Скачать 0.67 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» Кафедра семейной медицины, общественного здоровья, организации здравоохранения, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ Методические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск Издательство ПетрГУ 2013 Рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании редакционной комиссии по отрасли науки и техники «Медицина» 15 марта 2013 года Печатается по решению редакционно-издательского совета Петрозаводского государственного университета Издаются в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 гг. Составитель В.И.Глазков, старший преподаватель курса общественного здоровья и здравоохранения ВВЕДЕНИЕ В течение тысячелетий фармация являлась составной частью медицины и прошла вместе с ней (условно) 5 периодов развития: Первобытное общество (около 2 млн. лет – 4-е тысячелетие д.н.э.), Древний мир (5-е тысячелетие д.н.э. – середина 1-го тысячелетия н.э.), Средние века (середина 1-го тысячелетия н.э. – середина XVII в.), Новое время (середина XVII в. - начало XX в.), Новейшая история (1918 год - начало XXI в.) В первобытно-общинном строе фармация существовала в виде лекарствоведения - наблюдения за действием растений и их частей, объектов животного, минерального происхождения на животных и людей, а затем уже целенаправленного их применения (врачевание). В государствах Древнего мира - Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима лекарствоведение поднялось на более высокий уровень благодаря появлению специалистов – врачей, которые начали развивать фармацию вместе с другими направлениями медицины. Стали появляться законодательные акты государств, регулирующих медицинскую деятельность. А в связи с тем, что изготовлением лекарств продолжали заниматься врачи, как и лечебной деятельностью, развивалась и фармация. Начали появляться аптеки – учреждения для хранения лекарств. В Средние века при аптеках были лаборатории, где из лекарственного сырья готовились лекарства в виде различных лекарственных форм: порошков, растворов, настоев, отваров, мазей и др. Большой толчок развитию фармации дала химия (алхимия). Её развитие в связи с поисками волшебного камня - панацеи, (лекарства от всех болезней) попутно позволило получить множество химических соединений, которые стали сами лекарственными средствами или основами для получения лекарственных средств. В Новое время с начала XVIII в. и до настоящего времени врачебная и фармацевтическая деятельность в связи с увеличением номенклатуры лекарственных средств, усложнением технологии их приготовления постепенно начинают разграничиваться, фармация развивается как самостоятельная наука и отрасль знания, частями которой становятся такие самостоятельные науки, как: фармако- гнозия; фармацевтическая технология; аналитическая, фармацевтическая, токсикологическая химия; фармакология. Часть I ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ очное отделение Тематический план лекций по изучению дисциплины «История фармации»
Тематический план семинарских занятий по изучению дисциплины «История фармации»
1.Семинарское занятие № 1 Цели и задачи изучения истории фармации. Основные источники изучения дисциплины. Организация учебного процесса. Распределение тем рефератов и требования к их написанию и оформлению. Цель занятия: - ознакомить студентов с предметом «История фармации», требования курса; - сформировать у студентов понятие о фармации, истории фармации и методах её изучения. Студент должен знать: - источники изучения истории фармации (основные и дополнительные); - требования к написанию и оформлению реферата. Вопросы к занятию № 1 1)определение фармации как науки. История фармации как предмет для изучения; 2)источники изучения истории лекарствоведения древности (данные археологии, палеопатологии и палеоботаники, этнологии, наскальных рисунков, глиняных табличек, надписей на саркофагах, колоннах храмов, папирусов, летописи); 3)порядок написания и оформления реферата. Список рекомендуемой литературы 1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 8 – 11. 2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.:Academia, 2004 – 560с. Стр. 10 – 13. 3. Материал лекций. 4.Романов Б.Е. Введение в историю медицины и фармации. Методическое пособие П.: ПетрГУ, 2006 - 80с. Стр. 4, 54, 64. Комментарий Для подготовки к семинарскому занятию необходимо, в соответствии с обсуждаемой темой, внимательно прорабатывать нужные разделы основной литературы и лекций. Кроме того следует ознакомиться с дополнительными источниками. 2.Семинарское занятие № 2 Фармация в эпоху первобытно-общинного строя. Возникновение врачевания и лекарствоведения в человеческом обществе (матриархат, патриархат). Зарождение народной медицины и народной фармации. Первые лекарственные средства. Цель занятия: -охарактеризовать эпоху первобытнообщинного строя как особую общественно-экономическую формацию и общие закономерности развития общества в этот период; -сформировать у студентов представление о появлении знаний о лекарственных средствах в первобытном обществе. Студент должен знать: - периоды появления знаний у первобытного человека о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Вопросы к занятию № 2 1)состояние первобытного общества и знаний по лекарствоведению в период матриархата; 2) состояние первобытного общества и знаний по лекарствоведению в период патриархата. Темы сообщений: 1)Врачевание и лекарствоведение в первобытно - общинном строе. Народная медицина и народная фармация. 2)Народное врачевание и традиционная медицина: связь времён. Список рекомендуемой литературы 1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 11 - 18 2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М.:Academia, 2004 – 560с. Стр. 13 – 37. 3. Материал лекций. Комментарий Для подготовки к семинарскому занятию необходимо, в соответствии с обсуждаемой темой, внимательно прорабатывать нужные разделы основной литературы и лекций. Кроме того следует ознакомиться с дополнительными источниками. Необходимо отметить, что элементы здравоохранения имелись уже в древности. Например, в период первобытно - общинного строя имеются случаи помощи рожавшей женщине в период матриархата. В период патриархата начали развиваться хирургия и травматология. 3.Семинарское занятие № 3 Фармация древнего мира: Древний Восток (Египет, Месопотамия, Индия, Китай). Цель занятия: - сформировать у студентов представления об основных чертах фармацевтической науки в Древнем Мире. Студент должен знать: - выдающихся мыслителей, внесших вклад в развитие медицины и фармации Древних государств. Вопросы к занятию № 3: 1)лекарствоведение Древнего Египта; 2)лекарствоведение Древней Индии; 3)лекарствоведение Древнего Китая; 4) лекарствоведение Тибета. Темы сообщений: 1)развитие медицины и фармации в странах Древнего Востока; 2)гомеопатия – отражения главного принципа лечения в Тибетской медицине. Список рекомендуемой литературы 1.Семенченко В.Ф. История фармации. Учебное пособие для студентов фарм. вузов, Изд. центр «МарТ» Ростов н/Д 2003 – 640с. Стр. 19 - 50 2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник М: Academia, 2004 – 560с. 3. Материал лекций. Комментарий О состоянии развития медицины и тесно связанной с ней фармацией в странах Древнего Востока мы узнаём из надписей на саркофагах, колоннах храмов, клинописи на скалах и глиняных табличках. Известно свыше 200 тысяч различных папирусов из Египта – Кахунский, Эберса, Брушга, Имхотепа. Сохранились древние медицинские книги в Индии (Веды), Китае и Тибете. Кроме того археологи обнаружили на территории цивилизаций Древнего Востока в соответствующих слоях сосуды с остатками растений и мазей. Таким образом, сведения о развитии фармации в странах Древнего Востока отрывочны и не систематичны. Тем не менее, из имеющихся источников известно, что к периоду зарождения рабовладельческого строя люди уже имели целый ряд лекарственных средств. |
Методические указания для студентов специальность «фармация» Методические указания для студентов (специальность «фармация»). Курс «экстремальная медицина» | Методические указания для студентов специальность «фармация» Методические указания для студентов (специальность «фармация»). Курс «экстремальная медицина» | ||
Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине... Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности... | Методические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению... Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских... | ||
Семинарских занятий по курсу И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения... | Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной... Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и... | ||
Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине «Финансы и кредит» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и«Финансы и кредит» очной... | Методические рекомендации по подготовке к занятиям и организации... Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –... | ||
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной... Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности | Методические указания для практических занятий по дисциплине «Организация... Настоящие методические указания составлены в соответствии с действующим в нгасу (Сибстрин) учебным планом специальности 080502 Экономика... | ||
Методические указания по изучению английского языка для специальности -270205. 65 Методические указания предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности: «Автомобильные дороги и аэродромы»... | Методические указания по проведению семинаров и практических занятий... Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»... | ||
Методические указания для студентов специальность «Фармация» При изучении дисциплины предуматривается 26 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий... | Методические указания для выполнения самостоятельной работы и практических... Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей изучающих дисциплину «Мировая экономика». Темы практических... | ||
Методические указания и задания для выполнения контрольных работ... Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Методические указания по проведению семинарских занятий дисциплина... Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Региональная экономика и управление» |