Скачать 0.54 Mb.
|
Цель курса: - обучить студентов выбору эффективных, безопасных, доступных ЛС для проведения современной индивидуализированной фармакотерапии с использованием основных данных по фармакокинетике (ФК), фармакодинаммке (ФД), фармакогенетике (ФГ), взаимодействию, нежелательным лекарственным реакциям (НЛР) и положений доказательной медицины (ДМ). Задачи лекционного курса: - изложить основные вопросы общей и частной клинической фармакологии. Задачи практических занятий:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: С целью оптимизации практической подготовки будущих специалистов определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса клинической фармакологии. Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения): 1. Групповую принадлежность и ФД основных групп ЛС – вид фармакологического действия ЛС, действие ЛС через рецептор путем непрямого изменения эффекта эндогенного агониста, путем ингибирования транспортных процессов, ферментов и других смешанных эффектов. 2. Понятие стереоизомерии. 3. Характеристику основных ФК параметров ЛС, их динамику, режим дозирования при различной патологии, а также у новорожденных, детей и пожилых лиц, в период беременности и лактации, в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма больного, наличия вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), фено- и генотипа метаболических путей.
5. Особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии, включая особенности всасывания, метаболизма, выведения ЛС, проявлений фармакологических эффектов. 6. Принципы математического моделирования для выбора режима дозирования ЛС. 7. Методы оценки (объективизации эффекта) клинической эффективности и безопасности применения основных групп ЛС. 8. Основные НЛР наиболее распространенных ЛС, их выявление, классификация и регистрация. Способы профилактики и коррекции НЛР. 9. Основы формулярной системы (формулярный список, формулярную статью) и стандарты диагностики и лечения наиболее распространенных заболевании. 10. Положения ДМ и ее уровни. 11. Фазы клинического исследования новых ЛС. 12. Взаимосвязь ФК, ФД, клинической эффективности и безопасности ЛС у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем. Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
С учетом тяжести течения заболевания и ургентности состояния больных студент должен иметь навыки:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины: Введение Программа включает два раздела: общие и частные вопросы клинической фармакологии. Первый раздел – «Общие вопросы клинической фармакологии» раскрывает системный подход к изучению дисциплины, даст представление о предмете, цепях его изучения, связях с другими науками и практической деятельностью врача. Цель общего раздела: Обеспечить базовыми понятиями и знаниями для восприятия и освоения студентами конкретного материала по общим вопросам клинической фармакологии. Задачи общего раздела:
а) изучения основных принципов проведения ФК исследований, мониторного наблюдения за концентрацией ЛС и оценки ФК параметров ЛС: б) изучения и оценки ФД; в) оценки возможных взаимодействий препаратов; г) прогнозирования и оценки НЛР, изучения порядка их регистрации; д) изучения взаимосвязи ФК и ФД ЛС; е) изучения факторов, способствующих изменению действия и метаболизма ЛС, а также факторов, увеличивающих или снижающих риск НЛР; ж) изучения особенностей ФД, ФК ЛС в зависимости от пола, возраста, сроков беременности, лактации, функционального состояния печени, почек и др., а также курения, алкоголизма, наркомании и т.д.; з) изучения фаз клинического исследования новых ЛС, положений ДМ; и) учета формулярной системы, фармакоэпидемиологии и результатов фармакоэкономических исследований. Второй раздел – «Частные вопросы клинической фармакологии» излагается клиническая фармакология ЛС, широко применяемых в практической медицине. Цель раздела: Обучить методологии выбора групп и конкретного ЛС с учетом данных ФК, ФД, взаимодействия и НЛР, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи и стандартов диагностики и лечения) в соответствии с нозологическими формами заболеваний, выраженности основных клинических синдромов и тяжести состояния больного (экстренная и долгосрочная терапия), рациональной комбинации ЛС. Задачи раздела:
Цикл заканчивается зачетом, который по усмотрению преподавателя может включать следующие разделы: 1. Тестовый контроль и решение многоэтапных ситуационных задач. 2. Экспертный анализ учебной или реальной истории болезни, заполнение экспертной карты с оценкой обоснованности выбора ЛС, правильности выбранного режима дозирования ЛС, адекватности выбранных методов оценки эффективности и безопасности ЛС, выявление НЛР. 3. Составление программы проведения фармакологического теста. Преподавание клинической фармакологии по клинико-фармакологическому подходу к выбору эффективных, безопасных и доступных ЛС в зависимости от нозологических форм заболеваний или синдромов необходимо продолжать на 6 курсе обучения студентов при обсуждении фармакотерапии заболеваний внутренних органов на соответствующих кафедрах. Отбор содержания программы проведен на основании интеграции с медико-биологическими и специальными дисциплинами, которые студенты изучали на 1-5-м курсах, с учетом базисных знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей обучения. С целью оптимизации практической подготовки будущих специалистов определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса клинической фармакологии. 1. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ: 1.1. Определение понятия «клиническая фармакология», «фармакология», «фармакотерапия», различия между ними. Предмет и задачи клинической фармакологии. Закон о Лекарственных средствах. Место Фармакологического комитета и Минздрава РФ в сфере обращения ЛС. «Порядок назначения лекарственных средств...» (Приказ № 328). Типы названий препаратов. Фармакоэпидемиология, фармакоэкономика, их содержание и значение. Понятие о формулярной системе. Методология и фазы клинического исследования новых ЛС. Современные методы проведения клинических испытаний ЛС, понятие о контролируемых клинических исследованиях, особенности проведения клинических испытаний у детей. Деонтология в клинической фармакологии. Понятие о доказательной медицине, ее основные положения. 1.2. Значение ФК для выбора ЛС и определения режима их дозирования: путь введения, всасываемость, биодоступность, биоэквивалентность, связь с белками, объем распределения, метаболизм, период полувыведения, клиренс, пути и скорость выведения. Особенности ФК ЛС в различные возрастные периоды (плод, период новорожденности, дети, беременные и лактирующие женщины, пожилые люди). Особенности ФК ЛС при патологии органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, кровообращения, печени и почек. 1.3. ФД ЛС. Определение понятий ФД, рецепторы, мессенджеры, механизм действия, селективность, стереоизомеры, полные и частичные агонисты и антагонисты. Терапевтический индекс, клинический эффект, НЛР. Современные методы оценки действия ЛС, требования к ним. Действие ЛС при однократном и курсовом применении. Значение фармакологических проб в выборе ЛС и определение рационального режима их дозирования (дозы - разовая, суточная, курсовая; кратность применения). Понятие о терапевтической широте, минимальной и максимальной дозах. Значение мониторного наблюдения за действием ЛС. Взаимосвязь между ФД и ФК. Особенности ФД ЛС в различные периоды (плод, период новорожденности, дети, беременные и лактирующие женщины, пожилые люди). 1.4. Взаимодействие ЛС. Характер взаимодействия ЛС (фармацевтическое, фармакокинетическое, фармакодинамическое). Клиническая характеристика проявлений взаимодействия ЛС. Принципы рационального комбинирования ЛС. 1.5. Нежелательные лекарственные реакции. Методы их выявления, профилактики и коррекции. Клинические виды НЛР у больного (фармакодимамические, токсические, аллергические, мутагенные, парамедикаментозные). Механизмы прогнозирования возможного развития НЛР. Зависимость НЛР от показаний к применению ЛС, от пути введения, от дозы, длительности их применения, от возраста больных. Особенности нежелательного действия ЛС на плод и новорожденного. 1.6.Общие принципы оценки эффективности и безопасности применения ЛС у больных, включая оценку качества жизни больных. Значение клинических и лабораторно-инструментальных методов оценки эффективности и безопасности применения ЛС (кислота аминокапроновая, амбен); препараты, понижающие агрегацию тромбоцитов (клопидогрель, ацетилсалициловая кислота. пентоксифиллин, тиклопидин, дипиридамол). |
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается... Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований гос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос) | 1. Цели и задачи дисциплины Цель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | 3. 1 Цели и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) |