Аннотация основной образовательной программы по направлению 080100.68 «Экономика» (образовательная программа «Международная экономика: инновационно-технологическое развитие») Квалификация – магистр
Нормативный срок освоения – 2 года
Общие положения.
Основная образовательная программа (ООП) магистратуры, реализуемая Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» по направлению подготовки 080100.68 «Экономика» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ОС ДВФУ) по направлению подготовки магистров 080100.68 «Экономика», а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, учебно-методические комплексы (в том числе рабочие программы) учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Нормативная база для разработки ООП.
Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе);
Образовательный стандарта, самостоятельно устанавливаемого Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ОС ДВФУ) по направлению подготовки магистров 080100.68 «Экономика»;
нормативно-методические документы Минобрнауки России, Рособрнадзора;
Устав Федерального государственного автономного образовательного учреждением высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» от 12 мая 2011 года;
Положение о магистратуре Федерального государственного автономного образовательного учреждением высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (утверждено приказом ректора от 05.04.2013 года №12-13-280);
Положение об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования ДВФУ (утверждено приказом и.о. ректора от 17.04.2012 № 12-13-87);
Положение о практиках Федерального государственного автономного образовательного учреждением высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (утверждено приказом и.о. ректора от 17.04.2012 №12-13-86);
Приказ ректора ДВФУ № 12-13-391 от 26.04.2013 «Об утверждении формы программы государственного экзамена в ДВФУ»;
Приказ ректора ДВФУ № 12-13-564 от 04.06.2013 «Об утверждении макетов программ практик».
Цели и задачи основной образовательной программы.
Целью программы «Международная экономика: инновационно-технологическое развитие» является подготовка высокопрофессиональных специалистов в области организации и управления научными экспериментами, исследованиями, разработками и инновациями, способных рассматривать инновационный процесс в комплексе на протяжении всего его развития и эффективно управлять им, готовых заниматься инновационной предпринимательской деятельностью, как на национальном, так и на международном уровне, а также создание кадрового резерва для российских и мировых технологических компаний.
Задачи основной образовательной программы:
- подготовить профессионально состоятельных и востребованных магистров, обладающих как универсальными, так и предметно-специализированными компетенциями, способствующими их социальной стабильности и устойчивости на национальном и международном рынках труда;
- подготовить магистров способных разбираться в глобальных тенденциях инновационно-технологического развития, умеющих оценивать состояние и тенденции развития мировых рынков товаров и услуг и прогнозировать процессы технологической модернизации экономики;
- подготовить магистров способных проводить экспертизы рынков научно-технической продукции, оказывать консультационные, информационные, или иные услуги по выводу инновационной продукции на рынок;
подготовить магистров способных моделировать инфраструктуру национальных инновационных систем;
подготовить профессионалов в области оценки существующего уровня инновационно-технологического развития международной экономики и выявления основных проблем, на основе анализа мировых научно-технологических трендов;
подготовить профессионалов в области анализа параметров системы институтов развития, ориентированных на поддержку инноваций и имеющие навыки выявлять проблемы национальных экономик отдельных стран и регионов с точки зрения взаимоотношений стран-лидеров нового технологического ядра и мировой периферии;
подготовить компетентных магистров, способных не только понимать тенденции инновационно-технологического развития различных национальных экономик, с учетом тенденций мировой экономики, но и использовать их, участвовать в их формировании и развитии.
Трудоемкость ООП по направлению подготовки.
Трудоемкость освоения студентом ОП - 120 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ОС ДВФУ по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы магистра, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.
Трудоемкость основной образовательной программы обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Квалификация выпускника в соответствии с ОС ДВФУ – магистр.
Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности магистров включает:
- экономические, финансовые, маркетинговые и аналитические службы организаций различных отраслей и форм собственности;
- органы государственной и муниципальной власти;
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации;
- учреждения системы высшего и дополнительного профессионального образования;
- научно-образовательные центры в России и за рубежом;
- бизнес-инкубаторы;
- венчурные фонды;
- проектные и консалтинговые бюро.
Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности являются:
поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты;
функционирующие рынки;
финансовые и информационные потоки;
производственные и научно-исследовательские процессы;
инновационо-технологические процессы;
международная деятельность государственных и муниципальных учреждений;
процессы модернизации экономики и социальной сферы в ДВФО;
процессы, в соответствии с профилями, происходящие в странах Азиатско-Тихоокеанского региона;
институциональные изменения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Виды профессиональной деятельности по направлению подготовки.
Магистр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
проектно-экономическая;
аналитическая;
организационно-управленческая;
консалтинговая деятельность;
педагогическая.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры.
Выпускник по направлению подготовки «080100.68 - Экономика» с квалификацией (степенью) магистра в соответствии с целями основной образовательной программы «Международная экономика: инновационно-технологическое развитие» и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями, которые формируются в результате освоения всего комплекса ОП магистратуры:
К общекультурным компетенциям (ОК), относятся:
способность творчески адаптировать достижения зарубежной науки, техники и образования к отечественной практике, высокая степень профессиональной мобильности (ОК-1);
готовность проявлять качества лидера и организовать работу коллектива, владеть эффективными технологиями решения профессиональных проблем (ОК-2);
умение работать в проектных междисциплинарных командах, в том числе в качестве руководителя (ОК- 3);
умение быстро осваивать новые предметные области, выявлять противоречия, проблемы и вырабатывать альтернативные варианты их решения (ОК-4);
способность генерировать идеи в научной и профессиональной деятельности (ОК-5);
способность вести научную дискуссию, владение нормами научного стиля современного русского языка (ОК-6);
способность к свободной научной и профессиональной коммуникации в иноязычной среде (ОК-7);
способность владеть методологией и философскими аспектами научных исследований общественных явлений и процессов (ОК-8).
Профессиональные компетенции (ПК):
научно-исследовательская деятельность:
способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);
способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);
способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);
способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);
способность использования терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (ПК-5);
способность оформить и представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада, с возможным использованием различных инновационных и интерактивных форм представления информации, владение необходимыми навыками в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике научных интересов (в соответствии с профилем ООП) (ПК-6);
проектно-экономическая деятельность:
способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-7);
способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-8);
способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-9);
аналитическая деятельность:
способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-10);
способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-11);
способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-12);
способность использовать современные методы и инструменты исследования социально-экономических процессов, сравнительного анализа национальных моделей экономики (ПК-13);
способность к применению теоретических знаний для решения практических проблем рационального и эффективного использования экономических ресурсов при осуществлений экономического выбора (ПК-14);
организационно-управленческая деятельность:
способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-15);
способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-16);
способность самостоятельно осуществлять разработку проектных решений с учетом фактора неопределенности, разработку соответствующих методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ (ПК-17);
способность эффективной кооперации с коллегами и работе в коллективе, способность к лидерству в различных группах и объединениях (ПК-18);
консалтинговая деятельность:
способность оказывать консультационные услуги в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне по заказам хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и органов местного управления (ПК- 19);
способность к обоснованию предлагаемых экономических и управленческих решений и рекомендаций хозяйствующим субъектам, органам государственной власти и местного управления (ПК-20);
педагогическая деятельность:
способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-21);
способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-22).
Специальные (профильные) компетенции (СПК) образовательной программы «080100.68 - Экономика» Международная экономика: инновационно-технологическое развитие:
способность применять прорывные технологии и перспективные инновации для России, способные внести существенный вклад в решение важнейших социально-экономических проблем (СПК-1);
способность использовать перспективы технологической модернизации ключевых секторов российской экономики (СПК-2);
способность составлять прогноз внутренних и внешних рынков, где Россия может рассчитывать на ведущие позиции на базе имеющихся конкурентных преимуществ (СПК-3);
способность анализировать глобальные тенденции инновационно-технологического развития, оценивать состояние и тенденции развития мировых рынков товаров и услуг и прогнозировать процессы технологической модернизации экономики (СПК- 4);
способность проводить экспертизы рынков научно-технической продукции, оказывать консультационные, информационные, или иные услуги по выводу инновационной продукции на рынок (СПК-5);
способность выявлять требования к организационно-управленческой системе управления при формировании инновационной стратегии и по созданию наукоемкой продукции с учетом международного опыта (СПК-6);
способность решать задачи по оценке и анализу факторов инновационной деятельности организации в условиях глобализационных процессов в мировой экономике (СПК-7);
способность создавать алгоритм и модели выбора национальной инновационной стратегии на основе зарубежного опыта (СПК-8);
способность анализировать инновационный потенциал региона для проведения активной инновационной деятельности с учетом международного опыта (СПК-9);
способность готовить инновационные программы предусматривающие внедрение наукоемкой продукции и технологий (СПК-10);
способность моделировать инфраструктуру национальных инновационных систем (СПК-11);
способность оценить уровень инновационно-технологического развития международной экономики и выявить основных проблемы, на основе анализа мировых научно-технологических трендов (СПК-12);
способность исследовать и анализировать параметры системы институтов развития, ориентированных на поддержку инноваций, выявлять проблемы национальных экономик отдельных стран и регионов, с точки зрения, взаимоотношений стран-лидеров нового технологического ядра и мировой периферии (СПК-13);
способность обобщать страновой опыт и формировать инновационные программы, с учетом тенденций инновационно-технологического развития различных национальных экономик (СПК-14).
|