Административное правонарушение и административная ответственность





Скачать 270.42 Kb.
НазваниеАдминистративное правонарушение и административная ответственность
страница1/4
Дата публикации22.10.2014
Размер270.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4


Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)

Вологодский филиал

Реферат

Административное правонарушение и административная ответственность

Выполнила студентка 2 курса ВЗБ5МН21:Ожогина Татьяна Валентиновна

Преподаватель Правоведения: Глазков Александр Никитович

2014
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Административное правонарушение…………………………………..5

1.1 Понятие и признаки административного правонарушения………………..5

1.2 Юридический состав административного правонарушения……………….7

1.3 Виды административных правонарушений………………………………..10

1.4 Ограничение административного правонарушения от преступлений…...13

Глава 2. Административная ответственность………………………………….15

2.1 Понятия и основные черты административной ответственности………..15

2.2 Освобождение от административной ответственности…………………...19

2.3 Административная ответственность юридических лиц…………………..22

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы……………………………………………………………....25

Введение

С 1 июля 2002 г. утратил силу Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и введен в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

КоАП РСФСР, принятый еще в 1984 г., безусловно, устарел, уже не отвечал требованиям Конституции РФ и 32 нормам международных актов о защите прав и законных интересов человека и гражданина, не учитывал политических и социально-экономических изменений, произошедших в стране. В результате сложилась ситуация, когда, кроме самого Кодекса, нормы об административной ответственности содержали более 130 федеральных законов, множество законов субъектов РФ.

Подготовка Кодекса РФ об административных правонарушениях велась на протяжении семи лет специалистами Минюста России, МВД России, Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, других заинтересованных министерств и ведомств, а также учеными-административистами.

В новом КоАП акцент сделан на защите прав и законных интересов граждан.

В КоАП закреплено правило о том, что все нормы об ответственности за административные правонарушения на федеральном уровне должны включаться в данный Кодекс, а субъекты РФ могут устанавливать административную ответственность в пределах их компетенции только в форме законов и за нарушение правил, установленных законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Новый Кодекс упрекали за то, что в нем содержится значительно больше норм, чем в ранее действовавшем Кодексе. При этом критиками не учитывалось, что многие нормы об административной ответственности содержались не в Кодексе, а были разбросаны по большому количеству федеральных законов. При наличии кодифицированного акта (Кодекса) это нельзя признать правомерным. В новом КоАП РФ все нормы об административной ответственности на федеральном уровне сведены воедино.

Следует также иметь в виду, что в отличие от других кодексов в КоАП РФ сосредоточены общие принципы, основные положения законодательства об административных правонарушениях и составы конкретных административных правонарушений, за которые установлена ответственность на федеральном уровне, и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, и их подведомственность, и порядок исполнения постановлений о назначении административного наказания. Сделано это в целях удобства пользования данным правовым актом должностными лицами органов государственного контроля (надзора), не являющимися юристами-профессионалами.1

Цель работы: рассмотреть административное правонарушение и административную ответственность.

Глава 1. Административное правонарушение

1.1 Понятие и признаки административного правонарушения

Согласно ст. 10 КоАП административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения характеризует собой ряд признаков. Во-первых, это действие или бездействие, т.е. деяние; во-вторых, деяние общественно опасное; в-третьих, деяние противоправное; в-четвертых, деяние виновное; в-пятых, деяние наказуемое.

Административное правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму либо действия, либо бездействия.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в КоАП как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

Административным правонарушениям присуща не только вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения.

Единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна у этих видов правонарушений.

Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права, регулирующие сферу пожарной безопасности, правонарушители тем самым посягают на общественные отношения, охраняемые противопожарными правилами, на которых основываются государственные меры борьбы с огнем.2

Меры административного наказания могут быть применены лишь в том случае, когда конкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, не являющееся противоправным (направленным против права), нельзя квалифицировать как административное правонарушение и оно не может повлечь административную ответственность.

Административным правонарушением является не только общественно опасное, противоправное, но и виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица.

При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного проступка.

Важный признак административного правонарушения - его административная наказуемость.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административных взысканий влечет для него «состояние административной наказанности»; в его правовой статус включается элемент, характеризующий «новое» правовое положение личности.

1.2 Юридический состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и юридический состав данного противоправного посягательства - явления не тождественные. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния.3

Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния.

В теории административного права (как и в теории уголовного права) под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание, занятие проституцией, самоуправство).

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. КоАП выделяет общих, специальных и особых субъектов такого рода.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ. Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам.

Существенными особенностями, как субъекты административных правонарушений, характеризуются должностные лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия и бездействие, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей, но и за проступки подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.

Под должностным лицом в проекте нового КоАП понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (кроме тех лиц, которые выше отнесены к особым субъектам административных правонарушений).

Материальный состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба).4 В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия.

Административный проступок может быть совершен и по неосторожности (ст. 12 КоАП). Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.

Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты. Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестности, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжелых последствий.

Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Так, ряд статей КоАП допускает обе формы вины, и, естественно, совершение правонарушения по неосторожности может служить основанием для наложения менее строгого взыскания в пределах, установленных санкцией конкретной правовой нормы. Например, такие административные правонарушения, как умышленная порча паспорта или утрата его по небрежности (ст. 179 КоАП), уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем (ст. 76 КоАП), в зависимости от формы вины влекут и весьма различные по тяжести административные взыскания.5

1.3 Виды административных правонарушений

Характеристика общего состава административного проступка предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан).

Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существует. В качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонарушений.

Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).

На основе данного критерия все виды административных правонарушений могут быть объединены в следующие классификационные группы:6

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан. К ним, в частности, относятся: воспрепятствование осуществлению гражданином РФ своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии; принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке и т.д.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Это, например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения; занятие проституцией и т.д.

3. Административные правонарушения в области охраны собственности. Они включают: самовольное занятие земельного участка или несвоевременный возврат временно занимаемых земель; пользовании недрами без специального разрешения (лицензии); пользование объектами животного мира без специального разрешения (лицензии); нарушение правил пользования жилыми помещениями и т.д.

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Это - порча ( земель; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил охраны водных объектов; загрязнение окружающей природной среды; нарушение правил охраны рыбных запасов и т.д.

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике. К ним относятся: нарушение правил, норм или инструкций по безопасному ведению работ и условий специальных разрешений (лицензий) в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Федерального горного и промышленного надзора России; нарушение правил пользования энергией или газом в быту и т.д.

6. Административные правонарушения на транспорте. Они включают: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил полетов воздушных судов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте и т.д.

7. Административные правонарушения в области связи и информации. Это, например, самовольная установка или эксплуатация радиотрансляционного узла; самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи; незаконная деятельность в области информации и т.д.

8. Административные правонарушения в области коммерческой деятельности. Они включают: занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности; ограничение свободы торговли; лжепредпринимательство и т.д.

9. Административные правонарушения в области финансов и налогообложения. К ним, в частности, относятся: незаконные операции с иностранной валютой; нарушение правил ведения кассовых операций; нарушение порядка постановки на учет в налоговый орган; непредставление информации о доходах (прибыли) или об иных объектах налогообложения организацией и т.д.


1.4. Отграничение административного правонарушения от преступления.

Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем у преступления.

Вместе с тем общественная опасность - это не абстрактная категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Эти показатели, взятые порознь или в том или ином сочетании, позволяют определить степень общественной опасности деяния и отграничить административное правонарушение от преступления.

Установление юридического состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя - суда (судьи), административной комиссии, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных, например мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП) от уголовно наказуемого хулиганства (ч. 1 ст. 213 УК), злостное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции (ст. 165 КоАП) от сопротивления, предусмотренного ст. 318 УК, жестокое обращение с животными (ст. 102 КоАП) от подобного правонарушения, наказываемого в уголовном порядке (ст. 254 УК).

Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 УК «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 166 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции.

При отсутствии этих квалифицирующих признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет, то - как административное правонарушение. При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легких телесных повреждений, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшего его кратковременное расстройство, но нем более трех недель, или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (до 10%); материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая 500 минимальных размеров оплаты труда (примечание 2 к ст. .158 УК).7
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Административное правонарушение и административная ответственность iconТемы рефератов Право и личность. Правомерное поведение, правонарушение...
Стадии дисциплинарного производства. Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
Административное правонарушение и административная ответственность iconПрограмма дисциплины «Преступления в сфере компьютерной информации....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Административное правонарушение и административная ответственность iconТема урока. Кол-во часов
...
Административное правонарушение и административная ответственность iconАдминистративная ответственность за нарушение правил оборота гражданского и служебного оружия
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Административное правонарушение и административная ответственность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Административная ответственность работника в случае нарушения пожарной безопасности
Административное правонарушение и административная ответственность iconРеферат Объективные признаки административного налогового правонарушения
Любое административное правонарушение, в том числе и налоговое, характеризуется наличием объективных и субъективных признаков. В...
Административное правонарушение и административная ответственность iconТесты "Проверь себя!"
Вас остановил инспектор гибдд, дорожно-транспортные происшествия (дтп) и возмещение причиненного вреда, административная и уголовная...
Административное правонарушение и административная ответственность iconПрограмма дисциплины Административная ответственность (Особенная...
Автор программы: доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук Марьян Гайк Всеволодович
Административное правонарушение и административная ответственность iconТест по теме «Административные правонарушения и административная ответственность»
График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Исполнительное производство» для студентов заочной...
Административное правонарушение и административная ответственность iconРабочая программа учебной дисциплины «Административная юстиция»
График организации самостоятельной работы студентов по учебному плану по дисциплине «Административная юстиция»
Административное правонарушение и административная ответственность iconАдминистративная ответственность
Госу­дарственного образовательного стандарта высшего профес­сио­нального образования по специальности 030501. 65 «Юриспруденция»...
Административное правонарушение и административная ответственность iconРабочая программа, методические указания, тематика вопросов и рефератов...
Понятие и сущность права. Социальные нормы и нормы права. Система права. Отрасли права. Правоотношения: понятие, виды, структура....
Административное правонарушение и административная ответственность iconПрограмма дисциплины Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Введение в административное право
Административное правонарушение и административная ответственность iconАдминистративное право
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Административное право»
Административное правонарушение и административная ответственность iconРеферата, завершить реферат списком литературы
Мых государством. Госдума и совет федерации. Государство поддеживает право двумя способами. Первый способ – стимулирование (способ...
Административное правонарушение и административная ответственность iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск