Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования,





Скачать 279.14 Kb.
НазваниеЗадача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования,
страница1/2
Дата публикации15.01.2015
Размер279.14 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Математика > Задача
  1   2
Текст выступления

«Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника»
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Он является мощным двигателем в обучении.

Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор.

Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения, и на всю личность школьника в целом.

Познавательный интерес – это соединение трех психических процессов, необходимых для развития личности:

  • интеллектуального,

  • волевого и

  • эмоционального.

Интеллектуальная деятельность проявляется:

  • активным поиском;

  • догадкой;

  • исследовательским подходом;

  • готовностью к решению задач.

Эмоциональные проявления сопровождают познавательный интерес: это:

  • эмоции удивления;

  • чувство ожидания нового;

  • чувство интеллектуальной радости;

  • чувство успеха.

Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:

  • инициатива поиска;

  • самостоятельность добывания знаний;

  • выдвижение и постановка познавательных задач.

Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.
В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней:

  • любопытство,

  • любознательность,

  • собственно познавательный интерес,

  • творческий интерес.

Любопытство – элементарная стадия познавательного интереса. Оно обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Это начальный толчок, появление интереса к чему-то новому. Однако он поверхностный, ситуативный, связан с переживаниями своего отношения к предмету в данный момент. Любопытство особенно характерно для младшего школьного возраста, 5 класса, затем поле его действия суживается.

Появляется более высокий уровень познавательного интереса – любознательность. Это – работа мысли, разбуженной случайным фактом. Это стремление к более глубокому анализу явлений действительности, к познанию новой неизвестной закономерности. Для любознательного при решении задачи исчезает время и пространство, такой интерес заставляет все глубже погружаться в определенную деятельность.

Теперь привлекательной для ученика становится сама деятельность. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие возможностей самостоятельной работы. Ученик становится субъектом деятельности. А познавательный интерес с уровня любознательности переходит на более высокий уровень собственно познавательного интереса.

Под творческим интересом понимают такой уровень познавательного интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Это, в основном, узкий интерес к определенной отрасли знаний, переходящий в профессиональный интерес.
В разные периоды жизни можно выделить предпочтительный уровень развития познавательного интереса, хотя переход с более низкого уровня на более высокий очень индивидуален.

У младших школьников этот интерес имеет яркую эмоциональную окраску. Это интерес к впечатлениям, описаниям, наблюдениям. Познавательный интерес подростков в значительной мере определяется новообразованием этого возраста – стремлением к взрослению, стремлением к самостоятельности. Познавательный процесс в этом возрасте, хотя не освободился еще от интереса к фабуле, но уже связан с желанием проникнуть в основание знаний, в существующие закономерности.

В старшем школьном возрасте многое в познавательном интересе остается от подросткового уровня. Но сам ученик меняется. Меняется направленность его интересов. Появляется острый интерес к человеку, к его предназначению, к сверстникам, к взрослым, к противоположному полу, к будущей специальности. Круг интересов становится шире, что обуславливает некоторое снижение познавательного интереса у старших школьников. Но, тем не менее, познавательный интерес оказывает значительное влияние на жизненные планы старших школьников, на выбор специальности.

Для рассмотрения практического вопроса создания условий для развития познавательного интереса, для его формирования у учащихся можно рассмотреть различные аспекты в структуре познавательного интереса. Их можно выделить три:

1) познавательный интерес как стимул, средство обучения;

2) познавательный интерес как мотив учебной деятельности;

3) познавательный интерес как устойчивая черта личности.

В первом случае, используются внешние средства активизации познавательной деятельности учащихся для привлечения непроизвольного внимания. Наличие ситуативного интереса определяется личностью учителя, взаимоотношениями между участниками образовательного процесса, педагогические техники привлечения внимания.

Более действенным, чем средство обучения, познавательный интерес проявляет себя как мотив деятельности. Учение приобретает активный, самостоятельный характер тогда, когда интерес проявляется в деятельности. По словам К.Д. Ушинского «приохотить» ребенка к учебе гораздо более достойное занятие, чем приневолить.

Высшим проявлением познавательного интереса является проявление его как качества личности. Постоянно имеющий место познавательный интерес, взаимодействуя со способами поведения, с различными сторонами личности, становится чертой характера. Такая черта характера определяет поисковую, творческую направленность любого вида познавательной деятельности, стремление к познанию внутренней сущности окружающих процессов.
Пути формирования познавательного интереса
При анализе влияния процесса обучения на познавательные интересы, выделяются два источника познавательных интересов:

  1. содержание учебного материала;

  2. организация познавательной деятельности учащихся, т.е. методы

и приемы, используемые учителем в обучении.
Содержание учебного материала

Внутри каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов (побудителей) познавательного интереса.

В группу стимулов, содержащихся в первом источнике, входят:

  • новизна содержания учебного материала;

  • практическая значимость содержания знаний;

  • историзм;

  • современные достижения науки.


Новизна содержания учебного материала – важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом школьники узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий.

У части детей сам факт познавания чего-либо неизвестного для них вызывает интерес. Для других – изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло их поразить, удивить, озадачить.

В результате проведенного мною опроса учащихся 5–9 классов выяснилось, что наиболее интересными для них с точки зрения содержания являются темы:

«Доли. Обыкновенные дроби»,

«Среднее арифметическое»,

«Проценты»,

«Круговые диаграммы», «Транспортир» (5 кл.),

«Признаки делимости на 9, на 3, на 11»,

«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»,

«Конус. Цилиндр. Шар»,

«Действия с положительными и отрицательными числами»,

«Координатная плоскость» (6 кл).

По мнению учащихся, на этих уроках они открыли для себя совершенно новые области знаний, поэтому стимул новизны здесь имел особенно большой эффект.
Практическая значимость содержания знаний

Другим стимулом интереса, заключенным в содержании учебного материала, является практическая значимость содержания знаний. Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос и реализуется обращением к практике.

Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. В своей работе я придерживаюсь этой рекомендации.

Например, изучение темы «Уравнение» (5 кл.) начинаю с демонстрации рисунка к следующей задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше – гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?»

К восприятию понятия НОД при изучении темы «Наибольший общий делитель» (6 кл) подвожу решением задачи: «Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты?»

Рассмотрение темы «Нахождение числа по его дроби» (6 кл) начинаю с задачи «Расчистили от снега 52 катка, что составляет 800 м2. Найдите площадь всего катка».

Урок «Параллельные прямые» (6 кл.) начала с демонстрации действия слесарного прибора рейсмуса, который предназначен для разметки прямой, параллельной краю деревянного бруска.

При изучении нового материала пытаюсь раскрыть его практическую значимость.

При изучении тем «Золотое отношение» (6 кл), «Симметрия» (8 кл) демонстрирую репродукции архитектурных сооружений и нерукотворных творений природы – листочки растений, цветы. Тем самым подвожу учащихся к мысли, что математика – это не только стройная система теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты.

При изучении некоторых тем школьники сами приводят примеры их применения в жизни. На вопрос «Где применяются проценты?» учащиеся отвечают: «В банковском деле», «в промышленности», «в сельском хозяйстве», «в науке».
Историзм

Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение и на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета.

Математика – наука не безымянная, необходимо знакомить их с именами людей, творивших науку.

Ознакомление с историей открытий способствует осознанию огромных трудностей научных поисков, поднимает престиж науки в глазах учащихся.

Разнообразные способы: доклады, сообщения, стендовая информация, рассказы об открытиях и нововведениях в процессе изучения материала.

Происхождение терминов. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведем несколько примеров, терминов вызвавших у учащихся особый интерес.

«Конус» – это латинская форма греческого олова «конос», означающего сосновую шишку.

«Сфера» – латинская форма греческого слова «сфайра» – мяч.

«Линия» происходит от латинского слова «линеа», образовавшегося от слова «Linum» – лён, льняная нить, шнур, верёвка.

«Трапеция» – латинская форма греческого слова «трапедзион» – столик. От этого же корня происходит слово «трапеза», означающее по-гречески стол.

«Цилиндр» – латинская форма греческого слова «кюлиндрос», означающего «валик», «каток».

При желании таких примеров можно отыскать много.


Еще больший интерес у учащихся вызывают следующие задания. Например, при изучении темы «Окружность и круг» (5 кл) сообщаю детям, что по-латински «радиус» – «спица колеса», и предлагаю им нарисовать радиус окружности. В 6 классе предлагаю учащимся нарисовать параллельные прямые после расшифровки, что по-гречески «параллелос» – это «идущий рядом».

Еще один вариант использования историзма на уроках математики – цитирование высказываний многих выдающихся людей (математиков, писателей, философов).

Стишки, которые позволяют запомнить различные постоянные, также вызывают интерес учащихся. Например, в старинном, с буквой «ять» стихотворении для запоминания цифр числа «?» («Пи») количество букв в каждом слове соответствует цифре в написании числа:

Кто и шутя и скоро пожелаетъ,

Пи узнать число, ужъ знаетъ.

Включения в урок математики элементов истории способствует укреплению познавательных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
Современные достижения науки

Важным стимулом, связанным с содержанием обучения, является также показ учащимся современных научных достижений. Учебные программы прослеживают весь путь истории, но движение современной науки стремительно.
Итак, были рассмотрены стимулы познавательного интереса, связанные с первым его источником — содержанием учебного материала. Переходим ко второму источнику познавательного интереса – организации познавательной деятельности учащихся.
Организация учебной деятельности
Традиционная система обучения в школе, которая до недавнего времени была доминирующей, построена в основном по принципу «слушай меня, повторяй за мной, делай, как я». Это в значительной мере относилось и к математике. При изучении математики ученикам обычно сообщались уже оформленные понятия, уже сформированные истины, уже готовые доказательства, а затем предлагались задачи, для решения которых достаточно лишь применить известные факты. Без ответа оставался извечный вопрос любопытствующего: «А всё-таки, почему же именно так?" Следствиями такого обучения явились пассивность учащихся, леность ума, зубрежка, перегрузки, непрочные знания.

В последнее время всё чаще в школьной практике стали применять элементы развивающего обучения, согласно которому учитель не должен преподносить ученикам истину, а учить её находить.

Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Рассмотрю следующие стимулы, порождённые этим источником:

  • проблемное обучение;

  • практические работы исследовательского характера;

  • творческие работы;

  • специальные приемы учителя: наглядность, занимательность и др.


Проблемное обучение

Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

С.Л.Рубинштейн
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.

Э. Кант
Проблемная ситуация в педагогике – создание жизненного или учебного затруднения, возникающего у учащегося, когда он понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. Эта ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности.

Основные методические приемы создания проблемной ситуации в обучении математике

1. Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения.

2. Использование с той же целью задач межпредметного, прикладного, профессионального и т.п. характера.

3. Использование исторического или занимательного материала (фактов биографии математиков, математических фокусов и т.п.).

4. Организация практической работы исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к эмпирическим выводам, требующим теоретического обоснования.

5. Исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.

Приведем несколько конкретных примеров создания проблемных ситуаций.

Перед доказательством теоремы Пифагора (8 кл.) создается проблемная ситуация с помощью задачи индийского математика ХII века Бхаскары.

На берегу реки рос тополь одинокий.

Вдруг ветра порыв его ствол надломал.

Бедный тополь упал. И угол прямой

С теченьем реки его ствол составлял.

Запомни теперь, что в этом месте река

В четыре лишь фута была широка

Верхушка склонилась у края реки.

Осталось три фута всего от ствола,

Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:

У тополя как велика высота?


Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся приходят к выводу, что нужно найти гипотенузу по двум известным катетам. Возникает проблема: как это сделать?

Для решения этой проблемы организуется практическую работу исследовательского характера, учащимся предлагается задание по рядам: постройте прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 и измерьте гипотенузу. Результаты занесите в таблицу.


а

12

6

8

b

5

8

15

с

13

10

17


Затем учащимся предлагаю выразить формулой зависимость между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольниках. Школьники выдвигают свои гипотезы, которые обсуждаются.

После установления зависимости между сторонами прямоугольного треугольника эмпирический вывод требует теоретического обоснования, т.е. доказывается теорема Пифагора.

Разрешение проблемной ситуации может занять несколько минут, а может быть весь урок построен в виде проблемной беседы, когда решаются от 2 до 5 вытекающих друг из друга проблем.

Вот примеры совсем небольших проблем-вопросов: «Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?», «Как можно объяснить название «развернутый угол»?» (7 кл.), «В Древнем Египте после разлива Нила требовалось восстановить границы земельных участков, для чего на местности необходимо было уметь строить прямые углы. Египтяне поступали следующим образом: брали веревку, завязывали на равных расстояниях узлы и строили треугольники со сторонами, равными 3, 4 и 5 таких отрезков. Правильно ли они поступали?» (8 кл.).

Проблемное обучение обеспечивает связь с жизнью, практикой, делает процесс обучения динамичным. Проблемное обучение способствует появлению у школьников таких состояний, которые свойственны познавательному интересу: удивлению, озадаченности, интеллектуальная активность, эмоциональная приподнятость.

Проблемные ситуации вызывают ощущение трудности, что ставит учеников перед необходимостью мобилизовать свои знания для ее преодоления. А это снова проявление, характерное для состояния интереса.
Практические работы исследовательского характера

Передовым педагогически опытом доказано, что многообразие форм самостоятельных работ, их сменяемость стимулируют активную деятельность учащихся, в них преобладает репродуктивный вид деятельности школьников.

На познавательный интерес наиболее успешно влияют самостоятельные работы поискового и исследовательского характера. Такими видами деятельности являются практические работы с элементами исследования.

Приведем несколько примеров практических работ учащихся по математике.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью моей работы является выявление приёмов и методов формирования и развития познавательных интересов учащихся к математике на...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconЗадача нашего доклада попытка ответить на вопросы об эффективности...
Какие у неё потребности, чего она достигла. Только с вашей помощью мы сможем вместе осуществить планы по развитию школы
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconИзучение возможностей современных педагогических технологий (спт),...
Мотивация познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconВикторина по сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал».
Цель: создание условий для обобщающего повторения, расширения и углубления читательского кругозора, познавательных интересов, индивидуальных...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconМетодические и организационные аспекты использования пмк модели организации...
Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconВ 2012-2013 учебном году школа работала над реализацией цели создание...
В 2012-2013 учебном году школа работала над реализацией цели – создание условий для развития познавательных интересов школьников...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconЗадачи: расширение знаний о космосе; активизация познавательных интересов
Цель: развитие самостоятельности, познавательной и творческой активности, создание возможностей для самореализации ребят
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconИсследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
Вопросник состоит из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющих собой...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconКонкурс- разминка «Знаешь ли ты?»
Развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по русскому языку и литературе
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconТема: «Решение составных уравнений»
Но вы еще не все виды уравнений рассматривали и поэтому сегодняшний урок посвятим пополнению своих знаний об уравнениях, как вы будете...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моделями организации учебного процесса с использованием эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Очень важно понимать, насколько необходимо деловое сотрудничество учащихся и учителей со школьной скамьи. Очень необходимо понять:...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема актуальна т к понятие свобода и выбор своих действий, поступков не всегда понимается детьми правильно. Необходимо показать,...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Помочь ученику может только более опытный и умный товарищ- учитель. Курс этот поможет и ученику, который продолжит свое обучение...
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, iconМуниципальное автономное образовательное учреждение города Костромы
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск