Основная профессиональная образовательная программаРедакция 1 Среднего профессионального образования080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет экономики, статистики
и информатики (МЭСИ)»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор МЭСИ
____________Н.В. Тихомирова «___»__________2012 г
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по специальности
230115.51«Программирование в компьютерных системах»
на базе среднего (полного) общего образования
2012
Основная профессиональная образовательная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6апреля 2010 г. №282.
Организация - разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»».
Рекомендовано к применению Работодатели: ___________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общие положения
Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы
Нормативный срок освоения программы
Трудоемкость ОПОП …………………………………………………………
Требования к абитуриенту ………………………………………………….
Особенности ОПОП …………………………………………………………
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатамосвоения основной профессиональной образовательной программы
Область профессиональной деятельности выпускника
Объектыпрофессиональной деятельности выпускника
Виды профессиональной деятельности и компетенции выпускника
Требования к результатам освоения ОПОП ………………………………
2.5.Матрица соответствия компетенций и составных частей ОПОП специальность Право и организация социального обеспечения …………….. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
3.Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОПОП………………………………………………….
4.Фактическое ресурсное обеспечение ОПОП по специальности………………
4.1.Кадровое обеспечение образовательного процесса………………………… 4.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса. Карта обеспеченности образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой
5. Характеристики социально-культурной среды университета и его филиалов, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций обучающихся
6. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ОПОП……………………………………………………………………………..
7. Государственная итоговая аттестация……………………………………….
8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся …………………………
9. Регламент по организации периодического обновления ОПОП в целом и составляющих ее документов …………………………………………………….
10.Аннотации рабочих программ ……………………………………………….
Общие положения
Основная профессиональная образовательная программа, реализуемая ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» по направлению подготовки 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки среднего профессионального образования (ФГОС СПО), а также сучетом базисного учебного плана и примерных программ учебных дисциплин для специальностей СПО.
ОПОП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Миссия ОПОП. Обеспечение высокого уровня подготовки конкурентоспособных и компетентных специалистов, отвечающего потребностям кадрового рынка с учетом достижений отечественной систем ы СПО
Целью ОПОП является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. Выпускники данной специальности востребованы на рынке труда. Специалисты по бухгалтерскому учету работают в организациях различных организационно-правовых форм г. Абакана, республики Хакасия, республики Тыва, Красноярского края.
Нормативные документы для разработки ОПОП по направлению подготовки080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Нормативную правовую базу разработки ОПОП составляют:
- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля февраля 2008 года № 543 (далее -Типовое положение о ссузе);
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6апреля 2010 г. №282;
Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
Устав ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики».
Нормативный срок освоения программы
Нормативный срок освоения ОПОП по профессии, специальности 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования составляет 1года 10 месяцев. Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной и заочной формам получения образования увеличивается
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
Трудоемкость ОПОП
Учебные циклы
| Число
| Обучение по учебным циклам
| 59 недель
| Учебная практика
| 10 недель
| Производственная практика (по профилю специальности)
|
| Производственная практика (преддипломная)
| 4 недели
| Промежуточная аттестация
| 3 недели
| Государственная (итоговая) аттестация
| 6 недель
| Каникулярное время
| 13 недель
| Итого
| 95 недель
|
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования на базе среднего (полного) общего образования составляет – 95 недель, в том числе:
Трудоемкость освоения ОПОП СПО на базе среднего (полного) общего
образования составляет 3186 часовза весь период обучения в соответствии с ФГОС СПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ОПОП.
Вариативная часть циклов ОПОП составляет 30% и распределена следующим образом:
Так в учебный план включены такие дисциплины обще-гуманитарного цикла как «Русский язык и культура речи», «Психология деловых отношений», содержание которых направлено на освоение такой компетенции как ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. В Профессиональный цикл в качестве общепрофессиональных дисциплин (по предложению работодателей регионов) включены такие дисциплины как «Экономическая теория», «Налоговый учет и отчетность», «Бухгалтерский учет в бюджетных и коммерческих организациях». Вышеуказанные дисциплины направлены на освоение таких компетенций как ОК.08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК. 09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК.1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней. ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
По дисциплине «Физическая культура» еженедельно предусмотрены 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах и секциях.
Занятия по дисциплинам «Иностранный язык», «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» проводятся в подгруппах, если наполняемость каждой составляет не менее 13 человек.
Консультации проводятся в объеме 100 часов на группу на каждый год обучения, всего – 200 часов. Формы проведения консультаций: групповые, индивидуальные. Групповые консультации проводятся перед экзаменами и государственной итоговой аттестацией, а также при выполнении курсовых работ, остальные консультации, как правило, индивидуальные. Это зависит от условий обучения конкретной группы и конкретного студента. 1.4. Требования к абитуриенту Абитуриент должен иметь документ государственного образца:
о среднем (полном) общем образовании или
о начальном профессиональном образовании или
о среднем профессиональном образовании или
- о высшем профессиональном образовании.
Прием граждан для получения среднего профессионального образования по направлению 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного среднего (полного) образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям лиц в соответствии с результатами государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы, проводимой экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования проводимых образовательным учреждением самостоятельно с целью определения возможности поступающих освоить ОПОП СПО:
Особенности ОПОП
Практикоориентированность подготовки выпускников по специальности080114.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) составляет 57,36% от общего объема часов подготовки. Это дает возможность выпускникам быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.
При разработке ОПОП учтены требования региональных и муниципальных рынков труда для решения комплексных задач в сфере экономики, бухгалтерского учета и налогообложения.
По завершении ОПОП выпускникам выдается диплом государственного образца.
Мобильность студентов проявляется в обеспечении выбора индивидуальной образовательной траектории.
При формировании индивидуальной образовательной траектории студент имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в
других образовательных учреждениях), который освобождает от необходимости их повторного освоения.
В целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций студенты участвуют в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
Использование инновационных образовательных технологий (деловые игры, тренинги, кейсы, портфолио, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по реальной тематике), применение информационных технологий (работа в СДО «Виртуальный Кампус», организация свободного доступа к ресурсам Интернет, предоставление учебных материалов в электронном виде, использование мультимедийных средств).
Интеграция учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы студентов и образовательного процесса при использовании таких форм как конференции, круглые столы, встречи с ведущими специалистами и др., а также участие студентов в научно-исследовательских проектах социальной направленности. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП по направлению подготовки 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников: учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности, налоговый учет.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
имущество и обязательства организации;
хозяйственные операции;
финансово-хозяйственная информация;
налоговая информация;
бухгалтерская отчетность;
первичные трудовые коллективы.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника Бухгалтер готовится к следующим видам деятельности:
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Составление и использование бухгалтерской отчетности.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
|