Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания»





Скачать 122.15 Kb.
НазваниеДве концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания»
Дата публикации16.07.2013
Размер122.15 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Асп. И.В.Шаркова

Омский государственный университет
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания

С тех пор как в 90-е гг. XX в. появилась концепция «постсоветского сознания», возникает вопрос об участии в нем национального компонента, поэтому внимание исследователей стали привлекать методы возрождения национального самосознания. Появление концепции «постсоветского сознания» напрямую связано с процессом перестройки, начавшемся в конце 80-х гг. На первый взгляд сложно поверить, что подобные кардинальные изменения в сознании общества возможны за столь короткий период, но исторический опыт и современные реалии убеждают нас в том, что темпы изменений в менталитете и психологии социума связаны с темпами всех других общественных перемен. Феномен «советского человека» был создан уже к началу 30-х гг., что свидетельствует о его появлении за 10-15 лет существования советской власти. В результате перестройки и экономических реформ начала 90-х гг. XX в. возник новый тип «постсоветского сознания», являющийся трансформацией существовавшего в то время «советского сознания». Современное российское массовое сознание внешне выглядит как гибридная, деструктурализированная и противоречивая конструкция ментальных и поведенческих тенденций, присущих, как правило, каждому индивиду данного социума.

Следовательно, в результате изменений в социальной структуре России происходят трансформации и в национальном самосознании, влекущие за собой появление новых идеологем.

В начале XXI в. в социальной науке проявляются две тенденции в изучении национального самосознания: возрождение «национальной идеи» и глобализационная. Появление первой тенденции связано с неразработанностью данной проблемы в контексте социально-философских исследований. Следует отметить немногочисленность работ наших современников, что связанно, скорее всего, с тем, что до 90-х гг. XX в. проблема национальной идеи не была так актуальна, а феномену «советского человека» была присуща активная пропаганда интернациональных идей. Далее, многократная смена российской государственности за период XX в. и множество национальных потрясений, пережитых русским народом, мощные иммиграционные и интеграционные процессы со стороны соседних государств, изменение менталитета русского народа, связанное, прежде всего, с влиянием Запада на внутренние процессы развития России, с ослаблением военно-политической, геополитической и геокультурной мощи России и утратой ею статуса «великой державы» – все эти причины четко оформили потребность создания целостной концепции русской национальной идеи. Данная тема активно обсуждается в публицистике начиная от рубежа 80-90-х гг. и с большей – меньшей интенсивностью до нашего времени (В.Кожинов, А.И.Солженицын, А.А.Зиновьев и др.), также мы можем наблюдать во время предвыборных кампаний всплески национального самосознания, проявляющиеся в лозунгах, заявлениях и программах партий и депутатов. Появление подобной концепции обусловливается и необходимостью правильного осмысления и понятия других национальных идей («японского чуда», «американской мечты» и т.д.)

Об актуальности этой проблемы сегодня свидетельствует активность не только представителей науки, но и политиков: В.В.Жириновского, Г.А.Зюганова, А.Б.Чубайса, А.П.Баркашова. На эту проблему обратил внимание и первый Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин, учредивший в 1997 г. специальную комиссию по созданию новой национальной идеи; В.В.Путин в своем «Послании Федеральному собранию» сказал: «Она (национальная идея. – И.Ш.) сама уже вызревает в нашем обществе. Главное – понять, в какую Россию мы верим и какой хотим эту Россию видеть. При всем обилии взглядов и мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом» (1).

Но, несмотря на возросший интерес к данной проблеме в начале XXI в., остается непроработанным ряд аспектов национального самосознания:

  • состояние современного русского национального самосознания;

  • региональные особенности русского национального самосознания;

  • роль субъектов русского национального самосознания в его развитии.

По нашему мнению, исследование указанных аспектов может содействовать разработке теоретических основ усиления роли России в новом веке как субъекта историко-цивилизационнного процесса, позитивном решении стоящих перед нею внутренних социально-экономических проблем. Следовательно, социально-философское исследование и осмысление феномена русского национального самосознания стоит в первом ряду актуальных задач современности.

Вторая тенденция в изучении национального самосознания –глобализационная. Транснациональные корпорации и банки, финансовые потоки, глобальная телесвязь и информационные сети, современные системы транспорта, выделение английского языка как средства «глобальной связи» – все это попытка разрушить границы этнического государства и сформировать экономически объединенный мир в русле североамериканского сценария глобализации (платиновые 300 млн.).

В то же самое время много наций и народов чувствуют статус верховного государства как возможность защитить себя и охранять свои экономические интересы. Противоречие между глобализмом и национализмом в экономическом развитии становится проблемой предельной важности и для ученых, и для политиков. Г.Г.Дилигенский в статье «Запад – враг или партнер» высказывает следующую мысль о роли России в данном процессе: «Россия, модернизирующаяся, преодолевающая социально-экономический кризис, укрепляющая и развивающая свои партнерские отношения с западным миром, могла бы внести весомый вклад в более гармоничное, сбалансированное развитие глобализационных процессов» (2). Последователи данного подхода утверждают, что в связи с начавшимися глобализационными процессами национальное государство, а с ним и национальное самосознание уйдут в прошлое.

Сторонниками глобализации поднимаются следующие вопросы:

– Каковы перспективы возникновения глобального постиндустриального общества с учетом неравных уровней социально-экономического развития наций и регионов и различий между цивилизациями?

– Как будут развиваться цивилизации и культуры и как будет возможно продолжить глобализацию и формирование объединенной, универсальной культуры при сохранении в то же время всемирного культурного разнообразия?

– Каковы духовные ценности и приоритеты, которые глобальное сообщество могло бы предложить как приемлемую антитезу к духу сепаратизма и национального эгоизма?

– Как может сказаться на процессе глобализации духовный фактор – «национальная русская идея»?

О влиянии глобализационных процессов на национальное самосознание свидетельствует и тот факт, что из российских паспортов убрали графу «национальность», которая была ярким свидетельством самоидентификации социального индивида. И это событие не встретило со стороны общества сопротивления и порицания, а, напротив, было воспринято как положительная тенденция.

Влияние процесса глобализации сказывается и в отношении российского общества к Западу. В России сложилась массовая «западническая» ориентация, представленная, прежде всего, младшим поколением. Это проявляется очень четко в приоритетах и предпочтениях всего западного всему российскому (одежда, искусство кино, литература).

Несмотря на то что процесс глобализации является довольно новым и современным для человечества, у него были сторонники в более раннее время.

Например, мировые религии, объединяющие людей вне зависимости от их национальной принадлежности. Русский философ В.С.Соловьев подчеркивает национальный характер русского народа, который должен «сообщить живую душу, дать средоточие и целостность разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с божественным началом» (3). Таким образом, получается, что мировая душа должна объединить человечество, что свидетельствует о зачатках глобализационных идей в работах Соловьева.

Идеи глобализации можно встретить и в русском космизме, в частности, в работах Н.Ф.Федорова, в его «идее общего дела». Русский космизм, создателем которого является Н.Ф.Федоров, определяет человеку простое и емкое предназначение – вселиться в свой дом – во Вселенную. В данной философии действует древний фундаментальный принцип, имеющий определяющее значение для установления предпосылок виртуального образования: микромир подобен мегамиру, т.е. человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы в определенной степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества (и природы) сходны и сопряжены со вселенскими изменениями. «Философия общего дела» Н.Ф.Федорова предполагает наличие и необходимость воссоздания людьми особого состояния – общего дела, при котором они выстраивают такое взаимодействие с прошлым, которое позволит преодолеть смерть – воскресить предков через общее дело их потомков. Новый грандиозный синтез наук, к которому призывал Федоров, должен быть осуществлен в космическом масштабе и быть прежде всего преобразовательно-деятельным. Для Федорова были просто неприемлемы «ненавистная раздельность мира и все проистекающие из нее последствия» (4). Такие концепции были и у Ф.М.Вольтера в его идее космополитизма, которая проповедовала безразличное отношение к интересам своей родины, к национальным традициям и национальной культуре. Последователи космополитизма утверждали, что отечеством для каждого человека является весь мир. Многими философами космополитизм рассматривался как борьба монополий против национальной независимости народов.

В эпоху советской власти широкое распространение получили похожие идеи, названные идеями интернационализма. В рамках этих концепций СССР выступал как новая форма исторической общности людей, в пределах которой после победы коммунизма всестороннее сближение наций приведет к постепенному исчезновению национальных различий. Развитому коммунистическому обществу прогнозировалась новая, более широкая форма исторической общности людей, объединяющая в одну семью все человечество (5). «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» и многие другие лозунги коммунистов свидетельствуют об их настроенности против национального государства.

Таким образом, мы видим, что процесс глобализации находил своих сторонников и в более ранние времена, прогнозировался и прославлялся, но только в конце XX в. идеи глобализации реально воплощаются и ускоренно развиваются.

Несмотря на ускоряющиеся темпы глобализации, на наш взгляд, рано еще ставить крест на национальном государстве и национальном самосознании, так как процесс возрождения национального самосознания находит отклик в российском обществе. Несомненно, процесс глобализации остановить невозможно, более того, существуют сферы, где глобализация является необходимой и состоялась: это наука, международная безопасность, экономика. Но есть и такие примеры, где мы можем увидеть ее явный провал: сфера морали и искусства. Чем сильнее традиции той или иной страны уходят корнями в историю, тем больше это государство противостоит процессу глобализации и пытается отстоять свое право на самоопределение. Возьмем к примеру Шотландию, узаконившую совсем недавно национальный атрибут одежды, так называемую шотландскую юбку (килт). Даже создание единой европейской валюты на первый взгляд кажется очередным ходом глобализационного потока, но само создание «евро» является оппозицией доллару, что также подчеркивает нежелание Европы переходить на «всемирный» английский язык и расплачиваться «международным» долларом. В миросистемном анализе И.Валлерстайн рассматривает три фактора гегемонии: аграрное, индустриальное и финансовое преимущество. С точки зрения миросистемного анализа в современном мире мы наблюдаем очередной виток борьбы за гегемонию. Введение «евро» можно трактовать как попытку Евросоюза лишить США последнего преимущества – финансового фактора гегемонии.

Точно такое же сопротивление глобализация встречает и в России: появление множества партий и общественных организаций, порой даже крайне радикальных (скинхеды), пытающихся отстоять право русской нации, состоящей из множества народностей, на самоопределение.

И в данном контексте необходимо решить один из важнейших вопросов современности: положение и развитие национального самосознания в условиях глобализации мировых процессов XXI в. В данном случае синтезированный подход к изучению обеих тенденций может помочь социальной науке найти верное решение, которое поможет стабилизировать ситуацию в России. Речь идет о формировании некоего оптимального конуса сценариев развития.

Давайте обратимся к моделированию систем гомеостатического типа, это позволит проиллюстрировать механизм существующего в нашем обществе противоречия. Под противоречием в гомеостатике понимается признак возникших среди взаимодействующих элементов противодействий, задержек, сопротивлений движениям ресурса, которые можно охарактеризовать как непотенциальные силы типа сил трения. Понятие противоречия становится уместным только в системе, где существует взаимодействие элементов, обменивающихся различного рода ресурсами (7). В случае с глобализацией и национальным государством мы сталкиваемся с противоречием, где существует обмен информационными, финансовыми, интеллектуальными ресурсами, а также признак противодействий движениям этих ресурсов со стороны национального государства. Данное противоречие можно представить в виде схемы (рис.1).

Необходимым условием существования противоречия является наличие минимум двух противоречий, действующих внутри противоположности, а также отличие противоположностей друг от друга хотя бы по одному признаку, противоречие возможно только при условии наличия двух элементов, при отсутствии одного противоречие не выявляется (8).

Р
ис. 1. противоречие глобализации на мировом уровне: 1 – глобальное мировое сообщество; 2 – национальное государство; 3 – международные организации (ООН, ЮНЕСКО и другие или страны-гегемоны в терминах миросистемного анализа И.Валлерстайна)

Противоречие внутри глобального мирового сообщества имеет две разные точки развития в глобальном мировом процессе: верхняя точка – максимальный уровень единого пространства, национальные элементы в национальном государстве в этом случае опускаются до предельно низшей точки; нижняя точка в глобальном мировом процессе – минимальные контакты на мировом уровне, при этом в национальном государстве мы наблюдаем максимальные изоляционистские тенденции, сопровождающиеся ростом национального самоопределения. Например, Япония в I пол. XIX в., когда она не имела никаких контактов с внешним миром при наличии четких структур национальной самоидентификации.

В противоречие глобализации на мировом уровне международные организации выступают в качестве третьего элемента, компенсирующего действия двух противоположностей. Данный элемент иллюстрирует функцию управления процессами в системе противоречия глобализации на мировом уровне. Противоречие является компенсированным, если каждая из противоположностей уравновешивает другую. На схеме (рис.1) противоречие компенсировано.

Н
о проблемой нашего исследования является государство, в частности Россия, поэтому считаем необходимым обратиться еще к одной схеме (рис.2), где отражено противоречие на уровне государства.

Рис. 2. Противоречие глобализации на уровне государства: 1 – включение в мировое сообщество; 2 – сохранение суверенитета; 3 – гражданское общество и его институты в сензетивном обществе или государство в обществе тотальной государственности (по классификации И.М.Дьяконова, Н.С.Розова)

Здесь в роли противоположностей на уровне государства выступает желание сохранить национальный суверенитет и желание включиться в мировое сообщество. В качестве третьего элемента выступают гражданское общество и его институты. Когда желание включиться в мировое сообщество находится на максимальной точке противоречия, то желание сохранить суверенитет, напротив, спускается на самую низшую точку и наоборот.

Давайте обратимся к состоянию современной России. Думается, нет необходимости доказывать, что в настоящее время в России гражданское общество и его институты еще не построены, по этой причине существующий режим управления характеризуется в современной науке как «переходный», а не демократический. Следовательно, данное противоречие в России не компенсировано и не уравновешено. Это и является причиной нестабильности российского общества и государства.

В связи с тем что глобализационный процесс остановить невозможно, более того, он постоянно ускоряется, возникает необходимость уравновесить данное противоречие. По данной схеме становится понятным, что уравновесить его можно только созданием гражданского общества, как необходимого компенсирующего третьего элемента, или повышением национального самосознания индивида. Повышение национального самосознания поможет селекционировать «западные» и «советские» ценности в «постсоветском сознании» и будет способствовать появлению оптимального сценария становления гражданских институтов. Данные институты необходимы для того, чтобы появилась возможность уравновесить существующее в России противоречие между глобализационным процессом и национальным государством. Неуравновешенное противоречие ведет к тому, что наша страна начинает «бросаться» из стороны в сторону, что и проявляется в нестабильности заявлений политиков и в самой общественной жизни. Об этом свидетельствует и то, что в период предвыборных кампаний мы можем наблюдать постоянные всплески национального самосознания, например, во время последней предвыборной кампании в Государственную думу (7.12.2003 г.) мы могли наблюдать многочисленные лозунги типа «Мы за бедных, мы за русских» В.В.Жириновского и т.п. А между тем в России постоянно пропагандируется необходимость вступления в ВТО. Нестабильность очевидна. Для адекватного позиционирования русской нации в мировом сообществе необходимо повышение уровня национального самосознания, это позволит наиболее оптимально соотнести различные факторы развития внутри самой нации с глобализационными изменениями в мире и построить гражданское общество. Следовательно, именно национальное самосознание в постсоветскую эпоху выступает в роли необходимого фактора построения стабильного российского общества.

______________________

  1. Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному собранию «Государство Россия. Путь к эффективному государству (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)». М., 2000. С. 15.

  2. Дилигенский Г.Г. Запад – враг или партнер»? // Россия в условиях трансформаций. М., 2002. №24. С.69.

  3. Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т.2. С.173.

  4. Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982. С.60.

  5. Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя. М., 1975. С.272.

  6. Горский Ю.М. Гомеостатика: модели, свойства, патологии // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. Новосибирск: Наука, 1990. С.20-67.

  7. Разумов В.И. Категориально-системные методы в подготовке научных кадров: Сайт-монография. http:/www.ic.omskreg.ru/~cognitiv Разд.3.




 © И.В.Шаркова, 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconТемы вашего учебного проекта
Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные...
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconРеферат на тему: «erp система на предприятии нефтегазовой отрасли»
Концепция управления и планирования ресурсов предприятия с тех пор претерпела множество изменений, в том числе в названии, которое...
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconНовосибирский филиал
Дать представление об основных психологических свойствах, процессах и явлениях, о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,...
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconКонцепция национального самоопределения в России в контексте философии права
Охватывают национальные отношения в целом в плане институционализации прав и свобод, а значит, гарантируют общие правовые условия...
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconРеферат по истории России «Мы слишком много пережили…»
В этом году вся наша огромная страна празднует 65-летие Великой Победы. 65 лет прошло с тех пор, как были разгромлены фашистские...
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconДодумать нужно логическую концовку, и у меня их две, надо как то обсудить
Познакомились мы с ней в кафе 29 января, на молодёжном проекте Сlub`Ok. Тогда мы ещё небыли сёстрами, но 13 марта, так уж вышло,...
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconСодружество павленковских библиотек юнеско
Почти 100 лет минуло с тех пор, как в России появились библиотеки, открытые на средства из "Павленковского фонда", завещанные книгоиздателем,...
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconРеферат по теме: «Процессы над ведьмами в Западной Европе в 15-17 веках»
Образы о чем-либо опасном, якобы угрожающем обществу, всегда формирует элита. Эти образы живут в сознании народа до тех пор, пока...
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconАнализ работы Ефимовой Валентины Павловны За 2008-2009 учебный год
Тема самообразования: «Чувашский фольклор как одно из средств формирования национального самосознания учащихся»
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconЗадача оптимизации защищенности каналов управления робототехническими системами
С тех пор и до сих пор постоянно растет количество молодых ученых и специалистов, которые в этом участвуют
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» icon5 Управление персоналом как условие совершенствования и развития эффективности труда
Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconП л а н
«Философские концепции сознания и духовной реальности» (4 часа). Семинар №1: «Понятие и сущность сознания» (2 часа)
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Победы в Великой Отечественной войне. Более полвека прошло с тех пор, но забывать эту войну нельзя, как нельзя забывать и тех людей,...
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconПрофиль «социальная психология» Б1 гуманитарный, социальный и экономический цикл история
России в мировом историческом процессе, формированию исторического сознания, патриотизма и чувства национального достоинства
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconПервоРобот lego weDo Выполнила ученица 3Б класса мкоу «Новоозерской сош»
С тех пор и до сих пор постоянно растет количество молодых ученых и специалистов, которые в этом участвуют
Две концепции будущего России и процессы трансформации национального самосознания с тех пор как в 90-е гг. XX в появилась концепция «постсоветского сознания» iconЛарионова Т. П., главный специалист оипп гоу тоиуу роль и место робототехники...
С тех пор и до сих пор постоянно растет количество молодых ученых и специалистов, которые в этом участвуют


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск