Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами





Скачать 113.08 Kb.
НазваниеФормы и методы методической работы для использования в работе с педагогами
Дата публикации25.08.2013
Размер113.08 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Культура > Литература



У


правление образования
Администрации города Охи и района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 10 «Золушка»








Тема: Формы и методы методической работы
                    для использования в работе с педагогами
     с целью повышения квалификации




Заместитель заведующей
по воспитательной и
методической работе
Ткачук Любовь Петровна









2002 год

Введение 3

Глава 1. Формы и методы для использования в работе с педагогами 4

Глава 2. Действенные формы повышения квалификации педагогического коллектива 6

Заключение 9

Литература 10

ПриложениЕ 11





Введение


Сегодня педагоги – дошкольники призваны решать сложные задачи перестройки системы общественного дошкольного воспитания, поскольку от воспитателя в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между детьми, успехи ребенка в деятельности.

Воспитатель в этом смысле несет очень большую ответственность. В его руках заключены возможности развития и обучения ребенка.

Воспитатель дошкольного учреждения в настоящее время должен осознать значительность своей социальной миссии, по возможности, обеспечить полноценное воспитание детей и их психологическую защиту.

Для этого принципиально важно использовать в педагогическом процессе инновационные образовательные технологии.

Реализация концепции перестройки общественного дошкольного воспитания требует от воспитателя совершенствования своего педагогического мастерства. Основная цель, преследуемая при этом – обеспечить непрерывное образование воспитателя, его творческий рост.

Глава 1.Формы и методы для использования в работе с педагогами



Повышение квалификации воспитателей в любом образовательном учреждении происходит под влиянием профессиональной среды педагогического коллектива.

Ежегодно, прежде чем планировать методическую работу, я провожу анкетирование воспитателей.

Полученная путем анализа и диагностики информация используется мною не только для повышения качества педагогического процесса, но и для повышения квалификации воспитателей дошкольного учреждения.

Работу с педагогическими кадрами веду в следующих направлениях:

  • повышение социально-психологической культуры воспитателя;

  • повышение педагогической культуры воспитателя;

  • совершенствование специальных умений и навыков воспитателя.

Совершенствование воспитателя проходит через сеть постоянно и временно действующих форм работы. Но здесь я столкнулась с проблемой: в нашем дошкольном учреждении есть педагоги, которые значительно отличаются друг от друга по возрасту, опыту работы, своему мастерству.

Поэтому, считаю целесообразным разделить коллектив на группы.

Первая группа – это обладающие незаурядным педагогическим мастерством. Эти воспитатели – главные проводники новых методик, технологий. Их привлекаю для работы с молодыми воспитателями.

Вторая категория педагогов – это группа совершенствования мастерства. В нее входит большинство воспитателей. В основном на эту группу я и ориентируюсь, составляя план работы на год.

Молодые воспитатели входят в третью группу – группу становления педагогического мастерства. Особенности труда начинающих педагогов является то, что они, несмотря на свою неопытность, с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем.

Зачастую от столкновения с педагогической реальностью молодой воспитатель испытывает шок: он боится собственной несостоятельности при взаимодействии с детьми и их родителями; опасается критики администрации и опытных коллег; постоянно волнуется из-за того, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит.

Тревожность из ситуативной превращается в устойчивую черту профессионального поведения, страх и неудовлетворенность становится привычным состоянием. Такой воспитатель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации.

Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям мы целенаправленно помогаем.

Для этого у нас в коллективе функционирует «школа молодого воспитателя». В работе с молодыми используем различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом.

Обратная связь осуществляется с помощью анкетирования. Школа молодого воспитателя представляет собой постоянно действующую форму повышения методической культуры воспитателя.

Еще одна форма повышения квалификации – педагогические чтения. На первом этапе мы проводим их в стенах нашего учреждения. Лучшие сообщения и доклады рекомендуем для заслушивания на районных педагогических чтениях.

Традиционные формы повышения квалификации, в которых главное место отводилось докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи.

Я все шире использую новые, активные формы и методы работы с педагогическим коллективом, с отдельными педагогами, развивающие творчество, профессиональное мастерство.

Это различные деловые игры, так называемые «мозговые атаки» (банк идей), дискуссии в форме КВН, педагогического ринга, педагогической гостиной, клуба и др.

Глава 2.Действенные формы повышения квалификации педагогического коллектива



Действенной формой внутрисадовского повышения квалификации педагогического коллектива является семинар-практикум. Технологическая схема такого семинара содержит четыре этапа:

1 этап – разработка и подготовка;

2 этап – первый этап проведения (семинар-практикум);

3 этап – второй этап – заседание;

4 этап – этап последствия.

Этап разработки и подготовки


Начало этапа относится к периоду планирования (тематика семинаров).

  • далее намечаем цели и задачи данного семинара;

  • основные направления работы по подготовке;

  • дается задание;

  • намечается ответственный;

  • разрабатывается содержание и план семинара;

  • распределяются задания воспитателям специалистам.

Первый этап проведения


  • работа педагогов по изучению теории;

  • участие в практических занятиях;

  • взаимопосещения;

  • методические дни;

  • обмен опытом в процессе взаимопосещений.

Второй этап – заседание


  • выступающие в обобщенной концентрированной форме подводят итоги смотра достижений коллектива;

  • иллюстрируют их наглядным материалом;

  • применяется моделирование фрагментов занятий, показ видеозаписей.

В заключение подводятся итоги, принимается решение.

Таким образом, в семинаре-практикуме принимает участие практически весь коллектив воспитателей. Семинар становится своеобразным методическим практикумом, школой педагогического мастерства.

Деловая игра – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций. Специфической особенностью игры является возможность создать эмоциональный настрой, который повышает интерес воспитателя к обсуждаемой проблеме, активизирует творческую деятельность, делает игру действенной.

Весь процесс организации деловых игр и их проведения можно разделить на шесть этапов:

Первый этап – разработка (конструирование) игры. На этом этапе:

  • проводится диагностика состояния учебно-воспитательного процесса и определяется задача, которую намечается решить в игровом режиме;

  • формируются цели для участников игры;

  • составляется сценарий, конкретная педагогическая ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли;

  • разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд.

Второй этап представляет собой организованную подготовку:

  • организующий игру разъясняет слушателям ее цели и смысл;

  • знакомит их с общей программой и правилами;

  • распределяет роли;

  • ставит перед исполнителями конкретные задачи;

  • выбирает экспертов;

  • определяется регламент выступлений, длительность этапов игры.

Для распределения ролей можно использовать экспресс-опрос (Какую роль вы хотели бы сыграть в деловой игре? Кого хотели бы видеть в роли руководителя? С кем бы хотели работать вместе? и т. п.).

Третий этап – наиболее важный.

Это групповая игра, разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы.

Работа в группе может представлять изучение информации по источникам, мозговой штурм, дискуссию, тренинг. Она проводится под руководством методиста или избранного группой лидера.

Участники игры действуют соответственно принятым правилам и указаниям ведущего.

Затем следует четвертый этап:

  • межгрупповая дискуссия;

  • выступление групп;

  • защита идей, проектов;

  • взаимооценки, открытый микрофон.

Пятый этап игры – подведение итогов, анализ и обобщение результатов включает выступление экспертов, принятие общего коллективного решения.

При оценке игры обращаю особое внимание на актуальность, реальность, оптимальность решений.

Шестой этап представляет игровое последействие, перенос опыта мышления и деятельности из игры в реальную профессиональную деятельность.

Главное в игровом последействии – это то, что является социально-психологическим следствием участия в игре – эффект самодвижения, саморазвития воспитателя.

Заключение


Вышеизложенные формы и методы повышения квалификации я считаю эффективными. Ценность их в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками.

Стержнем прогрессивных форм повышения квалификации воспитателей является коллективное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, то есть соревнуются умы и таланты.

Литература


  1. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В. И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984.

  2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. – М., 1990.

  3. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М., 1995.

  4. «Дошкольное воспитание:

№ 10 – 1996, с. 24

№ 2 – 1999, с. 66

№ 5 – 2001, с. 105

№ 8 – 2001, с. 91








ПриложениЕ


  1. Требования по повышению квалификации педагогов.

  2. Формы и методы для использования в работе с педагогами с целью повышения квалификации.

  3. Технологическая схема семинара – практикума

  4. Технологическая схема деловой игры

  5. Анкета «Изучение затруднений воспитателей»

Т р е б о в а н и я

по повышению квалификации педагогов,

необходымые для осуществления образовательных услуг




  1. Иметь практико-ориентированный характер.

  2. Интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов передового (инновационного) педагогического опыта ОУ, других ДОУ.

  3. Обеспечивать индивидуально - дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональный интерес.

  4. Способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений.

  5. Оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс.

  6. Обеспечивать системный и комплексный подход.


Формы и методы

для использования в работе с педагогами


с целью повышения квалификации



  1. Лекции в форме диалога, что активизирует мыслительную и познавательную деятельность. Методист, заведующая или др. задает вопросы, уточняет ответы, иногда подробно поясняет или убедительно доказывает то, что труднее воспринимается.

  2. Проблемные лекции. Методист ставит проблему, доказывает главные положения, привлекает слушателей к доказательству отдельных положений и формулированию выводов.

  3. Семинарские занятия по типу «малых групп». Группа разбивается на подгруппы (4 – 5 человек), которые выступают в роли докладчиков, оппонентов и жюри при обсуждении различных вопросов по определенной теме.

  4. Семинар – интервью оказывает большое влияние на развитие способности формулировать вопросы, делать заключение и предлагать рекомендации.

  5. Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания творческих инновационных проектов.

  6. Семинар – пресс-конференция помогает быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать ее, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.

  7. Игровое моделирование (деловая и ролевая игра) – моделирование реального процесса, во время которого участники принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.

  8. Коллективное решение проблемных педагогических ситуаций.

  9. Групповая дискуссия, или мозговая атака, по наиболее важным вопросам.

  10. Тренинг в малых группах по совершенствованию профессиональных умений.

  11. Методы самообразовательной работы: чтение и конспектирование методической литературы, реферирование и др.

  12. Практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ.

технологическая схема деловой игры




I Разработка (конструирование)




II Ввод в игру


III Групповая работа по заданиям


IV Межгрупповая дискуссия


V Анализ и обобщение

VI Игровое последействие

16


А н к е т а

«Изучение затруднений воспитателей»


Аспект педагогической деятельности

Степень затруднений

очень сильно

сильно

средне

почти не затрудняюсь

  1. Планирование воспитательной работы













  1. Умение ставить цели и задачи воспитательной работы













  1. Выбор форм учебно - воспитательной работы













  1. Введение инновационных форм работы













  1. Знание детской психологии













  1. Индивидуальная работа













  1. Работа с «трудными» детьми













  1. Работа с родителями














14


технологическая схема СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА




I – II. Этап разработки и подготовки






III - а. Первый этап проведения (семинар – практикум)








III - б. Второй этап проведения (заседание)

IV. Этап последствия




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconМетодические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconОтчет о методической работе гимназии в 2009-2010 учебном году Важнейшим...
Роль методической работы школы «мучительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconТемы уроков Методы и формы контроля Методы, формы и приемы работы
Сформулируйте правила своего поведения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в случае...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconАнализ методической работы мкоу натальинская сош
Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconАнализ работы библиотеки в гбоунпопу №17 за 2012-2013 учебный год
Для решения основных задач, стоящих перед библиотекой, использовались различные формы и методы привлечения учащихся к книге, работе...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconПособие для профсоюзного актива первичных профсоюзных организаций Хабаровск, 2007
Условия, в которых действуют профсоюзы, постоянно меняются, соответственно изменяются подходы, формы, методы их работы. Особенно...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconПлан работы методической комиссии преподавателей общеобразовательных...
«Современные методы и технологии для реализации фгос на уроках общеобразовательных дисциплин»
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconАнализ методической работы в школе в 2010-2011 учебном году
Оу волковской сош продолжил работу над методической темой «Модернизация методической работы как средство повышения мастерства педколлектива...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconАнализ методической работы школы мбоу сош с. Ийи-Тал за 2012-2013 учебный год
Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconЗаповедные территории и люди Формы и методы работы Выпуск III москва 2001
...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconЗаповедные территории и люди Формы и методы работы Выпуск III москва 2001
...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconПлан – график мероприятий по обучению и контролю использования в...
Мониторинг дефицитов навыков работы педагогов на учебно-лабораторном оборудовании
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconСборник статей и материалов элективных курсов, опубликованных в Интернет-семинаре...

Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconОтчет по методической работе Методическая работа представляет собой...
Основная цель методической работы создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, повышение...
Формы и методы методической работы для использования в работе с педагогами iconУчебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу)....
Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск