Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск





НазваниеМетодические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск
страница1/5
Дата публикации05.12.2014
Размер0.67 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кафедра семейной медицины, общественного здоровья, организации здравоохранения, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ

Методические указания

по ведению занятий

для студентов специальности «Фармация»

Петрозаводск

Издательство ПетрГУ

2013

Рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании

редакционной комиссии по отрасли науки и техники «Медицина» 15 марта 2013 года
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Издаются в рамках реализации комплекса мероприятий

Программы стратегического развития ПетрГУ

на 2012-2016 гг.


Составитель

В.И.Глазков, старший преподаватель

курса общественного здоровья и здравоохранения

ВВЕДЕНИЕ

В течение тысячелетий фармация являлась составной частью медицины и прошла вместе с ней (условно) 5 периодов развития: Первобытное общество (около 2 млн. лет – 4-е тысячелетие д.н.э.), Древний мир (5-е тысячелетие д.н.э. – середина 1-го тысячелетия н.э.), Средние века (середина 1-го тысячелетия н.э. – середина XVII в.), Новое время (середина XVII в. - начало XX в.), Новейшая история (1918 год - начало XXI в.)
В первобытно-общинном строе фармация существовала в виде лекарствоведения - наблюдения за действием растений и их частей, объектов животного, минерального происхождения на животных и людей, а затем уже целенаправленного их применения (врачевание).
В государствах Древнего мира - Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима лекарствоведение поднялось на более высокий уровень благодаря появлению специалистов – врачей, которые начали развивать фармацию вместе с другими направлениями медицины. Стали появляться законодательные акты государств, регулирующих медицинскую деятельность. А в связи с тем, что изготовлением лекарств продолжали заниматься врачи, как и лечебной деятельностью, развивалась и фармация. Начали появляться аптеки – учреждения для хранения лекарств.
В Средние века при аптеках были лаборатории, где из лекарственного сырья готовились лекарства в виде различных лекарственных форм: порошков, растворов, настоев, отваров, мазей и др. Большой толчок развитию фармации дала химия (алхимия). Её развитие в связи с поисками волшебного камня - панацеи, (лекарства от всех болезней) попутно позволило получить множество химических соединений, которые стали сами лекарственными средствами или основами для получения лекарственных средств.
В Новое время с начала XVIII в. и до настоящего времени врачебная и фармацевтическая деятельность в связи с увеличением номенклатуры лекарственных средств, усложнением технологии их приготовления постепенно начинают разграничиваться, фармация развивается как самостоятельная наука и отрасль знания, частями которой становятся такие самостоятельные науки, как: фармако- гнозия; фармацевтическая технология; аналитическая, фармацевтическая, токсикологическая химия; фармакология.

Часть I

ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ

очное отделение

Тематический план лекций по изучению дисциплины «История фармации»

1

Цели и задачи изучения истории фармации. Основные источники изучения истории фармации. Организация учебного процесса. Врачевание и лекарствоведение в первобытнообщинном строе. Первые лекарственные средства.


2

2



Фармация в странах Древнего Востока (страны Месопотамии, древний Египет, древняя Индия, древний Китай, Тибетская медицина) Медицина античного мира – Древняя Греция, Древний Рим.


2

3

Фармация раннего (V – X в.в.) и классического

( XI – XV в.в.) средневековья (Византийская

империя, монастырская фармация, Арабские халифаты, Западная Европа, Американский континент).

2

4

Фармация в эпоху Возрождения. Развитие фармации в период теории флогистона (середина XVII - конец XVIII в.в.) и в Западной Европе (на рубеже XVIII – XIX вв.). Ф.Х. Самюэль Ганеман и гомеопатия.

2

5

Фармация в период образования и развития Русского государства (конец XIII - XVII вв.)


2

6

Развитие отечественной фармации в XVIII – XIX вв.


2

7

Аптечное дело и фармацевтическое производство в России в XX веке
Итого

2
14










Тематический план семинарских занятий по изучению дисциплины «История фармации»




Цели и задачи изучения истории фармации. Основные источники изучения истории фармации. Организация учебного процесса. Распределение тем рефератов и требования к их написанию и оформлению.


2



Фармация в эпоху первобытно - общинного строя. Возникновение врачевания в человеческом обществе (матриархат, патриархат). Зарождение народной медицины и фармации. Первые лекарственные средства.


2



Фармация древнего мира: Древний Восток - Египет, Месопотамия, Индия, Китай.


2



Фармация в античном мире – Древней Греции, Древнем Риме. Первые научные труды по фармакологии - Гиппократ, К. Гален, Асклепиад, А.К. Цельс, Диоскорид).


2



Фармация в средние века (Византийская империя, монастырская фармация.)


2



Фармация эпохи раннего и развитого феодализма (V – XV вв.). Фармация в Арабских Халифатах.


2



Фармация народов Америки. ( I в. до н.э.- XVI н.э.)


2



Фармация в Западной Европе. Салернская медицинская школа. (V – XVI вв.)


2



Фармация в эпоху Возрождения. (XIV – XVI в.в.)

2



Фармация мануфактурной стадии капитализма (середина XVII – вторая половина XVIII вв.),


2



Фармация промышленного капитализма (конец XVII вторая по-

ловина XIX вв.),


2

12.


Медицина и фармация Древнерусского (IX – XV вв.) и Московского (XV – XVII вв.) государства. История применения лекарственных растений в народной медицине России. Аптекарская палата, Аптекарский приказ, лекарская школа.


2

13.

Реформы Петра I в области медицины и фармации. Вклад М.В. Ломоносова, его учеников и последователей в фармакогнозию (С.П. Крашенинников, И.И. Лепехин, С.П. Соколов, Н.Я. Озерецковский). И.Т. Ловиц. Профессора фармации Т.А. Смеловский, Н.Э. Лясковский, К.И. Щекин.


2

14

Медицина периода разложения феодализма и зарождения капитализма в России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). Развитие клинической медицины (Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский) и вклад ее в совершенствование российской фармации. Н.И Лунин и открытие витаминов. Ю.К. Трапп и развитие аптечного дела в России. Дальнейшее развитие высшего фармацевтического образования.


2

15

Советский период развития отечественной медицины и фармации. Советская фармацевтическая наука в ХХ в. З.В. Ермольева и ее роль в открытии отечественных антибиотиков. Роль трудов А.Ф. Гаммермана, С.В. Аничкова, В.В. Закусова в развитии отечественной фармакологии. Лекарственная революция ХХ в. и ее последствия.


2

16


История развития аптечного дела в Карелии

2

17

История медицинской этики и деонтологии. Медицинская этика и деонтология в практической деятельности провизора. Зачёт.

2




И т о г о

34


1.Семинарское занятие № 1

Цели и задачи изучения истории фармации. Основные источники изучения дисциплины. Организация учебного процесса. Распределение тем рефератов и требования к их написанию и оформлению.

Цель занятия:

- ознакомить студентов с предметом «История фармации», требования курса;

- сформировать у студентов понятие о фармации, истории фармации и методах её изучения.

Студент должен знать:

- источники изучения истории фармации (основные и дополнительные);

- требования к написанию и оформлению реферата.

Вопросы к занятию № 1

1)определение фармации как науки. История фармации как предмет для изучения;

2)источники изучения истории лекарствоведения древности (данные археологии, палеопатологии и палеоботаники, этнологии, наскальных рисунков, глиняных табличек, надписей на саркофагах, колоннах храмов, папирусов, летописи);

3)порядок написания и оформления реферата.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 8 – 11.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.:Academia, 2004 – 560с. Стр. 10 – 13.

3. Материал лекций.

4.Романов Б.Е. Введение в историю медицины и фармации. Методическое пособие П.: ПетрГУ, 2006 - 80с. Стр. 4, 54, 64.

Комментарий

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо, в соответствии с обсуждаемой темой, внимательно прорабатывать нужные разделы основной литературы и лекций. Кроме того следует ознакомиться с дополнительными источниками.
2.Семинарское занятие № 2

Фармация в эпоху первобытно-общинного строя. Возникновение врачевания и лекарствоведения в человеческом обществе (матриархат, патриархат). Зарождение народной медицины и народной фармации. Первые лекарственные средства.

Цель занятия:

-охарактеризовать эпоху первобытнообщинного строя как особую общественно-экономическую формацию и общие закономерности развития общества в этот период;

-сформировать у студентов представление о появлении знаний о лекарственных средствах в первобытном обществе.

Студент должен знать:

- периоды появления знаний у первобытного человека о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения.

Вопросы к занятию № 2

1)состояние первобытного общества и знаний по лекарствоведению в период матриархата;

2) состояние первобытного общества и знаний по лекарствоведению в период патриархата.

Темы сообщений:

1)Врачевание и лекарствоведение в первобытно - общинном строе. Народная медицина и народная фармация.

2)Народное врачевание и традиционная медицина: связь времён.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 11 - 18

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.:Academia, 2004 – 560с. Стр. 13 – 37.
3. Материал лекций.

Комментарий

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо, в соответствии с обсуждаемой темой, внимательно прорабатывать нужные разделы основной литературы и лекций. Кроме того следует ознакомиться с дополнительными источниками. Необходимо отметить, что элементы здравоохранения имелись уже в древности. Например, в период первобытно - общинного строя имеются случаи помощи рожавшей женщине в период матриархата. В период патриархата начали развиваться хирургия и травматология.
3.Семинарское занятие № 3

Фармация древнего мира: Древний Восток (Египет, Месопотамия, Индия, Китай).

Цель занятия:

- сформировать у студентов представления об основных чертах фармацевтической науки в Древнем Мире.

Студент должен знать:

- выдающихся мыслителей, внесших вклад в развитие медицины и фармации Древних государств.

Вопросы к занятию № 3:

1)лекарствоведение Древнего Египта;

2)лекарствоведение Древней Индии;

3)лекарствоведение Древнего Китая;

4) лекарствоведение Тибета.

Темы сообщений:

1)развитие медицины и фармации в странах Древнего Востока;

2)гомеопатия – отражения главного принципа лечения в Тибетской медицине.

Список рекомендуемой литературы

1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 19 - 50

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М: Academia, 2004 – 560с.

3. Материал лекций.

Комментарий

О состоянии развития медицины и тесно связанной с ней фармацией в странах Древнего Востока мы узнаём из надписей на саркофагах, колоннах храмов, клинописи на скалах и глиняных табличках. Известно свыше 200 тысяч различных папирусов из Египта – Кахунский, Эберса, Брушга, Имхотепа. Сохранились древние медицинские книги в Индии (Веды), Китае и Тибете. Кроме того археологи обнаружили на территории цивилизаций Древнего Востока в соответствующих слоях сосуды с остатками растений и мазей. Таким образом, сведения о развитии фармации в странах Древнего Востока отрывочны и не систематичны. Тем не менее, из имеющихся источников известно, что к периоду зарождения рабовладельческого строя люди уже имели целый ряд лекарственных средств.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания для студентов специальность «фармация»
Методические указания для студентов (специальность «фармация»). Курс «экстремальная медицина»
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания для студентов специальность «фармация»
Методические указания для студентов (специальность «фармация»). Курс «экстремальная медицина»
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению...
Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconСеминарских занятий по курсу
И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания по проведению практических занятий и самостоятельной...
Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине «Финансы и кредит»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и«Финансы и кредит» очной...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические рекомендации по подготовке к занятиям и организации...
Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания для практических занятий по дисциплине «Организация...
Настоящие методические указания составлены в соответствии с действующим в нгасу (Сибстрин) учебным планом специальности 080502 Экономика...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания по изучению английского языка для специальности -270205. 65
Методические указания предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности: «Автомобильные дороги и аэродромы»...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания по проведению семинаров и практических занятий...
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания для студентов специальность «Фармация»
При изучении дисциплины предуматривается 26 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и практических...
Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей изучающих дисциплину «Мировая экономика». Темы практических...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск iconМетодические указания по проведению семинарских занятий дисциплина...
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Региональная экономика и управление»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск