Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий





Скачать 145.13 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий
Дата публикации06.08.2014
Размер145.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок русского языка в 4 А классе.

Тема урока: Правописание наречий.

Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока.

Задачи урока ( для учителя ):

  1. Дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических признаках наречия

  2. Воспитание интереса к родному языку. Стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников

  3. Создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Задачи урока ( для учащихся ):

- учиться ставить учебные задачи;

- учиться самостоятельно формулировать выводы;

- выявить правило написания наречий с приставками

Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.

Методы обучения: проблемно-поисковый

Роль и место темы в курсе: Данный урок входит в раздел «Наречие» и является третьим уроком данного раздела.

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Наречие. Лексическое значение». «Образование наречий».

Формы организации учебной деятельности:

  • Групповая

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

Оборудование урока

Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.

  • Раздаточный материал – карточки

  • Фломастеры

Этапы урока

Содержание этапа

Действия

Контроль

Учителя

Учащихся

1.Орг. момент





- Улыбнитесь друг – другу.

- Сядьте удобнее, закройте глаза, положите голову на стол. (музыка)

- Повторяйте за мной.

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому. (пауза)

- Внимание моё растёт.

- Я, как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно. (пауза)

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю.



- Да



2.Чистописание

Слайд №3

- Запишите число, классная работа.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Я вам буду задавать вопросы, а вы должны отвечать на них. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

- Эту букву найдёшь на конце слова – отгадки: К маме – речке бегу, и молчать не могу. Я её сын родной, а родился весной.(ручей «Й»)

- В слове земля безударная гласная …

- Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается.

- Ча – ща пишутся с буквой…

- Пунктуационный знак, похожий на действие деление.

- Эту букву мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

Как воздух выходит из шарика?

- Давайте проверим себя и посмотрим на доску. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

- Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?

- Давайте эти буквы напишем в слиянии.

- Запишем красиво данные соединения, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении .Строчку до конца.

- Из данных букв составьте слово, запишите его (сейчас).

- Это наше новое словарное слово, запишите в тетради и пропишите строчку.

- Что можете о нём сказать?

- Что оно обозначает?


- Подберите синонимы к слову.

Записывают дату

Запись в тетрадях

(й е с а : ч с)

Са, се, ча, че

- Наречие времени, отвечает на вопрос когда?

- Теперь, уже, немедленно, незамедлительно, немедля, безотлагательно тотчас, вот-вот.

Фронтальная


Актуализация


1. Обобщение теоретических знаний:



- Будете работать в паре.

- Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка №1), подчеркните верные:

Наречие – самостоятельная часть речи.

Наречие – служебная часть речи.

Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?

Наречие – обозначает действие предмета.

Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.

(Проверка)

- У какой пары не было ни одной ошибки?

- Одна ошибка?

Работа по карточкам


Работа в парах
Фронтальная проверка.


Постановка проблемы

Возникновение проблемной ситуации

Слайд №4







На доске два столбика слов:

Левый слева

Правый направо

Лёгкий слегка







- Что вы можете о них сказать?

- Разберите по составу слова каждого столбика (практическое задание на ошибку)

- Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречия?

- Но тогда у наречий чего не может быть? (предъявление научного факта)


- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.
Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – «о» и «а» ( ошибка, обнажающая житейские представления о том, что гласная на конце слова всегда является окончанием)

- Неизменяемая часть речи.

- Окончаний.







2. Осознание противоречия

- Итак, что вы сначала думали по поводу «о» и «а»?

- А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия)



- Сначала мы думали, что «о» и «а» - окончание.
- «о» и «а» не является окончанием.







3. Формулирование

проблемы (темы)


- Значит, какой возникает вопрос?

- Как образовались наречия?

- Какие способы образования наречий знаете?


- А вы точно уверены, что во всех словах пишутся именно эти суффиксы?


- Значит, какая тема нашего урока?

- Что же такое «о» и «а» в наречиях?
- Суффикс
- От прилагательных с помощью суффикса «о» и «а».

- Приставочный, приставочно – суффиксальный.

- Нет, только в слове слегка, так как буква под ударением. А в остальных словах не уверены.


- Правописание наречий


На доске открывается тема: Правописание наречий. (Слайд №2)

4.Целеполагание




- Какая задача стоит перед нами? (Выставляю знак вопроса)
- Какие умения приобретёте?

- Выяснить, когда в наречиях пишется

суффикс –о-, а когда – суффикс –а-.
- Различать правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях.




На доске:

Умение: Различать правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях. Слайд №5

5. Работа над новым материалом

4. Поиск решения
Побуждение к гипотезе (побуждающий к проверке гипотез диалог)

- Как проверить правильность написания суффиксов? Ваши предложения
(Гипотезы фиксирую на доске. Начинаю проверять с неверных.)

Высказывают







Исследовательская работа

-Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная. Поэтому перед исследованием отдохнём.

- Встали.

-Если называю наречие с приставкой, вы наклоняетесь вперёд и назад, а если без приставки, то наклоны вправо- влево.

- Близко, скоро, издалека, накрепко, добела, тихо, вчера, сгоряча, допоздна, сейчас.

- Сейчас будем работать в группах. (Организатора назначает учитель, а спикера и писаря – дети )

1 группа (высокий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.

Справа, вправо, издавна, накрепко, засветло, дочерна.

Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.

2 группа (средний уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.

Справа вправо

Издавна накрепко

Дочерна засветло

Запишите слова, выделите орфограмму.

3 группа (низкий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.

Справа вправо

Издавна накрепко

Дочерна засветло

Ответьте на следующие вопросы:

- К какой части речи относятся все написанные слова?

- Выделите приставки.

- В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.

Запишите слова, выделите орфограмму.




(Физминутка)


Групповая работа по уровням




Проверка результатов деятельности групп. Формулировка правила написания суффиксов наречий

- Проверим результаты деятельности групп.

- Какой вывод можем сделать.

- Сравните свои выводы с выводами Грамматика с.131

(оценка групп)

(Группы отчитываются)

- В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс –о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс –а.








Задание на опору
Слайд № 6

- Сейчас мы с вами опять поработаем в группах. Вам предстоит создать опорный сигнал для лучшего запоминания правила.

(Проверка работы групп)

- Очень легко запомнить это правило, достаточно выучить два волшебных слова: навзао и досиза.

- А чтобы проверить, верно ли вы вспомнили правило, достаточно взять существительное «окно» с таким же предлогом, как и приставка у наречия, и сразу определить, О или а надо писать в конце.

(на доске предусмотреть слова, на примере которых можно объяснить подсказку: набел…, занов…, сначал.., справ…)

Дети делают выводы.


Оформляют на листах.

Отчитываются.

Групповая работа




Закрепление

Слайд №7

Вставьте пропущенные орфограммы и запишите в тетрадь.

На доске:

Повернуть вправ., показаться справ., посмотреть направ., накормить досыт., встречать изредк., загореть дочерн., привязать накрепк., уйти поспешн..

Проверка.


Пишут в тетради

Объясняют у доски.

Самостоятельная работа




Работа с листами достижения

- Отметьте в листах достижения насколько вы умеете правильно писать суффиксы А и О в наречиях (приложение)







Рефлексия


Формулирование вопросов (если будет время)

- Какая была тема нашего урока?

- Какие умения отрабатывали?
- Оцените себя и наметьте задачи на следующий урок. (Удалось ли улучшить умения, отрабатываемые на предыдущих уроках?)

- Задайте вопросы по теме «Наречия»



- Правописание наречий.
- Умение писать суффиксы «а» и «о» в наречиях.




Оценки, д/з




Стр. 133, упр. 21 по заданию.

Слайд №8. Спасибо за урок.








Приложение

Карточка №1

Прочитайте внимательно утверждения, подчеркните верные:

Наречие – самостоятельная часть речи.

Наречие – служебная часть речи.

Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?

Наречие – обозначает действие предмета.

Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.





1 группа

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.

Справа, вправо, издавна, накрепко, засветло, дочерна.

Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.


2 группа

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Выделите орфограмму.

Справа вправо

Издавна накрепко

Дочерна засветло


3 группа

Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.

Справа вправо

Издавна накрепко

Дочерна засветло

Ответьте на следующие вопросы:

- К какой части речи относятся все написанные слова?

- Выделите приставки.

- В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.

Запишите слова, выделите орфограмму.


Лист достижения

Тема: Правописание наречий

Ф И

У 1

У 2

У 3




Умею находить наречия среди других частей речи

Определяю способы образования наречий

Различаю правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми...
Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение...
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу чк-чн,нч-щн
Цель урока: Выработка практических навыков написания орфограмм, развитие интереса к русскому языку
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconКонспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconПроблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном)...
Тема урока. Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-,при-, на з-,с
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: Правописание суффиксов к и ск в прилагательных
Проследить закономерность образования прилагательных с суффиксами к и ск, и их написание
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconКонспект урока русского языка в 7 классе тема : БуквыОиЕ после шипящих на конце наречий
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу...
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconУрок русского языка в 5 классе № 20 г Тема урока: «Правописание -тся,-ться в глаголах»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков...
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconУрок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу»
Цель урока ( формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока ): научить писать слова с сочетаниями чу/ щу
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание приставок и предлогов»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, разноцветные магниты
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока: Правописание наречий iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск