Скачать 0.83 Mb.
|
МОУ Великосельская средняя общеобразовательная школа МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Опыт организации психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности при обучении математике учителя математики высшей квалификационной категории МОУ Великосельской средней общеобразовательной школы Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области Солодовниковой Надежды Николаевны Великое, 2011г Содержание: Стр
Важнейшим направлением развития системы образования на современном этапе, обозначенным в Концепции модернизации российского образования, государственных стандартах основного и среднего (полного) образования, является достижение нового качества образования путем перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному, компетентностному подходу. Одним из принципиальных моментов на сегодняшний день является самостоятельная работа учащихся. Эффективным педагогический процесс будет только при условии, если сам обучающийся максимально активен, а учитель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Этому условию отвечает ряд современных педагогических технологий, в том числе и технология модульного обучения. Под индивидуализацией образовательного процесса понимается способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории. Десятый класс сельской школы формируется из учащихся своей школы и основных образовательных школ. С помощью анкетирования и собеседования педагоги школы выясняют жизненно-профессиональный план учащегося, главные факторы выбора будущей профессии, в каком учебном заведении хотел бы получить образование после школы, по каким предметам необходимо углубление, а по каким необходима коррекция знаний и умений. У всех десятиклассников разные образовательные цели. После анкетирования и диагностирования учащихся перед школой встает проблема организации 3-4 профилей, чтобы обеспечить реализацию образовательных целей каждого учащегося и выполнить заказ родителей. Из-за небольшого количества учащихся в старших классах сельской школы невозможно создать профильные классы, поэтому сельская школа организует образовательный процесс, используя универсальный учебный план, составляя индивидуальные образовательные планы для каждого обучающего. Ориентиры изучения математики у старшеклассников разные: кому то математика нужна для будущей профессии, кому-то только для поступления, кому-то необходима для общего развития. Задача учителя – обеспечить реализацию этих планов через организацию групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках и во второй половине дня.
Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося в учебно- воспитательном процессе является обеспечение нормального развития его в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте. Задачами психолого-педагогического сопровождения являются - выявление индивидуальных особенностей, склонностей и интересов обучающихся ; - предупреждение возникновения проблем развития обучающегося ; - помощь (содействие) ему в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; - психологическое обеспечение образовательных программ; - развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся Направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению: - диагностика (индивидуальная и групповая ); - консультирование (индивидуальное и групповое); - развивающая работа (индивидуальная и групповая); - коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
Организацию образовательной деятельности учащихся осуществляю, используя элементы технологии проблемного обучения (Мельниковой ), модульного обучения , уровневой дифференциации, интегральной технологии (Гузеев В.В.) Используя стандарты по математике, определяю для учащихся требования к знаниям и умениям по теме на «3», «4», «5», которые помогают учащимся осуществить самооценку своих достижений. Затем составляю технологическую карту для учащихся, в которой прописан план прохождения темы, формы контроля, дифференцированные задания для классной и домашней работы, а также творческие задания, использование УМК. Технологическая карта помогает учителю правильно формировать знания и умения по данной теме, определять, как учащиеся усвоили данную тему, на каком уровне обучения они находятся, так как умения ранжированы на трех уровнях. Ученик, используя технологическую карту, проставляет себе прогностическую оценку, а учитель, проверяя обучаемость и уровень обученности, исходя из заложенных знаний и умений в технологической карте, ведет отслеживание результатов обучения по данной теме и сверяет свой результат с прогнозом учащихся. Технологические карты выдаются каждому учащемуся. Это позволяет учащемуся самостоятельно определять уровень сложности заданий как при работе в классе и дома, изучать материал в случае болезни или пропуска урока. На первом уроке темы провожу диагностический срез, определяющий уровень сформированности опорных знаний и умений, учащиеся об этом предупреждений на итоговом уроке предыдущей темы. Это необходимо для организации коррекции знаний и умений, которая осуществляется в дополнительное время на консультациях. В зависимости от объема темы после блочного изучения материала проводится зачет по теории, затем учащиеся формируют основные умения и навыки. На данных уроках-практикумах формы организации образовательной деятельности учащихся разные: парные, групповые, индивидуальные. Группы эти мобильные, формирование групп зависит от темпа продвижения по теме, от уровня усвоения материала, от мотивации обучающихся, от уровня самостоятельности обучающихся и определяются на каждом уроке. Учитель при этом рекомендует комплектование групп, но не навязывает свое мнение. Учащиеся могут выбрать и индивидуальную работу на уроке. Промежуточный контроль умений учащихся по теме в виде самостоятельных, тестов, зачета может осуществляться в разное время, но не позднее урока, где этот контроль запланирован. Если кто-то из учащихся сдали зачет по практическому применению знаний раньше, то оставшиеся уроки они углубляют свои знания по теме, используя дополнительную литературу, решают задачи высокого уровня сложности. При изучении темы я практикую привлечение учащихся с высоким уровнем математической подготовки в роли консультанта с целью оказания помощи тем учащимся, у которых появились проблемы при изучении темы или они по какой-то причине пропустили занятия и не могут сами разобраться в материале темы. Используя также прием «опережающего обучения»: учащиеся самостоятельно дома изучают блок материала (часть теории или ее практическое применение), а на уроке выступают в роли учителя, обучаю своих одноклассников. Важно при этом осуществлять индивидуальный подход и в обучении и воспитании каждого учащегося, проявлять такт. Итоговый контроль, который учащиеся выполняют все одновременно, представляет собой обычно трёхуровневую контрольную работу или письменный зачёт, причём структура контрольного задания повторяет структуру задания домашнего: два-три задания минимального уровня, одно-два задания повышенного уровня, одно задание высокого уровня. Все уровни явно выделены. Задачи учителя при изучению темы: – диагностические (выявление уровня усвоения материала на промежуточных этапах) - организационные (при формировании групп на каждом уроке); - консультационные (оказание помощи при работе групп, пар или отдельным учащимся с разным уровнем математической подготовки); - развивающие (формирование универсальных учебных действий); - осуществление своевременной корректировки в деятельности учащихся. При организации деятельности на уроках можно применять разнообразные формы, методы и средства, в том числе и цифровые образовательные ресурсы, компьютерные программы. Наличие компьютеров, оснащённых высококачественными обучающими программами, программами-тренажёрами и контролирующими программами, позволяет осуществить первичный контроль знания теории объективнее. Эти же программы могут использоваться и во втором закреплении и коррекции знаний учащихся . Компьютер применяется как средство усиления интеллекта для групп, работающих над задачами высокого уровня сложности
4.1 Результаты диагностирования учащихся класса При изучении каждой темы курса математики необходимо учитывать личностные особенности учащегося, уровень его обучаемости и обученности по математике, уровень сформированности универсальных учебных действий, чтобы создать условия для развития познавательных интересов и личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, помочь ему в достижении намеченных целей. Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности учащихся, мною используется дифференцированный подход, с учетом которого я распределяю учащихся по группам на основе уровня сформированности у них приемов учебной деятельности и уровня усвоения учебного материала согласно рекомендациям О.Б. Епишевой [1, стр. 70] и на основе результатов диагностических тестов (см. табл. 1). Таблица 1 Уровни усвоения учащимися 10 класса математических знаний (2006/2007 учебный год)
На основе результатов диагностических работ и наблюдений по уровню обученности математике учащиеся 10 класса делятся мною на три группы (см. табл. 2). Таблица 2 Уровни обученности по математике
Все учащиеся в начале учебного года по результатам анкетирования учащихся мною получена следующая информация о мотивации учащихся 10 класса изучения математики (см. табл. 3). Таблица 3 Ориентиры учащихся при изучении математики
Надо отметить, что большинство учащихся объективно оценивают свой уровень усвоения материала по предмету. На основе наблюдений за учащимися, в процессе проектирования их индивидуальных образовательных программ, бесед с учащимися и родителями, было определены качества, которые необходимо развивать у детей в процессе изучения ими курса математики (см. таб. 4). Таблица 4 Развитие личностных качеств учащихся 10 класса
Рассмотрим подробнее, с помощью каких приемов предполагается формировать те или иные личностные качества учащихся конкретно на уроках математики (см. табл. 5). Таблица 5 Формирование личностных качеств у учащихся 10 класса
4.2 Организация образовательной деятельности учащихся при изучении математики на примере темы Тема «Векторы в пространстве» изучается в курсе математике 10 класса в апреле месяце. Для успешного усвоения содержания данной темы учащиеся должны владеть практическими и теоретическими умениями и навыками темы «Векторы на плоскости» (9класс), обладать развитым пространственным мышлением. Для учащихся была составлена технологическая карта, разработаны требования к уровню усвоения темы на оценку «3», «4», «5», составлен лист контроля темы, предоставлен список источников информации для усвоения темы (см. Прил. 2-5). Организация психолого-педагогического сопровождения индивидуальной деятельности учащихся при изучении темы «Векторы в пространстве» представлена в таблице 6. Таблица 6 Взаимодействие учителя и учащихся при изучении темы «Векторы в пространстве»
Уровень усвоения материала темы «Векторы в пространстве» учащимися 10 класса в 2006/2007 учебном году представлен в листе контроля(см. Прил. 5) Наблюдения за учащимися свидетельствуют о том, что в результате проделанной работы произошли следующие изменения:
На конкретных примерах проследим индивидуальную образовательную деятельность некоторых учащихся (см. таблицу 7). Таблица7 Индивидуальная образовательная деятельность учащихся при изучении модуля
Организация сопровождения образовательной деятельности учащихся на уроке математики представлена в приложении 1 (см. разработку урока «Векторы в пространстве» (10класс))
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащихся подразумевает организацию учителем соединения внешней дифференциации обучения в соответствии с возможностями ученика с внутренней дифференциацией учения на основе индивидуальных целей самого ученика. Необходимо обеспечить внутреннее единство трех образовательных компонентов: «хочу» , «могу» и «надо» в достижении индивидуального результата в обучении и развитии. Процесс индивидуальной образовательной деятельности учащегося осуществляется:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащихся предполагает описание того как:
При психолого-педагогическом сопровождении образовательной деятельности учащихся необходимо учитывать:
Как учитель математики, расскажу об организации ППС конкретного ученика Сергея К. на уроках, курсах и внеклассных занятиях. Сергею математика необходима для дальнейшего образования: он выбрал профессию программиста, но не исключает и профессию учителя информатики. Поэтому Сергей ставит для себя главную задачу – углубить и расширить математические знания и совершенствовать свою письменную и устную математическую речь. На занятиях в старших классах я, чаще всего, применяю элементы технологий модульного обучения, проблемного обучения и интегральной технологии. При этом создаю условия для усвоения тем каждого модуля в своем темпе, предлагаю дифференцированные задания по теории и практике для работы в классе и дома, а также индивидуальные задания повышенного и высокого уровня, контролирую качество выполнения заданий, обращаю внимание на рациональные способы их выполнения. Например, при изучении первого модуля по алгебре и началам анализа «Тригонометрические функции» Сергей работал по плану прохождения темы со всем классом, при этом выполнял задания повышенного уровня в соответствии с темой урока. Обсудив результаты работы, решили включить в его план изучения второго модуля «Тригонометрические уравнения» самостоятельное освоение темы «Обратные тригонометрические функции» из профильного уровня, с которой он справился на «отлично». В следующем модуле «Преобразование тригонометрических выражений» была увеличена доля его самостоятельности. Он самостоятельно изучал новый материал, решал дома и на уроках задания из технологической карты на оценку «5», выполнял промежуточный контроль в виде самостоятельных работ и тестов, сдал зачет по теме , потратив на это 13 часов из 18 по плану, а оставшееся время до контрольной работы выполнял задания повышенного и высокого уровня по материалам из ЕГЭ и вступительных экзаменов в технические ВУЗы. Роль педагога при этом - консультационная. При работе с Сергеем используется прием опережающего обучения, поэтому он активно помогает учителю в проведении уроков, как в роли консультанта, так и в роли учителя. В первом полугодии Сергей выбрал курс по математике «Модуль», который помог ему расширить и углубить свои знания решению уравнений и неравенств и построению графиков функций, содержащих знак модуля. Он подготовил компьютерную презентацию по теме «Построение графиков функций, содержащих знак модуля» и выступил с ней перед одноклассниками на занятии. Во втором полугодии он выбрал курс «Знакомьтесь: параметр», который помог ему в организации исследовательской деятельности, как на уроках математики, так и на уроках информатики. Сергей самостоятельно разобрал тему «Исследование неравенств вида ах2+вх+с≤0, ах2+вх+с≥0 с начальными условиями» и подготовил компьютерную презентацию в двух электронных видах с пошаговым и возвращающимся просмотром и в форме презентации. К. С. два года занимался под моим руководством во Всероссийской заочной многопредметной школе при МГУ имени М.В. Ломоносова на отделении математики по системе «Коллективный ученик». Он добросовестно выполняет задания, самостоятельно изучает новый материал, которого нет в школьном курсе, помощь педагога при этом минимальна. Сергей принимал активное участие во внеклассной работе по математике: подготовил презентацию «Проценты в нашей жизни», был членом команды в игре между старшеклассниками «Математика и бизнес», постоянный участник школьной и районной олимпиад по математике. Сергей принял участие в апреле 2007года во второй открытой областной олимпиаде школьников по математике и криптографии, по результатам которой награжден похвальной грамотой за высокие результаты. Начиная с 7 класса, занимался исследовательской деятельностью по математике. Свои работы: «Фигуры одним росчерком», «Замечательные кривые» он представлял на научно-практических конференциях Совместно с Сергеем составлена образовательная программа по математике на 11 класс(см. таблицу 8) Таблица 8
Итогом образовательной деятельности учащегося по математике под руководством учителя стала победа на российском конкурсе «Открытие» на секции математика, награждение денежной премией в рамках национального проекта «Талантливая молодежь России»(2008 год), результат ЕГЭ по математике -81 балл (рейтинг 99, 7)- самый высокий в районе. Сергей поступил сразу в два ВУЗа: Ярославский Технологический университет и ЯГУ им П.Г. Демидова, выбрав последний ( факультет прикладной математики).
Психолого педагогическое сопровождение образовательной деятельности способствует успешному формированию универсальных учебных действий. Учитель отслеживает не только усвоение знаний учащихся по теме, но и изменения в его развитии и воспитании. Создаются условия для саморазвития и самообразования. Библиографический список
Приложения Приложение 1 |
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год | Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического... Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | ||
Положение об отделении социально-правового и психолого-педагогического сопровождения Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного... | Модель психолого-педагогического сопровождения Как писал немецкий философ ХХ века Карл Ясперс, «детство есть тайна и эта тайна откроется только тому, у кого к ней есть шифры».... | ||
Методические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов... Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... | Методика обучения опорным прыжкам Методическая разработка учителя... Методическая разработка и рекомендации учителям физической культуры при обучении опорным прыжкам | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические... Цель освоения дисциплины Общая и экспериментальная психология реализация социально-психологических компетенций в области психолого-педагогического... | Академия социального управления «Инновационные технологии при обучении математике» (далее Конкурс). К организации конкурса привлекаются специалисты вузов, члены... | ||
Учитель Тема: «Организация индивидуального психолого – педагогического сопровождения детей с овз» | Методические рекомендации для проведения педагогических советов по... Дения», Т. В. Загоскина, заместитель директора боу во «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю. П. Силинская,... | ||
Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих... Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования, выявить и уточнить... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель освоения дисциплины «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» реализация социально-психологических... | ||
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» Помните, с этим высказыванием Конфуция мы познакомились в 6-м классе. Объясните, как его понимаете? Почему опыт является самым горьким... | Методическая разработка раздела образовательной программы по физике... ... | ||
Программа психолого-педагогического сопровождения ооп «В ногу со временем и на шаг впереди» Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,... | Методическая разработка семинара по математике «Мифы, которые приносят вред здоровью и мешают обучению математике и другим наукам.» |