Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика»
страница1/6
Дата публикации29.10.2014
Размер0.57 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Математика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра естествознания, математики и частных методик




Естествознание

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
050700.62 Направление «Педагогика», Профиль «Начальное образование»

КРАСНОЯРСК 2011

УМКД составлен старшим преподавателем А.В. Бочаровым,

Обсужден на заседании кафедры естествознания, математики и частных методик

«_11_»__09________2008 г.
Заведующий кафедрой

к.б.н.., доцент Е.С. Панкова
Одобрен научно-методическим советом специальности

«_11»_09__________2008 г.
Председатель НМСС Т.А. Стеганцева

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 050700.62 Педагогика



Наименование дисциплине, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Решение (протокол №, дата)

Естествознание

Естествознания, математики и частных методик







лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2011/2012 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Изменен титульный лист в связи с изменением названия учредителя и названием образовательного учреждения
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

естествознания, математики и частных методик
«_21 » __09__2011 г.

Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой к.б.н., доцент Е.С. Панкова

Декан факультета к.б.н., доцент Н.Б. Решеткова

«_25_» __12___ 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Естествознание» для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 050700.62 «Педагогика» профиль Начальное образование, Квалификация специалиста — Бакалавр педагогики состоит из следующих элементов:

1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение.

2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы

и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Естествознание».

3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Естествознание», который представлен различными упражнениями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам, перечнем географических объектов для самостоятельного изучения.

4. Вопросов к экзамену(очное) и зачету(заочное), которые являются итоговым контролем освоения студентом знаний в области теоретических основ и технологий начального образования по естествознанию.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют.

Данная дисциплина преподается как на очном, так и на ОНО отделении. Поэтому тематический план и учебно-методическая карта дисциплины предложены в двух вариантах.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления 050700.62 Педагогика, профиль Начальное образование, утверждён заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко «31» января 2005 г.

Дисциплина «Естествознание» является частью дисциплин профильной подготовки, поэтому в ГОС ВПО предусмотрены обязательные дидактические единицы:

Землеведение в системе географических дисциплин. Топография. Картография. Состав, строение, происхождение Солнечной системы. Гипотезы о происхождении Земли. Вращение земли вокруг оси. Обращение земли вокруг Солнца. Форма и размер Земли. Магнитосфера земли. Гравитационное поле. Геологическая история Земли. Минералы. Горные породы, полезные ископаемые. Полезные ископаемые своего региона. Глубинное строение Земли. Рельеф. Тектонические процессы. Литосфера. Атмосфера. Температурный режим. Климат. Погода. Гидросфера суши и океана. Водные ресурсы своего региона. Природные зоны Земли.

Введение

Цель данного курса как учебной дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о природе во всем ее многообразии; раскрыть взаимосвязи между организмами и окружающей средой, сформировать специальные компетенции в области естествознания и методике его преподавания, которые позволят молодому специалисту преподавать дисциплину «Окружающий мир» в начальных классах в соответствии с современными требованиями.

Дисциплина реализует следующие основные задачи ООП:

  1. обеспечивает приобретение системы знаний в области теоретических основ и технологий начального образования по естествознанию;

  2. способствует дальнейшему формированию экологической культуры студентов;

  3. осуществляет подготовку к ведению профессионально-педагогической деятельности в области естественнонаучных дисциплин в начальной школе.

В процессе изучения курса «Естествознание» студенты должны усвоить основные физико-географические поня­тия, изучить сущность главных процессов и явлений, происходящих в географической оболочке Земли, иметь четкое представление о взаи­мосвязях природных компонентов, комплексов, процессов и явлений, осознать необходимость рачительного использования естественных ре­сурсов нашей Родины. Студенты должны приобрести практические уме­ния и навыки по наблюдению за явлениями природы, по выявлению осо­бенностей природных объектов, изучению их строения и состава, по умению ориентироваться на местности, проведению простейших съемок участков местности, составлению простейших планов. Они должны нау­читься анализировать материалы наблюдений, давать описание наблю­даемым объектам и явлениям, составлять комплексные характеристики участков местности. Кроме того, студенты должны овладеть основными приемами учебной работы с географическими картами, образцами мине­ралов и горных пород, метеоприборами, способами решения основных географических задач и упражнений. Они должны овладеть простыми методами определения и описания минералов и горных пород. Выполнение студентами этих требований к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым учебной программой, необходимо не только для квалифициро­ванного преподавания в начальной школе, но и для интересного и полезного проведения внеклассной работы с учениками.

В результате изучения материала курса студент должен знать:

  • методологические и научные основы дисциплины «Естествознание»;

  • предмет, задачи и значение дисциплины;

  • основные физико-географические понятия;

  • основные процессы, происходящие в атмосфере, гидросфере, литосфере, их взаимосвязь и приспособленность к жизни в них растений и животных;

  • роль живого вещества в биосфере;

Студент должен уметь:

  • анализировать общегеографические и тематические карты, графики, диаграммы, картограммы;

  • работать с метеорологическими приборами, микроскопами, коллекциями горных пород, животных, гербариями растений и другими наглядными пособиями, которые могут быть использованы для изучения естествознания в начальной школе;

  • организовать и провести экскурсии в природу, в музей с младшими школьниками;

  • проводить наблюдения за явлениями природы;

  • изучать и описывать конкретные природные объекты и оформлять результаты наблюдений и практических работ;

  • владеть навыками работы с научной, учебной, научно-популярной литературой;

  • пользоваться определителями минералов, горных пород;

  • выявлять и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду;

  • использовать знания по естествознанию для формирования у младших школьников бережного отношения к природе и основ экологической безопасности поведения

Курс дисциплины «Естествознание» на очном отделении рассчитан на 70 часов, из которых 30– аудиторные занятия.

Курс дисциплины «Естествознание» на заочном отделении рассчитан на 119 часов, из которых 18– аудиторные занятия.

Полученные в процессе изучения землеведения знания и умения понадобятся при дальнейшем изучении таких дисциплин, как концепции современного естествознания, методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль 1. Земля во Вселенной
Тема 1. Земля и Вселенная.

Галактика и метагалактика. Солнечная сис­тема и место Земли в ней. Солнечная система, ее состав и строение. Современные представления о происхождении Солнечной системы. Солнце. Солнечное излучение. Циклы солнечной активности и их влияние на земные процессы. Гипотезы о происхождении Солнечной сис­темы. Солнце и Луна и их влияние на процессы, происходящие на Земле. Достижение науки в изучении космоса.
Тема 2. Общая характеристика Земли как планеты.

Форма и размеры Земли. Развитие представлений о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Земля как сфероид и геоид. Размеры Земли. Географическое значение формы и размеров Земли. Движение Земли. Осевое вращение Земли. Доказательства осевого вращения Земли. Географические следствие осевого вращения Земли. Сутки звездные, истинно солнечные и среднесолнечные. Время местное, поясное и декретное. Движение Земли вокруг Солнца: орби­та, скорость движения, положение земной оси в пространстве и отно­сительно Солнца. Географические следствия орбитального движения Земли. Смена времен года. Пояса освещенности. Календарь.
Модуль 2. Оболочки Земли
Тема 1. Литосфера.

Физические свойства Земли, Внутреннее строение Земли. Сейсмический метод изучения внут­реннего строения Земли. Земная кора, мантия, ядро их строение, происхождение. Значение происходящих в этих оболочках процессов для формирования и развития Земли. Магнитные свойства Земли. Магнитосфера. Значение земного магнетизма. Возраст Земли. Абсолютный и относительный возраст Земли. Ме­тоды определения возраста Земли. Космогонический и геологический возрасты Земли. Геологическое летоисчисление.
Тема 2. Рельеф Земной поверхности.

Главные факторы рельефообразования. Внутренние процессы и их влияние на рельеф Земли. Тектонические движения земной коры. Основные структурные
зоны земной коры: платформы и геосинклинали. Землетрясения и вулканизм. Внешние процессы и их влияние на рельеф Земли, источники энергии. Формы рельефа земной поверхности. Рельеф океанического дна. Главные формы рельефа материков. Горы . Равнины. Особенности рельефа окрестностей Красноярск.
Тема 3. Атмосфера – состав и значение.

Атмосфера Земли. Защитная роль атмосферы. Состав атмосферы. Строение атмосферы. Солнечная радиация. Виды солнечной радиации. Значение солнечной радиации для Земли. Температура. Температура воздуха. Вода в атмосфере. Испарение и испаряемость. Основные характеристики влажности воздуха. Конденсация и сублимация водяных паров на земной поверхности.

Туман. Облака. Атмосферные осадки.
Тема 4. Атмосфера. Общая циркуляция атмосферы.

Давление атмосферы. Причины давления атмосферы, единицы изме­рения атмосферного давления. Циркуляция атмосферы. Ветер. Причины возникновения особенности действия ветра. Погода. Климат. Типы климата. Климат Красноярска и его окрестностей.
Тема 5. Гидросфера – происхождение и состав. Мировой океан

Понятие о гидросфере, её состав. Вода. Физические и химичес­кие свойства пресной воды и их роль в географической оболочке. Происхождение воды. Круговорот воды на Земле и его роль в тепло и влагообмене на нашей планете. Охрана вод. Мировой океан. Состав и свойства океанической воды. Течения в мировом океане и их географическое значение. Жизнь в Мировом океане. Ресурсы Мирового океана. Значение Мирового океана в географической оболочке.
Тема 6. Гидросфера – воды суши.

Подземные воды. Роль подземных вод в природе и в жизни человека. Реки. Величайшие реки мира. Значение рек в природе и в жизни человека. Малые реки окрестностей Красноярска. Озёра. Значение озёр в природе и в жизни
человека. Болота. Значение болот в природе и в жизни человека.
Тема 7. Биосфера – состав и строение.

Современные представления о биосфере как составной части ге­ографической оболочки. Состав и границы биосферы. Возникновение и развитие жизни на Земле. Роль живых организмов в географической оболочке. Жизненные сообщества организмов.
Тема 8. Биосфера. Круговорот веществ в природе.

Почва. Состав почвы. Факторы почвообразования: организмы, рельеф, горные породы, климат, время. Почвы окрестностей Красноярска. Географическая зона. Географические зоны России. Характеристика зон. Использование и охрана природных ресурсов зон Рос­сии. Природные комплексы окрестностей Красноярска. Роль природы и ее ресурсов в развитии общества. Влияние человека на окружающую среду. Система природопользования в России

Тематический план

изучения дисциплины «Естествознание» по направлению 050700.62 «Педагогика», профиль «Начальное образование»

(очная форма обучения)


№ п/п

Название модулей и тем

Количество часов

Всего

Из них аудитор-ных

Лекции

Семи-нары

Лабора-торные

Самостоя

тель

ная работа

I

Земля во Вселенной

14

6

4

2

-

8

1

Земля и Вселенная

12

2

2

2

-

8

2

Общая характеристика Земли как планеты

2

2

2

-

-

-

II

Оболочки Земли

56

24

16

8

-

32

1

Литосфера

10

2

2

-

-

8

2

Рельеф земной поверхности

4

4

2

2

-

-

3

Атмосфера – состав и значение

10

2

2

-

-

8

4

Атмосфера. Общая циркуляция атмосферы

4

4

2

2

-




5

Гидросфера – происхождение и состав. Мировой океан

12

4

2

2

-

8

6

Гидросфера – воды суши

2

2

2

-

-

-

7

Биосфера – состав и строение

2

2

2

-

-

-

8

Биосфера. Круговорот веществ в природе

12

4

2

2

-

8




Итого

70

30

20

10

-

40


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Детская практическая психология», квалификация — бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Управление дошкольным образованием», квалификация — бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика»
Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление «Педагогика»

Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconПедагогика
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск