Скачать 107.56 Kb.
|
Цели и формы использования материалов из истории математики. В разное время ученые и методисты по-разному определяли цели введения элементов истории математики в преподавание в зависимости от общественного строя той или иной страны и общих задач школы. Однако общими почти для всех школ были и остаются поныне следующие цели:
В наше время использование исторических сведений в обучении математике способствует достижению основных целей школьного математического образования (схема 1):
Культура математического мышления Развитие устойчивого интереса Формирование математических знаний Самостоятельная творческая работа учащихся Цели математического образования Математическая наука как часть культуры Раскрытие роли математики Формирование научного мировоззрения Схема 1. Знакомство учеников с развитием математики означает продуманное, планомерное ознакомление на уроках с наиболее важными событиями из истории науки в органической связи с систематическим изучением программного материала. Лишь такое тесное сплетение истории и теории обеспечит достижение указанных целей. Учащиеся с помощью элементов истории математики должны увидеть процесс рождения методов и понятий математики. В методической литературе описаны различные формы использования исторических сведений в процессе обучения в школе: сообщения, справка, беседа, решение исторических задач, доказательство именных теорем, доклады учащихся, математические вечера, выпуск тематических газет и др. Формы подачи исторического материала могут быть различными (схема 2): как простые (рассказ учителя, беседа, короткие сообщения учеников на заданную тему, решение исторических задач, разгадывание софизмов, выпуск стенгазет), так и более глубокие и сложные – такие, как историко-математическая конференция, защита рефератов по вопросам истории математики. Наиболее часто применяемыми методическими приемами сообщения исторических сведений являются следующие: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследовательская работа учеников. В школе используется еще один прием, который заключается в решении той или иной задачи различными методами, не исключая существовавшие ранее, может быть даже и ошибочных. А также прием выполнения одного и того же математического действия различным образом. Например, при изучении темы умножения десятичных или обыкновенных дробей школьникам в 6 классе можно показать приемы умножения дробей старорусским и другими способами. Н.Н. Круликовский отмечает, что эффективным приемом сообщения исторических сведений по математике может быть решение задач из классических и старинных сборников задач. Формы использования истории математики Сложные Простые Проект Математический вечер Реферат Конференция И т.д. Беседа Софизмы Исторические задачи Сообщения учеников Рассказ учителя И т. д. Схема 2. Многолетний опыт исследования данной темы Н.Я. Виленкиным показывает, что освещать историю математики даже в самом кратком виде не предоставляется возможным. Поэтому автор говорит только о сообщении учащимся лишь некоторых сведений из истории науки. Из нестандартных форм сообщения исторических сведений науки математики Н.Я.Виленкин выделяет уроки истории математики, которые проводятся в конце изучения каждой темы. Нетрадиционный прием сообщения сведений из истории математики – нетрадиционные домашние исследовательские задания. Почти исчезли из обихода русские старинные названия мер длины и веса. Ученики составляют словарь по старинным мерам длины. А во время урока по теме « Измерение отрезков» могут поделиться с остальными своими словарями. Учитель в этом случае подтвердит сказанное школьниками и расскажет, чему в настоящее время равны эти величины. Интересно будет измерить кабинет математики пядями, локтями и шагами. Исторический материал тем самым становится индивидуальным средством обучения школьников математике. Внеклассная работа дает большие возможности для ознакомления учащихся с историей развития математики. Формы внеклассной работы могут быть самые различные: занятия под руководством учителя по решению исторических задач; заслушивание докладов, как самих учащихся, так и учителя; математические вечера и викторины; выпуск стенных газет; ведение исторического календаря; регулярные передачи исторического материала через школьный радиоузел; вывешивание списков литературы по истории математики и аннотирование ее и т. д. И.М. Смирнова выделяет следующие формы использования исторического материала (классификация по объему предлагаемой информации, схема 3):
Историческая справка Исторический экскурс Историческая задача Формы использования Схема 3. Проект по истории математики Реферат Статья на историческую тему Проблемная ситуация Сообщение ученика Урок Доклад ученика Беседа или рассказ учителя Семинар по теме Формы проведения Газета по истории математики Историко-математический вечер Внеклассная работа Кружок, факультатив, курсы Рубрика по вопросам истории математики Схема 4. Среди форм проведения она считает важными (схема 4):
К формам внеклассной работы, где может быть использована история математики, она относит:
Совершенно справедливо утверждает И. Кадыров в своей книге «Взаимосвязь внеклассных и факультативных занятий по математике», что все или почти все разделы факультативного курса можно и полезно изучать с привлечением историко-математического материала. Он различает несколько видов использования исторического материала в процессе обучения математике:
В своей статье Х. Тллашев и О. Умаров, анализируя предложенные И. Кадыровым виды использования исторических сведений на уроках математики, дает интересную для учителя классификацию по двум основаниям. Приведем ее:
Различные комбинации этих видов увеличивают их число до 9, а ведь еще не рассмотрены ими виды использования историко-математического материала в зависимости от его познавательного, воспитательного, методологического, развивающего и даже учебного назначения (функции). Формальный анализ каждого из комбинированных видов использования исторического материала не даёт новых результатов. Учитывая это, а также принимая во внимание доминирующую образовательную функцию использования исторического материала на уроках математики, к выводам о наиболее целесообразных его видах как считают они, следует идти, опираясь на анализ его конкретных связей с учебным материалом. Обратимся к методике введения истории математики. Исторические сведения может сообщать учитель, ученики могут самостоятельно прочесть в учебнике или подготовить доклад на заданную тему. Большое значение имеет первый урок в 5 классе. Урок следует начинать, как считает К.Г. Кожабаев, с рассказа о развитии математики, о практической значимости математики в развитии других наук, о Л.Ф. Магницком. Так же К.Г. Кожабаев дает примерный план урока, показывающий, как познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью Н.И. Лобачевского. На примере заключительного урока по геометрии в 7 классе. « План урока.
В разработке данного урока автор дает пример плана по которому ученик может сделать доклад: «План ученика.
Для сообщения биографических данных и творческой деятельности ученого важно привлекать учащихся. А чтобы приучить школьников к самостоятельности, материал сообщений следует постепенно усложнять. Так, сначала ученику может предлагаться готовый текст выступления, затем давать ему тему сообщения и рекомендуемую литературу с указанием страниц. Таким образом, учащиеся приучаются к самостоятельной работе с литературой. Аналогично можно научить школьников готовить доклады на различные темы из истории математики. Следует широко использовать для ознакомления с историей математики уроки закрепления пройденного, что будет способствовать оживлению этих уроков. Экскурс в историю можно сопровождать картинками, слайдами, видеоматериалом. Сообщения учителя и учащихся желательно сопровождать презентациями. Целесообразно предъявление исторических сведений в занимательной форме. Учителю следует активно использовать различные формы и методы использования исторического материала на уроках и во внеклассной работе. Использование элементов истории математики должно позволить включить учащихся в поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций изучаемого математического материала, увидеть значения изучаемых понятий, увидеть данное понятие в связи с другими, научить школьников быть толерантными к иному мнению, адекватно принимать различные способы рассуждений, что создает условия для обогащения различных форм умственного опыта учащихся. |
Дипломная работа на тему: Бухгалтерский учет расхода материалов и анализ их использования Бухгалтерский учет расхода материалов и анализ их использования на зао швейная фабрика «Аэлита» | Аннотация к рабочим программам по технологии (обслуживающий труд) Цели образования по предмету: Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории... | ||
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами Цели: Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической | «Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой... Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных... | ||
Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 9 классе Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории... | Использование материалов средств массовой информации в преподавании... Актуальность использования материалов сми в подготовке уроков права и обществознания в школе | ||
План работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования... | Программа дисциплины дпп. Ф. 01. 2 Сопротивление материалов томск... Обеспечить необходимый уровень общетехнической подготовки студентов по дисциплине «Сопротивление материалов», относящейся к машиноведческому... | ||
Ты, дитя Природы? Выбор темы. Определение цели и задач. Разослать и собрать формы разрешений и передачи прав (согласия родителей о возможности использования... | Урок математики в 8 классе 8вида Цели урока: Применить знания математики при решении занимательных и взятых из жизни задач | ||
Уроках математики у учащихся посредством использования игрового и занимательного материала ... | «использование материалов музея на уроках информатики» В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа... |