Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом»





НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом»
страница1/7
Дата публикации11.11.2014
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

Кафедра социологии управления

Составитель:

Н.В. Коваленко,

кандидат политических наук, доцент
ДЕМОГРАФИЯ
Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 080505.65 «Управление персоналом»
УП - 400
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № …… от «…..»………………201 г.





Подпись заведующего кафедрой
……………………………………...

Волгоград 2012

Содержание




Наименование раздела

стр

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины




1.1.

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенным в государственный образовательный стандарт

3

1.2.

Цели и задачи учебной дисциплины

4

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины

4

1.4.

Тематический план учебной дисциплины

5

1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

6

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов




2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса

30

2.2.

Рекомендации по работе с литературой

31

2.3.

Рекомендации к семинарским занятиям

33

2.4.

Письменные работы в вузе: краткие методические указания

33

2.5.

Советы по подготовке к экзамену (зачету)

34

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций




Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) … …….…………………………………………………………………………… 42

36

Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях ……………………….. 52

45


РАЗДЕЛ 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине «ДЕМОГРАФИЯ»
ОПД. Ф.О. 6 ДЕМОГРАФИЯ. Демография как отрасль знаний о населении; ее история и современное состояние; связь со статистикой, социологией, социальной политикой. Теоретические аспекты изучения народонаселения; методология исследования народонаселения; институты, центры, специалисты. Практические цели и задачи изучения народонаселения нашей страны; изучаемые показатели и тенденции. Текущий учет и переписи населения. Учет естественного и механического движения населения. Воспроизводство населения. Степень воздействия отдельных факторов на интенсивность рождаемости в России, в странах ближнего зарубежья и мира. Смертность, ее связь с условиями жизни. Естественный прирост (убыль), его контрасты в различных регионах страны и мира. Миграция населения. Миграционная политика в современной России, региональная специфика. Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население. Урбанизация и особенности расселения в России. Региональные аспекты демографической политики в России, в развитых и развивающихся странах мира.
Структура аккредитационных педагогических измерительных материалов (дидактические единицы)


ДЕ

Наименование дидактической единицы ГОС

1.

Предмет, метод, задачи и основные категории демографии как науки

2

Теоретические концепции демографического развития

3.

Методы демографического анализа. Источники данных о населении

4.

Семья – объект демографии

5.

Основные демографические процессы и их влияние на воспроизводство населения.

6.

Миграция и ее социально-демографические проблемы и последствия

7.

Демографическая ситуация в России: истоки, современное состояние, пути оптимизации

8.

Демографическая политика, ее региональные особенности



1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
Дисциплина «Демография» входит в число обязательных для специальности «Управление персоналом». В соответствие с государственным стандартом она ориентирована на получение знаний и представлений студентов о важной роли народонаселения в социально-экономическом развитии России. В учебном курсе рассматриваются основы теории народонаселения, история формирования и развития демографии как самостоятельной общественной науки и ее связи с другими науками о населении и обществе, а также методы анализа естественного и миграционного движения населения во взаимосвязи с экономическим развитием региона и страны в целом. Эти знания являются составным элементом общей управленческой культуры будущих специалистов и будут необходимы им для дальнейшей работы по специальности в различных областях государственного управления и управления персоналом

Основная цель курса «Демография» - дать студентам теоретические знания о народонаселении и закономерностях его воспроизводства, обучить их навыкам аналитической и практической деятельности в сфере управления демографическими процессами, разработки и реализации демографической политики.
Основными задачами учебного курса «Демография» являются:

- системно- историческое изучение особенностей формирования и воспроизводства народонаселения в контексте социально-экономического развития территории;

- ознакомление с основами демографической науки, ее предметом, понятийным аппаратом, основными задачами;

- освоение студентами современных методов прикладного демографического анализа при решении конкретных актуальных демографических и социально-экономических проблем.
В программе курса «Демография» подробно освещаются актуальные проблемы и особенности протекания основных демографических процессов, система показателей демографической статистики, основные источники информации о населении – переписи и текущий учет естественного движения населения. Большое внимание уделено взаимодействию социально-экономических и демографических процессов, социально-экономическому объяснению демографических тенденций, прогнозам населения в системе социально-демографического прогнозирования. Рассматриваются миграционные процессы, их влияние на демографическую ситуацию и рынок труда, последствия миграции для страны и регионов. Обосновывается роль демографического фактора в современном социальном и экономическом развитии (причины депопуляции, последствия старения населения, демографические факторы рынка труда, уровня жизни, социального обеспечения населения). В рамках курса анализируются основные международные и отечественные нормативно-правовые документы в сфере разработки и реализации демографической политики.
1.3 Требования к уровню освоения дисциплины.
Студент, успешно прошедший курс обучения должен знать:

  • Основные теоретические подходы к изучению народонаселения;

  • Исторические типы воспроизводства населения, особенности их формирования и смены, показатели режима воспроизводства:

  • Источники и методы получения демографической информации;

  • Методику расчетов и содержание основных показателей демографической статистики;

  • Характеристики, особенности и взаимосвязи основных демографических процессов;

  • Особенности, виды, степень влияния на демографическую ситуацию и последствия миграционных процессов;

- Роль и влияние урбанизации и расселения населения в России

- Демографические факторы рынка труда, бизнеса и маркетинга, уровня жизни, социального планирования на федеральном и региональном уровнях;

- Основные методы прогнозирования в демографии, роль и направления использования демографических прогнозов:

- Содержание, меры, механизмы реализации демографической политики
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

- рассчитывать основные показатели и системы показателей в различных разделах демографии;

- применять различные методы статистико-демографического анализа для описания и характеристики процессов, происходящих в обществе;

- определять тенденции изменения исследуемых явлений во времени и пространстве на основы анализа системы числовых показателей.
Студент, успешно прошедший курс обучения должен овладеть следующими практическими навыками:

 сбор и анализ статистической, социологической и демографической информации по проблемам народонаселения;

 расчет основных показателей демографической статистики

 анализ динамики численности населения и демографических структур

 анализ и описание режимов воспроизводства населения

 анализ и прогноз демографической ситуации в регионе

 разработка и оценка эффективности мер демографической политики с учетом региональной специфики;
1.4. Принадлежность дисциплины «Демография» к учебному циклу.
Как учебная дисциплина «Демография» имеет междисциплинарные связи и основывается на знаниях студентов по таким дисциплинам, как: социология, психология, социальная психология, общая и социальная статистика, социология управления. Содержание курса соответствует стандарту, порядок и последовательность изложения материала строятся с учетом рекомендаций кафедры народонаселения МГУ им.М.В.Ломоносова.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ДЕМОГРАФИЯ»

для потока УП-400 на 2011 – 2012 учебный год.


№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Количество часов (в акад. часах)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

1.

Введение в демографию

2

2

2

6

2.

Теоретические концепции демографического развития.

2

-

2

4

3.

Методы демографического анализа. Источники данных о населении

-

2

2

4

4.

Демографическая ситуация в России: истоки, современное состояние, пути оптимизации

-

2

2

4

5.

Семья – объект демографии

-

2

2

4

6.

Основные демографические процессы и их влияние на воспроизводство населения

-

2

4

6

7.

Миграция населения и ее социально-демографические проблемы

-

2

2

4

8.

Демографическая политика

-

2

2

4




ИТОГО:

4

14

18

36


1.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕМОГРАФИЯ»
Теоретический курс «Демография» представляет собой цикл проблемных лекций, в основу которых положены концепции различных зарубежных и отечественных ученых и специалистов по проблемам демографического развития, направленности и интенсивности демографических процессов, взаимосвязи и взаимовлиянию социально-экономических и демографических процессов, проблемам роста мирового населения, демографической ситуации и демографической политики в России, других странах и регионах мира..

Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция является ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

Лекция обеспечивает:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция – это экономный способ получения базовых знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, развивает активное внимание студентов.

Изучение теоретического материала лекций позволяет студентам овладеть систематическими знаниями по основным теоретическим и практическим проблемам демографического развития, методикой проведения демографического анализа и прогнозирования, а также приемами научно-исследовательской работы, необходимой для будущего специалиста в области управления, в том числе управления персоналом.
ПРОГРАММА КУРСА
ЛЕКЦИИ И ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс «Организация труда персонала» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление персоналом
Учебно-методический комплекс «Конфликтология» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconВопросы для самостоятельного изучения Тема Дайте понятие «управление персоналом»
Учебно-методический комплекс «Организация труда персонала» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 Менеджмент...
Учебно-методический комплекс «Теория организации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методическое пособие по теории статистике для студентов направления...
Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом»
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080505....
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080505 «Управление персоналом»
Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины философия Специальность 080505....
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Содержание: умк по дисциплине «Налогообложение экономических субъектов» для студентов специальности 38. 03. 03 (080400. 62) «Управление...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconТематический план
Учебно–методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины трудовые ресурсы Дальнего...
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080505. 65 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск