Скачать 119.29 Kb.
|
ЛЮ Боганова, МОУ СОШ №2 г. Буй Занятие кружка РЛМ в 4 «А» классе Тема: Час знакомства с геометрией Цель: Оборудование: Ход занятия: I.Орг. момент. -Прозвенел звонок, Начинаем свой кружок. Постараемся всё понять И на вопросы отвечать. -Итак, определим тему нашего сегодняшнего занятия. А для этого надо ответить на вопросы и отгадать загадки. -Он и острый, да не нос, И прямой, да не вопрос, И тупой он, да не ножик, - Что еще таким быть может? (угол) --Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой , фломастером?(точку) -Если взял бы я окружность, С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно - Получился бы ... (овал) -Если встали все квадраты На вершины под углом бы, То бы видели ребята Не квадраты мы, а ... (ромб) -Что получится, если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки и соединить их.(отрезок) Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ... (Треугольник) -Что это за фигура , у которой четыре стороны и все равны? (квадрат) -Ноги очень интересны У таинственного друга: Если первая на месте, То другая ходит кругом! (циркуль)
-А как называется линия, которой можно соединить три точки? (кривая) -Итак, ребята, давайте посмотрим какое же слово у нас получилось в кроссворде? +геометория -А кто знает что это слово обозначает? -А где вы слышали его? +в математике -Значит геометрия это часть математики. Ну, а ещё хотите узнать подробнее что такое геометрия? -Итак. Вопрос: Что такое геометрия? И на этот вопрос нам будет давать ответ «Центр информации» - А как вы думаете ,что ещё можно делать в геометрии? +чертить -Значит использовать на практике. И у нас сегодня будет работать «Центр практиков» -Так , а ещё +можно из фигур делать различные фигуры, аппликации -Правильно. Из геометрических фигур можно конструировать. И у нас будет работать 2Центр конструирования» -А ещё есть занимательные задачи .и у нас будет работать «Центр занимательной геометрии» _А вы можете представить геометрические фигуры живыми? Нет? Тогда сегодня вы их увидите в нашем «Центре театральном» -Итак, я назвала пять центров , которые у нас сегодня будут работать: -Центр информации -Центр практики -Центр конструирования -Центр занимательной геометрии -Театральный центр. -Каждый центр будет работать по плану. -3. Физкультминутка. 4.Отчёт о работе центров 5.Проверка знаний. 6. Рефлексия. Из истории возникновения и развития геометрии 1Геометрия зародилась в Древнем Египте как набор правил решения практических задач, возникавших в строительстве, при распределении земельных участков, измерении площадей, объемов и других величин. Свидетельством этому являются египетские пирамиды, построенные около 4800 лет назад, их строительство требовало достаточно сложных и точных геометрических расчетов. 2Таким образом, геометрия возникла как прикладная наука, как собрание правил, необходимых для решения практических задач: сравнения фигур, нахождения геометрических величин, простейших геометрических построений. Широкое использование находят геометрические образы при решении арифметических задач; сюда относится графическое изображение условия задачи, применение масштаба, связь количественных и пространственных представлений, изображение в виде отрезка расстояния между двумя пунктами в задачах на движение и др. Существует задачи, в которых геометрические образы выступают на первый план. Возьмём, например, задачу 1: Велосипедист выехал из пункта А в пункт В. Проехав 500 м, он обнаружил, что потерял ключ. Вернувшись на 100 м. назад, он увидел ключ на дороге. Подобрав его, он снова двинулся к пункту В и, проехав ещё 800 м., достиг его. Каково расстояние между пунктами А и В 1. 500 м. – 100 м. = 400 м. 2. 400 м. + 800 м. = 1200 м. 500 м 800м АВ 3На уроках рисования непосредственно используются элементы геометрии. Эти уроки носят в ряде случаев подготовительный характер. Они помогают накоплению факторов и наблюдений, которые должны быть использованы в геометрии. На уроках рисования в 1 и 2 классах, моделями для рисунков является предметы, близкие по своей форме к простейшим геометрическим фигурам. В процессе рисования дети не только познают форму предметов, но и примерные количественные соотношения частей предметов, их взаимное расположение, направление линии. В 3 и 4 классах существенно новым является изображение тел, на плоскости, причём здесь играет роль расположение предметов, и, следственно, геометрических. Образ раскрывается с различных точек зрения. При этом дети рисуют предметы, близкие по форме к простейшим геометрическим телам: стакан, коробка, яблоко, пирамида. Учитывая это, следует устанавливать предметные связи, между значениями, полученными на уроках рисования, со знаниями, полученными при изучении начальной геометрии. 4Уроки труда также тесно связаны с геометрией. Здесь это связь носит действительный характер. В процессе работы над материалам (бумагой, картоном, глиной) дети моделируют геометрические фигуры и тела, познают их свойства. Если на уроках рисования главную роль играли зрительные восприятия, то на уроках труда они дополняются осязанием и ощущениями при движении рук. Изготовляя изделия или детали, составляя узоры или украшения дети сталкиваются с большим разнообразием форм. Кроме того, учащиеся должны научиться выполнять чертежи и технические рисунки, что имеет исключительно важное значение в геометрическом образовании. Надо заметить, что работы по труду связаны с целым рядом фигур, линий в этих фигурах, в то время как в курсе наглядной геометрии изучают только прямоугольник и квадрат. 5Уроки физкультуры также содержат моменты, с геометрическим образованием. Так, например, на этих уроках ученики получают ориентировку в направлении: на право, на лево, вверх, вниз, в горизонтальном и вертикальном направлении, в построение по прямой линии, в круг, по границе участков в форме прямоугольника, квадрата, в поворотов на прямой; развернутый, полный угол. Итак, при изучении всех учебных предметов идет накопление геометрических представлений о формах предметах, о их взаимном расположении. Геометрия – это школьный предмет, раздел математики. Геометрия изучает пространственные отношения и формы предметов.Геометрия (греч. geometria, от ge — Земля и metreo — мерю), раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы, а также другие отношений и формы, сходные с пространственными по своей структуре. Происхождение термина «Г.", что буквально означает «землемерие», можно объяснить следующими словами, приписываемыми древнегреческому учёному Евдему Родосскому (4 в. до н. э.): «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития р. Нил, постоянно смывавшего границы». Уже у древних греков Г. означала математическую науку, в то время как для науки об измерении Земли был введён термин геодезия. Судя по сохранившимся отрывкам древнеегипетских сочинений, Г. развилась не только из измерений Земли, но также из измерений объёмов и поверхностей при земляных и строительных работах и т.п. Первоначальные понятия Г. возникли в результате отвлечения от всяких свойств и отношений тел, кроме взаимного расположения и величины. Первые выражаются в прикосновении или прилегании тел друг к другу, в том, что одно тело есть часть другого, в расположении «между», «внутри» и т.п. Вторые выражаются в понятиях «больше», «меньше», в понятии о равенстве тел. Путём такого же отвлечения возникает понятие геометрического тела. Геометрическое тело есть абстракция, в которой сохраняются лишь форма и размеры в полном отвлечении от всех других свойств. При этом Г., как свойственно математике вообще, совершенно отвлекается от неопределённости и подвижности реальных форм и размеров и считает все исследуемые ею отношения и формы абсолютно точными и определёнными. Отвлечение от протяжения тел приводит к понятиям поверхности, линии и точки. Это явно выражено, например, в определениях, данных Евклидом: «линия есть длина без ширины», «поверхность есть то, что имеет длину и ширину». Точка без всякого протяжения есть абстракция, отражающая возможность неограниченного уменьшения всех размеров тела, воображаемый предел его бесконечного деления. Дальше возникает общее понятие о геометрической фигуре, под которой понимают не только тело, поверхность, линию или точку, но и любую их совокупность. Г. в первоначальном значении есть наука о фигурах, взаимном расположении и размерах их частей, а также о преобразованиях фигур. Это определение вполне согласуется с определением Г. как науки о пространственных формах и отношениях. Действительно, фигура, как она рассматривается в Г., и есть пространственная форма; поэтому в Г. говорят, например, «шар», а не «тело шарообразной формы»; расположение и размеры определяются пространственными отношениями; наконец, преобразование, как его понимают в Г., также есть некоторое отношение между двумя фигурами — данной и той, в которую она преобразуется. В современном, более общем смысле, Г. объемлет разнообразные математические теории, принадлежность которых к Г. определяется не только сходством (хотя порой и весьма отдалённым) их предмета с обычными пространственными формами и отношениями, но также тем, что они исторически сложились и складываются на основе Г. в первоначальном её значении и в своих построениях исходят из анализа, обобщения и видоизменения её понятий. Г. в этом общем смысле тесно переплетается с другими разделами математики и её границы не являются точными. Выходит девочка с плакатом точки. - Я – Точка. Главная везде. Без меня ты не построишь никакой геометрической фигуры. В это время выходят четыре ученика. Все они – точки. Точка А говорит: “А имена у нас у всех разные”. По очереди называются: Точка А; Точка В; Точка С; Точка D. У точки А в руках клубочек шнура, они раздвигают его с точкой В. Точка В говорит: “А я – отрезок, часть прямой. Я ограничен точкою одной, потом другой. Меня ты можешь прочитать хоть сзади наперед, хоть спереди назад. (Читают: один – АВ, другой – ВА). Но если ты возьмешь лишь часть прямой и ограничишь точкою одной, то будет линия другая, в одну лишь сторону она спешит без конца и без края и называется луч АВ. (Ученики изображают шнуром луч) Затем четыре ученика натягивают веревку так, что получается ломаная и точка С говорит: “Меня узнать нетрудно. Я – ломаная. Но, если А и D возьмутся за руки, то в миг изменят облик мой и имя”. Точка D говорит: “Три точки я поставила, попарно их соединив. Фигура получилась - треугольник”. (Показывает табличку e АВС) Выходит ученик и говорит: “Но, если поступлю я так – разъединяет сторону АС, а концы веревки берут еще двое, встают к точкам А, В и С так, чтобы получился угол, - то получу фигуру по фамилии Угол, а имена у них разные.” Выходят ученики с табличками углов и называют их: острый угол, прямой, тупой, смежные углы, вертикальные углы, центральный угол. Выходит мальчик с плакатом треугольника и говорит: “Мы братья родные, фигуры простые. Всего лишь три точки – вершины у нас; отрезками их соединив, получим три элемента других - три стороны, а между ними три элемента иных – три угла. Фамилия у нас Треугольник, а вот имена – равносторонний (далее по порядку выходят ученики и называют изображенные треугольники), равнобедренный, прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Далее, выходит мальчик с фигурой квадрат и говорит: “А я чуть сложнее. Четыре точки, четыре отрезка, но разные формы, фигуры другие – квадрат, параллелограмм, ромб, прямоугольник, трапеция. Обо всех этих фигурах и их свойствах мы узнаем изучая науку ГЕОМЕТРИЯ (все вместе), которая нужна архитектору, строителю, швее, токарю, астроному, автолюбителю, геодезисту и другим специалистам. И кто бы мог подумать раньше, что такую серьезную, сухую, строгую науку, как ГЕОМЕТРИЯ можно совместить с музыкой и пением. А оказывается можно. Впереди у нас с вами самостоятельная работа, в выполнении которой вам поможет услышанное и увиденное сегодня, а задание для этой работы содержится в этой веселой песенке: СЦЕНКА “ПРО ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ” Прослушайте еще одну загадку: если у квадрата отрезать все углы, сколько углов останется? (Мнения детей расходятся.) - Чтобы получить правильный ответ на данный вопрос, посмотрим и послушаем сказку, которую приготовили для вас ребята. (Выходят три ученика, исполняющие роли треугольника, четырехугольника и автора. На груди у них висят соответствующие фигуры.) АВТОР: Жили-были два брата: Треугольник с квадратом Старший - квадратный Добродушный, приятный, Младший - треугольный, Вечно недовольный Стал спрашивать квадрат: КВАДРАТ: “Почему ты злишься, брат?” АВТОР: Тот кричит ему: ТРЕУГОЛЬНИК: “Смотри, ты полней меня и шире, У меня углов лишь три, У тебя же их четыре! АВТОР: Но квадрат ответил: КВАДРАТ: “Брат! Я же старше, - я - Квадрат!” АВТОР: И сказал еще нежней КВАДРАТ: “Неизвестно кто нужней!” АВТОР: Но настала ночь и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато. Срезать - старшему углы. (Отрезает у квадрата углы и показывает.) АВТОР: Уходя, сказал: ТРЕУГОЛЬНИК: “Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился ты, квадратным, А проснешься без углов!” АВТОР: Но на утро младший брат Страшной мести был не рад Поглядел он, нет квадрата Онемел, стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов! - Так, если у квадрата отрезать все углы, какая новая фигура получится? Ребята, вы можете загадать эту загадку своим друзьям, знакомым, родителям. Из истории геометрии Более двух тысяч лет назад в Древней Греции впервые стали складываться и получили первоначальное развитие основные представления и обоснования науки геометрии. Этому периоду развития геометрии предшествовала многовековая деятельность сотен поколений наших предков. О первых шагах накопления сведений по геометрии мы не имеем никаких письменных источников и об том периоде можем только предполагать. Первоначальные геометрические представления, как и представления о счете, складывались постепенно на протяжении тысячелетий. Появлялись они в результате практической деятельности человека и развивались чрезвычайно медленно. Еще в глубокой древности, когда люди питались только тем, что им удавалось найти и собрать (листья, корни растений, грибы, улитки, мелкие животные и т. п.), им приходилось переходить с места на место. В связи с этим они приобретали некоторые представления о расстоянии. Вначале, надо полагать, люди сравнивали расстояния по времени, в течение которого они их проходили. Например, если от реки до леса можно было дойти за время от восхода солнца до его захода, то говорили: река от леса находится на расстоянии дня ходьбы. Такой способ оценки расстояния дошел и до наших дней. Так, на вопрос: «Далеко ли ты живешь от школы?» — можно услышать: «В десяти минутах ходьбы». Это значит, что от дома до школы надо идти 10 мин. С развитием человеческого общества, когда люди научились делать примитивные орудия — каменный нож, молоток, лук, стрелы и пр., постепенно появилась необходимость измерять длину с большей точностью. Человек стал сравнивать длину рукоятки или диаметр отверстия молотка со своей рукой или толщиной пальца. Остатки этого способа измерений также дошли до наших дней: примерно сто — двести лет назад холсты (грубую ткань из льна) измеряли локтем—длиной руки от локтя до среднего пальца. А фут, что в переводе на русский язык означает нога, употребляется как мера длины в некоторых странах и в настоящее время, например, в Англии. Изготавливая лук, человек изгибал прямой ствол тонкого дерева и связывал концы его тетивой — шнуром. Ствол, разгибаясь, натягивал шнур. Натянутый шнур стал впоследствии прообразом прямой линии. И в наше время можно видеть, как, желая отметить прямую, натягивают шнур от одного колышка до другого. На шнур как прообраз прямой указывает сходство в названии линии и льна, из волокон которого делали нити и шнуры. Лен на латинском языке называется «линум» (linum). Это слово почти полностью совпадает со словом «линия». Переход первобытного общества от охоты к земледелию, а затем развитие земледелия, ремесел и торговли вызвали практическую необходимость измерять расстояния и находить площади и объемы различных фигур. Из истории известно, что примерно 4000 лет назад в долине реки Нил образовалось государство Египет. Правители этого государства — фараоны установили налоги за земельные участки на тех, кто ими пользовался. В связи с этим требовалось определять размеры площадей участков четырехугольной и треугольной формы. Река Нил после дождей разливалась и часто меняла свое русло, смывая границы участков. Приходилось исчезнувшие после наводнения границы участков восстанавливать, а для этого вновь измерять их. Выполняли такую работу лица, которые должны были уметь измерять площади фигур. Появилась необходимость изучить приемы измерения площадей. К этому времени и относят зарождение геометрии. Слово «геометрия» состоит из двух слов: «ге», что в переводе на русский язык означает земля, и «метрио» — мерю. Значит, в переводе «геометрия» означает землемерие. В своем дальнейшем развитии наука геометрия шагнула далеко за пределы землемерия и стала важным и большим разделом математики. В геометрии рассматривают формы тел, изучают свойства фигур, их отношения и преобразования. Как наука геометрия оформилась к III в. до нашей эры благодаря трудам ряда греческих математиков и философов. Наибольшая заслуга в этом принадлежит Евклиду, жившему в г. Александрия. Он, опираясь на исследования и выводы своих предшественников — Фалеса, Пифагора, Гиппократа, Евдокса и других древнегреческих ученых, привел в систему накопленные по геометрии сведения, дополнил их своими исследованиями и открытиями, а затем последовательно изложил в 13 книгах, назвав их «Начала». Его труд на протяжении свыше 2000 лет служил учебным пособием по геометрии. Его книги изучали все великие математики. Мы искали ответ вопрос ___________________________ Мы провели исследование___________________________ На основании проведённого исследования можно сделать вывод:___________________________ Что узнали, чему научились____________________________ |
«Что изучает проективная геометрия?» Предлагаемый курс знакомит учащихся с проективной геометрией, позволяет глубже понять теоремы элементарной геометрии, помогает четче... | Урока: 9 Дата: 17. 11. 04 Предмет: черчение. Тема : Сопряжения Задания на развитие карточки. (найти две одинаковые фигуры). мышления (связь с геометрией) 5 | ||
Урока: 9 Дата: 17. 11. 04 Предмет: черчение. Тема : Сопряжения Задания на развитие карточки. (найти две одинаковые фигуры). мышления (связь с геометрией) 5 | «Безопасность жизнедеятельности» (7 семестр) Дисциплина бжд общим объемом 85 час (34 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: 10 час-изучение материала лекций, 24 час для... | ||
Урок знакомства с новым текстом. Тема | Муниципальное общеобразовательное учреждение Процесс знакомства с различными видами геометрических фигур сменился новым этапом знакомства с их свойствами. И здесь главную роль... | ||
«Экологическая обстановка в месте проживания студента» Дисциплина «Экология» общим объемом 68 час (17 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: изучение материалов лекций – 5 ч, подготовка... | Рабочая программа по курсу «Организация и проведение pr -кампаний» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | ||
Рабочая программа по курсу «Современные международные отношения» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | Классный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области» | ||
Урок 13. 10-13. 55 Художественная студия 1 час (Буробина Л. А.) Английский... | Занятие (2 часа, в том числе 1 час – обсуждение вопросов, 1 час – доклады и презентации) Тема Форма обучения – очная, заочная, очно- заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения | ||
Рабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | Тема : «В царстве грибов» Цели и задачи Продолжить раскрытие связей в природном сообществе «лес» на основе знакомства с царством грибов | ||
Урок 1/1 Тема: Физика и познание мира Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с научным методом познания, раскрыть значение физической теории | Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» Урок знакомства с новой басней и закрепления изученного материала по творчеству И. А. Крылова в 4 классе |