Вопросы опроса: Что такое Божья благодать?





Скачать 107.19 Kb.
НазваниеВопросы опроса: Что такое Божья благодать?
Дата публикации08.08.2014
Размер107.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Икона
Цель:

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Икона».

Задачи:

-формировать основы у школьников российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания.

- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

-развивать способность слушать собеседника и вести диалог;

-овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях иконы;

- развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Оборудование:
учебник; рабочие альбомы; компьютер; презентация; репродукции картин и икон; жетоны белого цвета; карточки с отрывками из стихотворений для каждой группы; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. ( слайд 1)

2.Повторение изученного.

В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.

-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?

/ учебник, тетрадь, …./

- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/

-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!
Вопросы опроса:

1.Что такое Божья благодать?

2. Кто такие святые?

3. Что значит молиться?

4. Какие бывают молитвы?

Ответы:

Божья благодать - действие Бога, меняющее человека. (слайд 2)

Святые - люди, которые под действием Божией Благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. (слайд 3)
Молиться- обращаться к Богу. (слайд 4)
Виды молитв : просьба, благодарение, славословие. (слайд 5)

3. Сообщение темы.

-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы сегодня будем говорить. Попробуйте догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы. (Картины «Опять двойка», «Грачи прилетели», «Портрет Ушакова»; иконы: «Владимирская», «Сергий Радонежский», «Спас Вседержитель»)

/ Ребятам предлагаются репродукции картин и икон/
- А теперь дайте название каждой группе. / картины, иконы/

Учитель открывает записи на доске:


картины

иконы


- 2 человека выйдут к доске и прикрепят репродукции в соответствии с записями.


картины

иконы



- Вы правильно распределили репродукции.

- Скажите, каково же отличие картин и икон? /на картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты/ если ребята затрудняются, учитель поможет наводящими вопросами.
- Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры : об иконах или картинах? /конечно об иконах/

- Проверим, откройте учебник на странице 54. Прочтите тему. / «Икона» /

-Откройте тетради, запишите тему урока. (6 слайд)

- Кто из вас попытается объяснить, что такое « икона» /изображение Бога, святых …… ./

- Где мы можем найти точное толкование? / в словаре/
4. Работа со словарём.

- На столе у Марковой Елены словарь:

- Найдите определение.

Все остальные ищут определение в учебнике.

Зачитывают.

Записываем в тетрадь обобщённое определение:
(Слайд 7)

Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.


Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь. Если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то иконы «читал» каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать», потому что они не только показывают, они и рассказывают, объясняют. Просто у икон есть свой особый язык, которым они повествуют священную историю.

5. Актуализация знаний по теме.

- Ребята. Хотите узнать, почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна?

-Давайте определим круг вопросов, на которые вы попробуете дать полный ответ и вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Для этого у вас на столах имеется подготовленная мною таблица с вопросами. Они же записаны на доске. (Слайд 8)


вопросы

ответы

1. Где можно встретить иконы?






2. Когда появились первые иконы?





3. Может ли икона излучать свет?





4. Что такое нимб? Каково его значение?




5. Что самое поразительное есть в иконах?




6. Зачем нужны иконы?





Читаем вопрос и если на него есть полный точный ответ, ставим рядом, записываем ответ во 2-ю колонку. Если ответа нет, будем его искать по ходу нашего разговора

- На какой же вопрос вы можете дать ответ сразу?

- «Где можно встретить иконы?» / дома, в храме/

1. Где можно встретить иконы?


В храме, дома, в автомобилях

(Слайд 8. Щелчок)
Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на шестой вопрос : «Зачем нужны иконы?»

/ предположительный ответ : чтобы молиться./

-А что значит молиться вы уже сказали на блиц – опросе. Молиться - это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.

- Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых./ (Слайд 8. Щелчок)


6. Зачем нужны иконы?


Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых.


-Конечно, основным местом нахождения икон является храм. Скажите, как называется самое красивое место в храме, на котором располагаются иконы.

- Иконостас.

- Правильно

А в чём особенность расположения икон на иконостасе.

- Они располагаются в определённом порядке, рядами.

- На прошлом уроке мы начали знакомство с порядком расположения икон на иконостасе и узнали, что самый первый ряд называется» местным». Что это значит?

- В этом ряду расположены иконы с изображением Христа, Богородицы и иконы, в честь которых построен Храм.

- У нас в Храме ещё нет иконостаса, так как там идёт ремонт. Но , будем надеяться, что общими усилиями и с Божией помощью мы восстановим Храм и сможем во всей красе увидеть его величие. В нём обязательно установят иконостас и , как вы думаете, какие иконы будут украшать его первый (местный) ряд?

- Иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», «Николая Чудотворца» и «Георгия Победоносца»

- Ребята подготовили небольшие сообщения об этих иконах. Давайте послушаем.


  1. Икона «Всех скорбящих радость» (Слайды 9-10)

  2. Икона «Николай Чудотворец» (Слайд 11)

  3. Икона «Георгий Победоносец» (Слайд 12)

-Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна; наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждых человек/.

- Иконы есть и в

каждом доме, где живут православные люди.

- А кто знает, как называется место в доме, где располагаются иконы?

- Красный угол (Святой угол».

Сообщение «Красный угол в доме» Камышева Ивана (Слайд 13)


6. Дидактическая игра.

-Молодцы. А теперь обратите внимание на кружочки, которые лежат у вас на столах. Они четырёх цветов. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на слайде (слайд 14) и в учебнике. Ответьте на вопрос (не вслух): какой цвет используется на иконе в качестве фона - чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, взять кружок выбранного вами цвета и прикрепите его на доску в нужный столбик:


чёрный

красный

золотой

синий

/Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой./

-Молодцы! Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет - это одно из имён Бога. Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? (слайд 14) / Можно/

-Откуда исходит свет? /от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы /.-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. На какой вопрос мы нашли ответ?/ Может ли икона излучать свет?/

-Какой ответ запишем? (Слайд 15)

3. Может ли икона излучать свет?


Свет исходит от образа, а не падает на него.


- Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову того, кто изображён на иконе? / Предположительно, некоторые слышали название – нимб. /

- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? (слайд 16) / на солнце/.

- А что даёт солнце всему живому? /тепло, свет, уют, радость/. А как всё перечисленное назвать одним словом? /благодать/

- Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? / Знак Божией благодати/. (Слайд 17)


4. Что такое нимб? Каково его значение?




Знак Божией благодати.


- Один из вопросов сегодняшнего занятия - что самое поразительное есть в иконах? Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях поэты, художники, писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем? (На листочках отпечатаны слова)


Смотрю в глаза Христа,

как в Океан Вселенной,

Смотрю и погружаюсь вся

в Гармонии покой.



(слайд 18)



В пустыньку он помолиться бредет;…

Шапочкой ветхой прикрыв волоса,

Вглубь себя он устремляет лучистые,

Полные ласки душевной глаза…

Леонид Денисов «Моление о чаше»

/ о Сергии Радонежском/




(слайд 19)

На иконе глаза Божией Матери.

Я смотрю в них и таю, как льдина.

Это боль о земле, что погрязла в грехах.

И святая любовь в этих чудных глазах.
монах –святогорец.



(слайд 20),


За окном моим – беспроходица,

В небесах – непроглядная даль,

А в глазах больших Богородицы

Светлой радости вижу печаль.
Людмила Щербакова «Светлой печали радость»,

(слайд 21),

- Что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов?

/ глаза/ . Расскажите, о чьих глазах вы прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они?
- Прочтите ещё раз последний отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/

- В Библии говорится, что такие глаза Иисуса Христа, Божией Матери, Святых на иконах выражают «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./ (Слайд 22)


5. Что самое поразительное есть в иконах?

Глаза выражают радостопечалие.



7. Икона понимается и используется как окно в горний мир, мир Божественного бытия.

Представьте, что вы стоите у окна. Стоя перед ним, можно увидеть мир, открывающийся за окном, но можно и ничего не увидеть. Иногда, переполненные эмоциями или проблемами, мы смотрим, но не видим ни самого окна, ни того, что за ним находится. Так и с иконой. Что человек ощутит, стоя перед иконой, зависит только от него самого, его желаний, эмоций, отношения к окружающему миру, образования и воспитания.
(Звучит музыка Кедров «Отче наш». Под музыку учитель рассказывает.) (Слайд 23)

Самая известная икона Андрея Рублева «Троица». Давно это было: жил в монастыре икон Андрей Рублев. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Подготовил липовую доску, натянул на нее холст, покрыл смесью клея и мела, подсушил. Отполировал до зеркального блеска поверхность, Стал готовить краски: растирал природные камешки-минералы, смешивая с яичным желтком, разводил водой, Молился Андрей, и наливалась, расцветала под его кистью красками икона, наполнялась чудесным и добрым светом.

Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Что это такое?

- Добрые качества человека.
Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.

У вас на столах карточки, на которых добродетели и страсти (недобрые качества). Выберите из них добродетели и прикрепите на доску.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.

8. Рефлексия урока.

- Понравилось ли вам путешествие в Мир православной культуры?

-Почему икона для православного христианина –это святыня?

-Что вы расскажите своим близким о иконе?

- Молодцы, ребята! Но на все ли вопросы мы успели ответить? (Нет, остался вопрос : Когда появились первые иконы?

9. Домашнее задание

- Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое сообщение)

(слайд 24)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconПраздник для первоклассников
«Дети—это … Кстати, ребята, вы хотите узнать, что значит «дети» для взрослых? Я приготовила несколько высказываний, которые нам прочитают...
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconВопросы к экзамену канд минимума 2004 г
Что такое философия, ее специфика? Соотношение философии, науки, искусства (по работе Ж. Делеза, Ф. Гваттари «Что такое философия?»)....
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconЧасти слова. Фронтальная работа. Задают вопросы и отвечают на них....
Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь подарите им свои улыбки
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconЗадачи урока: Обучающая: узнать значение и связь слов «православие»,...
Ключевые понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconТема урока Основные понятия
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconРезультаты социологического опроса
Цель опроса: выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблеме наркомании
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconКалендарно-тематическое планирование модуля «Светская этика»
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconЧто это такое?
Эти вопросы надо сообщить о предмете или существе самое важное
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания?
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconЧто такое мировоззрение?
...
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconТы и твоя семья
Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и...
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconЧто такое хорошее образование, что такое качественное образование?
Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива
Вопросы опроса: Что такое Божья благодать? iconЧто такое вред здоровью?
Вопросы к зачету по судебной медицине для студентов стоматологического отделения лечебного факультета Сибгму


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск