Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/14
Дата публикации16.04.2014
Размер2.3 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи


ЯРКО АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА


ВАРИАТИВНОСТЬ РОК-ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ

ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЁВА)


Специальность 10.01.08 – теория литературы. Текстология

ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени

кандидат филологических наук


Научный руководитель –
доктор филологических наук,
Ю.В. Доманский 

Тверь 2008




СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

ГЛАВА 1. Вариативность русской рок-поэзии: поэтика и текстология 14

§ 1.1 Вариативность и текстология: подходы к публикации литературных произведений произведений различных стадий словесного творчества 14

§ 1.2 Рок-песня в аспекте вариативности 39

ГЛАВА 2. Аспекты вариативности рок-поэзии Башлачёва 88

§ 2.1 Вариативность собственно вербального субтекста 90

§ 2.2 Вариативность контекста и автометапаратекста 125

2.2.1 Вариативность автометапаратекста. Экспликация названия в рамках концерта 128

2.2.2 Контекст песни как фактор вариативности 142

§ 2.3 Вариативность в системе вербального субтекста, контекста и автометапаратекста: «Слёт-симпозиум» и «Подвиг разведчика» 154

Заключение 196

Библиография 201

ВВЕДЕНИЕ
Текстология как отрасль филологии неотделима от эдиционной деятельности. Само её возникновение было обусловлено практическими задачами, то есть с самого начала текстология существовала на правах прикладной отрасли. Однако постепенно границы текстологии расширились, практические задачи диктовали более широкий, аналитический, а не чисто практический подход. Таким образом, из прикладной отрасли филологии текстология в своём развитии трансформировалась в отдельную науку, в отдельный способ анализа произведения, и в этом парадоксально сблизилась с теорией литературы. Одной из причин, обусловивших это сближение, стало то, что текстология в большей степени, чем какие-либо иные отрасли филологии, вынуждена реагировать на изменения природы литературного произведения в процессе смен парадигм художественности. Так, произведения конца ХХ века обладают высокой степенью вариативности, и текстология, как отрасль науки, неотделимая от издательской практики, не может не реагировать на эти изменения. Широко известны примеры, когда сам автор в своё произведение заключает вариативность на уровне композиции как системы точек зрения (например, «Коллекционер» Дж. Фаулза или «Чёрный принц» А. Мёрдок.) Но это одна из разновидностей вариативности в неклассической парадигме художественности, которая целиком и полностью входит в авторскую инетнцию. Однако в нашей работе речь пойдёт о вариативности иного рода, а именно, о вариативности, понимаемой как способность произведения порождать свои варианты, и о вариативности как о способе бытования произведения, паредставленного рядом текстуальных манифестаций.

Вариативность присуща всем видам словесного творчества, однако, естественно, различным его видам – в разной степени. На степень вариативности литературного произведения влияют разные факторы, в частности то, к какой эпохе, к какой стадии развития словесного творчества оно принадлежит. Так, на стадии дорефлективного традиционализма, когда тотальным способом бытования словесного творчества был фольклор, вариативность была не только неотъемлемой частью его бытования, но и залогом его существования. Между тем синкретизм является не только «историческим лоном»1 литературы, но и ее «архетипическим качеством»2, то есть синкретизм присущ не только словесному искусству эпохи дорефлективного традиционализма, но и литературе на любой стадии развития, а значит, и вариативность будет также неотъемлемой чертой литературного произведения на любой стадии развития словесного творчества. Соответственно, анализируя произведения, необходимо учитывать все его варианты. Но нельзя забывать, что вариативность присуща литературным произведениям в различной мере. Так, в неклассический период поэтики художественной модальности, в период, по многим параметрам близкий к эпохе синкретизма3, вариативность выходит на качественно новый уровень. Изменения текста произведения являются уже не частными случаями работы автора над текстом, а законом существования произведения в словесности, что связано с характерной для этой эпохи редукцией авторского начала. Естественно, на подобные изменения не могла не реагировать и практическая текстология: не только при изучении, но даже и при издании литературных произведений невозможным становится обращение к одному из вариантов произведения.

Между тем степень вариативности художественного произведения определяется не только принадлежностью его к той или иной стадии развития словесного искусства, но и его внутренними особенностями. Так, например, драма как целостное произведение, имеющее интенцию на постановку на сцене и включающее в себя не только собственно текст драмы, но и все варианты её постановки на сцене (часто манифестированные режиссёрскими партитурами), именно в силу специфики бытования обладает высокой степенью вариативности. То же самое можно сказать и о песне, которая также предназначена для многократного исполнения, а значит, бытует как совокупность всех вариантов исполнения.

Очевидно, что текстологический – и шире – филологический подход к такому виду искусства, как песня, должен отличаться от традиционного подхода к традиционной же, «письменной» литературе. То, что песня является синтетическим текстом, то есть включает в себя, помимо вербального, музыкальный и перформативный субтексты, зачастую ставит под сомнение саму правомерность изучения её в рамках филологии. Между тем песня – пусть и не совсем соответствующая критериям «чистой» литературы, но всё же неотъемлемая часть словесного творчества, а значит, изучать её (пусть и с акцентом на вербальной составляющей) должна именно наука о словесном творчестве – филология. Однако, если мы запишем вербальный субтекст песни и будем изучать его как традиционное стихотворение, мы редуцируем многие, если не все особенности песни как самобытного жанра4. Вместе с тем именно филология давно настаивает на необходимости выработки особой методологии изучения песни вообще и рок-песни в частности. Последнее время разработка такой методологии ведётся довольно активно5, однако чётких подходов к песне как к синтетическому образованию так и не выработано. Так, в течение последнего года было защищено шесть диссертаций, авторы которых стремились изучать рок-песню именно как синтетический текст, однако на деле выходило исследование его вербальной составляющей лишь при некотором учёте музыкального и перформативного субтекстов6.

Между тем и песенное искусство отнюдь не однородно, и в частности, разным его видам присуща различная степень вариативности, определяющаяся различными факторами. Одним из видов песенного искусства последней трети ХХ века стала рок-поэзия7. Принадлежность рок-поэзии к посткреативистской парадигме определила высокую степень её вариативности. В отличие от песни эстрадной или романса, рок-песня имеет внутреннюю направленность на бытование в вариантах: при каждом исполнении рок-песни исполнитель не стремится повторить первое исполнение, а не только неосознанно, но и сознательно создаёт новый вариант. В связи с этим очевидным становится, что не только продуктивно, но и необходимо рассматривать рок-песню как совокупность всех известных вариантов. При ином же подходе утрачивается собственно специфика рок-песни.

Рассматривая только один вариант рок-песни, исследователь сможет сделать выводы об особенностях только этого варианта исполнения, что, возможно, также продуктивно в некоторых частных случаях. Однако если речь идёт о рок-песне как о целостном произведении, то удовлетворительный результат сможет дать только рассмотрение всех известных вариантов и их особенностей как в диахронии, то есть при исследовании творческой истории произведения, так и в синхронии, то есть при рассмотрении всех вариантов как равноправных, при сопоставлении их, а также исследовании их как сосуществующих.

Очевидно, что подобный подход продуктивен при анализе практически всех произведений словесности, однако для произведений с высокой степенью вариативности (к которым в том числе принадлежит и рок-песня) он представляется не просто продуктивным, а единственно возможным, так как только при таком подходе возможно эксплицировать многообразие смыслов, заложенных в произведении.

Рок-поэзия стала по ряду критериев пиком отечественного посткреативизма: редукция авторства, высокая степень вариативности и другие черты этой парадигмы воплотились в рок-поэзии в максимальном объёме. В связи с этим можно предположить, что изучение вариативности рок-поэзии (способов вариантопорождения, соответственно, и смыслообразования, особенностей собственно бытования произведения в вариантах и т.д.) позволит сделать некоторые выводы по поводу вариативности в посткреативистской парадигме вообще.

В работе мы рассмотрим особенности вариативности рок-песни на примере творчества Александра Башлачёва, одного из самых ярких рок-поэтов, которого часто относят к близкому к року «направлению» – к авторской песне. Впрочем, формальные признаки (акустическая гитара, сольное пение и т.д.) это позволяют, однако если подходить к рок-поэзии с точки зрения её внутренних законов, то Александр Башлачёв (1960–1988) окажется именно рок-поэтом (как, кстати, сам музыкант себя и позиционировал) в силу внутренних, прежде всего, сугубо поэтических особенностей его творчества: значительная доля тонических форм стиха наряду с силлабо-тоническими; соединение разных стилистических пластов; соединение традиций классической литературы с «анти-традицией»; «неклассический», «рваный» синтаксис и др. Более того, не только то, что основные черты рок-поэзии воплотились в поэзии Башлачёва в полной мере, но и то, что она повлияла на многих рок-поэтов, писавших после него, позволяет предположить, что особенности вариативности его творческого наследния окажутся характерными для рок-поэзии в принципе. Вместе с тем нельзя не признать, что творчество Башлачёва по многим параметрам близко и к авторской песне (в частности – по уже указанным формальным, «музыкальным» и «исполнительским» признакам), а значит – особенности его поэтики будут характерны не только для рок-поэзии, но и для песенной поэзии вообще.

Актуальность работы связана с происходящим в современной науке поиском новых подходов к тексту, к процессу обретения заложенных в нём и закладываемых в него смыслов, а также с разработкой методологии анализа синтетического текста, которая представляется продуктивной для изучения как рок-поэзии, так и такого близкого к ней явления, как авторская песня, а также, возможно, некоторых других похожих явлений песенной поэзии. Используемый в работе подход к произведению как не к одной раз и на всегда заданной текстовой манифестации, а как к совокупности вариантов позволяет максимально полно исследовать произведение, эксплицировать наибольшее количество заложенных в нём смыслов, рассмотреть его как в диахронии, исследовав тем самым его творческую историю, так и в синхронии, т.е. проследить, что даёт соединение смыслов, заложенных в разных вариантах, смыслов, которые просто технически не могут воплотиться в одном варианте произведения, а значит, только бытование произведения в вариантах и экспликация в различных из них разных смыслов может позволить сделать произведение максимально насыщенным в смысловом плане.

Степень изученности темы однозначному описанию не поддаётся. Если говорить о проблеме вариативности в текстологическом плане, то она изучена довольно полно как западными, так и отечественными текстологами. Если говорить о рок-поэзии, то это явление изучено в заметно меньшей степени. Первые редкие обращения к рок-произведениям относятся к началу 1990-х гг. С конца 1990-х гг. изучение рок-поэзии становится довольно регулярным. В последние же годы филологи стали приходить к тому, что при изучении рок-поэзии продуктивно учитывать её синтетическую природу, т.е. музыкальную и перформативную составляющие. Синтетическая природа рок-песни показывает, насколько ущербен сам термин «рок-поэзия», отчасти включающий рок-произведения в рамки «традиционной» литературы и редуцирующий музыкальную и перформативную составляющие рок-песни. Однако за, пусть и недолгую, историю изучения рока этот термин оказался настолько востребованным и широко используемым, что для обозначения объекта исследования продуктивным представляется именно его употребление. Кроме того, термин «рок-поэзия» со всей уверенностью позволяет заявить: речь не идёт о комплексном подходе к изучению всей структуры с учётом, например, детального исследования музыкального субтекста, а, скорее, о филологическом анализе, обладающем несколько иными аппаратом и методологиями, учитывающими синтетическую природу рок-произведения. Если же говорить о вариативности рок-песни, то придётся признать степень данной проблемы применительно к этому объекту весьма неизученной. Можно назвать всего несколько работ. Между тем именно для рок-поэзии проблема вариативности оказывается весьма актуальной.

Новизна работы заключается в попытке рассмотрения рок-песни как синтетического текста, а также в рассмотрении рок-песни как совокупности вариантов в диахроническом и в синхроническом аспектах.

Объектом работы является песенная рок-поэзия Александра Башлачёва как одного из самых ярких представителей русской рок-поэзии 1980-х годов.

Заявленный объект работы релевантен её предмету, которым является вариативность, понимаемая и как способность художественного текста порождать варианты, и как собственно бытование в вариантах; механизм вариантообразования, механизмы смыслопорождения при вариантообразовании, а также трансформация некоторых внутренних особенностей произведения в разных вариантах.

Целью работы является рассмотрение песни в аспекте вариативности, отдельное рассмотрение основных факторов создания вариативности, их функционирования как отдельно, так и в системе друг с другом; описание и анализ механизмов смыслопорождения в процессе вариантообразования; исследование особенностей рок-песни как произведения, бытующего в совокупности вариантов.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

– описать природу и сущность художественного произведения, продемонстрировать его тотальную подвижность вне зависимости от принадлежности к той или иной парадигме художественности;

– показать зависимость степени и качества вариативности художественного произведения от его парадигматической и сущностной закреплённости;

– обозначить специфику бытования рок-песни как синтетического текста, а также её особенности, обусловленные парадигмальной закреплённостью;

– проанализировать факторы, формирующие вербальную вариативность, отдельно анализируя как специфические особенности каждого из них, так и их функционирование в системе.

Методологической основой работы является комплексный подход, сочетающий в себе концепцию авторского высказывания М.М. Бахтина, концепцию структуры текста Ю.М. Лотмана, достижения исторической поэтики (от А.Н. Веселовского8 до С.Н. Бройтмана9) и текстологии (Г.О. Винокур10, Б.В. Томашевский11, Д.С. Лихачёв12, А.Л. Гришунин13, французская генетическая критика14), концепцию парадигм художественности современных исследователей (в частности, В.И. Тюпы15), концепции автора и читателя Д.С. Лихачёва16 и некоторых зарубежных авторов (М. Фуко17, Р. Барт18, А. Компаньон19), современные разработки анализа рок-песни (С.В. Свиридов20, Е.А. Козицкая21, Д.М. Давыдов22, Д.О. Ступников23, В.А. Гавриков24 и др.)

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в основных и специальных курсах по теории литературы, текстологии и истории русской литературы XX века.

Апробация. Диссертация и отдельные её элементы обсуждались на аспирантских семинарах кафедры теории литературы Тверского государственного университета, а также на международных конференциях: «Поэтика и лингвистика: Гельгардтовские чтения» (г. Тверь, 2006), «Грехнёвские чтения» (г. Нижний Новгород, 2006), «Потаённая литература» (г. Иваново, 2007), «Поэтика заглавия» (г. Москва, 2007), «Литература XX–XXI веков: автор, текст, интерпретация» (г. Иваново, 2007), «Творчество Владимира Высоцкого: пути и проблемы изучения» (г. Воронеж, 2007).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Подобное разделение обусловлено задачами диссертации. Первая глава носит теоретический характер, в ней описываются различные подходы текстологии к произведениям на различных стадиях развития словесного творчества, а также специфика бытования рок-песни. Во второй главе описывается и анализируется песенная поэзия Александра Башлачёва в аспекте вариативности. Предмет исследования обусловливает разделение главы на три параграфа. В первом из них рассматривается вариативность собственно вербального субтекста на примере ряда вариантов двух песен Александра Башлачёва «Хороший мужик» и «Мы льём своё больное семя…». Во втором параграфе рассматривается вариативность контекста (композиции концерта) и автометапаратекста (слов, произносимых исполнителем на концерте)25 на примере нескольких концертов Башлачёва. В третьем параграфе второй главы исследуется взаимодействие всех трёх факторов вербального вариантообразования на примере песен Александра Башлачёва «Слёт-симпозиум» и «Подвиг разведчика». В заключении подводятся итоги работы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск