Урок русского языка в 11 классе





Скачать 204.19 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 11 классе
Дата публикации29.07.2013
Размер204.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Бойко Л.В., учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 39 пос. Дальнее Поле Песчанокопского р-на Ростовской обл.
Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Способы выявления и формулировки проблемы в сочинении на ЕГЭ»

Цель урока: научить выявлять проблему в тексте, формулировать ее и излагать письменно.

Задачи урока:

образовательные:

  1. познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;

  2. формировать умение выявлять проблему текста;

  3. формировать умение формулировать проблему;

развивающие:

  1. развитие логического мышления, речи;

  2. развитие творческих способностей;

воспитательная:

  1. воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.

Тип урока: развитие речи

Аннотация.

На представленном уроке формируются навыки написания той части сочинения, в которой выпускник должен выявить проблему в предложенном тексте, сформулировать ее и записать. Урок сочетает в себе различные задания таким образом, чтобы оптимально решить поставленные задачи: необходимая словарная работа, предупреждение грамматических ошибок, повторение видов проблем, построение алгоритма поэтапных действий формулировки проблемы, тренировочные тесты и контроль знаний.

Ход урока

1 этап. Организационный момент

Цели и задачи для учителя

Цели и задачи для уч-ся

Методы и приемы

Формирование УУД

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока

Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока

Беседа

Личностные УУД: освоить роль ученика, формировать интерес (мотивацию) к учению

Регулятивные УУД: организовать свое рабочее место (самоконтроль)

Учитель: проверьте свою готовность к уроку.

- Готовясь к экзаменационному сочинению, мы составили план этой подготовки. Один урок согласно плану уже прошел. Чему мы научились?

Ученики: мы познакомились со структурой сочинения, узнали разные способы написания вступления к сочинению, упражнялись в написании вступления

Учитель: каков следующий этап? Чему посвятим сегодняшнее занятие?

Ученики: следующий этап – выявление и формулирование проблемы. Этому мы сегодня и будем учиться.

Учитель: какие задачи поставим перед собой?

Знать: что такое проблема, типы проблем.

Уметь: выявлять и формулировать проблему текста

Это общие задачи, а теперь сформулируйте задачи для себя, исходя из личного опыта, умений и навыков.

(это может выглядеть так)

1.Я знаю, что такое проблема текста и представляю, как ее формулировать. Но я не уверен в своем умении и мне нужны подробные инструкции при выполнении заданий урока.

2.Я хотел бы научиться способам выявления проблемы.

3.У меня не всегда получается выразить свою мысль письменно, поэтому мне хотелось бы пользоваться речевыми клише.

4.Я считаю, что достаточно хорошо владею приемами формулирования проблемы, но мне не хватает практики. Поэтому хотелось бы поработать с большим количеством текстов.
Запись числа и темы.
2 этап. Проверка выполнения домашнего задания

Цели и задачи для учителя

Цели и задачи для уч-ся

Методы

и

приемы

Формирование УУД

Критерии достиже-ния целей

и задач

Определение

Возможных дей-

ствий учителя в случае если не

удастся достичь поставленных целей

Методы организации совместной деятель-ности уч-ся

Методы

стимулирова-ния учебной активности

уч-ся в ходе опроса

Оценива-ние ответов уч-ся в ходе опроса

Проверить уровень усвоения теоретического материала; выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Усвоить теоретический материал; уметь выявлять и устранять обнаруженные ошибки

Фронталь-ный опрос, взаимо-контроль, вопросы

Познавательные:

работать с информацией, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собствен-ное мнение и аргументировать его

Коммуникативные

Осознанно строить рече-вые высказывания, реф-лексия своих действий

Регулятивные:

Осуществляют контроль

Показате-ли хоро-шего ус-воения: правиль-но рассказал и привел примеры

Вопросы, позволяющие понять причины ошибок, совместная работа на дополнительном материале; предложить еще раз выполнить это задание дома

Взаимо-проверка

Стимулирова-ние через баллы, словесное поощрение

Оценка в конце урока по рейтенгу

Учитель: какой результат мы должны получить, проверив домашнее задание?

(должны показать, что правильно поняли теоретический материал: виды проблем и возможные проблемные вопросы)

Учитель: что является показателем хорошего усвоения учебного материала?

(убедительность, умение приводить примеры)

Учитель: что же такое проблема?

Ученики: это вопрос, требующий исследования, разрешения. Например, проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Способ проверки домашнего задания: продолжи ответ одноклассника, находящегося у доски.

Учитель: напишите на доске, какие виды проблем вам известны и назовите возможные проблемные вопросы

философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления; (добро и зло, ...)

социальные касаются устройства и жизни общества; (взрослые и дети, ...)

политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп; (проблема власти, ...)

экологические отражают взаимодействие человека и природы; (влияние человека на природу, ...)

нравственные (этические) связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения; (любовь в жизни человека ...)

семейные касаются семейных взаимоотношений; (отцы и дети, ...)

Как ты проверишь, понял ли одноклассник материал?

3 этап. Изучение нового материала

Цели и задачи для учителя

Цели и задачи

для уч-ся

Формирование УУД

Формы и

методы

изложе-

ния нового учебного материала

Формы и

методы организа-

ции инд.

и группо-

вой дея-тельности

Критерии, позволяю-

щие опреде-

лить степень усвоения уч-ся нового уч. материала

Критерии определе-

ния уровня внимания

уч-ся к уч. материалу

Методы стимули-рования

уч. актив-

ности

уч-ся

Реагирова-ние на ситу-ации, когда часть уч-ся не освоила новый уч. материал

Предметные: корректи-рует составление алгорит-ма действий по выявле-нию проблемы, представ-ляет клише, организует необходимую работу с предложениями, отвечает на вопросы, контролиру-ет правильность ответов

Метапредметные:

развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала

Личностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта

Коммуникативные:

учить вести диалог, слушать и слышать собеседника

Регулятивные: учить контролировать свое поведение

Составляют алгоритм,

задают

вопросы,

работают с текстами по алгоритму, записывают формулиров-ку. Корректи-

руют предло-

жения,

знакомятся

с клише.


Познавательные:

определение проблемы текста

Коммуникативные

умение отвечать на вопросы, находить нужную информа-цию в тексте, участ-вовать в диалоге, со-блюдать нормы ре-чевого этикета, слу-шать и понимать речь других

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль

Личностные: работать в группе, видеть разницу двух заявленных точек зрения и присоединяться к одной из них

Постановка проблемы, исследова-

ние, кол-

лективное обучение

Состав

группы: сильные,

слабые.

Взаимо-проверка.

Дети ра-

ботают,

учитель наблюдает

и коррек-

тирует

Правильность выполнения заданий,

умение объяснить

способ

действия,

ответы на вопросы

Учащиеся отвечают

на вопросы

и задают вопросы

сами

Словесное поощрение, одобрение; рейтинговая система оценивания

Еще раз проговорить правило, способ действия; спросить сначала сильных детей, потом слабых


Чтобы четко знать, какие действия предстоит выполнить при выявлении проблемы, давайте составим алгоритм поэтапных действий. (Один ученик записывает на доске, остальные устно участвуют в составлении алгоритма)

Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например: Что делать, когда очень одиноко?

Если проблема открыто не заявлена,

  1. Прочтите текст и выявите основную мысль текста.

  2. Запишите ее в виде законченного предложения.

  3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

  4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Алгоритм в распечатанном виде раздается ученикам.

Выявление проблем в тексте

У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В.Солоухин)

- Какова роль детства в жизни человека?

- Почему все, что связано с детством, представляется прекрасным?

- Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

Этап формулировки проблемы.

– Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:

  1. проблема какая (в виде повествовательного предложения, сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;

  2. формулировка в виде вопроса (кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения): каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?

- Чтобы быстро и правильно сформулировать и записать предложение о проблеме, мы воспользуемся речевыми клише, которые обеспечивают наиболее легкий, экономичный и точный путь передачи информации.

Знакомство с типовыми конструкциями (клише) для формулировки проблемы. Клише в распечатанном виде раздаются ученикам.

Типовые конструкции

- Автор размышляет над проблемой...

- Автор текста затрагивает проблему...

- В центре внимания автора проблема...

- В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...

- Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме...

- Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой... - (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой...

- Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

Прежде чем вы начнете самостоятельно формулировать проблему, давайте попытаемся предупредить возможные грамматические ошибки.

Редактирование предложений. Коллективная комментированная работа и проверка. Распечатанные карточки с предложениями раздаются ученикам.

1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.

2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

3.Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.

4.Автор поднимает проблему о преодолении лишений.

5.Как преодолеть подстерегающие лишения человека?

6. Как получить искусство сносить лишения?

7.Прочитав текст, я вижу проблему человечности.

8.Одна из проблем автора, на мой взгляд, о том, что многие дети не читают.

9.Ознакомясь с текстом, я поняла его проблему…
4 этап. Этап закрепления учебного материала

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Формулирование проблемы.

Задание: прочитайте текст.

Пробочное воспитание.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?

(Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)

Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?

(Воспитание молодого поколения.)

Какие вопросы волнуют автора?

(Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)

Сформулируйте проблему письменно

  1. автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;

  2. каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?

Работа с текстом.

Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней. Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!»

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

Это сделала все я одна!

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати — в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

(По А.И. Солженицыну)

В книге Солженицына приводится много историй людей, несправедливо обвинённых в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы во времена правления Сталина. Какие же проблемы можно выделить в приведённом фрагменте?

(Во-первых, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребёнку в тоталитарном государстве.)

Попробуйте сформулировать её в виде вопроса. (Почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?)

Во-вторых, вспомните, что героиня, как и вся её семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, какую ещё автор поднимает проблему? (Проблема свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).)

В-третьих, история Зои – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Какая проблема? (Проблема духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).)

Каждая из этих проблем может стать основой для написания сочинения. И всё же в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

Что вы хотели бы уточнить? Задайте вопросы.

Контроль и самоконтроль знаний.

Цель: выявление качества уровня усвоения знаний и способов действий

Возможные методы и приемы выполнения: разноуровневая самостоятельная работа с текстом; конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи
Сформулируйте и запишите проблему текста.

Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или из университета, умылись, переоделись, пообедали – и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестренки, отвести ее в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о ее самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми ее проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодежь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики… (По В.Харченко)
Задания дифференцируются (готовые формулировки для слабых – найди правильный ответ)

1)Проблема дружбы

2)Проблема отношения к дому, к домашним делам

3)Проблема интеллигентности человека

4)Проблема отношений между членами семьи

Коррекция знаний и способов действий

Цель: проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Спросите о том, что вы не поняли.

Что хотели бы выяснить при повторной работе над темой?
А сейчас подведите итог своей работе на уроке, удалось ли вам выполнить те задачи, которые перед собой ставили

Для осуществления итоговой рефлексии учащимся предлагаются ориентировочные вопросы в зависимости от той цели, которую они перед собой ставили.

  1. Оцените то, как вы справились с заданием: удовлетворительно; хорошо; отлично.

  2. Выполнение задания по инструкции было для вас делом: легким; трудным; вызвало некоторые затруднения.

  3. Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока: да, целиком; да, почти; нет, не достиг.

  4. Оцените саму постановку цели. Поставленная цель оказалась: невыполнимой; слишком простой; не была конкретной, поэтому невозможно оценить ее достижение; реальной.

  5. Как вы оценили свои силы при выборе задания: завысил; занизил; угадал свои силы.

  6. Какие трудности возникли при выполнении задания: формулировки в инструкции были непонятны; нужна была более подробная инструкция; формулировки были слишком подробные; трудностей не возникло.

  7. При выполнении задания по инструкции вы: получили новую информацию; получили полезную информацию; не узнали ничего нового.

  8. Сегодня на уроке я впервые узнал про …

  9. После урока мне захотелось более подробно узнать о …


5 этап. Задание на дом

Цели для учителя

Цели для учащихся

Критерии успешного выполнения д/з

Методы и приемы выполнения

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Д/з позволяет самим выбрать уровень сложности. Это даст возможность уч-ся самим оценить свои силы в изучении ново-го материала, а также развить свои творческие способности

Умение правильно опре-делять и формулировать проблему текста

Два уровня д/з: стандартный минимум, повышенной сложности


(По учебному пособию Н.А.Сениной «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ»)

1.Упр.2 стр.15 – определение проблемы (с вариантами ответов)

2.Упр.13 стр.22 – отредактировать формулировки проблем, предложенные учащимися

3.Упр.14 стр.23 – самостоятельно сформулировать и записать проблему текста

Учащимся предоставляется возможность выбора уровня сложности и объема домашнего задания

Подведение итогов урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Возможные методы и приемы выполнения: сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися:

– Своей работой на уроке я…

– Материал урока мне был…
– Домашнее задание мне кажется

коротким / длинным
понятным / непонятным
полезным / бесполезным
интересным/ скучным
легким / трудным

Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например: Что делать, когда очень одиноко?

Если проблема открыто не заявлена,

  1. Прочтите текст и выявите основную мысль текста.

  2. Запишите ее в виде законченного предложения.

  3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

  4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста


Текст № 1

У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В.Солоухин)
Типовые конструкции

- Автор размышляет над проблемой...

- Автор текста затрагивает проблему...

- В центре внимания автора проблема...

- В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...

- Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме...

- Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой... - (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой...

- Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Редактирование предложений.

1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.

2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

3.Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.

4.Автор поднимает проблему о преодолении лишений.

5.Как преодолеть подстерегающие лишения человека?

6. Как получить искусство сносить лишения?

7.Прочитав текст, я вижу проблему человечности.

8.Одна из проблем автора, на мой взгляд, о том, что многие дети не читают.

9.Ознакомясь с текстом, я поняла его проблему…
Варианты ответов к контрольному заданию

1)Проблема дружбы

2)Проблема отношения к дому, к домашним делам

3)Проблема интеллигентности человека

4)Проблема отношений между членами семьи
Текст № 2 Пробочное воспитание.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

Текст № 3

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!»

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

Это сделала все я одна!

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати — в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

(По А.И. Солженицыну)

Текст № 4

Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или из университета, умылись, переоделись, пообедали – и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестренки, отвести ее в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о ее самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми ее проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожданные задушевные разговоры, и молодежь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики… (По В.Харченко)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 11 классе iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Урок русского языка в 11 классе iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 11 классе iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка в 11 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск