Скачать 462.52 Kb.
|
Рабочая программа педагога Бадиновой Жанны Станиславовны учителя высшей категории по алгебре 10 класс (базовый уровень) Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ______ от «___»__________ 2013 г. 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа по алгебре и началам анализа составлена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы (базовый уровень). Программа разработана на основе следующих документов: 1.«Программа для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Математика 5-11 кл. Составитель Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. –М.Дрофа,2004 2.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год; 3.Авторской программы А.Г. Мордковича. 4. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике. Тип программы: общеобразовательная Вид программы: базовая Образовательная область: математика Срок реализации программы: 1 год Место предмета в базисном учебном плане: В соответствии с Государственным стандартом и учебным планом школы на изучение алгебры в 10 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часа в год. 2 ч к базовым выделено из школьного компонента на углубленное изучение отдельных тем Сведения об учащихся на которых рассчитана программа: Данная программа по алгебре составлена для учащихся 10 «а» класса, в котором обучаются 19 человек. По результатам прошлого года: успеваемость 100%, качество знаний 23%. Уровень учебной мотивации и познавательного интереса достаточно высокий только у 21% учащихся класса. Они отличаются высоким уровнем самостоятельности на уроках, выполняют задания повышенного уровня, стремятся узнать больше того материала, который предусмотрен школьной программой. Учащиеся со средними математическими способностями составляют 37%, на них учителю в этом году надо обратить особое внимание. Есть ребята, которым трудно дается математика, они выполняют только задания базового уровня (42%). При составлении программы и выбора технологий обучения, учитывались возрастные особенности раннего юношеского возраста. Именно в этом возрасте главным новообразованием является открытие собственного Я, развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установка на сознательное построение собственной жизни. Учитель при разработке программы учитывал, что результатом деятельности должна стать не только система математических знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной и прочих сферах, развитие самостоятельности учащихся (что является важнейшим показателем качества образования) и их способности к самоорганизации; развитие потенциала познавательной активности каждого обучающего, сформированной в процессе обучения математики. Концепция программы: В данном курсе представлены содержательные линии "Алгебра", "Функции", "Начала математического анализа", "Уравнения и неравенства". В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи: систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе и его применение к решению математических и нематематических задач; расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей; формирование умения применять полученные знания для решения практических задач; совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления; знакомство с основными идеями и методами математического анализа. Первые темы, изучаемые в курсе 10 класса, входят в блок «Тригонометрия». Подход автора в преподавании этого раздела традиционный и сохранен в преподавании. Наиболее принципиальное отличие в порядке изложения мате6риала: сначала изучаются тригонометрические функции, затем тригонометрические уравнения, и в конце тригонометрические формулы. Это дает возможность учащимся полностью овладеть моделью числовой окружности и без труда применять ее на протяжении всей темы. Одной из главных тем в курсе алгебры и начал анализа является тема « Производная». Тема не насыщена теоретическими сведениями и доказательствами, она имеет, прежде всего, общекультурное и общеобразовательное значение. Одной из главных целей обучения математики - подготовить учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Эту цель позволяет достичь компетентностный подход в обучении математики, который является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Данная программа предусматривает развитие личностных компетенций, т.е. готовности (способности) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. В частности, математическая компетентность – это способность структуировать ситуацию, вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты, т.е. математическая компетентность учащихся способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Формирование целостных представлений о математике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков, творческих мастерских. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации. Принципиально важная роль отведена в плане участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. В 10-м классе существенно повышаются требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Цели изучения курса математики в 10 классе: - Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики. - Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения . - Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки. - Воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей. Задачи:
Структура программы: титульный лист, пояснительная записка, КТП, содержание программы (учебно-методическая карта), требования к уровню подготовки учащихся, система оценивания достижений учащихся, список литературы, КИМы, приложения к программе. Типовая авторская программа А.Г. Мордковича предусматривает на изучение курса алгебры 10 кл – 3 ч в неделю. За счет увеличения количества часов из школьного компонента, было дабавлено 34 часа, которые распределены по следующим темам:
В связи с тем, что в КИМах ЕГЭ по математике довольно много заданий по теме «Тригонометрия» и «Производная», дополнительные часы направлены на более углубленное изучение данных тем и решение тренировочных заданий ЕГЭ. А, именно Тригонометрические функции - 3 ч Тригонометрические уравнения – 8 ч Производная – 8 ч Вводное и обобщающее повторение – 9 ч Гибкость программы заключается в том, что в ней предусмотрены резервные часы (на случай отмены занятий из-за низкой температуры, карантина и т.п.). Общая характеристика организации учебного процесса по данной программе: Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является урок. На уроках используются технологии личностно-ориентированного обучения и технология ВДК. Методы обучения: 1) проблемное изложение; 2) частично-поисковый; 4) подводящий диалог; 5) побуждающий диалог; 6) репродуктивный; 7) объяснительно-иллюстративный. 8)Информационно-развивающий (самостоятельное добывание знаний) 9) Метод математического моделирования. Формы организации учебного процесса: 1) индивидуальная; 2) групповая; 3) фронтальная. Средства обучения:
Контроль знаний учащихся Контроль учащихся осуществляется на всех этапах деятельности: когда решают задачи и проблемы, самостоятельно изучают тему, обучают товарища. Формы организации контроля на уроках:
Методы контроля:
Виды контроля: Текущий контроль: различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, самоконтроль, взаимоконтроль. |