Скачать 0.57 Mb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства юношества «Дар» Чухломского муниципального района Костромской области Образовательная программа Кружка «АБВГДйка» Первоклассная школа Разработана: педагогом доп. обр. Базановой И.В. Рассчитана: на детей 6-7 лет. Срок реализации: 1 год г.Чухлома 2012г. Пояснительная записка Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Однако нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. С 2011-2012 учебного года все первоклассники страны начинают обучение по образовательным программам, реализующим новые образовательные стандарты, которые определяют более качественное, эффективное и современное начальное общее образование. Обязательным показателем реализации новых образовательных стандартов становится личностное развитие каждого ученика, развитие его познавательных интересов, формирование умений планировать и анализировать свою деятельность, применять свои знания и умения в конкретной деятельности, давать оценку личным достижениям, уметь сотрудничать, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями и в дальнейшем – успешно реализоваться в современном обществе. Таким образом, образовательная программа «Готовимся к школе» направлена не на заучивание школьной программы начальных классов, а на формирование положительной эмоциональной установки по отношению к себе и к сверстникам; на приобретение навыков, умений, опыта, необходимых для адекватного поведения в социуме, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности. Цель программы: обеспечить готовность к обучению в школе через формирование мотивационной готовности к обучению, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают положительное отношение к школе, успешность школьной адаптации и достижения в учебе. Задачи программы: = организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; = организация диагностической работы по определению психолого -педагогической готовности ребенка к обучению в школе; = укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; = выравнивание стартовых возможностей дошкольников; = развитие речи и мелкой моторики; = развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте; = развитие элементарных математических представлений; = формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе; = формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других; В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению: - учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста: Программа построена в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития и с учетом факторов риска. - уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью: При организации деятельности педагог руководствуется следующими правилами:
- комплексный подход: Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций - систематичность и последовательность: Развитие ребенка- процесс, в котором взаимосвязаны все компоненты. Поэтому большое внимание на занятиях уделяется постепенности и систематичности в освоении и формировании школьно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. - наглядность. Порядок организации работы: Программа разработана на 1 год обучения и рассчитана на детей 6-7 летнего возраста. - продолжительность обучения составляет 38 занятий (сентябрь- май) - наполняемость групп не более 16 человек; - режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 30 минут Особенности построения программы: Данная программа является сквозной и реализуется через работу по 2 блокам. 1 блок: «Скоро в школу» Большое значение сегодня уделяется интеграции содержания образования, поэтому основная форма организации деятельности в данном блоке – это интегрированное занятие. Интегрированные занятия дают детям более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений (Прил№1). Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. Поэтому занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов. В основе блока «Скоро в школу» лежит комплекс из двух интегрированных занятий.
Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в двух направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе в сочетании с развитием творческих и коммуникативных навыков дошкольников. Умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Занятия направлены на формирование и развитие фонематического слуха, развитие умений говорения и слушания, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Подготовка руки к письму включает в себя пальчиковую и зрительную гимнастику, штриховку, обводку по пунктирным линиям, раскрашивание и т.д. Большая роль на занятиях отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения, познакомятся с частями речи, единственным и множественным числом, с синонимами, родственными и многозначными словами, и т.д. Провидение диагностической работы и составление индивидуальных карт психологического развития ребенка Диагностика детей проводится два раза в начале и в конце года. Все методики подобраны с учетом возрастных особенностей дошкольников, включены в учебный материал и используются педагогом как развивающие упражнение с последующей интерпретацией результатов, позволяющие судить об уровне психологического развития ребенка. Все результаты заносятся педагогом в «Карту индивидуального психологического развития ребенка» (Прил№3) 2 блок: «Здоровье» Движение- здоровье, движение-радость, движение- развитие. Через движение ребенок находит выход в своей неумолимой жажде познания, энергии, фантазии. Движение создают условия для создания интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом движение- это жизнь ребенка, его стихия! Современные дети в большинстве своем испытывают « двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статистическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером, играют в тихие игры на полу.) Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Несущественные отклонения в состоянии здоровья могут быть причиной повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, сопротивляемости детского организма к воздействиям вредных факторов. Одной из главных задач в подготовке детей к школе мы видим укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни. Чтобы ребенок успешно учился, он должен быть физически здоров, т.к. развитие, приобретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие- это два связанных друг с другом процесса. Формы Программа состоит из двигательных игр, упражнений, дыхательной гимнастики и других форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы. Техническое оснащение Цель: развитие психически и физически здоровой личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья. Задачи: 1. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование стремления к здоровому образу жизни; 2. Поддержка здоровья детей. 3. Развитие таких навыков, как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость Прогнозируемый (ожидаемый) результат: Воспитание здорового во всех отношениях человека. Занятия в кружке закалят и укрепят физическое и психическое здоровье детей, будут способствовать сплочению коллектива в первую очередь. Также данные занятия повысят работоспособность, создадут хорошее настроение, поспособствуют общению между детьми. Техническое оснащение, дидактический материал: На занятиях используются скакалки, обручи, мячи, кольца, а также нестандартные для занятий физкультурой дидактические материалы: стул, газета, стаканчик из-под йогурта и др. Применяются технические средства обучения – музыкальный центр. Предполагаемый результат: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания, составление карты индивидуально – психологического развития ребенка по результатам диагностики. Учебно-тематический план занятий:
|