Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5»





Скачать 135.92 Kb.
НазваниеУроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5»
Дата публикации04.05.2015
Размер135.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Приложение 1

Пропедевтический курс наглядно–практической геометрии для 5–6 класса

Тематическое планирование (всего 54 часа)

5 класс

24 часа, не считая геометрического материала на уроках математики по учебнику Н.Я. Виленкина «Математика, 5»

Таблица 3




Содержание материала.

(§§ учебника Е.Д. Шарыгина [2])

Количество часов

Виды работ на уроке

и творческих заданий на дом.

Цель:

1.

Что изучает геометрия. История ее возникновения.

§1.

1 ч.

Вводное занятие.

Беседа.

Работа с заданиями из §1.

Сформировать общее представление о геометрии как части математической науки и мотивацию учащихся к данной деятельности.

2.

Простейшие геометрические фигуры. Пространство и размерность.

§§2-3.

1 ч.

Беседа.

Обсуждение рис. 9-11 из учебника.

Решение заданий из §2. Домашняя практическая работа – придумать и нарисовать свою картинку с кажущимися выпуклостями и вмятинами на альбомном листе (по методу В. Вазарели).

Познакомить учащихся с различными геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве. Дать первые понятия о взаимном расположении фигур в пространстве, представлении объекта в пространстве и на плоскости.

3.

Конструкции и виды:

  1. Конструирование из Т, §4.

  2. Куб и его свойства, §5.

  3. Фигуры из кубиков и его частей, или задачи на проекционном чертеже, §19.

  4. Пентамино, §6.


1 ч.
1 ч.
2 ч.

3 ч.

Изготовление букв Т по шаблонам и решение заданий из §4.

Изготовление шаблона развертки куба.

Решение заданий из §5. Домашнее задание – склеить куб.

Решение заданий из §19.

Домашнее задание – заготовить комплект фигурок пентамино (рис.42, §6).

Складывание фигур (стр.166-168 пособия [1], использовать [3]) из пентамино на раздаточных картах.

Домашнее задание – придумать свои фигурки из пентамино.

Развитие геометрической наблюдательности и интуиции, математической смекалки, зрительной памяти.

Определить средства «перевода», представления фигур в пространстве на плоскость и с плоскости в пространственное преобразование (формирование пространственных представлений).

Тренировка геометрического воображения, умения мыслить логически, развитие творческой компоненты.

4.

Геометрические тела. Развертки. Изготовление многогранников. Сложные игольчатые многогранники.

§8.

2 ч.

Исследование различных макетов многогранников (имеется достаточное многообразие и количество). Решение заданий из §8. Построение разверток правильных многогранников по макетам.

Демонстрация сложных игольчатых многогранников, рисунков и фотографий из книги М. Веннинжера [4]. Алгоритм их изготовления.

Домашнее задание – изготовить из плотной бумаги правильные многогранники.

(В преддверии Нового года – собственноручное изготовление елочных игрушек из правильных многогранников).

Освоение средств анализа объекта.

Развитие конструкторской смекалки, навыков построения чертежей разверток по макету, точности, аккуратности при их изготовлении. Познакомить учащихся с алгоритмом как одним из средств минимизации словесного и графического представления перечня действий.

Формирование пространственных представлений.

5.

Плоскость.

1 ч.

Беседа.

Практическая работа по складыванию листа бумаги. Практическая работа (стр.170 пособия [1]).

Ввести понятие плоскости, бесконечности их числа в пространстве. Освоить средство ориентации в плоскости листа.

6.

Сравнение и измерение углов.

§3.

1 ч.

Решение заданий из §3. Практическая работа (стр.171 пособия [1]).

Научить работать с транспортиром, измерять и строить углы с заданной величиной. Сформировать представление о величине и способах образования углов.

7.

Виды углов. Смежные и вертикальные углы.

§3.

1 ч.

Решение заданий из §3. Практическая работа по нахождению биссектрисы угла (стр.172 пособия [1]).

Продолжить ознакомление и классифицировать углы. Ввести понятие биссектрисы угла.

8.

Окружность и круг. Вписанные и описанные фигуры.

Понятие о делении сторон и углов на равные части.

§13.

2 ч.

Работа по учебнику §13. Практическая работа (стр.173 пособия [1]). Деление стороны листа и угла на равные части с помощью сгибаний и перенос этих действий на плоскость.

Домашняя практическая работа – построить правильный треугольник, правильный шестиугольник и пятиконечную звезду, вписанные в окружность.

Научиться строить окружности, находить центр уже построенной окружности, овладеть навыком построений правильных треугольника, шестиугольника и пятиугольника, вписанных в окружность.

9.

Измерение длины, площади, объема. Системы старинных мер. Как появилась метрическая система мер.

§§10, 11.

1 ч.

Беседа.

Работа по учебнику §§10, 11.

Подготовить рефераты-доклады по темам:

а) Как появилась метрическая система мер.

б) Системы русских старинных мер.

в) Системы старинных иностранных мер.

(Примерная литература [13, 12, 14] из пособия [1].)

Упорядочить знания об измерениях, единицах измерения. Побудить желание найти дополнительную литературу и написать доклад или реферат по теме.

10.

Графические диктанты и координаты в I координатной четверти.

6 ч.

Введение понятия координатной плоскости, ее первой четверти, правила работы на ней. Практическая работа:

Построение фигур: «Мышка», «Белка», «Птенец», «Барбос», «Лебедь» (координаты с натуральными числами), (стр.174-177 пособия [1]).

Построение на миллиметровой бумаге фигур «Акула» и «Плюшевый мишка» (координаты с десятичными дробями), (стр.177-179 пособия [1]).

Домашняя творческая работа – придумать, нарисовать и записать координаты своих фигур в первой координатной четверти.

Свободная ориентация на координатной плоскости, восприятие на слух чисел, быстрое и аккуратное геометрическое построение.

Развитие мотивации к творческому подходу выполнения домашнего задания.

11.

Заключительный урок «Путешествие по стране Геометрия».

1 ч.

Заранее, месяца за полтора-два, объявить конкурс на лучшую сказку, игру с элементами изученных геометрических понятий и приобретенных знаний. Можно предложить использовать §§ 14, 15, 16, 17, 18, 26, 34 учебника [2].

Предложить авторам лучших работ зачитать их. Обязательно поощрить детей.

Поощрять творчество, воображение, талант сочинителя, в тоже время выявить уровень владения специальной терминологией, усвоения и оперирования геометрическими понятиями.


Тематическое планирование

6 класс

30 часов, не считая геометрического материала на уроках математики по учебнику Н.Я. Виленкина «Математика, 6»

Таблица 4




Содержание материала.

(§§ учебника Е.Д.Шарыгина [2].)

Количество часов

Виды работ на уроке

и творческих заданий на дом.

Цель:

1.

Понятие ломанной, длина и ее свойства.


1 ч.

Беседа.

Демонстрация рисунков и фотографий из книги Г. Рея «Звезды».

Решение задач на определение и построение ломанных (стр. 182-183 пособия [1]).

Освоение средств анализа объекта.

Сформировать понятие ломаной, изучить ее свойства.

2.

Треугольник, виды треугольников.

Сумма углов треугольника.

Элементы треугольника (биссектриса, высота, медиана, средняя линия). Жесткость треугольника.

§7, стр.24-30.

3 ч.

Работа с учебником (§ 7 стр. 24 – 30).

Выполнение практических работ: составление таблицы видов треугольников и проверка измерениями «неравенства треугольника» и утверждения: в треугольнике против большого угла лежит большая сторона.

(стр.55 пособия [1]).

Опытным путем сделать вывод о сумме углов треугольника и о его средней линии.

Упорядочить и систематизировать ранее полученные знания о треугольнике. Отработать навык построения линий в треугольнике, опытным путем увидеть и определить характерные свойства этих линий и основных свойств треугольника.

3.

Параллельные и перпендикулярные прямые, их построение.

§20.

2 ч.

Беседа.

Работа по учебнику (§ 20 стр. 91 – 93, стр. 95 – 96).


Сформировать представление о параллельных и перпендикулярных прямых, их применение в жизни и научить их строить с помощью линейки и угольника, показать построение с циркулем.

4.

Координатная плоскость.

§ 22.

Декартова система координат в пространстве.

§ 22, стр.110.

Графические диктанты на координатной плоскости.



3 ч.

1 ч.
(и систематически

в течение всего учебного года по 10-20 минут в неделю)

Работа по учебнику (§ 22). Практическая работа: ознакомление с полной координатной плоскостью (стр.185-186 пособия [1]). Домашнее творческое задание: нарисовать свою карту и зашифровать все объекты координатами (стр. 107 – 108 учебника [2]).

Игра «Остров сокровищ» с соседом по парте.

Игра «Остров сокровищ» между двумя классами (6А и 6Б).

Совместный урок с информатикой: построение трехмерных фигур в системе координат на компьютере.

Построение на координатной плоскости фигур «Буратино», «Рыбка», «Зайчик», «Птичка», «Лебедь», «Страус», «Одногорбый верблюд», «Слоник», «Волк», «Динозаврик», «Замок», «Котик», «Панцирная ящерица», «Пудель», «Рысь», «Тигр», «Ослик», «Шахматный конь», «Цапля-оригами», «Щенок» (стр. 187-198 пособия [1]).

(Также большое количество графических диктантов в различных №№ приложения «Математика»).

Домашняя работа на построение своих фигур на координатной плоскости.

Развитие коллективного творчества и повышение мотивации учения (при составлении общей карты для игры «Остров сокровищ» между классами).

Сформировать представление об изображении трехмерного пространства на плоскости и освоить построения на компьютере.

Развитие пространственных представлений. Научить быстро ориентироваться на координатной плоскости, четко и аккуратно делать геометрические построения.


5.

Вычисление длины, площади и объема. Площадь сложной фигуры.

§§12, 27.

2 ч.

Работа по учебнику (§ 12), задания № 1 – 15, §27.

Выполнение практической работы (стр.199-200 пособия [1]).

Решение задач 1-6 (стр.200-201 пособия [1]).

Продолжить формирование вычислительных навыков, умения преобразований фигур в мысленном плане.

6.

Равенство фигур. Равновеликость фигур.

1 ч.

Работа по учебнику (§ 12, стр.54).

Демонстрация наглядных пособий, рассказ учителя.

Практическая работа: построение правильного шестиугольника в окружности, деление его на треугольники, разрезание и сравнение треугольников.

Домашняя практическая работа: придумать, начертить и вырезать равные фигуры. Составить из них равновеликие фигуры.

Изготовление макетов равных и равновеликих фигур.

Сформировать понятия равенства и равновеликости фигур на плоскости и в пространстве.

7.

Оригами.

§23.

3 ч.

Знакомство с историей оригами.

Работа по учебнику (§ 23), освоение знаково-символической деятельности.

Показ работ, фотографий, книг (см. список литературы из пособия [1]: [7, 17, 18, 19, 20]).

Практическая работа по «геометрическому» образованию основных базовых форм оригами.

Домашняя практическая работа: изготовить из цветной двухсторонней бумаги различные оригами.

Устроить выставку детских работ (можно украсить школьные коридоры и школьную новогоднюю елку игрушками-оригами).

Сформировать общее представление о культуре японского народа, особенности традиций.

Определить средства «перевода» знаков на плоскости в пространственные преобразования.

Представить основные базовые формы в соответствии с видами геометрических преобразований.

Развивать творческие способности, практические навыки, повышать мотивацию.

8.

Замечательные кривые (эллипс, парабола, гипербола, синусоида). Лист Мебиуса.

§§15, 24, 25, .

2 ч.

Работа по учебнику (§ 24). Демонстрация вычерчивания эллипса на эллипсографе.

Демонстрация вычерчивания гипоциклоид.

Домашнее задание: изготовить свой эллипсограф и макет для вычерчивания гипоциклоид (стр.118 учебника и стр.203 пособия [1]).

Работа с учебником (§15). Рассказ учителя (стр.204-205 пособия [1]).

Демонстрация репродукций картин М. Эшера – орнаменты на листе Мебиуса.

Лабораторная работа: «Опыты с листом Мебиуса» (стр.69 – 71 учебника [2] и раздаточное пособие).

Познавательная цель: расширить кругозор, провести исследования с помощью опытов.

Практическая цель: построение гипоциклоид, изготовление эллипсографа.

Освоить средства анализа объекта и определение особенностей преобразования модели в соответствии со свойствами фигуры.

9.

Зеркальное отражение. Симметрия. Бордюры. Орнаменты.

§§28, 29, 30, 31.

3 ч.

Рассказ и обзор параграфов учебника (§§ 28, 29, 30, 31).

Демонстрация репродукций картин М. Эшера и наглядных пособий.

Практическая работа по теме «Симметрия» на координатной плоскости: построение Совы (стр.205-206 пособия [1]).

Практическая работа на нелинованной бумаге по построению симметричной и централь симметричной фигур (стр.207-209 пособия [1]).

Домашние практические работы:

1) вырезать и выполнить три аппликации с осью симметрии (лист, снежинка, бабочка, жук, домик и т.д.);

2) вырезать и выполнить аппликации в виде бордюров с разными трафаретами;

3) выполнить свой паркет по трафарету (по методу М. Эшера и геометрический).

Сформировать представление о типах геометрических преобразований. Освоить геометрические преобразования как основу практической работы.

Научить построению равных фигур, повторению заданного рисунка.

Развитие творческих способностей, практических навыков.

10.

Симметрия помогает решать задачи. Симметрия в равнобедренном треугольнике.

§32.

1 ч.

Работа с учебником (§ 32), выполнение заданий № 1 – 5, (особо разобрать задачу №1). Практическая работа по выявлению свойств равнобедренного треугольника (стр.211 пособия [1]).

Показать практическое применение симметрии. Опытным путем определить свойства равнобедренного треугольника.

13.

Конструирование многогранников.


6 ч.

Рассказ и одновременная демонстрация многогранников.

Работа с моделями, выявление свойств и признаков фигур.

Усвоение терминологии по карточкам с рисунками.

Изготовление набора элементов конструктора. Конструирование моделей различных видов многогранников.

Усвоить отличия признаков и свойств фигур.

Иметь представление о видах многогранников и владеть правильной терминологией. Уметь формулировать порядок действий в словесной форме, находить решение конструкции сложной модели и создавать ее в несколько этапов, анализировать физические свойства модели.

14.

Параллелограммы.

Золотое сечение.

§21.

1 ч.

Работа с учебником (§21). Проведение опытов с листом бумаги (стр.98-99 учебника [2]).

Демонстрация материала по золотому сечению.

Опытным путем определить свойства параллелограмма.

Сформировать понятие о золотом сечении.

15.

Выходной контроль уровня развития геометрического мышления.

1 ч.

Игры по составлению различных силуэтов из разрезной фигуры (кто больше!?). Принцип пентамино и танграм [5, 6, 7].

Тестирование уровня развития геометрического мышления.


Используемая литература:


  1. Белоусова А.Г. Материалы в помощь учителю математики для 5–6 классов (с авторским курсом наглядно-практической геометрии), изд. дополненное и переработанное. Уч. пособие / А.Г. Белоусова. – Воронеж: ВОИПКРО, 2000. - 214 с.

  2. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 1998. - 192 с.

  3. Пентамино // Наука и жизнь. - 1967. - №№1-12.

  4. Веннинджер М. Модели многогранников. Пер. с англ. / М. Веннинджер. – М.: Мир, 1974. - 236 с.

  5. Камаев П. Семь хитроумных фигур («Танграм») / П. Камаев // Приложение «Математика». - 2001. - №14. - С. 7-10, №16. - С. 27-29.

  6. Чернет П.Е. Тесты GP. Игры по составлению силуэтов; логика и конструкторская смекалка, основы геометрии и рисования, концентрация внимания, пространственное и ассоциативное мышление / П.Е. Чернет.– М.: Ось-89, 2001. - Кн.1. - 120 с.

  7. Чернет П.Е. Тесты GP. Игры по составлению силуэтов; логика и конструкторская смекалка, основы геометрии и рисования, концентрация внимания, пространственное и ассоциативное мышление / П.Е. Чернет.– М.: Ось-89, 2002. - Кн.2. - 120 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconРабочая программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год
Математика /составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008г и предназначена для обучающихся 5...
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconТематическое планирование к учебнику математика 5 класс
Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, си. Шварцбурда (М.: Мнемозина). 5 часов в неделю. Всего 170 часов
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconУроках математики в 5 и 6 классах по учебникам Виленкина и Дорофеева
Найти длину незамкнутой ломаной авсд, если ав=4см 3мм, вс=6см 2мм, сд=2см 2мм, ад=3см 8мм
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconКонспект урока математики по учебнику А. Г. Мордкович. "Математика....
Учебник: Математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. 22-е изд., испр. – М. Мнемозина, 2008....
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconПрограмма «Школа 2100», урок математики в 1 классе по учебнику «Математика»...

Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconУрок математики во 2 классе по учебнику «Математика» Л. Г. Петерсон
Автор урока: Г. Ю. Максимова, учитель высшей квалификационной категории гимназии №122 города Казани
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconРеспубликанская нпк «Математика в школе»
«Практические задания по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики»
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconУрок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор»
Характеристика темы урока: Данная тема в учебнике Виленкина Н. Я. и др. «Математика 6» рассматривается перед изучения темы «Проценты»....
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconСарбашева А. М. рабочая программа Сарбашевой Аминат Магомедовны математика
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004г №1089, в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Р. Ф....
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Уроках математики по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика, 5» iconУрок математики в 5 классе
Содержание темы. Данная тема программы 5 класса по математике учебников под редакцией Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова и др


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск