Аннотация основной образовательной программы по направлению 100400.68 «Туризм» (образовательная программа «Туризм: эволюция, структура, менеджмент, маркетинг») Квалификация – магистр
Нормативный срок освоения – 2 года
Общие положения.
Основная образовательная программа (ООП) магистратуры, реализуемая Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» по направлению подготовки 100400.68 «Туризм» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, учебно-методические комплексы (в том числе рабочие программы) учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Нормативная база для разработки ООП.
Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе);
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 100400.68 «Туризм» высшего образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 № 488;
нормативно-методические документы Минобрнауки России, Рособрнадзора;
Устав Федерального государственного автономного образовательного учреждением высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» от 12 мая 2011 года;
Положение о магистратуре Федерального государственного автономного образовательного учреждением высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (утверждено приказом ректора от 05.04.2013 года №12-13-280);
Положение об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования ДВФУ (утверждено приказом и.о. ректора от 17.04.2012 № 12-13-87);
Положение о практиках Федерального государственного автономного образовательного учреждением высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (утверждено приказом и.о. ректора от 17.04.2012 №12-13-86);
Приказ ректора ДВФУ № 12-13-391 от 26.04.2013 «Об утверждении формы программы государственного экзамена в ДВФУ»;
Приказ ректора ДВФУ № 12-13-564 от 04.06.2013 «Об утверждении макетов программ практик».
Цели и задачи основной образовательной программы.
Цель программы: Формирование системного набора компетенций и навыков, необходимых для эффективного управления предприятиями туриндустрии, туристскими комплексами и сферой туризма в целом.
Задачи программы:
– Изучение теоретико-методологических основ развития туризма на современном этапе.
– Изучение ресурсной базы и условий развития туристской индустрии, основанных на принципах устойчивого развития.
– Выявление функционально-территориальных, административно–управленческих и организационно–хозяйственных особенностей развития туризма.
– Анализ приоритетных направлений развития туристско-рекреационного сектора России, Дальнего Востока, Приморского края.
– Анализ экономических механизмов функционирования предприятий туристской индустрии.
– Туристско–рекреационное проектирование и управление устойчивым развитием рекреационных территорий разного уровня.
– Разработка маркетинговых программ развития туризма на региональном и внутрифирменном уровнях.
Трудоемкость ООП по направлению подготовки.
Трудоемкость освоения студентом ООП – 120 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы магистра, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.
Область профессиональной деятельности.
– разработка и реализация туристских продуктов, обладающих качествами, удовлетворяющими требования потребителей;
– организация комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии;
– проектирование туристско-рекреационных зон и комплексов, управление ими.
Объекты профессиональной деятельности.
– потребители (индивидуальные или корпоративные клиенты) и их потребности;
– туристский продукт;
– технологические процессы предоставления туристских услуг;
– результаты интеллектуальной деятельности в туристской индустрии;
– нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;
– средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг, средства транспорта, предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;
– информационные ресурсы, системы и средства обеспечения автоматизированных информационных систем и технологий туристкой деятельности.
Аналогичных ОП для магистрантов по данному направлению подготовки нет.
Виды профессиональной деятельности по направлению подготовки.
– проектная;
– производственно-технологическая;
– организационно-управленческая;
– сервисная;
– научно-исследовательская.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры.
Выпускник по направлению подготовки (специальности) должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
а. проектная деятельность:
– формирование целей разработки туристского проекта и выявление приоритетов в проектировании туристской деятельности;
– оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование предоставления услуг туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне;
– оперативное и стратегическое планирование и проектирование деятельности предприятий туристской индустрии;
– проектирование и создание туристско-рекреационных зон и комплексов;
– производственно-технологическая деятельность:
– совершенствование процессов разработки и реализации туристских продуктов, отвечающих требованиям потребителей, оценка экономической эффективности туристских продуктов;
– выявление и оценка инновационно-технологических рисков процессов реализации туристских продуктов;
– организационно-управленческая деятельность:
– организация и управление процессами формирования и реализации туристских продуктов, отвечающих требованиям потребителей, работой коллектива предприятия туристской индустрии;
– принятие тактических и стратегических решений в разработке и реализации туристских продуктов, соответствующих требованиям потребителей;
– мониторинг и оценка туристской деятельности на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне);
– организация и управление туристско-рекреационными зонами и комплексами;
– сервисная деятельность:
– разработка и внедрение стандартов качества комплексного туристского обслуживания потребителей, создание систем безопасности;
– организация работ по стандартизации и сертификации туристского продукта;
– научно-исследовательская деятельность:
– проведение комплексных научных исследований в сфере туризма;
– системный анализ рынка туристских услуг и прогнозирование его развития с целью эффективного функционирования туристской индустрии и обеспечения запросов потребителей;
– разработка и внедрение инновационных технологий в процессы предоставления услуг туристской индустрии и научное сопровождение туристской деятельности;
– оценка эффективности инноваций в туристской деятельности. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО:
Общекультурные компетенции (ОК):
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться совершенствования собственной личности, раскрытия творческого потенциала (ОК-1);
способность к поиску и самостоятельному обучению новым методам исследования, возможному изменению научного и научно-практического профиля профессиональной деятельности, изменению социокультурных условий (ОК-2);
готовность к активному общению в научной, профессиональной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);
способность к активной социальной мобильности (ОК-4);
способность использовать навыки и умения организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, управления коллективом, владеть основами командообразования, формировать благоприятный морально-психологический климат для достижения поставленных целей, оценивать качество результатов личной и коллективной деятельности (ОК-5);
готовность нести ответственность за принятые решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации в туристской деятельности (ОК-6);
способность к успешной адаптации и критическому переосмыслению как позитивного, так и негативного опыта, к объективной оценке своих возможностей (ОК-7);
способность оказывать позитивное воздействие на окружающих собственным примером с точки зрения образа жизни и личного поведения (ОК-8);
способность проявлять инициативу, в том числе в сложных и нестандартных ситуациях, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-9);
способность использовать углубленные современные теоретические и практические знания в области туризма (ОК-10);
способность самостоятельно с помощью новейших информационных технологий приобретать и эффективно использовать в практической деятельности новую информацию, знания и умения, в том числе в инновационных сферах, расширять и углублять свой интеллектуальный потенциал (ОК-11);
способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при разработке и осуществлении широкомасштабных и социально значимых проектов туристской индустрии, оценки результатов профессиональной деятельности (ОК-12);
способность свободно демонстрировать навыки работы в научно-исследовательском коллективе (в лаборатории, бизнес-инкубаторе, студии и так далее), генерировать новые идеи, поддерживать и развивать собственный креативный потенциал и творческие способности сотрудников (ОК-13);
способность выявлять и оценивать основные проблемы в своей профессиональной области, при решении которых требуется постановка сложных задач, требующих широкого методологического инструментария, в том числе с применением количественных и качественных методов измерения, методов индукции и дедукции, и т.п. (ОК-14);
способность ориентироваться в сложной системе определения целей и постановке задач, а также в их ранжировании по степени важности и другим признакам (ОК-15);
готовность вести экспериментальную работу и проводить полевые исследования, объективно оценивать результаты исследований и внедрять их (ОК-16);
способность находить, обобщать, анализировать, синтезировать и критически переосмысливать полученную научную, справочную, статистическую и иную информацию (ОК-17);
способность к эффективному использованию современного компьютерного и офисного оборудования в рамках возможностей и потенциала современной туристской индустрии в соответствии с профилем и целями магистерской программы (ОК-18);
способность формировать, оформлять, представлять, докладывать и анализировать результаты выполненной работы (ОК-19).
Профессиональные компетенции (ПК):
проектная деятельность:
способность разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям туристской индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию (ПК-1);
способность к разработке стратегий развития туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне и соответствующих уровням проектов (ПК-2);
готовность применять методы анализа, разработки и поиска решений в деятельности предприятий туристской индустрии (ПК-3);
производственно-технологическая деятельность:
способность к мониторингу и оценке эффективности процессов в туристской индустрии (ПК-4);
способность к оценке инновационно-технологических рисков в туристской индустрии (ПК-5);
способность к внедрению современной системы стандартизации в туристской индустрии (ПК-6);
организационно-управленческая деятельность:
владение приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала предприятия туристской индустрии (ПК-7);
способность формулировать концепцию туристского предприятия, разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику оценки рисков предприятия туристской индустрии (ПК-8);
способность оценивать и осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов в туристской индустрии на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне) (ПК-9);
сервисная деятельность:
способность разрабатывать и внедрять нормативную документацию по стандартизации, сертификации и качеству туристского продукта и услуг туристской индустрии (ПК-10);
научно-исследовательская деятельность:
готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма (ПК-11);
способность ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать и представлять результаты научных исследований в сфере туризма (ПК-12);
готовность представлять результаты научного исследования в сфере туризма в формах отчетов, прикладных разработок, докладов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-13);
способность к разработке и внедрению инновационных технологий в туристской индустрии (ПК-14).
Специфические особенности данной образовательной программы.
Актуальность подготовки магистрантов в сфере туризма обусловлена возрастающей ролью индустрии туризма и гостеприимства в современном обществе, в том числе в Приморском крае, получившем в наследие от Саммита АТЭС–2012 уникальные объекты инфраструктуры, пригодные для использования в туристской сфере.
Специфика данной ОП заключается в использовании оригинальных авторских подходов к преподаванию дисциплин вариативной части профессионального цикла, в частности таких как «Глобализация в международном туризме», «Управление индустрией туризма», Управление качеством в туризме. Методические материалы, позволяющие реализовывать авторские подходы к преподаванию отражены, например, в электронно–образовательном ресурсе (ЭОР) «Управление индустрией туризма» проф. А.Б. Косолапова, в электронных учебниках «Международный туризм», «География российского внутреннего туризма» того же автора.
Аналогичных ОП для магистрантов по данному направлению подготовки нет.
Востребованность магистров туризма чрезвычайно велика, т.к. в настоящее время в туристской отрасли Приморского края доля специалистов с профильным высшим образованием не превышает 3,5%.
Дисциплины вариативной части общенаучного цикла: Историко-культурные основы туристской индустрии, Профессиональный иностранный язык, Инновационные технологии в туристской индустрии, Клиентоориентированный сервис в туризме и технологии активных продаж турпродуктов, Технология формирования турпродукта необходимы и достаточны для формирования профессиональных компетенций выпускника с учетом запросов работодателей: турфирм города Владивостока: Билетур, Интурист, Спутник, Диалог народов, Мирабель тур и других и требований современного рынка труда.
Дисциплины вариативной части профессионального цикла: Глобализация в международном туризме, Страхование и риски в туризме, Финансово-экономическая деятельность предприятий туристской индустрии, Методы принятия логистических решений в туризме, Управление индустрией туризма, Управление качеством в туризме, Бизнес в туризме и гостеприимстве (на английском языке), Международные системы бронирования (с элементами английского языка) необходимы и достаточны для формирования профессиональных компетенций выпускника с учетом запросов работодателей: турфирм города Владивостока: Билетур, Интурист, Спутник, Диалог народов, Мирабель тур и других и требований современного рынка труда.
Все выпускники 2013 г. трудоустроены по специальности в турфирмах г. Владивостока и Приморского края. Потребность в выпускниках магистрах на 2013–2020 гг. закрыта в настоящее время на 5%.
10. Характеристика активных/интерактивных методов и форм организации занятий, применяемых при реализации ОП. При реализации ОП используются следующие активные/интерактивные методы и формы организации занятий, приводящие к формированию следующих компетенций (не менее 40% от аудиторных занятий):
| Методы и формы организации занятий
| Характеристика активных/интерактивных методов и форм организации занятий
| Формируемые компетенции
| Деловая игра
(13% от аудиторных занятий)
| Средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.
| владение приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала предприятия туристской индустрии (ПК-7);
способность формулировать концепцию туристского предприятия, разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику оценки рисков предприятия туристской индустрии (ПК-8);
| Метод Дельфы
(7% от аудиторных занятий)
| Целью этой технологии является получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения.
| способность к оценке инновационно-технологических рисков в туристской индустрии (ПК-5);
| Игровое проектирование
(11% от аудиторных занятий)
| Конструирование, проектирование, разработка технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме.
| способность разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям туристской индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию (ПК-1);
способность к разработке стратегий развития туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне и соответствующих уровням проектов (ПК-2);
готовность применять методы анализа, разработки и поиска решений в деятельности предприятий туристской индустрии (ПК-3);
| Групповая дискуссия
(10% от аудиторных занятий)
| Метод сбора данных, который сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.
| Готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма (ПК-11);
способность ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать и представлять результаты научных исследований в сфере туризма (ПК-12);
готовность представлять результаты научного исследования в сфере туризма в формах отчетов, прикладных разработок, докладов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-13);
способность к разработке и внедрению инновационных технологий в туристской индустрии (ПК-14).
| Руководитель ОП
д-р мед. наук, проф. А.Б. Косолапов |