Скачать 194.72 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Глазные болезни»для специальности – 60100.51 «Лечебное дело» (базовый уровень) квалификация специалиста «Фельдшер» Кафедра глазных болезней, курс 3 семестр VI Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 60100.51 «Лечебное дело» (базовый уровень). Программа обсуждена на заседании кафедры глазных болезней «26» августа 2011 года Протокол №___ Зав. кафедрой, профессор ________________ Тахчиди Х.П. Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии ФСПО « » августа 2011 года Протокол №___ Председатель комиссии, профессор ______________Маркин В.А. Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ «29» августа 2011 года Протокол №___ Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, д.м.н., профессор __________Луцевич Э.В. Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета ФСПО « 14 » сентября 2011 года Протокол №___ Председатель Ученого совета ФСПО, профессор______________ Арутюнов С.Д. Пояснительная запискаРабочая учебная программа по дисциплине «Глазные болезни» предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников фельдшерских отделений медицинских училищ, колледжей и факультетов среднего медицинского образования ВУЗов. Дисциплина «Глазные болезни» относится к циклу специальных дисциплин. Программа рассчитана на 56 академических часов, из которых 16 часов лекционные и семинарские занятия, 32 часа - лабораторно-практические. Цель – приобретение теоретических знаний, умений и навыков, необходимых фельдшеру для оказания офтальмологической помощи больным с патологией органа зрения. Задачи –
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплиныСтудент должен уметь использовать: - полученные знания по офтальмологии при изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, в будущей практической деятельности. Уровень компетентности: Студент должен понимать: - как правильно оценивать жалобы и анамнестические данные у офтальмологических пациентов; как правильно использовать диагностические, профилактические и лечебные алгоритмы основных офтальмологических заболеваний. - как правильно использовать комплексный подход в оценке состояния пациента с офтальмопатологией с учетом данных клинической картины, офтальмологических и лабораторных методов исследования, в определении прогноза заболевания и эффективности проведения лечебных мероприятий - как правильно работать с учебно-методической литературой по офтальмологии Коммуникативность: Уметь грамотно и свободно использовать полученные знания и представления о строении зрительного анализатора, его физиологии, методах исследования и лечения основных офтальмологических заболеваний при общении с коллегами и пациентами. Студент должен иметь навыки: - использования основных диагностических и лечебно-профилактических методов в офтальмологии
Студент должен иметь представление: - об основных принципах комплексной оценки клинических данных, данных офтальмологических и лабораторных методов исследования в диагностике глазных заболеваний, в определении эффективности проводимого лечения и прогноза дальнейшего развития заболевания, - об основных диагностических, профилактических и лечебных алгоритмах основных глазных заболеваний. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:Анатомия, патанатомия, нормальная физиология, патфизиология, клиническая фармакология, терапия, иммунология, хирургия, лор-болезни, неврология, эндокринология, стоматология, детские болезни, паразитарные заболевания, профессиональные заболевания, урология, акушерство и гинекология, психиатрия и наркология, анастезиология и реаниматология, экстремальная медицина, инфекционные заболевания, туберкулез, кожно-венерические болезни, судебная медицина, травматология, рентгенология, физиотерапия, онкология. 3. Обьем дисциплины и виды учебной работы
Примечание: Если в процессе изучения дисциплины используются другие виды учебной работы (семинары, контрольные работы и т. д.), то они должны найти отражение в п.3 4.Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины: Анатомия и физиология органа зрения . Оптика глаза. Рефракция, аккомодация, виды астигматизма, пресбиопия, назначение очков.Хирургические методы лечения при амметропиях Бинокулярное зрение, содружественное и паралитическое косоглазие. Виды косоглазия и амблиопии. Современные методы лечения содружственного косоглазия. Профилактика и причины содружественного и паралитического косоглазия. Методы исследования органа зрения наружный осмотр, исследование методом бокового освещения, в проходящем свете, биомикроскопия, обратная и прямая офтальмоскопия, тонометрия Функции зрительного анализатора центральное и периферическое зрение, цветовое зрение, светоощущение, бинокулярное зрение. Заболевания преднего отрезка глаза Патология век, слезных органов и конъюнктивы. Блефарит, ячмень наружный и внутренний. Опухоли век доброкачественные и злокачественные. Патология нервно-мышечного аппарата век. Патология слезных органов: слезной железы и слезоотводящих путей. Воспалительные заболевания конъюнктивы (вирусные, бактериальные, хламидийные, трахома). Патология роговицы и склеры. Кератиты экзогенные и эндогенные. Патология роговой оболочки при общих заболеваниях (корь, скарлатина, дизентерия, оспа, бруцеллез, лепра, туляремия, болезнь Стилла и др.) Кератиты при заболеваниях кожи (псориаз, розацеа- кератит и др.) Дистрофии роговицы. Пигментация роговицы (веретено Крукенберга, кольцо Кайзер - Флейшера, гематогенная пигментация роговицы). Хирургическое лечение заболеваний роговой оболочки и их последствий (пересадка роговицы, кератопротезирование). Рефракционная кератопластика. Патология сосудистого тракта глаза. Врожденные аномалии. Воспаление сосудистого тракта глаза (ирит, иродоциклит). Методы обследования больных (консультация смежных специалистов, биохимические, серологические, аллергологические, бактериологические исследования). Общие принципы консервативного и хирургического лечения в зависимости от этиологии и характера процесса. Опухоли, кисты радужной оболочки, цилиарного тела. Патология хрусталика. Аномалии формы и расположения хрусталика (смещения при болезни Марфана и Марчезани, сферофакия, микрофакия, передний и задний лентиконус, колобома и др.). Врожденные катаракты. Показания к оперативному лечению. Катаракты при наследственных заболеваниях, вызываемых хромосомными, геномными и генными мутациями. Приобретенные катаракты - возрастные и приобретенные (при местных и общих заболеваниях, травматические катаракты). Вторичные катаракты – показания к хирургическому лечению, методы и техника хирургического лечения. Заболевания заднего отрезка глаза. Патология стекловидного тела (при близорукости, отслойке сетчатки, нарушениях обмена веществ, хронических дисфункциях цилиарного тела, воспалительных процессах в глазу, опухолях и др.) Патология зрительного нерва. Аномалии развития. Воспалительные, дистрофические и сосудистые поражения зрительного нерва. Токсические поражения зрительного нерва. Невоспалительный отек зрительного нерва (застойный диск). Атрофии зрительного нерва (первичные и вторичные). Опухоли зрительного нерва первичные и вторичные. Патология сосудистого тракта глаза. Врожденные аномалии. Воспаление сосудистого тракта глаза (увеит). Методы обследования больных (консультация смежных специалистов, биохимические, серологические, аллергологические, бактериологические исследования). Общие принципы консервативного и хирургического лечения увеитов и их последствий в зависимости от этиологии и характера процесса. Вторичные опухоли хориоидеи. Патология сетчатки. Болезни сетчатки врожденные и аномалии развития сетчатки. Болезни сетчатки при сердечно-сосудистой патологии (гипертоническая болезнь, симптоматическая и почечная гипертензия, токсикоз беременности, атеросклероз). Острые нарушения кровообращения в сосудах сетчатой оболочки (спазм, тромбоз, эмболия). Изменения глазного дна при заболеваниях почек, болезнях крови, заболеваниях эндокринной системы (сахарном диабете). Перифлебиты сетчатки. Центральная серозная хориопатия. Дистрофические изменения сетчатой оболочки. Отслойка сетчатки, показания к хирургическому лечению. Патология глазницы. Аномалии развития орбиты. Методы исследования (рентгено – и орбитография, ангиография, компьютерная томография, ЯМРТ, радиоизотопные исследования). Воспалительные заболевания глазницы. Этиология (грибковые и паразитарные). Саркоидоз, грануломатоз Вегенера. Эндокринная офтальмопатия (тиреотоксический и отечный экзофтальм, эндокринная миопатия). Диагностика, лечение. Новообразования органа зрения. Первичные опухоли орбиты (сосудистые, нейрогенные, редкие доброкачественные, врожденные кистовидные образования). Злокачественные опухоли орбиты (рак слезной железы, саркомы орбиты, первичный рак орбиты). Вторичные злокачественные и доброкачественные опухоли. Повреждения органа зрения. Общая характеристика травм органа зрения. Повреждение вспомогательных органов глаза и глазницы. Ранения глазного яблока (непрободные и прободные). Классификация прободных ранений. Первая помощь при прободных ранениях. Внутриглазные магнитные и амагнитные инородные тела. Рентгенолокализация инородных тел в глазу. Ультразвуковая диагностика. Металлозы глаза. Осложнения прободных ранений глазного яблока, связанные с инфекцией. Симпатическое воспаление. Контузии глазного яблока. Клиника и диагностика. Ожоги глаз. Клинические особенности течения термических и химических ожогов глаза, вызванных кислотами и щелочами. Повреждение инфракрасным излучением, током СВЧ, ультразвуком, ионизирующей радиацией, электрическим током. Глаукома. Внутриглазное давление нормальное и толерантное. Патогенез глаукоматозной атрофии диска зрительного нерва. Классификация глаукомы – первичная, вторичная, врожденная. Первичная (открытоугольная и закрытоугольная). Острый приступ закрытоугольной глаукомы. Клиника. Классификация вторичной глаукомы и врожденной глаукомы. Стадии глаукоматозного процесса и степень компенсации внутриглазного давления. Диагностика глаукомы (тонометрия, тонография, биомикроскопия, гониоскопия, эластотонометрия, клиническая периметрия). Офтальмогипертензия. Симптоматическая гипертензия глаза. Консервативное лечение (миотики, симпатикотропные, В-блокаторы симпатолитики, ингибиторы карбангидразы, средства осмотического действия и др. гипотензивные средства). Показания к хирургическому лечению. Виды операций, в том числе лазерных. Диспансеризация больных глаукомой. 4.3 Тематический план лекций по семестрам.
4.4.Тематический план практических занятий
4.5 Самостоятельная работа студентов.
5. Лабораторный практикум Лабораторный практикум не предусмотрен
Основная
Дополнительная
В работе используются визуальные средства обучения – компьютерные обучающие программы, слайды – лекционный материал (мультимедийные проекторы), таблицы, учебные видеофильмы, проводится прямая трансляция из операционной (современные телевизионные системы). Для контроля знаний на практических занятиях используются контролирующие программы - тестовые, с использованием ситуационных задач. 8.0 Материально-техническое обеспечениеКлиническая база – ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза», адрес 127486 г. Москва, ул. Бескудниковский б-р 59а. 9.0 Организация учебно-методической деятельности Вопросы по организации учебно-методической деятельности решаются на заседаниях кафедры глазных болезней (13-14 заседаний за учебный год). В рамках заседания кафедры определяются основные мероприятия по учебно-методической деятельности; рассматриваются вопросы об организации проведения лекционных и практических занятий; обсуждаются разрабатываемые обучающие и контролирующие компьютерные программы; материал для тестового контроля, ситуационные задачи. Учебный процесс проводится с учетом знаний, полученных студентами на различных кафедрах общетеоретических и клинических дисциплин (биологии, микробиологии, нормальной, патологической и топографической анатомии, терапии, хирургических блезней, инфекционных, нервных болезней, акушерства и гинекологии, детских болезней, анестезиологии и реанимации, эндокринологии, ЛОР-болезней, кожно-венерических болезней, клинической фармакологии, онкологии, психиатрии и наркологии, скорой медицинской помощи, травматологии и ортопедии, а также некоторых стоматологических кафедр (терапевтической, хирургической и детской стоматологии). Рекомендуемые основные формы обучения: 1. Лекции по теоретическим вопросам этиопатогенеза, диагностики, клиники, лечению и профилактики патологии органа зрения. 2. Практические занятия по ознакомлению и овладению общепринятыми методиками исследования функций зрительного анализатора с использованием современного оборудования. Практические занятия следует проводить с максимальным использованием клинического материала, обучающих компъютерных программ . 3. Самостоятельная работа с рекомендуемой литературой. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «тропические болезни» для... Гоу впо северный государственный медицинский университет (г. Архангельск ) Федерального агентства по здравоохранению и социальному... | Рабочая программа По дисциплине «Биология» (наименование дисциплины)... Фгос-3 впо по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности... Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни... Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая... Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101. 65 Лечебное дело, утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября... | Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101. 65 лечебное дело Всего зет 7 Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
14. 01. 07– глазные болезни Автореферат диссертации на соискание... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | 14. 01. 07 – глазные болезни Автореферат диссертации на соискание... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «18» Фгос) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Лечебное дело» (060101), с учетом рекомендаций основной образовательной... | Рабочая программа по клинической иммунологии, аллергологии для специальности... Кафедра детских болезней лечебного факультета с курсом иммунологии и аллергологии | ||
Рабочая программа По дисциплине: внутренние болезни Для специальности: лечебное дело, 060101 «Казанский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию | Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | ||
Офтальмология (кафедра глазных болезней с ув) социальная гигиена и организация При бронхоэктатической болезни в стенке бронхоэктаза обнаруживают все нижеперечисленные изменения, кроме | Рабочая программа УчебНой практики уход за больными терапевтического... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская... |