Скачать 245.78 Kb.
|
г. Южно-Сахалинск 2013 год Пояснительная записка Нормативно- правовое обеспечение
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем. Цели и задачи Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
Цели конкретизированы следующими задачами:
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы. Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру. В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня. Для реализации программы «Тропа здоровья» необходима материально-техническая база:
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье. Тематическое планирование 2 класс Срок обучения: 1 год Режим занятий: 2 час в неделю(68часа)
3 класс
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 8 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю: 2-4 классы -68 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» состоит из 7 разделов:
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Планируемые результаты освоения обучающимися программы В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
2. Познавательные УУД:
3. Коммуникативные УУД:
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья» обучающиеся должны знать:
уметь:
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловки Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Тропа здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Литература
|
Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | ||
Краеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного... | Пояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой... Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос... | ||
Учебный курс орксэ включает в себя 6 модулей Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | Программа развития универсальных учебных действий Основной образовательной программы основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана... | ||
Программа по окружающему миру разработана на основе Федерального... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы «Окружающий мир» 1 – 4 классы... | Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе комплексной программы физического... | ||
Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы-Россияне!» В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России | Рекомендательный список литературы по теме Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.:... | ||
Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей... | Программа формирования универсальных учебных действий Основной образовательной программы основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | Рабочая программа по музыке 3 класс разработана на основе Федерального... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по музыке «Музыка», авторов:... |