Скачать 0.57 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра естествознания, математики и частных методик Естествознание УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ 050700.62 Направление «Педагогика», Профиль «Начальное образование» КРАСНОЯРСК 2011 УМКД составлен старшим преподавателем А.В. Бочаровым, Обсужден на заседании кафедры естествознания, математики и частных методик «_11_»__09________2008 г. Заведующий кафедрой к.б.н.., доцент Е.С. Панкова Одобрен научно-методическим советом специальности «_11»_09__________2008 г. Председатель НМСС Т.А. Стеганцева ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 050700.62 Педагогика
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2011/2012 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Изменен титульный лист в связи с изменением названия учредителя и названием образовательного учреждения Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры естествознания, математики и частных методик «_21 » __09__2011 г. Внесенные изменения утверждаю Заведующий кафедрой к.б.н., доцент Е.С. Панкова Декан факультета к.б.н., доцент Н.Б. Решеткова «_25_» __12___ 2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Естествознание» для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 050700.62 «Педагогика» профиль Начальное образование, Квалификация специалиста — Бакалавр педагогики состоит из следующих элементов: 1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение. 2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Естествознание». 3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Естествознание», который представлен различными упражнениями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам, перечнем географических объектов для самостоятельного изучения. 4. Вопросов к экзамену(очное) и зачету(заочное), которые являются итоговым контролем освоения студентом знаний в области теоретических основ и технологий начального образования по естествознанию. Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют. Данная дисциплина преподается как на очном, так и на ОНО отделении. Поэтому тематический план и учебно-методическая карта дисциплины предложены в двух вариантах. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления 050700.62 Педагогика, профиль Начальное образование, утверждён заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко «31» января 2005 г. Дисциплина «Естествознание» является частью дисциплин профильной подготовки, поэтому в ГОС ВПО предусмотрены обязательные дидактические единицы: Землеведение в системе географических дисциплин. Топография. Картография. Состав, строение, происхождение Солнечной системы. Гипотезы о происхождении Земли. Вращение земли вокруг оси. Обращение земли вокруг Солнца. Форма и размер Земли. Магнитосфера земли. Гравитационное поле. Геологическая история Земли. Минералы. Горные породы, полезные ископаемые. Полезные ископаемые своего региона. Глубинное строение Земли. Рельеф. Тектонические процессы. Литосфера. Атмосфера. Температурный режим. Климат. Погода. Гидросфера суши и океана. Водные ресурсы своего региона. Природные зоны Земли. Введение Цель данного курса как учебной дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о природе во всем ее многообразии; раскрыть взаимосвязи между организмами и окружающей средой, сформировать специальные компетенции в области естествознания и методике его преподавания, которые позволят молодому специалисту преподавать дисциплину «Окружающий мир» в начальных классах в соответствии с современными требованиями. Дисциплина реализует следующие основные задачи ООП:
В процессе изучения курса «Естествознание» студенты должны усвоить основные физико-географические понятия, изучить сущность главных процессов и явлений, происходящих в географической оболочке Земли, иметь четкое представление о взаимосвязях природных компонентов, комплексов, процессов и явлений, осознать необходимость рачительного использования естественных ресурсов нашей Родины. Студенты должны приобрести практические умения и навыки по наблюдению за явлениями природы, по выявлению особенностей природных объектов, изучению их строения и состава, по умению ориентироваться на местности, проведению простейших съемок участков местности, составлению простейших планов. Они должны научиться анализировать материалы наблюдений, давать описание наблюдаемым объектам и явлениям, составлять комплексные характеристики участков местности. Кроме того, студенты должны овладеть основными приемами учебной работы с географическими картами, образцами минералов и горных пород, метеоприборами, способами решения основных географических задач и упражнений. Они должны овладеть простыми методами определения и описания минералов и горных пород. Выполнение студентами этих требований к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым учебной программой, необходимо не только для квалифицированного преподавания в начальной школе, но и для интересного и полезного проведения внеклассной работы с учениками. В результате изучения материала курса студент должен знать:
Студент должен уметь:
Курс дисциплины «Естествознание» на очном отделении рассчитан на 70 часов, из которых 30– аудиторные занятия. Курс дисциплины «Естествознание» на заочном отделении рассчитан на 119 часов, из которых 18– аудиторные занятия. Полученные в процессе изучения землеведения знания и умения понадобятся при дальнейшем изучении таких дисциплин, как концепции современного естествознания, методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир». Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Земля во Вселенной Тема 1. Земля и Вселенная. Галактика и метагалактика. Солнечная система и место Земли в ней. Солнечная система, ее состав и строение. Современные представления о происхождении Солнечной системы. Солнце. Солнечное излучение. Циклы солнечной активности и их влияние на земные процессы. Гипотезы о происхождении Солнечной системы. Солнце и Луна и их влияние на процессы, происходящие на Земле. Достижение науки в изучении космоса. Тема 2. Общая характеристика Земли как планеты. Форма и размеры Земли. Развитие представлений о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Земля как сфероид и геоид. Размеры Земли. Географическое значение формы и размеров Земли. Движение Земли. Осевое вращение Земли. Доказательства осевого вращения Земли. Географические следствие осевого вращения Земли. Сутки звездные, истинно солнечные и среднесолнечные. Время местное, поясное и декретное. Движение Земли вокруг Солнца: орбита, скорость движения, положение земной оси в пространстве и относительно Солнца. Географические следствия орбитального движения Земли. Смена времен года. Пояса освещенности. Календарь. Модуль 2. Оболочки Земли Тема 1. Литосфера. Физические свойства Земли, Внутреннее строение Земли. Сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли. Земная кора, мантия, ядро их строение, происхождение. Значение происходящих в этих оболочках процессов для формирования и развития Земли. Магнитные свойства Земли. Магнитосфера. Значение земного магнетизма. Возраст Земли. Абсолютный и относительный возраст Земли. Методы определения возраста Земли. Космогонический и геологический возрасты Земли. Геологическое летоисчисление. Тема 2. Рельеф Земной поверхности. Главные факторы рельефообразования. Внутренние процессы и их влияние на рельеф Земли. Тектонические движения земной коры. Основные структурные зоны земной коры: платформы и геосинклинали. Землетрясения и вулканизм. Внешние процессы и их влияние на рельеф Земли, источники энергии. Формы рельефа земной поверхности. Рельеф океанического дна. Главные формы рельефа материков. Горы . Равнины. Особенности рельефа окрестностей Красноярск. Тема 3. Атмосфера – состав и значение. Атмосфера Земли. Защитная роль атмосферы. Состав атмосферы. Строение атмосферы. Солнечная радиация. Виды солнечной радиации. Значение солнечной радиации для Земли. Температура. Температура воздуха. Вода в атмосфере. Испарение и испаряемость. Основные характеристики влажности воздуха. Конденсация и сублимация водяных паров на земной поверхности. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Тема 4. Атмосфера. Общая циркуляция атмосферы. Давление атмосферы. Причины давления атмосферы, единицы измерения атмосферного давления. Циркуляция атмосферы. Ветер. Причины возникновения особенности действия ветра. Погода. Климат. Типы климата. Климат Красноярска и его окрестностей. Тема 5. Гидросфера – происхождение и состав. Мировой океан Понятие о гидросфере, её состав. Вода. Физические и химические свойства пресной воды и их роль в географической оболочке. Происхождение воды. Круговорот воды на Земле и его роль в тепло и влагообмене на нашей планете. Охрана вод. Мировой океан. Состав и свойства океанической воды. Течения в мировом океане и их географическое значение. Жизнь в Мировом океане. Ресурсы Мирового океана. Значение Мирового океана в географической оболочке. Тема 6. Гидросфера – воды суши. Подземные воды. Роль подземных вод в природе и в жизни человека. Реки. Величайшие реки мира. Значение рек в природе и в жизни человека. Малые реки окрестностей Красноярска. Озёра. Значение озёр в природе и в жизни человека. Болота. Значение болот в природе и в жизни человека. Тема 7. Биосфера – состав и строение. Современные представления о биосфере как составной части географической оболочки. Состав и границы биосферы. Возникновение и развитие жизни на Земле. Роль живых организмов в географической оболочке. Жизненные сообщества организмов. Тема 8. Биосфера. Круговорот веществ в природе. Почва. Состав почвы. Факторы почвообразования: организмы, рельеф, горные породы, климат, время. Почвы окрестностей Красноярска. Географическая зона. Географические зоны России. Характеристика зон. Использование и охрана природных ресурсов зон России. Природные комплексы окрестностей Красноярска. Роль природы и ее ресурсов в развитии общества. Влияние человека на окружающую среду. Система природопользования в России Тематический план изучения дисциплины «Естествознание» по направлению 050700.62 «Педагогика», профиль «Начальное образование» (очная форма обучения)
|
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Детская практическая психология», квалификация — бакалавр | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Управление дошкольным образованием», квалификация — бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по... | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика» Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины направление «Педагогика» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Педагогика Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... |