Тема: Час знакомства с геометрией





Скачать 119.29 Kb.
НазваниеТема: Час знакомства с геометрией
Дата публикации26.06.2013
Размер119.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы

ЛЮ Боганова, МОУ СОШ №2 г. Буй



Занятие кружка РЛМ в 4 «А» классе

Тема: Час знакомства с геометрией

Цель:

Оборудование:

Ход занятия:

I.Орг. момент.

-Прозвенел звонок,

Начинаем свой кружок.

Постараемся всё понять

И на вопросы отвечать.

-Итак, определим тему нашего сегодняшнего занятия. А для этого надо ответить на вопросы и отгадать загадки.

-Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, -
Что еще таким быть может?
(угол)

--Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой , фломастером?(точку)
-Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
(овал)

-Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а ...
(ромб)

-Что получится, если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки и соединить их.(отрезок)

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(Треугольник)

-Что это за фигура , у которой четыре стороны и все равны? (квадрат)

-Ноги очень интересны
У таинственного друга:
Если первая на месте,
То другая ходит кругом!
(циркуль)




-А как называется линия, которой можно соединить три точки? (кривая)
-Итак, ребята, давайте посмотрим какое же слово у нас получилось в кроссворде?

+геометория

-А кто знает что это слово обозначает?

-А где вы слышали его?

+в математике

-Значит геометрия это часть математики. Ну, а ещё хотите узнать подробнее что такое геометрия?

-Итак. Вопрос: Что такое геометрия? И на этот вопрос нам будет давать ответ «Центр информации»

- А как вы думаете ,что ещё можно делать в геометрии?

+чертить

-Значит использовать на практике. И у нас сегодня будет работать «Центр практиков»

-Так , а ещё

+можно из фигур делать различные фигуры, аппликации

-Правильно. Из геометрических фигур можно конструировать. И у нас будет работать 2Центр конструирования»

-А ещё есть занимательные задачи .и у нас будет работать «Центр занимательной геометрии»

_А вы можете представить геометрические фигуры живыми? Нет? Тогда сегодня вы их увидите в нашем «Центре театральном»

-Итак, я назвала пять центров , которые у нас сегодня будут работать:

-Центр информации

-Центр практики

-Центр конструирования

-Центр занимательной геометрии

-Театральный центр.

-Каждый центр будет работать по плану.

-3. Физкультминутка.

4.Отчёт о работе центров

5.Проверка знаний.

6. Рефлексия.

Из истории возникновения и развития геометрии

1Геометрия зародилась в Древнем Египте как набор правил решения практических задач, возникавших в строительстве, при распределении земельных участков, измерении площадей, объемов и других величин. Свидетельством этому являются египетские пирамиды, построенные около 4800 лет назад, их строительство требовало достаточно сложных и точных геометрических расчетов.

2Таким образом, геометрия возникла как прикладная наука, как собрание правил, необходимых для решения практических задач: сравнения фигур, нахождения геометрических величин, простейших геометрических построений.

Широкое использование находят геометрические образы при решении арифметических задач; сюда относится графическое изображение условия задачи, применение масштаба, связь количественных и пространственных представлений, изображение в виде отрезка расстояния между двумя пунктами в задачах на движение и др. Существует задачи, в которых геометрические образы выступают на первый план. Возьмём, например, задачу 1: Велосипедист выехал из пункта А в пункт В. Проехав 500 м, он обнаружил, что потерял ключ. Вернувшись на 100 м. назад, он увидел ключ на дороге. Подобрав его, он снова двинулся к пункту В и, проехав ещё 800 м., достиг его.

Каково расстояние между пунктами А и В

1. 500 м. – 100 м. = 400 м.

2. 400 м. + 800 м. = 1200 м.

500 м 800м

АВ

3На уроках рисования непосредственно используются элементы геометрии. Эти уроки носят в ряде случаев подготовительный характер. Они помогают накоплению факторов и наблюдений, которые должны быть использованы в геометрии.

На уроках рисования в 1 и 2 классах, моделями для рисунков является предметы, близкие по своей форме к простейшим геометрическим фигурам. В процессе рисования дети не только познают форму предметов, но и примерные количественные соотношения частей предметов, их взаимное расположение, направление линии. В 3 и 4 классах существенно новым является изображение тел, на плоскости, причём здесь играет роль расположение предметов, и, следственно, геометрических. Образ раскрывается с различных точек зрения. При этом дети рисуют предметы, близкие по форме к простейшим геометрическим телам: стакан, коробка, яблоко, пирамида. Учитывая это, следует устанавливать предметные связи, между значениями, полученными на уроках рисования, со знаниями, полученными при изучении начальной геометрии.

4Уроки труда также тесно связаны с геометрией. Здесь это связь носит действительный характер. В процессе работы над материалам (бумагой, картоном, глиной) дети моделируют геометрические фигуры и тела, познают их свойства. Если на уроках рисования главную роль играли зрительные восприятия, то на уроках труда они дополняются осязанием и ощущениями при движении рук. Изготовляя изделия или детали, составляя узоры или украшения дети сталкиваются с большим разнообразием форм. Кроме того, учащиеся должны научиться выполнять чертежи и технические рисунки, что имеет исключительно важное значение в геометрическом образовании. Надо заметить, что работы по труду связаны с целым рядом фигур, линий в этих фигурах, в то время как в курсе наглядной геометрии изучают только прямоугольник и квадрат.

5Уроки физкультуры также содержат моменты, с геометрическим образованием. Так, например, на этих уроках ученики получают ориентировку в направлении: на право, на лево, вверх, вниз, в горизонтальном и вертикальном направлении, в построение по прямой линии, в круг, по границе участков в форме прямоугольника, квадрата, в поворотов на прямой; развернутый, полный угол.

Итак, при изучении всех учебных предметов идет накопление геометрических представлений о формах предметах, о их взаимном расположении.

Геометрия – это школьный предмет, раздел математики. Геометрия изучает пространственные отношения и формы предметов.Геометрия (греч. geometria, от ge — Земля и metreo — мерю), раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы, а также другие отношений и формы, сходные с пространственными по своей структуре.

Происхождение термина «Г.", что буквально означает «землемерие», можно объяснить следующими словами, приписываемыми древнегреческому учёному Евдему Родосскому (4 в. до н. э.): «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития р. Нил, постоянно смывавшего границы». Уже у древних греков Г. означала математическую науку, в то время как для науки об измерении Земли был введён термин геодезия. Судя по сохранившимся отрывкам древнеегипетских сочинений, Г. развилась не только из измерений Земли, но также из измерений объёмов и поверхностей при земляных и строительных работах и т.п.

Первоначальные понятия Г. возникли в результате отвлечения от всяких свойств и отношений тел, кроме взаимного расположения и величины. Первые выражаются в прикосновении или прилегании тел друг к другу, в том, что одно тело есть часть другого, в расположении «между», «внутри» и т.п. Вторые выражаются в понятиях «больше», «меньше», в понятии о равенстве тел.

Путём такого же отвлечения возникает понятие геометрического тела. Геометрическое тело есть абстракция, в которой сохраняются лишь форма и размеры в полном отвлечении от всех других свойств. При этом Г., как свойственно математике вообще, совершенно отвлекается от неопределённости и подвижности реальных форм и размеров и считает все исследуемые ею отношения и формы абсолютно точными и определёнными. Отвлечение от протяжения тел приводит к понятиям поверхности, линии и точки. Это явно выражено, например, в определениях, данных Евклидом: «линия есть длина без ширины», «поверхность есть то, что имеет длину и ширину». Точка без всякого протяжения есть абстракция, отражающая возможность неограниченного уменьшения всех размеров тела, воображаемый предел его бесконечного деления. Дальше возникает общее понятие о геометрической фигуре, под которой понимают не только тело, поверхность, линию или точку, но и любую их совокупность.

Г. в первоначальном значении есть наука о фигурах, взаимном расположении и размерах их частей, а также о преобразованиях фигур. Это определение вполне согласуется с определением Г. как науки о пространственных формах и отношениях. Действительно, фигура, как она рассматривается в Г., и есть пространственная форма; поэтому в Г. говорят, например, «шар», а не «тело шарообразной формы»; расположение и размеры определяются пространственными отношениями; наконец, преобразование, как его понимают в Г., также есть некоторое отношение между двумя фигурами — данной и той, в которую она преобразуется.

В современном, более общем смысле, Г. объемлет разнообразные математические теории, принадлежность которых к Г. определяется не только сходством (хотя порой и весьма отдалённым) их предмета с обычными пространственными формами и отношениями, но также тем, что они исторически сложились и складываются на основе Г. в первоначальном её значении и в своих построениях исходят из анализа, обобщения и видоизменения её понятий. Г. в этом общем смысле тесно переплетается с другими разделами математики и её границы не являются точными.

Выходит девочка с плакатом точки.

- Я – Точка. Главная везде. Без меня ты не построишь никакой геометрической фигуры.

В это время выходят четыре ученика. Все они – точки.

Точка А говорит: “А имена у нас у всех разные”.

По очереди называются:

Точка А;
Точка В;
Точка С;
Точка D.


У точки А в руках клубочек шнура, они раздвигают его с точкой В. Точка В говорит: “А я – отрезок, часть прямой. Я ограничен точкою одной, потом другой. Меня ты можешь прочитать хоть сзади наперед, хоть спереди назад.

(Читают: один – АВ, другой – ВА).

Но если ты возьмешь лишь часть прямой и ограничишь точкою одной, то будет линия другая, в одну лишь сторону она спешит без конца и без края и называется луч АВ.

(Ученики изображают шнуром луч)

Затем четыре ученика натягивают веревку так, что получается ломаная и точка С говорит: “Меня узнать нетрудно. Я – ломаная. Но, если А и D возьмутся за руки, то в миг изменят облик мой и имя”.

Точка D говорит: “Три точки я поставила, попарно их соединив. Фигура получилась - треугольник”.

(Показывает табличку e АВС)

Выходит ученик и говорит: “Но, если поступлю я так – разъединяет сторону АС, а концы веревки берут еще двое, встают к точкам А, В и С так, чтобы получился угол, - то получу фигуру по фамилии Угол, а имена у них разные.”

Выходят ученики с табличками углов и называют их: острый угол, прямой, тупой, смежные углы, вертикальные углы, центральный угол.

Выходит мальчик с плакатом треугольника и говорит: “Мы братья родные, фигуры простые. Всего лишь три точки – вершины у нас; отрезками их соединив, получим три элемента других - три стороны, а между ними три элемента иных – три угла.

Фамилия у нас Треугольник, а вот имена – равносторонний (далее по порядку выходят ученики и называют изображенные треугольники), равнобедренный, прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

Далее, выходит мальчик с фигурой квадрат и говорит: “А я чуть сложнее. Четыре точки, четыре отрезка, но разные формы, фигуры другие – квадрат, параллелограмм, ромб, прямоугольник, трапеция.

Обо всех этих фигурах и их свойствах мы узнаем изучая науку ГЕОМЕТРИЯ (все вместе), которая нужна архитектору, строителю, швее, токарю, астроному, автолюбителю, геодезисту и другим специалистам.

И кто бы мог подумать раньше, что такую серьезную, сухую, строгую науку, как ГЕОМЕТРИЯ можно совместить с музыкой и пением. А оказывается можно.

Впереди у нас с вами самостоятельная работа, в выполнении которой вам поможет услышанное и увиденное сегодня, а задание для этой работы содержится в этой веселой песенке:

СЦЕНКА “ПРО ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ”

Прослушайте еще одну загадку: если у квадрата отрезать все углы, сколько углов останется?

(Мнения детей расходятся.)

- Чтобы получить правильный ответ на данный вопрос, посмотрим и послушаем сказку, которую приготовили для вас ребята.

(Выходят три ученика, исполняющие роли треугольника, четырехугольника и автора. На груди у них висят соответствующие фигуры.)

АВТОР:

Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший - квадратный
Добродушный, приятный,
Младший - треугольный,
Вечно недовольный
Стал спрашивать квадрат:

КВАДРАТ:

“Почему ты злишься, брат?”

АВТОР:

Тот кричит ему:

ТРЕУГОЛЬНИК:

“Смотри, ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!

АВТОР:

Но квадрат ответил:

КВАДРАТ:

“Брат! Я же старше, - я - Квадрат!”

АВТОР:

И сказал еще нежней

КВАДРАТ:

“Неизвестно кто нужней!”

АВТОР:

Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато.
Срезать - старшему углы. (Отрезает у квадрата углы и показывает.)

АВТОР:

Уходя, сказал:

ТРЕУГОЛЬНИК:

“Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты, квадратным,
А проснешься без углов!”

АВТОР:

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад
Поглядел он, нет квадрата
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

- Так, если у квадрата отрезать все углы, какая новая фигура получится?

Ребята, вы можете загадать эту загадку своим друзьям, знакомым, родителям.

Из истории геометрии

Более двух тысяч лет назад в Древней Греции впервые стали складываться и получили первоначальное развитие основные представления и обоснования науки геометрии. Этому периоду развития геометрии предшествовала многовековая деятельность сотен поколений наших предков. 

О первых шагах накопления сведений по геометрии мы не имеем никаких письменных источников и об том периоде можем только предполагать. Первоначальные геометрические представления, как и представления о счете, складывались постепенно на протяжении тысячелетий. Появлялись они в результате практической деятельности человека и развивались чрезвычайно медленно.

Еще в глубокой древности, когда люди питались только тем, что им удавалось найти и собрать (листья, корни растений, грибы, улитки, мелкие животные и т. п.), им приходилось переходить с места на место. В связи с этим они приобретали некоторые представления о расстоянии. Вначале, надо полагать, люди сравнивали расстояния по времени, в течение которого они их проходили. Например, если от реки до леса можно было дойти за время от восхода солнца до его захода, то говорили: река от леса находится на расстоянии дня ходьбы.

Такой способ оценки расстояния дошел и до наших дней.

Так, на вопрос: «Далеко ли ты живешь от школы?» — можно услышать: «В десяти минутах ходьбы». Это значит, что от дома до школы надо идти 10 мин. С развитием человеческого общества, когда люди научились делать примитивные орудия — каменный нож, молоток, лук, стрелы и пр., постепенно появилась необходимость измерять длину с большей точностью. Человек стал сравнивать длину рукоятки или диаметр отверстия молотка со своей рукой или толщиной пальца. Остатки этого способа измерений также дошли до наших дней: примерно сто — двести лет назад холсты (грубую ткань из льна) измеряли локтем—длиной руки от локтя до среднего пальца. А фут, что в переводе на русский язык означает нога, употребляется как мера длины в некоторых странах и в настоящее время, например, в Англии. 

Изготавливая лук, человек изгибал прямой ствол тонкого дерева и связывал концы его тетивой — шнуром. Ствол, разгибаясь, натягивал шнур. Натянутый шнур стал впоследствии прообразом прямой линии. И в наше время можно видеть, как, желая отметить прямую, натягивают шнур от одного колышка до другого. На шнур как прообраз прямой указывает сходство в названии линии и льна, из волокон которого делали нити и шнуры.

Лен на латинском языке называется «линум» (linum). Это слово почти полностью совпадает со словом «линия».

Переход первобытного общества от охоты к земледелию, а затем развитие земледелия, ремесел и торговли вызвали практическую необходимость измерять расстояния и находить площади и объемы различных фигур. Из истории известно, что примерно 4000 лет назад в долине реки Нил образовалось государство Египет. Правители этого государства — фараоны установили налоги за земельные участки на тех, кто ими пользовался. В связи с этим требовалось определять размеры площадей участков четырехугольной и треугольной формы.

Река Нил после дождей разливалась и часто меняла свое русло, смывая границы участков. Приходилось исчезнувшие после наводнения границы участков восстанавливать, а для этого вновь измерять их. Выполняли такую работу лица, которые должны были уметь измерять площади фигур. Появилась необходимость изучить приемы измерения площадей. К этому времени и относят зарождение геометрии.

Слово «геометрия» состоит из двух слов: «ге», что в переводе на русский язык означает земля, и «метрио» — мерю. Значит, в переводе «геометрия» означает землемерие.

В своем дальнейшем развитии наука геометрия шагнула далеко за пределы землемерия и стала важным и большим разделом математики. В геометрии рассматривают формы тел, изучают свойства фигур, их отношения и преобразования. Как наука геометрия оформилась к III в. до нашей эры благодаря трудам ряда греческих математиков и философов. Наибольшая заслуга в этом принадлежит Евклиду, жившему в г. Александрия. Он, опираясь на исследования и выводы своих предшественников — Фалеса, Пифагора, Гиппократа, Евдокса и других древнегреческих ученых, привел в систему накопленные по геометрии сведения, дополнил их своими исследованиями и открытиями, а затем последовательно изложил в 13 книгах, назвав их «Начала». Его труд на протяжении свыше 2000 лет служил учебным пособием по геометрии. Его книги изучали все великие математики.

Мы искали ответ вопрос ___________________________

Мы провели исследование___________________________

На основании проведённого исследования можно сделать вывод:___________________________

Что узнали, чему научились____________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Час знакомства с геометрией icon«Что изучает проективная геометрия?»
Предлагаемый курс знакомит учащихся с проективной геометрией, позволяет глубже понять теоремы элементарной геометрии, помогает четче...
Тема: Час знакомства с геометрией iconУрока: 9 Дата: 17. 11. 04 Предмет: черчение. Тема : Сопряжения
Задания на развитие карточки. (найти две одинаковые фигуры). мышления (связь с геометрией) 5
Тема: Час знакомства с геометрией iconУрока: 9 Дата: 17. 11. 04 Предмет: черчение. Тема : Сопряжения
Задания на развитие карточки. (найти две одинаковые фигуры). мышления (связь с геометрией) 5
Тема: Час знакомства с геометрией icon«Безопасность жизнедеятельности» (7 семестр)
Дисциплина бжд общим объемом 85 час (34 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: 10 час-изучение материала лекций, 24 час для...
Тема: Час знакомства с геометрией iconУрок знакомства с новым текстом. Тема

Тема: Час знакомства с геометрией iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Процесс знакомства с различными видами геометрических фигур сменился новым этапом знакомства с их свойствами. И здесь главную роль...
Тема: Час знакомства с геометрией icon«Экологическая обстановка в месте проживания студента»
Дисциплина «Экология» общим объемом 68 час (17 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: изучение материалов лекций – 5 ч, подготовка...
Тема: Час знакомства с геометрией iconРабочая программа по курсу «Организация и проведение pr -кампаний»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Тема: Час знакомства с геометрией iconРабочая программа по курсу «Современные международные отношения»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Тема: Час знакомства с геометрией iconКлассный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области»
Тема: Час знакомства с геометрией iconУрок 13. 10-13. 55 Художественная студия 1 час (Буробина Л. А.) Английский...

Тема: Час знакомства с геометрией iconЗанятие (2 часа, в том числе 1 час – обсуждение вопросов, 1 час – доклады и презентации) Тема
Форма обучения – очная, заочная, очно- заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения
Тема: Час знакомства с геометрией iconРабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Тема: Час знакомства с геометрией iconТема : «В царстве грибов» Цели и задачи
Продолжить раскрытие связей в природном сообществе «лес» на основе знакомства с царством грибов
Тема: Час знакомства с геометрией iconУрок 1/1 Тема: Физика и познание мира
Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с научным методом познания, раскрыть значение физической теории
Тема: Час знакомства с геометрией iconТема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська»
Урок знакомства с новой басней и закрепления изученного материала по творчеству И. А. Крылова в 4 классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск