«Утверждаю»
Директор школы
______/ Маннапова Э.Н.
Приказ №
от « »
Согласовано
на заседании МС школы
Протокол №
от « »
Заместитель директора по УР
______/ Латыпова Л.Р.
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла
Протокол №
от « » .
Руководитель МО
______/ Тукаева Г.З. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАМуниципального общеобразовательного учреждения Иж-Бобьинская средняя общеобразовательная школаимени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики ТатарстанСалимуллиной Ленары Раилевны, учителя математики и информатикипо геометрии9 классПринято на заседании педагогического совета протокол № 1 от « » г. 2011-2012 учебный годПояснительная запискаРабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год. Из них контрольных работ 5 часа, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» 2 часа, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час и 1 час на итоговую административную контрольную работу. Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Цели изучения курса: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает индивидуально групповая на применение Фронтальный опрос по формуле. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов. Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов. Требования к уровню подготовки учащихся.В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь: пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Учебно-тематическое планированиепо геометрииКласс: 9 Учитель: Салимуллина Ленара Раилевна Количество часов Всего 70 часов; в неделю 2 часа. Плановых контрольных уроков 5, самостоятельных работ 9 ч., тестов 11 ч.; Административных контрольных уроков 2 ч. Планирование составлено на основе:1) Примерные программы по математики / составители Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007 2) Методическое письмо от 2.03.2009 № 1293/9 Об особенностях изучения математики в условиях перехода на федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего и среднего (полного)математики в школе общего образования Учебник: Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2009 Дополнительная литература: Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. . / Сост. Н.Ф. Гаврилова. - М.: - ВАКО, 2007.
Геометрия. 9 класс: поурочные планы по учебнику Атанасяна Л.С./Сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина– Волгоград: Учитель, 2007
Геометрия. Дидактические материалы для 9 класса. / Сост. Б.Г. Зив – М.: Просвещение, 2008
Рабочие программы по геометрии 7-11 классы. / Сост. Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2010
Учебно-тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Вид учебной деятельности
| Планируемые результаты освоения материала
| Вид кон-троля
| Дом.за-дание
| Дата проведения
| Примечание
| план
| факт
|
| Вводное повторение
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Многоугольники (определение, свойства, Фронтальный опрос формулы площадей).
|
| Урок повторения и обобщения
| индивидуально групповая
| -знать свойства основных четырехугольников;
-знать Фронтальный опрос формулы площадей;
-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства
| Фронтальный опрос
| Фронтальный опрос формулы, задания в тетради
|
|
|
|
| Окружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.
|
| Урок повторения и обобщения
| индивидуально групповая
| -уметь строить вписанные и описанные окружности;
-знать элементы окружности;
-различать центральные и вписанные углы
| Фронтальный опрос
| начертить вписанную и описанную окружность вокруг треугольника
|
|
|
| I
| Векторы
| 12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Понятие вектора. Равенство векторов
|
| Изучение нового материала
| Фронтальная индивидуальная
| -уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;
-знать виды векторов
| Фронтальный опрос
Индивидуальная работа по карточкам
| п.76-77, №739, 741, 746, 747
|
|
|
|
| Откладывание вектора от данной точки
|
| Урок закрепления изученного
| Фронтальная индивидуальная
| -уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;
-знать виды векторов
| Фронтальный опрос
Индивидуальная работа по карточкам
| п.76-78, №748, 749, 752
|
|
|
|
| Сумма векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
|
| Комбинированный урок
| Фронтальная индивидуальная
| -уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;
-знать виды векторов
| Фронтальный опрос Индивидуальная работа по карточкам
| п.79-80, №753, 759 (б), 763 (б,в)
|
|
|
|
| Сумма нескольких векторов.
|
| Комбинированный урок
| индивидуально групповая
| -уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов
| Фронтальный опрос Самостоятельное решение задач
| п.81, №755, 760, 761
|
|
|
|
| Вычитание векторов
|
| Комбинированный урок
| Фронтальная
| -уметь строить произведение вектора на число;
-уметь строить среднюю линию трапеции
| Проверка домашнего задания, самостоятельное решения задач
| п.82, №757, 763(а,г), 765, 767 (устно)
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов»
|
| Урок закрепления изученного
| Индивидуально групповая
| -уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;
-уметь применять эти правила при решении задач
| Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решения задач
| №769,770,772
|
|
|
|
| Умножение вектора на число
|
| Изучение нового материала
| Фронтальная
| -уметь строить вектор, умноженный на число, решать задачи по теме
| Проверка домашнего задания, самостоятельное решения задач
| п.83, №781 (б,в), 780 (а), 775, 776 (а,в,е)
|
|
|
|
| Решение задач на тему «умножение вектора на число»
|
| Урок закрепления изученного
| Фронтальная
| -уметь строить вектор, умноженный на число, решать задачи по теме
| С.р. Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решения задач
| №782, 784 (б), 787
|
|
|
|
| Применение векторов к решению задач
|
| Комбинированный урок
| индивидуальная
| -уметь применять векторы к решению геометрических задач, выполнять действия над векторами
| Проверка домашнего задания, самостоятельное решения задач
| п.84, №789-791, 788 (устно)
|
|
|
|
| Средняя линия трапеции
|
| Комбинированный урок
| индивидуальная
| -уметь решать задачи по теме
| Самостоятельное решения задач
| п.85, №793, 795, 798
|
|
|
|
| Решение задач на тему «Векторы»
|
| Урок закрепления изученного
| Фронтальная.
| -уметь применять векторы к решению геометрических задач, выполнять действия над векторами, решать задачи по теме
| Теоретический тест с последующей самопроверкой
| Задачи контрольной работы подготовительного варианта
|
|
|
|
| Контрольная работа №1 по теме «Векторы»
|
| Урок контроля ЗУН учащихся
| Индивидуальная
| Контрольная работа
|
|
|
|
| II
| Метод координат
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам
|
| Изучение нового материала
| индивидуально групповая
| -уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;
-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число
| Самостоятельное решение задач
| п.86, №911, 914 (б,в), 915
|
|
|
|
| Координаты вектора
|
| Комбинированный урок
| индивидуальная
| -уметь применять знания при решении задач в комплексе
| Самостоятельное решение задач
| п.87, №918, 926 (б,г), 919
|
|
|
|
| индивидуально групповая.
|
| Комбинированный урок
| индивидуально групповая
| -уметь применять знания при решении задач в комплексе
| Проверка домашнего задания, Самостоятельное решение задач
| п.88-89, 930, 932, 936
|
|
|
|
| Простейшие задачи в координатах.
|
| Урок закрепления изученного
| Индивидуально групповая
| -уметь определять координаты радиус-вектора;
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
| Проверка домашнего задания, индивидуальная работа по карточкам, Самостоятельное решение задач
| № 944, 949 (а)
|
|
|
|
| Решение задач методом координат
|
| Урок закрепления изученного
| индивидуально групповая
| -уметь определять координаты радиус-вектора;
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
| С.р. Проверка домашнего задания, индивидуальная работа по карточкам, Самостоятельное решение задач
| № 946, 950 (б), 951 (б)
|
|
|
|
| Уравнение окружности
|
| Комбинированный урок
| индивидуально групповая
| -знать уравнение окружности;
-уметь решать задачи на применение Фронтальный опрос формул
| Проверка домашнего задания, математический диктант, Самостоятельное решение задач
| п.90-91, №959 (б,г), 962, 964 (а) 966 (б,г)
|
|
|
| |