материалов, редакционное оформление. Небрежно оформленный реферат, содержащий неисправленные опечатки и ошибки, плохо отредактированный, оценивается как неудовлетворительный, независимо от содержания и уровня раскрытия темы. |
Рабочая программа учебной дисциплины современные технологии математического... Специальность научных работников: 05. 13. 18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» | Рабочая программа учебной дисциплины современные технологии программирования... Специальность научных работников: 05. 13. 18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» | ||
Математическое моделирование термически нагруженных конструкций котельных агрегатов Специальность: 05. 13. 18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ | Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной... Методы компьютерного моделирования. Статистическое моделирование Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: функциональный анализ, теория дифференциальных уравнений, теория управления,... | Разработка и исследование моделей поведения динамических объектов... Специальность: 05. 13. 18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ | ||
Построение и исследование дискретной математической модели безынерционных... Специальность: 05. 13. 18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ | Разработка алгоритмов поиска и обследования искусственных протяженных... Специальность: 05. 13. 18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ | ||
Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе Настоящая программа адресована соискателям ученой степени кандидата юридических наук, ведущим исследования в рамках специальности... | Программа для аспирантов специальности 05. 13. 18 «Математическое... ... | ||
Доклад ронжина Андрея Леонидовича по диссертационной работе «Разработка... «Разработка адаптивного метода робастного понимания слитной речи на основе интегральной обработки данных», представленной на соискание... | Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 090102 «Компьютерная... | ||
Фгбоу впо «сгэу» от 09. 11. 2012г. № Решение ученого совета Самарского... «Математическое моделирование», «Математические модели в финансовых операциях», «Методы оптимизации», «Экономико-математические методы... | Рабочая программа для студентов 010800. 62 специальности «Механика... Мосягин В. Е. Теория вероятностей, математическая статистика, случайные процессы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | ||
Экзаменационные вопросы интернет-курсов интуит (intuit): 218. Основы... Численные методы. Вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез,... | Дисциплина: Электрохимические методы исследований Программа учебного курса «Электрохимические методы исследования» составлена в соответствии со стандартом основной образовательной... |