Скачать 0.83 Mb.
|
«Введение ФГОС НОО. Первый опыт и проблемы» Уважаемые коллеги! С 1 сентября 2011 год ав нашей школе также как и в школах нашего района реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 Введение стандартов в МОУ Хмелёвской ООШ мы начали в первую очередь с создания банка нормативно-правовых документов. 1Директором школы Фроловой Людмилой Александровной изданы необходимые приказы. 2. Внесены изменения в Устав школы, Положение о текущей и промежуточной аттестации. Приведены в соответствие должностные инструкции работников ОУ нормативным требованиям (учителя начальных классов, психолога, заместителя директора). Рабочей группой разработана Основная общеобразовательная программа начальной школы. 3 Составлен отдельный учебный план на классы реализующие ФГОС. 4 Школой заключается общественный договор с родителями или законными представителями детей поступающих в первый класс. 5. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО 6. Организована внеурочная деятельность учащихся. 7.Приводим организацию учебного процесса.в соответствии с требованиями Сан ПиН 8. Оценка уровня развития универсальных учебных действий. . Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (2009), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающее нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие. Поэтому для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
Как организовать его методическое сопровождение? Какие ресурсы для этого есть у школы На эти актуальные вопросы мы стараемся сегодня найти ответы путем проб а может быть даже и ошибок. Наши педагоги работающие в 1 –х и 4-х классах прошли курсовую подготовку, но ведь в 1-4х классах ведут уроки и другие учителя: физкультуры ,музыки , английского языка, которые не проходили курсовой подготовки и столкнулись с трудностями, по введению ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не только сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
. В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от "догоняющей" к "опережающей" модели развития российского образования. При этом Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:
От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования, где развитие личности обучающего строится на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. «Портрет выпускника начальной школы»: — любящий свой народ, свой край и свою Родину; — уважающий и принимающий ценности семьи и общества; — любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; — готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; — доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; — выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; - ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. Системно-деятельностный подход предполагает :
Системно-деятельностный подход ставит перед учителем вопросы: Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? ОТВЕТ: Только с помощью действия , в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Л.Г. Петерсон, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и другие ученые явились разработчиками программ для начальной школы. Поэтому и реализацию системно-деятельностного подхода можно чаще увидеть в 1 – 4 классах. Как было сказано выше, в Стандарте второго поколения прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы начального общего образования. Наличие требований к условиям означает, что без .них достижение результата невозможно. На основе примерной Основной общеобразовательной программы начального общего образования, мы разработали свою основную образовательную программу начального общего образования. На основе этой программы написали свои рабочие программы по всем предметам. Была проделана колоссальная работа по разработке данных программ. Они написаны по новым направлениям и разделам работы, с учётом УУД, деятельности учителя и учащегося. Мы перешли на обучение по УМК «Перспектива». В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условия. У нас в школе мы смогли оборудовать кабинет для начальных классов интерактивной доской, мультимедийным пректором, принтером, у учителя имеется ноутбук. Но к сожалению у нас нет ноутбуков для детей на партах. Поэтому не возможна индивидуальная работа с заданиями в электронной форме. Учебники сейчас поступают с дисками, но у большинства детей и дома нет компьютеров. . Впервые в учебном плане начальной школы предусмотрена внеурочная деятельность, рассчитанная на весь период обучения в начальной школе, т. е. вторая половина дня у ребенка должна быть занята. Одним из нововведений при организации работы в 1-ых классах стало введение внеурочной деятельности. Мы тщательно и серьёзно готовились к внеурочной деятельности. Проводим анкетирование родителей будущих первоклассников, чтобы выяснить интересы детей. Создавая модель внеучебной деятельности обучающихся, наша школа использовала пока только в основном собственные ресурсы. При подготовке к организации внеурочной деятельности мы столкнулись со следующими проблемами: как в условиях сельской малочисленной школы ,когда на внеурочную деятельность отводится всего 9 часов на всю школу реализовать 10 часовую внеурочную деятельность на первый класс, а как и где най ти часы на другие классы, где найти часы на 2 класс. А сейчас и на 3 и 5 классы? Нехватка помещений для проведения внеурочной деятельности. Работа проводится в тех же классных комнатах. . .
Уважаемые коллеги! Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения). «Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер. В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где метододогической основой является системно-деятельностный подход (СДП). Понятие СДП было введено педагогами еще в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностного, который всегда был системным. Его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев). В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же за понятие «универсальные учебные действия» (УУД)? НА ЧТО НАПРАВЛЕНЫ УУД И КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОНИ ДАЮТ УЧАЩИМСЯ? УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер. Виды УУД: 1) личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся; 2) регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; 3) познавательные – включают общеучебные, логические 4) коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат. КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФГОС-2: «Ориентация на результаты образования , где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования». 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: -личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; -метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться); -предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам). Таким образом, в отличие от стандартов 2004года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь. Учебная деятельность не есть чистое познание. Замечательный исследователь Д.Б.Ковин заметил: «Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания». Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. И то, что «наши педагоги не уловили этой закономерной связи, это тяжелейшая ошибка. Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности… Познание встраивается в этот процесс»,-пишет Д.Б.Эльконин. Обратим внимание на эти вещи, связанные с системно-деятельностным подходом. Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
СДП нацелен на развитие личности и ее духовно-нравственное воспитание, на формирование гражданской идентичности. |
Анализ работы проблемной группы «фгос в основной школе» за 2012 2013 уч год С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт... | Информация для родителей по фгос ноо: Уважаемые родители! С 1 сентября... С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт... | Итоги работы по введению фгос ноо в Белоручейском школьном округе С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт... | ||
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2011 год» | Федеральный государственный образовательный стандарт Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – фгос спо) представляет... | ||
План внеурочной деятельности на 2013-2014 учебный год содержание Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. Мы предлагаем для сравнения... | ||
Хахулин Александр Анатольевич тел.: 3-20-61 Заместитель директора... Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 180403 Судовождение... | «Правильные многоугольники» Такие требования ставит перед системой общего образования новый федеральный государственный образовательный стандарт. [12] | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм и доп на 2011 г. / Министерство образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм и доп на 2011 г. / Министерство образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм и доп на 2011 г. / Министерство образования... | Муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная... Модуль Основная образовательная программа начального общего образования, реализуемая федеральный государственный образовательный... | ||
Самообследование по результатам 2012-2013 учебного года «Наша новая школа», переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо)... | Основная образовательная программа начального общего образования... Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный |