Скачать 72.84 Kb.
|
Урок обществознания в 9 классе Тема. Право ребёнка на частную жизнь. ( с применением технологии критического мышления ) (районный семинар завучей, 2005-2006 уч.год) Цель:
Основные понятия: вакуум, частная жизнь, приватность, деликатность, достоинство. Оборудование урока: Конституция РФ, текст статьи 23, чистые листы, ватман, фломастеры, компьютер. Ход урокаВопрос урока (на доске):
Учитель. На прошлом уроке мы приступили к изучению основного закона нашей страны – Конституции РФ, ознакомились с основами конституционного строя России. Изучению Конституции Отечества мы посвятим не одно занятие. Это поможет вам разобраться в её содержании, понять заложенные в ней идеи и – главное – убедиться в том, что Конституцию своей страны следует глубоко уважать. Древние римляне утверждали: «SALUS POPULI SUPRIMALE» («Благо народа – Высший закон»). Думается, что уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции Отечества. Сегодня мы продолжим эту работу и поговорим о правах и свободах человека и гражданина. Этой теме посвящена Глава 2 Конституции РФ. Особый акцент мы сделаем на статью 23 и попробуем связать её с вами, ребята, гражданами своей страны. Также мы познакомимся с понятиями частная жизнь, вакуум, приватность, деликатность, достоинство. Продолжим работу по составлению кластеров и синквейнов. Попробуем смоделировать различные ситуации и выполнить проблемные задания.
Учитель.
К - кодекс, конвенция; О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность; Н - народ, нация, независимость, нейтралитет; С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество; Т - территория; И - инициатива, инаугурация; Т - толерантность; У - управление, урегулирование; Ц - центр; И - институт, исполнитель; Я - «я» - личность, «я» - гражданин.
Учитель: Т.о., мы вместе составили кластер, т.е. графически показали смысловое значение слова «Конституция».
(Работа с главой 2 Конституции, деление задания по группам)
III. Стадия осмысления. Учитель. (работа над термином «частная жизнь)
Учитель. Я предлагаю обсудить ситуацию. Дочь поделилась с мамой своим секретом - ей нравится одноклассник, который тоже оказывает ей знаки внимания. А сегодня, когда они возвращались из школы, мальчик нёс её портфель до самого дома. Вечером за ужином мама начала рассказывать эту историю папе и бабушке. Девочка покраснела, на её глаза навернулись слёзы, и она выбежала в другую комнату. Мама тут же вошла следом и спросила, что случилось. Дочь стала упрекать её за то, что она раскрыла её тайну. Мама извинилась перед дочерью за свой поступок, успокоила её, и они вернулись в столовую. Учитель. Ответьте на вопросы.
Учитель. (Постановка проблемы)(обратить внимание учащихся на вопросы, записанные на доске)
Учитель. На эти вопросы нам предстоит найти ответы. Изучение основной проблемы 1. В чём проявляется нарушение права на частную жизнь? Учитель:
(В ходе беседы учитель схематично вывешивается на доске схема человека и обозначает пространство вокруг него, сопровождая это словами: голова, тело, руки, ноги, душа. (Рис. 1). Обобщая ответы школьников, учитель обращает их внимание на то, что вокруг человека образуется пространство, но не вакуум. Это пространство достаточно часто нарушается. ) Учитель: Выполните задание. Работая в группах, смоделируйте и обыграйте предложенные ситуации так, чтобы показать, как может происходить грубое вмешательство в личные дела ребёнка, и как он пытается отстоять своё право на личную жизнь. Класс мы разделим на четыре группы. Условно группы называются: "Дети - дети", "Дети - родители", "Родители - дети", "Дети - взрослые". Ситуации Первая группа "Дети - дети". На перемене Маша отобрала у Коли сочинение. Коля не разрешает его брать. Ему неприятно, когда читают его сочинение. Он пытался отобрать сочинение обратно. При этом мнение одноклассников разделилось: одни поддерживают Машу, а другие Колю. Вторая группа "Дети - родители". Андрей приходит домой и видит, что папа проверяет карманы его куртки. Папа находит в кармане у сына сигареты. Начинается выяснение отношений в семье (могут участвовать другие члены семьи). Третья группа "Родители - дети". Родители беспокоятся о том, как учится их дочь. Мама взяла из портфеля дневник, нашла в нём записку и прочитала её. Между мамой и дочерью произошёл серьёзный разговор. Четвёртая группа "Дети - взрослые". Десятилетний Володя рисует на асфальте во дворе. В это время проходит мимо незнакомый мужчина. Он остановился, посмотрел на рисунок и сказал: "Ну что это за рисунок?! Что это за линия?! Разве так рисуют?! Давай-ка я покажу, как надо…". Мужчина стирает рисунок и начинает рисовать сам. После представления группам ситуаций проводится беседа по вопросам:
В ходе беседы на доске составляется кластер 2. (на основе рис.1) (Предполагаемые результаты Учитель обращает внимание учащихся на то, что к частной жизни человека относится всё то, что принадлежит ему лично: его вещи, жильё, личные, семейные дела просто потому, что они его. Никому не позволено без особых обоснованных поводов вмешиваться в нашу жизнь и личные дела. Почтальон не может читать наши письма, служащий банка не может никого информировать о наших сбережениях. Доктор не может рассказывать о заболеваниях больных. Психолог не должен публично разглашать результаты тестирования интеллектуальных способностей, то есть кто более способный, а кто - менее. Медицинская сестра в школе не должна сообщать в классе у кого голова чистая, а у кого - грязная. Учитель не должен читать попавшую к нему записку. Вмешательство в личную жизнь человека неделикатно. Если мы соберём всё то, что как мы считаем, является нашим личным делом, то увидим, что вокруг нас образуется некая оболочка. Каждый человек, сам того не сознавая, создаёт её вокруг себя. Эта оболочка называется приватным пространством человека, которое включает в себя его частную жизнь.) 3. Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь? Учитель:
(Обобщая ответы учащихся, подчеркнуть, это что право защищает частную жизнь каждого человека и в том числе ребёнка. Мы должны научиться уважать частную жизнь других людей и взаимно напоминать об этом друг другу. Поэтому в Конвенции о правах ребёнка есть специальная статья, в которой говорится: "Ни один ребёнок не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкосновенность жилища, тайн его корреспонденции, или его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств". (Статья 16 Конвенции о правах ребёнка. Текст статьи может быть вывешен на доске). Подведение итогов работы и выводы В результате обсуждения учащиеся подводятся к пониманию того, что право на частную жизнь означает, право на интимные чувства, мысли, взгляды, тайны. Человек сам определяет границу своей личной жизни, то есть приватного пространства. IV. Стадия размышления (рефлексия). (Проводится в виде составления синквейнов) Учитель. О чём мы сегодня говорили? (говорили о праве ребёнка на частную жизнь). Я предлагаю закрепить полученнные знания в виде составления синквейнов. И взять за основу слово «жизнь». ЖизньЧастная, неприкосновенная (интимная, личная)Уважать, защищать, не вмешиватьсяВажная часть существования человека Невмешательство Учитель. Д/з – § 38 «Частная и публичная жизнь гражданина», составить синквейн по материалу этого § со словом «право». |
Урок обществознания в 9 классе по теме «Международное гуманитарное право» Создать условия для усвоения учащимися понятия «международное гуманитарное право», выявить сущность термина | Урок обществознания в 9-м классе "Международное гуманитарное право" Существует независимая гуманитарная организация Международный комитет Красного Креста (мккк) | ||
Урок обществознания в 9 классе по теме «Труд и трудовое право» МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- а, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22 | Урок обществознания в 9-м классе по теме "Семейное право" Цель урока: Сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека | ||
Реферат по теме профессиональная этика журналиста «Пределы вторжения в частную жизнь» | Урок обществознания в 11 классе Тема: «Социальная мобильность» Формировать мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной жизни | ||
Г. Ангарск Иркутской области Урок окружающего мира 1 класс умк «Гармония» Тема: Земноводные Цель Аспирантура спбгиэу, специальность 12. 00. 03 «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное... | Урок обществознания в 7 классе Тема Через месяц Слава вспомнил, что 5000 стоит модный костюм, о котором он давно мечтал | ||
Урок в элективном курсе «Право» Тема: «Решение практико-ориентированных... Тема: «Решение практико-ориентированных задач и моделирование социальных ситуаций при изучении обществознания» | Школьная успеваемость это тема, которая обычно держит родителей в... Так и хочется крикнуть не паникуйте! Не превращайте свою жизнь и жизнь ребенка в тяжелую повинность! Тем более что ситуацию можно... | ||
Урок в 8 классе. Тема: «Выбор жизненного пути» Составитель: Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания моу-сош №25 города Балаково Саратовской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах ребенка, отраженных во всемирной декларации прав человека: право на... | ||
Урок в 11 классе. Тема: «Модные веяния перестройки» Учитель: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош с. Талдан Амурской области | Урок по предмету «Человек и мир» (2 класс) Аспирантура спбгиэу, специальность 12. 00. 03 «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное... | ||
Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая... Попкова Ю. В., Костюк В. Г., Тугужекова В. Н. Этносы Сибири в условиях современных реформ (Социологическая экспертиза). Новосибирск,... |