Класс 1. Учебник Демидова, Козлова часть 2. Стр 8-9
Тема « Компоненты действия вычитания»
Цель:
Обучающая: познакомить детей с новым понятием «компоненты действия вычитания»( уменьшаемым, вычитаемым, разностью),и проверить грамотное использование их в речи.
Развивающая: развитие устной речи, развитие умения анализировать материал, сравнивать явления и факты, умение обобщать, делать выводы и развитие рефлексивных навыков.
Воспитывающая: воспитание интереса к предмету, доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в группах, слышать и слушать друг друга.
Ход урока.
пометы
| Деятельность учителя
| Деятельность детей.
|
| Оргмомент
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем. А друг другу пожелаем успеха и продуктивной работы на уроке.
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи.
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!
А сейчас ребята, поудобнее садитесь!
Не шумите, не вертитесь.
Внимательно считайте,
Я спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно? Да!
Это слышать мне приятно!
Путешествие зовёт –
Первоклашек на урок!
|
| Слайд 1
(выводы)
Слайд 2 (смайлик)
Карта
Знаки выдаются командам
| Мотивация к учебной деятельности.
- зачем вы ходите в школу?
- А что значит «Я умею учиться»?
Вывод: Это значит, когда я что-то делаю……
Я умею, во-первых, понять………
И во-вторых………
И сделать то………………………
Мы сегодня вместе со смайликом продолжаем путешествие по стране Математике. А вот и карта нашего путешествия. Также в пути нам будут помогать дорожные знаки. Только они у нас свои: ? – не понял, есть вопросы
! – всё понятно
| Учиться
Сам и не получается
Чего я не знаю
Умею сам добывать нужные знания
Что раньше не получалось
|
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
(групповая работа у разных досок по 5 человек)
| Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- посмотрите на карту. С чего начнём?
Лужайка повторения.
- что нужно с делать?
2+2 = 2+ = 5 + 4= 6
- как вы действовали?
( правила: Если из целого убрать одну часть, то получим другую часть.
Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое.)
- прочитайте выражения, используя слова: слагаемое, слагаемое, сумма.
Тропинка пробного действия.
- разложите эти слова на группы: целое, часть, часть, уменьшаемое, вычитаемое, разность.
(дети не справляются с заданием, командир группы выставляет ? на тропинке пробного действия)
- Почему получились разные варианты?
- Можем ли мы сказать, что выполнили задание?
| С повторения
Вставить числа
1 обвести целое и части
2 назвать неизвестный компонент
3 вставить число, используя правило
Появляются 3 группы
Карточки на партах
А нам нужен один общий правильный ответ
Поднимают знаки ? !
|
| Постановка проблемы.
- значит есть вопрос? Какой?
Молодцы! Вы сделали 1 шаг, поняли, чего вы не знаете. Это один из секретов .
| Мы не знаем куда отнести слова уменьшаемое, вычитаемое, разность
| Слайд 6
| Физкультминутка.
Мы со смайликом шагали и немножечко устали
А сейчас мы дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок.
А теперь бежим в припрыжку
Молодцы! Мои зайчишки.
Замедляем, зайки, шаг.
И на месте стой! Вот так!
А сейчас мы сядем дружно.
Нам ещё работать нужно!
| По мере надобности
| Слайд 7
Слайд 8
| Построение проекта выхода из затруднения.
Нас ждёт пенёк размышлений. Давайте построим проект. Нам необходима цель, тема, способы выхода из затруднения.
- так чего мы не знаем?
Цель нашего урока: узнать что такое уменьшаемое, вычитаемое, разность и для чего нужны эти слова.
Тема урока:
Размышляем дальше:
- что будем делать?
- как?
(это второй секрет)
| Что такое уменьшаемое, вычитаемое, разность.
« Уменьшаемое, вычитаемое, разность»
Искать необходимые знания
Найду способ получения этих знаний
|
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
| Реализация построенного проекта.
Найду способ:
- спрошу у взрослых
- прочитаю в учебнике, в словаре.
- найду в интернете
- подумаю сам
Задание: 1. Разложить в группы слова.
2. Выяснить какое это действие.
3. Придумать пример
Дополнительный материал ( карточка для способа «Подумаю сам»
Закончите предложения. Можно использовать слова для справок.
Уменьшаемое – это число, которое мы …………….,
так как оно является ……………………………
Вычитаемое – это число, которое мы ………………… из целого, поэтому это ………………..
Разность – это результат ……………………. между целым и частью и значит тоже ……………………………
( Слова для справок: целым, вычитаем, уменьшаем, разницы, часть)
Нас ждёт поляна открытий. Группы готовы?
Примерные ответы:
- это компоненты действия вычитания
- они взаимосвязаны с целым и частями, суммой и слагаемыми.
- как называется знак, который мы использовали?
Если вы справились то !, если остались вопросы, то ?
Результат работы:
Целое часть часть
Сумма слагаемое слагаемое
Уменьшаемое вычитаемое разность
5 - 2 = 3
- Я окрою вам ещё один секрет. Вычитание – это обратное действие сложению.
- А можем ли мы теперь убрать знаки вопросов с тропинки пробного действия? Почему?
- и что они значат?
| Работа в группах ( каждая группа получает один из способов), потом выполняет задание на своей доске.
1 группа – у взрослых ищет ответы на вопросы
2 группа – в учебнике
3группа – в словаре
4 группа – в интернете
5 группа – самостоятельно
( выяснив ответы на вопросы, идут к доскам доделывать задания)
Дети объясняют, что сделали.
Минус
Мы узнали что значат эти слова.
Компоненты действия вычитания
( открыть учебник)
| По учебнику
Слайд расставить слова
Слайд 12
Слайд 14
(поле)
Слайд 15
Слайд 16
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Тренировочное поле.
1. Прочитайте разными способами выражение
7 – 1 = 6, используя слова уменьшаемое, вычитаемое, разность.
2. Учебник часть 2,стр. 8, №1.
К рисунку составили 3 схемы. Какие числа на схемах не записали? Как их найти?
( взять из учебника)
Рефлексия: поставьте знаки ! или ?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Река Самостоятельности. Поплавать в ней придётся самим.
Учебник стр. 8 № 2
Проверка.( каждый проверяет свою работу сам по эталону на слайде)
- у кого нет ошибок?
- а кто ошибся?
Включение в систему знаний и повторение.
Учебник, стр. 9 № 4 ( пропускаем)
Рефлексия учебной деятельности.
- Какая была цель урока?
- Достигли мы её?
- Как мы открывали новое знание?
-Докажите, что сегодня вы учились, а непросто присутствовали на уроке? (самостоятельно работали)
А сейчас оцените свою деятельность на уроке. Кто может про себя сказать, что он всё понял, у нашего солнышка должен появиться лучик.
| - ум.7, вычит. 1, разность =6
- разность чисел 7 и 1 = 6
Узнать что обозначают слова у, в, р
Да
Сначала поняли чего не знаем, а потом нашли способы как это узнать.
| |