Поэтика произведений гумера баширова





НазваниеПоэтика произведений гумера баширова
страница1/3
Дата публикации11.11.2014
Размер347 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


РАШИТОВА Назифа Мухлисулловна

ПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГУМЕРА БАШИРОВА
Специальность 10.01.02 – литература народов Российской Федерации

(татарская литература)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Казань – 2010


Работа выполнена на кафедре татарской литературы и методики её преподавания государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно- педагогический университет».
Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор

Галимуллин Фоат Галимуллович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Ахмадуллин Азат Гильмуллович

кандидат филологических наук

Зарипова Равия Салимовна

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Набережночелнинский

государственный педагогический институт
Защита состоится «27» декабря 2010 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно- педагогический университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстана, 2.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно – педагогический университет» «25» ноября 2010 года.
Режим доступа: http: // www.tggpu.ru.
Автореферат разослан «25» ноября 2010 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

профессор Р.Г.Мухаметдинова


Общая характеристика работы
Исследование национальной литературы в тесной связи с историческими условиями жизни народа, его фольклором, мифологией и религией является одной из важнейших задач современной литературоведческой науки.

Актуальность исследования. Творчество народного писателя Татарстана, классика татарской литературы ХХ века, Гумера Баширова составляет золотой фонд культуры татарского народа. Это писатель, который тщательно изучал и хорошо знал национальные обычаи и традиции, описывал их в своих произведениях исключительно достоверно, в мельчайших подробностях, красочно и одновременно доступно. Он достиг высокого мастерства в изображении героев, обладающих яркими национальными чертами характера, в национальной духовной среде.

Образы героев являются яркими представителями своей нации, живущими в соответствии с национальными обычаями и традициями на фоне прекрасной природы родного края. Все это в произведениях Г.Баширова направлено на достижение строго определенной цели: показать, каким бесценным богатством наделен татарский народ и как важно все это сберечь и передать будущим поколениям. Эта идея воплощается автором при помощи своеобразных художественных средств. Благодаря ясности и прозрачности стиля изложения, мастерству художественного воплощения образов, точности выразительных средств, произведения Г. Баширова приобретают огромную силу воздействия.

Критики, которые в той или иной мере касались творчества Гумера Баширова, единодушно отмечали, что он поднял искусство татарского литературного слова на самую высокую ступень. Известный ученый- литературовед, критик Т. Н. Галиуллин следующим образом охарактеризовал творчество Г. Баширова: «Произведения патриарха татарской литературы Г.Баширова всегда привлекают ясностью цели. В татарской прозе есть понятие «тропа Баширова». С помощью этой тропы все основные силы современной татарской литературы сумели найти свой собственный путь в литературе. Несомненно, что новый век также не обойдет стороной творчество Баширова, опираясь на его достижения, мы сможет завоевать новые высоты»1. Творчество Гумера Баширова, автора множества рассказов, повестей, романов, всегда привлекало внимание литературных критиков, но в их работах, как правило, в основном рассматривались особенности структуры произведений, сюжет, композиция, система образов, идейно-тематическое содержание, в то время как поэтика прозы Г. Баширова рассматривалась весьма поверхностно. До сих пор не проводилось исследований, в которых присутствовал бы целенаправленный и системный анализ произведений Г. Баширова с точки зрения поэтики.

А между тем «тропа Баширова», которая помогает писателям нового поколения найти свой путь, свою «тропу», образовалась во многом именно благодаря своеобразному языку, стилю, художественным средствам – поэтике писателя. Этим и определяется наше обращение к монографическому, систематизированному исследованию поэтики прозы Г. Баширова, включающее оценку вклада автора в развитие татарской литературы и татарского литературного языка. Именно это определяет актуальность выбранной темы исследования.

Степень изученности темы. Как уже отмечалось выше, комплексного исследования поэтики прозы Г. Баширова на сегодняшний день в критической литературе не существует. Отдельные краткие замечания и наблюдения по этому вопросу встречаются в работах многих критиков, например, в работах Г. А. Ахунова, И.Б. Башировой, Т.Н. Галиуллина, М.Г. Залялиевой, Л.И. Мингазовой, С.Ш. Поварисова, Р.Х. Сверигина, Ф.М. Хатипова2. Критики обращают внимание на очень серьезное отношение писателя к использованию художественных приемов, изобразительных средств и лексическому богатству татарского литературного языка в целом. Например, М.Залялиева отмечает: «У писателя есть свой голос, собственное видение. Он излагает свои мысли неспеша, размеренно ведет свое повествование. Стиль писателя характеризуется насыщенностью остроумными и образными выражениями, взятыми из произведений устного народного творчества, что делает описание чувств героев простым и в то же время проникновенным» 3.

Г.А. Ахунов отмечает, что Г. Баширов в произведениях устного народного творчества нашел источник мастерства, неисчерпаемые возможности языковой образности, способные оказывать глубокое эмоциональное воздействие на читателя4. «Как бы то ни было, – пишет литературовед И.Б.Баширова, – писать раздумывая, – это приём художественного изображения реальности, известный только самому Г. Баширову» 5.

Таким образом, встречающиеся в литературе высказывания по поводу художественного мастерства писателя имеют общий характер. В то время как нам для достижения поставленной в работе цели необходимо подвергнуть глубокому анализу художественные приёмы, способствовавшие созданию Г. Башировым высокохудожественных произведений. Для достижения этой цели представляется очень важной точка зрения известного литературоведа Ю. Г. Нигматуллиной, которая в одной из своих работ предлагает своеобразную иерархическую модель деления литературного произведения на структурные части, и на первое место в этой иерархии она ставит поэтику, включая в это понятие ассоциации, систему тропов и литературный язык 6. В связи с чем работа Ю.Г.Нигматуллиной «Методология комплексного изучения художественного произведения» послужила теоретической базой для нашего исследования.
Объект исследования – произведения Г. Баширова, созданные как в ранний, так и поздние периоды творчества. При этом наряду с известными произведениями крупной формы, такими как романы «Намус» («Честь») (1970), «Җидегән чишмә» («Семь ключей Алтынбикэ») (1977), «Гыйбрәт» («Поучительный урок») (2000), были рассмотрены и произведения менее крупного плана, как повести «Туган ягым – яшел бишек» («Зеленая колыбель – родная сторона») (1973), «Сиваш» (1933), а также рассказы «Әни» (Мама») (1935), «Урман шаулый» («Лес шумит») (1938), «Кунак егет» («Нежданный гость») (1940), «Көтелмәгән очрашу» («Неожиданная встреча») (1941), «Сержант Хәйруллин» («Сержант Хайруллин») (1941), «Шулай бер көнне» («Однажды») (1942), «Гармунчы егет» («Гармонист») (1942), «Китапчы бабай» («Старик книготорговец») (1978), «Сарут» (Пырей) (1981) и др.
Объектом исследования является поэтика произведений Гумера Баширова.

Предмет исследования – особенности стилистической и семантической поэтики произведений Г. Баширова.
Цель работы – определение разновидности поэтических средств, использованных в произведениях Г. Баширова, созданных в 30-90 годы ХХ века. Выявление индивидульных особенностей мастерства писателя.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

– изучить художественные особенности произведений Г. Баширова;

– классифицировать поэтические функции фольклорных элементов в произведениях Г. Баширова;

– дать систематическое описание поэтических функций этнографических элементов в произведениях Г. Баширова;

– выявить поэтические функции слов и словосочетаний с эмоционально-экспрессивной смысловой окраской и без эмоционально-экспрессивной смысловой окраски, использованных в тексте произведений Г. Баширова.

Методы исследования. В работе используются следующие исследовательские методы:

– культурно-исторический метод: поэтика произведений Г. Баширова рассматривается в контексте исторических процессов указанного периода;

– культурологический метод, который рассматривает культуру как источник знаний о природе, обществе, эмоционально-волевом и ценностном отношении человека к окружающим людям, труду, общению и т.д.;

– этнический метод, который основывается на том, что все народы имеют свои национальные традиции, менталитет, культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.
Научная новизна работы. В данном исследовании предпринят комплексный анализ особенностей использования Г. Башировым выразительных языковых средств, образующих поэтику произведения и придающих индивидуальные черты стилю писателя. В данной работе были также рассмотрены образцы устного народного творчества и элементы этнографии, использованные в качестве поэтических средств, что позволило выявить индивидуальные особенности поэтики произведений Г. Баширова и определить вклад писателя в развитие татарской художественной литературы и татарского литературного языка.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют основные положения, содержащиеся в трудах М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, А. П. Квятковского, А.А. Леонтьева, Р. Якобсона, И.Б. Башировой, М.Х. Баширова, Т.Н. Галиуллина, Ф.Г. Галимуллина, Х.Р. Курбатова, Ф.М. Мусина, Й.Г. Нигматуллиной, Ф.С. Сафиуллиной, В.Х. Хакова, Ф.М. Хатипова, Р. Якобсона и др. 7.

Практическая значимость работы. Полученные в ходе данного диссертационного исследования результаты могут быть использованы при изучении творчества Гумера Баширова в вузах и средних учебных заведениях в курсе татарской литературы, при чтении курса по стилистике и поэтике прозаических произведений татарской литературы, при подготовке спецкурсов по творчеству Г. Баширова, при составлении программ и учебных пособий по татарскому языку и литературе.

Апробация результатов исследования. Основные результаты проведенного исследования отражены в докладах, представленных на научно-практических конференциях в ТГГПУ и ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, а также опубликованных в печати пяти статьях, одна из которых в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поэтику произведений Г.Баширова можно назвать поэтикой эстетики: она включает в себя в качестве основных понятий, такие как честность, уважение к природе, отношения между людьми, построенные на любви и преданности.

2. Поэтика творчества Г.Баширова отражает героизм, мужество татарского народа как его специфические национальные качества.

3. Писатель в своем творчестве затрагивает проблему поэтики труда, обращая при этом особое внимание на внутреннюю культуру, нравственность и красоту человека труда, его мастерство и честолюбие.

4. Поэтика творчества Г.Баширова неотделима от этнографии. Важнейшее место в его произведениях занимают такие элементы материальной культуры татарского народа, как национальный костюм, прошедший длинный путь совершенствования от простого к сложному; ювелирные украшения как показатель материального и общественного положения семьи.

5. Особое место в поэтической картине мира Гумера Баширова занимает книга, которая отражает менталитет татарского народа и выступает символом знаний, главным звеном драгоценной цепи, связующей поколения.

6. Поэтика творчества Г.Баширова несет в себе огромный заряд жизнеутверждающей силы, основанный на богатом и выразительном языке автора, яркой образности произведений, простоте и прозрачности стиля изложения, воплощении духа народа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание работы

Во введении приводятся общие сведения по характеру выполненной работы: актуальность исследуемой темы, её научная новизна, цели и задачи исследования, его предмет и объект, практическая значимость, апробация и структура.

В первой главе «Основа поэтики произведений Г. Баширова» рассматриваются различные толкования учеными термина «поэтика» и характеризуются конкретные элементы народного творчества, составляющие поэтику произведений Г. Баширова.

В древних трактатах часто поэтикой или риторикой называли стилистику. В современном литературоведении серьёзное изучение поэтики как самостоятельной науки, её связи со стилистикой началось лишь в 1990-е годы. Различные ученые в понятие «поэтика» вкладывают разный смысл. Так, Х. Р. Курбатов делит общее понятие «поэтика» на два типа: макропоэтика (литература) и микропоэтика (лингвистика), которая использует приёмы стилистики8.

В. В. Виноградов, считает, что поэтика только приближается к стилистике, но не соединяется с ней. По его мнению, поэтика – это наука, которая изучает различные типы исторически сложившихся словесных структур как единое целое 9. А. П. Квятковский в своём «Поэтическом словаре» дает следующее определение: «Поэтика» («поэтическое искусство» по-гречески) – наука о формах построения художественных произведений»10.

Наиболее чёткое определение понятию «поэтика» даёт польский литературовед Р. Ингарден. «Во-первых, – считает он, – поэтика изучает построение не любой письменной литературы, а только художественной. Во-вторых, поэтика в процессе исследования, хотя и пользуется материалами и примерами из отдельных художественных произведений, изучает не их индивидуальные особенности, а их общие приемы. Это включает в себя изучение типов художественных произведений и их стилистических особенностей. В-третьих, поэтика основное своё внимание направляет именно на общие приёмы, что нацелено на определение эстетической ценности художественного произведения. В-четвертых, поэтика как наука не должна ограничиваться только стилистической стороной, она должна учитывать также те или иные исторические особенности художественного произведения»11.

Часто термин «поэтика» используется применительно к художественным особенностям произведений какого-либо определенного автора (например, «поэтика Г. Тукая») или применительно к жанру (поэтика романа) или даже к какому-то определенному литературному методу (поэтика реализма). В связи с этим мы в нашей работе хотим внести ясность в толкование понятия «поэтика»: под поэтикой произведений Гумера Баширова мы подразумеваем особенности построения их сюжета и художественные средства, придающие произведению эстетическую ценность. В данной главе также рассматриваются как традиционные основы создания художественной выразительности текста произведения, так и новаторские находки автора.

Как известно, творческий почерк любого писателя основывается, прежде всего, на его собственном жизненном опыте. Огромный интерес Г. Баширова в его детские годы к устному народному творчеству стал первым шагом на пути сбора и изучения им татарского фольклора с научной точки зрения. В дальнейшем любовь Г. Баширова к жемчужинам народной мудрости, его стремление как можно глубже постичь отражение в произведениях фольклора дух татарского народа, его менталитет, отразились в целом ряде статей, написанных в разные годы.

В статье «Народное – народу» (1965) Г. Баширов утверждает: «В любой отрасли литературы и искусства, будь то танцы, художественное слово, музыка или живопись, первый шаг, источник каждого из них восходит к народному творчеству»12. В статье «Несколько слов об одном слове» (1963) Г. Баширов призывает беречь и приумножить это «драгоценное достояние»13. Писатель говорит о необходимости записывать произведения устного народного творчества из уст самого народа, то есть ставит перед учеными-фольклористами и мастерами слова в целом цель – изучить творчество известных народных сказителей14. Через несколько лет Г. Баширов продолжил эту работу и издал сборники «Девяносто девять анекдотов» и «Тысяча один анекдот».

Г. Баширов приложил много усилий, чтобы понять, как душа народа отражается в его творчестве, и это понимание позволило ему в дальнейшем в своей писательской деятельности черпать из этого «драгоценного достояния» материал для создания собственных образов и находить поэтические средства для их воплощения. Уже в первых его рассказах, опубликованных в 1930-е годы в различных изданиях, чувствуется, что он хорошо знает народную жизнь и умеет образно, убедительно и во всех деталях передать народные традиции и обычаи, создать достоверные жизненные образы. Внешний вид персонажа, его одежда, поведение, особенности речи и даже походка – всё отражает черты, характерные именно для представителей татарской нации. Рассказы Г. Баширова явились ценным вкладом в развитие жанра рассказа в татарской литературе15.

Первая повесть Г. Баширова «Сиваш» посвящена теме гражданской войны. Солдаты войны описаны Г. Башировым с большой любовью. Писатель говорит о своих героях с восхищением и преклоняется перед их мужеством, терпением и выдержкой. Текст, в целом созданный в рамках реализма, включает в себя отдельные фрагменты, в которых явственно проступает романтическая приподнятость духа писателя, что усиливает эмоциональное воздействие произведения.

Первую оценку этой повести дал уже знаменитый в то время писатель Кави Наджми, который, отметив высокую силу воздействия произведения, коснулся и стиля писателя. «Вашу манеру письма, - пишет он, - можно сравнить с ровным спокойным течением, с широким дыханием»16.

О дальнейшем росте писательского мастерства Г. Баширова свидетельствует его роман «Намус» («Честь»), который своей проблематикой, тематикой и художественными достоинствами привлек внимание не только татарской, но и самой широкой мировой общественности. Роман был переведен на 22 языка, имя Г. Баширова как талантливого прозаика стало известно во многих зарубежных странах.

В 1965-1968 годы Г. Баширов работал над автобиографической повестью «Туган ягым – яшел бишек» («Зеленая колыбель – родная сторона»). Впервые повесть была опубликована в 1968 году в журнале «Казан утлары» («Огни Казани») и сразу же привлекла внимание читателей своей народностью и совершенством языка. В ней были использованы слова и словосочетания, образные выражения, характерные для произведений народного творчества17. Это выразилось в том, что в тексте произведения нередко проводятся параллели между существованием природы и человека, между характером природы и человека. Эта особенность творческой манеры Г. Баширова ярче всего проявилась в романе «Җидегән чишмә» («Семь ключей Алтынбикэ»), посвященном проблемам общечеловеческого масштаба – любовь к природе, призыв беречь её и не злоупотреблять её богатством.

Последнее произведение Г. Баширова, созданное им уже в преклонном возрасте, называется «Гыйбрәт» («Поучительный урок»). «Этот роман, свидетельствующий о том, что наш аксакал до последних дней жизни служил своему народу, имеет хорошо продуманную и тщательно разработанную лингвистическую и поэтическую, общественно-политическую и историко-философскую основу. Это действительно поучительный урок для многих служителей пера и читателя», – отмечает исследователь творчества Г. Баширова В. Гарипова-Хасаншина18. Идейно-эстетическим центром романа является образ высоконравственного человека, стоящего на самой высшей ступени своей жизни – учителя, аксакала, отца семейства. Критики отмечают в этом романе всё ту же простоту и ясность языка и необыкновенное по силе воздействие романа на читателей.

Таким образом, в основу поэтики произведений Г. Баширова положены принципы создания произведений устного народного творчества, из которых писатель черпал для своих произведений идеи, образы, изобразительные средства, что позволило ему создать высокохудожественные, но в то же время, простые по форме и ясные по идейному содержанию произведения, отражающие насущные проблемы народа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поэтика произведений гумера баширова iconТема Кол-во страниц
Баширова Н. З. Интертексты в современных газетных статьях (на материале произведений В. Шекспира) // Знание. Понимание. Умение. –...
Поэтика произведений гумера баширова iconТемы рефератов для студентов заочников мвсо 2011-2012 гг. Баширова Миляуша Минвалеевна
...
Поэтика произведений гумера баширова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реклама произведений С. В. Михалкова в 3-х классах (дано задание: отрывок из произведений и инсценирование его)
Поэтика произведений гумера баширова iconПрограмм а научно-практического семинара
...
Поэтика произведений гумера баширова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Поэтика произведений гумера баширова iconПояснительная записка
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Поэтика произведений гумера баширова iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. «Механика»
Б 332 Рабочая программа дисциплины «Детали машин и основы конструирования» / сост. Г. С. Баширова – Орск: огти 2007, – 22с
Поэтика произведений гумера баширова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: обобщить знания произведений по разделу; учить пользоваться цитатами из произведений для образного описания картин
Поэтика произведений гумера баширова iconПояснительная записка ( к рабочей программе.) 3 класс
Цель: овладеть навыками правильного, осознанного и выразительного чтения доступных пониманию ученика произведений или отрывков из...
Поэтика произведений гумера баширова iconРабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс)
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Поэтика произведений гумера баширова iconРабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
Анализ музыкальных произведений последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин:...
Поэтика произведений гумера баширова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Поэтика произведений гумера баширова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Поэтика произведений гумера баширова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Поэтика произведений гумера баширова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Поэтика произведений гумера баширова iconПояснительная записка Изучение литературы в основной школе направлено...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск