Скачать 219.88 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Православная аксиология Направление подготовки 033400 Теология Профиль «Государственно-конфессиональные отношения» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2013 1. Цели освоения дисциплины Целью данного предмета является изучение учащимися основных ценностей христианской этики изложенных с точки зрения православного вероучения. Данный курс также предполагает рассмотрение наиболее важных нравственных добродетелей православного христианина, что поможет обучающимся в их пастырском служении. Задачами курса является уяснение учащимися основных положений и терминологии православной аксиологии и ознакомление с православным учением о добродетелях, которые являются главными этическими ценностями для христианина. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс «Православная аксиология» является предметом вариативной части профессионального цикла и является дисциплиной по выбору (Б3.ДВ4).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-3 – приверженность нормам традиционной морали и нравственности; способность к социальной адаптации; ПК-1 – способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, готовность применять в научно-исследовательской работе основные принципы и методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты; ПК-2 – готовность применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание; ПК-13 – способность использовать базовые знания в области теологии. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: основные термины и положения православной аксиологии; уметь: использовать полученные знания в профессиональной пастырской деятельности, коммуникации и межличностном общении владеть: православной терминологией в области этики; навыками православного духовно-нравственного совершенствования; основами педагогического мастерства. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Тема 1. Православная аксиология. История термина. Понятие о ценностях. Аксиологические теории. Особенность христианской аксиологии. Христианская аксиология как область богословской этики. Отношение православной аксиологии к этике философской. Отличие православной аксиологии от католической и протестантской. Проблема внешнего исполнения нравственного закона и внутреннего содержания человеческой личности. Тема 2. Понятие о добродетели. Понятие «добродетель» («αρετη», «virtus»). Добродетель как основная ценность в православной этике. Определение добродетели. Добродетель как нравственная ценность и красота. Классификация добродетелей. Грехопадение как причина искажения нравственных ценностей. Добро и зло. Отношение православного христианина к страданиям и проявлениям зла. Тема 3. Проблема личности в православной аксиологии. Догматическое учение Церкви и антропология о личности человека. Понятие о личности как образе Божием в человеке. Богословское осмысление личности и догмат о Боговоплощении. Тайна человеческой личности: непостижимость, своеобразие, неповторимость, ценность и достоинство. Православный персонализм. Тема 4. Учение о христианских добродетелях в Священном Писании. Источник добродетели по учению Православной Церкви. Учение о добродетелях в Священном Писании Ветхого Завета. Качества ветхозаветных праведников. Учение о добродетелях в Священном Писании Нового Завета. Нагорная проповедь Спасителя как основа православной аксиологии. Добродетель в Апостольских посланиях. Тема 5. Нравственная свобода как ценность. Тема свободы в учении Церкви. Свобода и нравственное самоопределение личности. Нравственная свобода человека. Вопрос о свободной воле человека. Личная и естественная воля человека: их проявление и взаимодействие. Отличие православного учения о свободе от представлений о ней в светском гуманизме. Тема 6. Реальная свобода. Индетерминизм и детерминизм. Понятие о формальной свободе человека. Реальная нравственная свобода как свобода самоопределения в ситуации морального выбора. Идеальная нравственная свобода как результат действия благодати Божией. Индетерминизм и детерминизм, их оценка. Тема 7. Ценностная ориентация и нравственное достоинство личности. Достоинство и назначение человека. Диалектика достоинства и унижения личности. Аспекты ценностной ориентации личности. Честность как принцип отношения человека к человеку. Благочестие как принцип религиозного отношения человека к Богу. Благочестие как путь деятельной и созерцательной жизни. Тема 8. Описание добродетелей как системы ценностей. Место добродетели в системе нравственных ценностей. Два способа описания христианских добродетелей. В зависимости от состояния человеческой природы по степени: Природные добродетели. Приобретенные добродетели. Харизматические добродетели. Описание добродетелей в зависимости от отношения к природному началу, к человеку и к Богу. Аскетические добродетели. Нравственные добродетели. Религиозные добродетели. Тема 9. Учение о добродетели в христианской письменности. Представления о добродетели в античной и христианской письменности. Святоотеческое понимание добродетели. Добродетели как характеристика человеческой личности. Основные добродетели. Лестница добродетелей у святых отцов. Тема 10. Вера, надежда, любовь как основные христианские добродетели. Необходимость веры. Психологические и исторические основы веры. Вера и сомнения. Вера и молитва. Связь веры и дел. Христианская надежда. Основы надежды и ее предмет. Значение надежды. Любовь как высшая добродетель. Любовь к Богу и ближнему. Тема 11. Сравнение христианского учения о добродетели с языческим и атеистическим учением. Совершенство Евангельского учения о нравственности. Нравственные представления в язычестве: ущербность и разрушительный их характер. Светский гуманизм и представления о добродетели в нем. Всеобщий и уникальный характер Евангельской нравственности. Тема 12. Основные православные добродетели. Основные греховные страсти и противоположные им православные добродетели. Добродетель воздержания, целомудрия, нестяжания, кротости, блаженного плача, трезвения, смирения, любви. Иные добродетели. Тема 13. Стяжание добродетели. Свободная воля человека и добродетель. Синергия Бога и человека в стяжании добродетели. Постоянство и усердие в добродетели. Постепенность в добродетели. Искушения в добродетели. Тема 14. Основы православной аскетики. Борьба с грехом. Определение аскетики, ее необходимость для православного христианина. Борьба с грехом. Духовный подвиг. Покаяние. На пути к обожению: очищение, просвещение и совершенство. Этапы раскрытия благодати в человеке. О духовности. О прелести духовной. Значение богослужения и Таинств в деле спасения христианина. Тематика и вопросы к семинарским занятиям Семинар 1. Православная аксиология. 1) История термина аксиология. Понятие о ценностях. 2) Отношение православной аксиологии к этике философской. 3) Отличие православной аксиологии от католической и протестантской. Семинар 2. Понятие о добродетели.
Семинар 3. Проблема личности в православной аксиологии.
Семинар 4. Учение о христианских добродетелях в Священном Писании.
Семинар 5. Нравственная свобода как ценность.
Семинар 6. Реальная свобода. Индетерминизм и детерминизм. 1) Формальная и реальная свобода человека. 2) Подлинная свобода и свобода выбора. 3) Индетерминизм и детерминизм, их оценка. Семинар 7. Ценностная ориентация и нравственное достоинство личности. 1) Понятие о достоинстве и назначении человека в православном богословии. 2) Аспекты ценностной ориентации личности. 3) Благочестие и ценностная ориентация человека. Семинар 8. Описание добродетелей как системы ценностей. 1) Место добродетели в системе нравственных ценностей. 2) Способы описания христианских добродетелей. 3) Нравственные, аскетические и религиозные добродетели. Семинар 9. Учение о добродетели в христианской письменности. 1) Представления о добродетели в античной и христианской письменности. 2) Добродетель в учении святых отцов (одного или нескольких по выбору студента). 3) Основные добродетели. 4) Добродетель и обожение. Семинар 10. Вера, надежда, любовь как основные христианские добродетели.
Семинар 11. Сравнение христианского учения о добродетели с языческим и атеистическим учением. 1) Нравственные представления в античной языческой религии и философии. 2) Нравственные представления в восточных религиях (индуизм, буддизм). 3) Атеизм и нравственность. 4) Светский гуманизм и представления о добродетели в нем. Семинар 12. Основные православные добродетели. 1) Основные греховные страсти и противоположные им православные добродетели (по выбору учащегося рассматривается одна из страстей и противоположная ей добродетель). 2) Сравнение списков основных добродетелей у святых отцов. 3) Представление о мере добродетелей. Семинар 13. Стяжание добродетели. 1) Свобода и добродетель. 2) Учение о синергии у святых отцов. 3) Постепенность в добродетели. Искушения в добродетели. Семинар 14. Основы православной аскетики. Борьба с грехом. 1) Определение аскетики. 2) Борьба с грехом. Духовный подвиг. 3) На пути к обожению: очищение, просвещение и совершенство. 4) О прелести духовной. 5. Образовательные технологии Рекомендуемые образовательные технологии: лекция, лекция–дискуссия, лекция с проблемным изложением, лекция–консультация, самостоятельная работа студентов, реферирование. Методические рекомендации для преподавателей: при проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (работа в малых группах, разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, проектных методик и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Православная аксиология» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических (семинарских) занятий, тестирования, защиты рефератов, выполнения контрольных работ и др. Самостоятельная работа студентов, направленная на освоение основной образовательной программы направления подготовки 033400 Теология, включает в себя подготовку к аудиторным, в том числе практическим (семинарским) занятиям. Практические (семинарские) занятия по дисциплине «Этика Православия» имеют четко выраженную профессионально-практическую направленность и органично связаны с другими формами организации учебного процесса. Целью самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим занятиям является освоение учебной дисциплины в полном объеме, углубление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебно-методической литературой и источниками. Данная цель предполагает решение следующих задач. 1. Актуализация знаний студентов в области православного учения о добродетелях. 2. Выработка навыков работы с научно-методической литературой и анализа источников по предмету. 3. Развитие необходимых для публичных выступлений навыков и совершенствование культуры речи. 4. Через проведение семинарских занятий расширить кругозор студентов по темам, которые требуют более углубленного изучения и усвоения. Практические (семинарские) занятия являются средством контроля преподавателя за самостоятельной работой студентов. Темы эссе и рефератов (предлагаются в качестве заданий для самостоятельно работы, а также для промежуточной отчётности):
Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Экзамен проводится в устной форме в виде ответов на вопросы билета. При этом оценка знаний студентов осуществляется по пятибалльной системе в комплексной форме в соответствии с положением о текущей и промежуточной аттестацией обучающихся и с учетом: • оценки по итогам промежуточного контроля (аттестация) • оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных работ, написание докладов, рефератов, эссе и т.д.) • оценки итоговых знаний в ходе экзамена. Вопросы к экзамену:
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная литература:
Дополнительная литература:
Справочные и информационные издания 1. Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. 2. Краткая философская энциклопедия / сост. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. — М.: Прогресс — Энциклопедия, 1994. 3. Православная этика. Нравственное поведение христианина/ сост. О.А. Казаков. — СПб.: Сатис, 2005. — (Краткая практическая энциклопедия). Интернет-ресурсы: www.bogoslov.ru/(раздел «Нравственное богословие») http://azbyka.ru/dictionary/13/nravstvennoe_bogoslovie.shtml http://nravbogoslovie.orthodoxy.ru/ http://www.ethicscenter.ru/ http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/ilin_v_v_aksiologija/70-1-0-1101 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Средствами обучения выступают словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы. Материально-техническое обеспечение дисциплины: - наличие компьютерного класса (XII корпус, 211 ауд.); - наличие доступного для студента выхода в Интернет; - наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций; - ноутбук и проектор для представления мультимедийных презентаций. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 033400 Теология Автор: Орлов М.О. Программа одобрена на заседании кафедры теологии и религиоведения от 27 июня 2013 г. года, протокол № 13. Подписи: Зав. кафедрой теологии и религиоведения В.П. Рожков Декан факультета М.О. Орлов |
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | ||
Рабочая программа курса «Православная культура» Рабочая программа курса «Православная культура» для 6 класса составлена на основе Программы учебного предмета «Православная культура»... | Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | ||
Аксиология Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов) | Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... | ||
Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 4 класса... «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Руководство по поурочному планированию при организации изучения предмета... Рабочая программа составлена на основе авторской Программы «Православная культура» для основной школы | ||
Руководство по поурочному планированию при организации изучения предмета... Рабочая программа составлена на основе авторской Программы «Православная культура» для основной школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Православная культура» и на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция... |