Цели и задачи дисциплины





НазваниеЦели и задачи дисциплины
страница1/4
Дата публикации18.08.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4




  1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса:

- обучить студентов выбору эффективных, безопасных, доступных ЛС для проведения современной индивидуализированной фармакотерапии с использованием основных данных по фармакокинетике (ФК), фармакодинаммке (ФД), фармакогенетике (ФГ), взаимодействию, нежелательным лекарственным реакциям (НЛР) и положений доказательной медицины (ДМ).
Задачи лекционного курса:

- изложить основные вопросы общей и частной клинической фармакологии.
Задачи практических занятий:

  • сформировать умения и навыки, необходимые в деятельности врача для проведения индивидуализированной фармакотерапии больных путем выбора эффективных, безопасных, доступных ЛС и адекватных методов контроля;

  • знать фармакокинетику и фармакодинамику основных групп ЛС, их изменения при нарушении функции различных органов и систем, взаимодействие и нежелательные лекарственные реакции (НЛР), показания и противопоказания к применению ЛС.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

С целью оптимизации практической подготовки будущих спе­циалистов определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса клинической фармакологии.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

1. Групповую принадлежность и ФД основных групп ЛС – вид фармакологического действия ЛС, действие ЛС через рецептор путем непрямого изменения эффекта эндогенного агониста, путем ингибирования транспортных процессов, ферментов и других смешанных эффектов.

2. Понятие стереоизомерии.

3. Характеристику основных ФК параметров ЛС, их динамику, режим дозирования при различной патологии, а также у новорожденных, детей и пожилых лиц, в период беременности и лактации, в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма больного, наличия вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), фено- и генотипа метаболических путей.

  1. Основные принципы проведения ФК исследований и мониторного наблюдения за концентрацией ЛС (особенно ЛС с узким терапевтическим индексом: дигоксин, антиаритмики 1а и 1в класса, аминогликозиды, фенобарбитал, дифенин, цитостатики и др.), изучение фармацевтического взаимодействия ЛС.

5. Особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии, включая особенности всасывания, метаболизма, выведения ЛС, проявлений фармакологических эффектов.

6. Принципы математического моделирования для выбора режима дозирования ЛС.

7. Методы оценки (объективизации эффекта) клинической эффективности и безопасности применения основных групп ЛС.

8. Основные НЛР наиболее распространенных ЛС, их выявление, классификация и регистрация. Способы профилактики и коррекции НЛР.

9. Основы формулярной системы (формулярный список, формулярную статью) и стандарты диагностики и лечения наиболее распространенных заболевании.

10. Положения ДМ и ее уровни.

11. Фазы клинического исследования новых ЛС.

12. Взаимосвязь ФК, ФД, клинической эффективности и без­опасности ЛС у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

  1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями врача и больного.

  2. Анализировать и использовать результаты исследования ФК и ФД ЛС.

  3. Проводить адекватный выбор и назначать наиболее эффективные, безопасные и доступные ЛС.

  4. Выбирать необходимый комплекс рутинных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования по системам для оценки ФД эффектов ЛС и интерпретировать полученные данные, выбирать методы адекватного контроля эффективности и безопасности лечения и предсказать риск развития НЛР.

  5. Определять оптимальный режим дозирования; выбирать лекарственную форму препарата, дозу, путь, кратность и длительность введения ЛС; знать особенности выбора ЛС в зависимости от сроков беременности, при лактации; проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к ЛС.

  6. Уметь выявлять НЛР при назначении наиболее распространенных ЛС, классифицировать, регистрировать и предлагать способы их профилактики и коррекции.

  7. Уметь читать, понимать и оценивать протоколы клинических исследований новых ЛС.

  8. Выбирать ЛС для формирования лекарственного формуляра.

  9. Уметь использовать учебную, научную, нормативную и справочную литературу.

  10. Уметь решать ситуационные задачи, тесты и проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности и безопасности применения ЛС у конкретного больного.

  11. Иметь представление о влиянии ЛС на параметры качества жизни.

  12. Уметь собирать фармакологический и аллергологический анамнез.


С учетом тяжести течения заболевания и ургентности состояния больных студент должен иметь навыки:

  1. Выбора группы ЛС;

  2. Выбора конкретного ЛС с учетом индивидуальной ФД и ФК, механизма действия ЛС, известных НЛР и возможного взаимодей­ствия при сопутствующем назначении других ЛС, анализировать и использовать результаты исследования ФК и ФД ЛС;

  3. Выбора лекарственной формы, дозы и пути введения препара­тов, схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи и других ЛС);

  4. Прогнозирования риска развития НЛР;

  5. Проведения комбинированного назначения ЛС;

  6. Соблюдения правила врачебной этики и деонтологии;

  7. Выбора методов адекватного контроля эффективности и без­опасности лечения;

  8. Режима дозирования, особенности выбора ЛС в зависимости от сроков беременности, при лактации;

  9. П

  10. роведения фармакологических проб для оценки индивидуаль­ной чувствительности к ЛС.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы:

№№ п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1

Общая трудоёмкость дисциплины

77

9

2

Аудиторные занятия

50

9

3

Лекции

4

9

4

Практические занятия (ПЗ)

46

9

5

Лабораторные занятия (ЛЗ)

-

9

6

Самостоятельная работа

27

9

7

Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

зачёт

9


4. Содержание дисциплины:

Введение

Программа включает два раздела: общие и частные вопросы клини­ческой фармакологии.
Первый раздел – «Общие вопросы клинической фармакологии» раскрывает системный подход к изучению дисциплины, даст представ­ление о предмете, цепях его изучения, связях с другими науками и практической деятельностью врача.

Цель общего раздела:

Обеспечить базовыми понятиями и знаниями для восприятия и освоения студентами конкретного материала по общим вопросам кли­нической фармакологии.
Задачи общего раздела:

  1. Представить целостную систему теоретических основ клинической фармакологии.

  2. Определить значение клинической фармакологии в индиви­дуализации фармакотерапии путем:

а) изучения основных принципов проведения ФК исследований, мониторного наблюдения за концентрацией ЛС и оценки ФК параметров ЛС:

б) изучения и оценки ФД;

в) оценки возможных взаимодействий препаратов;

г) прогнозирования и оценки НЛР, изучения порядка их регистрации;

д) изучения взаимосвязи ФК и ФД ЛС;

е) изучения факторов, способствующих изменению действия и метаболизма ЛС, а также факторов, увеличивающих или снижающих риск НЛР;

ж) изучения особенностей ФД, ФК ЛС в зависимости от пола, возраста, сроков беременности, лактации, функционального состояния печени, почек и др., а также курения, алкоголизма, наркомании и т.д.;

з) изучения фаз клинического исследования новых ЛС, положений ДМ;

и) учета формулярной системы, фармакоэпидемиологии и результатов фармакоэкономических исследований.
Второй раздел – «Частные вопросы клинической фармакологии» излагается клиническая фармакология ЛС, широко применяемых в практической медицине.
Цель раздела:

Обучить методологии выбора групп и конкретного ЛС с учетом данных ФК, ФД, взаимодействия и НЛР, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи и стандартов диагностики и лечения) в соответствии с нозологическими формами заболеваний, выраженности основных клинических синдромов и тяжести состояния больного (экстренная и долгосрочная терапия), рациональной комбинации ЛС.
Задачи раздела:

  1. Проводить выбор наиболее эффективного, безопасного и доступного ЛС;

  2. Определять оптимальный режим дозирования, адекватный способ введения ЛС для оказания неотложной терапии или долгосрочного лечения;

  3. Назначать эффективную и безопасную комбинацию ЛС в конкретной клинической ситуации;

  4. Прогнозировать и составить программу по выявлению НЛР на ранних стадиях их проявления, учитывая факторы риска и клинические проявления основных НЛР в процессе монотерапии и при комбинации препаратов с различными параметрами ФК и ФД;

  5. Проводить коррекцию НЛР и разработать мероприятия по их профилактике;

  6. Определять адекватные клинические, лабораторные, функциональные параметры и наиболее простые, доступные и информативные методы оценки эффекта и безопасности применяемых групп ЛС и частоту их назначения;

  7. Ознакомить с методами оценки качества жизни;

  8. Учитывать особенности ФК, ФД ЛС при функциональной недостаточности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, печени и почек.


Цикл заканчивается зачетом, который по усмотрению препо­давателя может включать следующие разделы:

1. Тестовый контроль и решение многоэтапных ситуационных задач.

2. Экспертный анализ учебной или реальной истории болезни, заполнение экспертной карты с оценкой обоснованности выбора ЛС, правильности выбранного режима дозирования ЛС, адекватности выбранных методов оценки эффективности и безопасности ЛС, выявление НЛР.

3. Составление программы проведения фармакологического теста.
Преподавание клинической фармакологии по клинико-фармакологическому подходу к выбору эффективных, безопасных и доступных ЛС в зависимости от нозологических форм заболеваний или синдромов необходимо продолжать на 6 курсе обучения студен­тов при обсуждении фармакотерапии заболеваний внутренних орга­нов на соответствующих кафедрах.

Отбор содержания программы проведен на основании интегра­ции с медико-биологическими и специальными дисциплинами, кото­рые студенты изучали на 1-5-м курсах, с учетом базисных знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей обучения.

С целью оптимизации практической подготовки будущих спе­циалистов определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса клинической фармако­логии.

1. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ:

1.1. Определение понятия «клиническая фармакология», «фармакология», «фармакотерапия», различия между ними. Предмет и задачи клинической фармакологии. Закон о Лекарственных средствах. Место Фармакологического комитета и Минздрава РФ в сфере обращения ЛС. «Порядок назначения лекарственных средств...» (Приказ № 328). Типы названий препаратов. Фармакоэпидемиология, фармакоэкономика, их содержание и значение. Понятие о формуляр­ной системе. Методология и фазы клинического исследования новых ЛС. Современные методы проведения клинических испытаний ЛС, понятие о контролируемых клинических исследованиях, особенности проведения клинических испытаний у детей. Деонтология в клинической фармакологии. Понятие о доказательной медицине, ее основные положения.

1.2. Значение ФК для выбора ЛС и определения режима их дозирования: путь введения, всасываемость, биодоступность, биоэквивалентность, связь с белками, объем распределения, метаболизм, период полувыведения, клиренс, пути и скорость выведения. Особенности ФК ЛС в различные возрастные периоды (плод, период новорожденности, дети, беременные и лактирующие женщины, пожилые люди). Особенности ФК ЛС при патологии органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, кровообращения, печени и почек.

1.3. ФД ЛС. Определение понятий ФД, рецепторы, мессенджеры, механизм действия, селективность, стереоизомеры, полные и частичные агонисты и антагонисты. Терапевтический индекс, клинический эффект, НЛР. Современные методы оценки действия ЛС, требования к ним. Действие ЛС при однократном и курсовом применении. Значение фармакологических проб в выборе ЛС и определение рационального режима их дозирования (дозы - разовая, суточная, курсовая; кратность применения). Понятие о терапевтической широте, мини­мальной и максимальной дозах. Значение мониторного наблюдения за действием ЛС. Взаимосвязь между ФД и ФК. Особенности ФД ЛС в различные периоды (плод, период новорожденности, дети, беременные и лактирующие женщины, пожилые люди).

1.4. Взаимодействие ЛС. Характер взаимодействия ЛС (фарма­цевтическое, фармакокинетическое, фармакодинамическое). Клиническая характеристика проявлений взаимодействия ЛС. Принципы рационального комбинирования ЛС.

1.5. Нежелательные лекарственные реакции. Методы их выявления, профилактики и коррекции. Клинические виды НЛР у больного (фармакодимамические, токсические, аллергические, мутагенные, парамедикаментозные). Механизмы прогнозирования возможного развития НЛР. Зависимость НЛР от показаний к применению ЛС, от пути введения, от дозы, длительности их применения, от возраста больных. Особенности нежелательного действия ЛС на плод и новорожденного.

1.6.Общие принципы оценки эффективности и безопасности применения ЛС у больных, включая оценку качества жизни больных. Значение клинических и лабораторно-инструментальных методов оценки эффективности и безопасности применения ЛС (кислота аминокапроновая, амбен); препараты, понижающие агрегацию тромбоцитов (клопидогрель, ацетилсалициловая кислота. пентоксифиллин, тиклопидин, дипиридамол).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цели и задачи дисциплины iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований гос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Цели и задачи дисциплины icon3. 1 Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск