Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20»





Скачать 429.36 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20»
страница1/2
Дата публикации03.01.2015
Размер429.36 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УМКД «Методология исследования международных отношений»

Разработал:

Кузнецов А.М..

Идентификационный номер: УМКД.25(75)-031900.68-П(С)Д.Б.3.1.3-2012

Контрольный экземпляр находится в Департаменте академической политики

Лист из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа региональных и международных исследований

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Методология исследования международных отношений
031900.68 – Международные отношения
Уровень подготовки - магистратура


Школа региональных и международных исследований

Кафедра международных отношений

курс 1 семестр 1

лекции 14 (час.)

практические занятия 14 час.

семинарские занятия ___час.

лабораторные работы __ час.

консультации предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 28 (час.)

самостоятельная работа 44 (час.)

реферативные работы

контрольные работы

зачет 1 семестр

экзамен _семестр
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования N 225 oт 29.03.2010.

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол N 6 от «18» июня 2012 г.
Заведующая (ий) кафедрой Троякова Т.Г. 2012г.

Составитель (ли): Кузнецов А.М., д.и.н., профессор

I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от « 20 » июня 2013 г. № 6

Заведующая кафедрой Т.Г. Троякова

Изменений нет

II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «__» ___________ 20____ г. № ____

Заведующий кафедрой _______________________

(И.О. Фамилия)


АННОТАЦИЯ РПУД
Цель освоения дисциплины состоит в приобретении магистрантами знаний о сущности методологии исследования международных отношений, об особенностях, основных тенденциях и динамике развития методологического аппарата международных исследований.

Задачами курса является получение магистрантами информации и навыков аналитической работы в следующих предметных областях:

1) профессиональное понимание сущности методологии международных исследований;

2) обладание инструментарием методологии исследования международных отношений и умение применить его на практике;

3) формирование комплексного представления о сущности методологической составляющей науки о международных отношениях.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72/- час. Аудиторная работа - 28/- час. Самостоятельная работа - 44/- час.

Курс «Методология исследования международных отношений» относится к дисциплинам вариативной части общенаучного цикла. Освоение данной дисциплины играет важное значение в общепрофессиональной подготовке студентов магистратуры и связано с выполнением ими научно-исследовательской работы.

Курс опирается на знания, полученные магистрантами в процессе изучения таких дисциплин как «Системный подход в научных исследованиях», «Мегатренды и глобальные проблемы».

В результате освоения дисциплины магистрант должен полностью или частично приобрести следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению 031900.68 - «Международные отношения»: ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-9, ОК-20, ПК-11, ПК-14, ПК-22, ПК-23, ПК-28, ПК-31, ПК-32.

По завершению обучения по дисциплине магистрант должен обладать:

-способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

-готовностью использовать в профессиональной деятельности методы прикладного политического анализа международных процессов (ОК-4);

-умением выделять содержательно значимые факты из потоков международно-политической информации и группировать их согласно поставленным задачам (ОК-5);

-способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9);

-стремлением к непрерывному самообучению и саморазвитию (ОК-20);

-готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-11);

-навыками рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-14);

-умением по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-22);

-готовностью работать исполнителем проекта (ПК-23);

-умением организовать работу проектной группы, в том числе интернациональной по составу (ПК-28);

-умением выполнять функции ассистента в организации преподавательской деятельности по профилю образования (ПК-31);

-готовностью и навыки вести учебно-методическую, учебно-вспомогательную и учебно-аналитическую работу (ПК-32).


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса (14 ч.)


Тема 1. Понятие методологии, роль и значение методологии в науке международных отношений (2ч.).

Методология - «узкая» и «широкая» интерпретации концепта. Методология как наука о методе и система методов. Методология – наука о деятельности. Научная теория и методология – проблема соотношения. Роль теория и методология в изучении международных отношений. Внешняя политика и основные проблемы ее анализа
Тема 2. Учение о методе, основные виды общенаучных методов и конкретных методов исследований международных отношений (2 ч.).

Концепт метод. Метод как инструмент познания. Метод как организация научного исследования. Общенаучные принципы и методы. Основные методологии современного научного познания: диалектический и метафизический, аналитический, интуитивистский, феноменологический, герменевтический и др. Общенаучные подходы и методы - системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация, синергетический подход и др. Частнонаучные методы - это совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки: методы механики, физики, химии, биологии и т.д. Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии; они нацелены главным образом на стыки научных дисциплин. Кроме того, в науке на разных ее уровнях широко применяются такие методы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, идеализация, аналогия и др.

Основные методологии исследования международных отношений. Истоки либеральной и реалистской методологий. Неореализм – основные положения о методологии исследования. Неолиберализм, неомарксизм, мир системный подход, постмодернизм, конструктивизм, критические теории о процедуре исследования международных отношений (МО). Частные теории МО (теория международных режимов, теория демократического мира) и исследование международных отношений. Вклад национальных школ МО в развитие методологии исследований. Современные российские теории МО и их место в современной методологии.
Тема 3. Роль и значение системной методологии в исследовании международных отношений (2 ч.).

Основные категории системного подхода: система, подсистема, структура, элементы, среда. Система и подсистема. Глобальная и региональные международные системы. Типологии международных систем (акторный, структурный, исторический подходы). Классификация международных систем М. Каплана. Характерные особенности международных систем. Анархичность международной системы. Понятие «стабильность» международной системы. Системный подход в трудах К. Уолца. Возможности и ограничения системного подхода к анализу международных отношений и мировой политики. Различные концепции системности в международных отношениях (Дж.Дэвид Сингер, К.Уолтц, А.Вендт).

Дискуссии о структуре международной системы после окончания «холодной войны». Проблемы и противоречия, связанные с перераспределением силы в международной системе. Понятие и критерии актора мировой политики. Изучение акторов в теории международных отношений. Государство как ключевой актор современной мировой политики.

Акторы МО и подсистема. Вестфальский мир и складывание государственно-центричной политической системы мира. Национальные интересы и внешняя политика государств. Силовая иерархия и иные подходы к типологии государств. Государство в условиях глобализации, проблема размывания суверенитета.

Новые акторы МО: межправительственные организации – история возникновения, роль и функции в современной мировой политике. Неправительственные акторы мировой политики. Бизнес-структуры, НПО, мегаполисы и внутригосударственные регионы. Радикальные, протестные движения, транснациональный терроризм и транснациональная преступность. Растущее разнообразие акторов. Парадокс участия.
Тема 4. Эвристический потенциал синергийной методологии для анализа международных отношений (2 ч.).

Синергетика как новая область междисциплинарных исследований. Основные концепты синергетики: диссипативные структуры, самоорганизация, нелинейное развитие, точки бифуркации. Синергетика и системная парадигма – вопросы взаимодействия. Международные отношения как синергийная сфера. Самооргапнизация и формирование нового миропорядка. Бифуркативные ситуации в МО.
Тема 5. Методология социального конструктивизма и ее роль в науке о международных отношениях (2 ч.).

Возникновение социального конструктивизма. Роль когнитивных механизмов в социальном конструктивизме. Место социального конструктивизма в концепции А. Вендта. Концепт идентичность и его значение в социальном конструктивизме. Социологический конструктивизм: анализ практики применения для международных исследований. Ключевое отличие конструктивистского понимании структуры международных отношений от неореалистического? А. Вендт как системный идеалист. Тезис А.Вендта: «анархия - это то, что из нее делают государства».

Вклад конструктивизма в развитие идеи системности международных отношений? Сценарии и сценарный подход как вариант социального конструктивизма. Постмодернизм и социальный конструктивизм.
Тема 6. Методология культурологических подходов в анализе международных отношений (2 ч.).

Концепт культура и его основные интерпретации. Аксиологическое определение культуры, нормативное определение культуры, когнитивное и деятельностное определения культуры. Соотношение концептов культура и институт. Культура и межкультурная коммуникация. Концепция «мягкой силы». Проблемы глобальной культуры и геокультуры. Значение концепта культура для международных исследований.
Тема 7. Антропологическая методология и перспективы ее внедрению в науку о международных отношениях (2 ч.).

Антропология и ее место среди социально-гуманитарных наук. Гуманитарная составляющая международных отношений. Антропология и проблемы исследования разнообразия человечества. Проблема этноса и этничности. Рациональность, рациональный выбор, критическое мышление и проблемы империалистской психологии в науке о международных отношениях. Этнический фактор в современных международных отношениях. Индивиды и их роль в международных отношениях. Антропология и общие вопросы безопасности человека.


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса (14 ч.)


Занятие 1. Методологические аспекты организации исследования внешней политики (2 ч.).

1) определение студентами базовых концептов внешней политики, в том числе: внешнеполитические интересы; внешнеполитическая идеология (селективный, компаративный, релятивный, нормативный аспекты); внешнеполитические ресурсы; внешнеполитические цели; пространственно-временная иерархия; ресурсный баланс в качестве основы статусной аранжировки государств.

2) планирование подготовки к анализу внешней политики; разработку программы анализа и выдвижение рабочих гипотез.

3) определение основных методов анализа внешней политики: прикладные аналитические исследования внешней политики: содержательные, экспертные, модельные, сценарные.

4) выбор вида исследования - содержательное исследование: проблема определения таксономического ряда, сочетание «этапа» и «периода» исследования внешней политики.

5) выбор вида исследования - экспертное исследование; фактологические, аналитические, прогностические, операционные задачи; поисковое и нормативное прогнозирование.

6) использование источников информации в сфере внешней политики: документальные источники; использование СМИ и иной, несистемной информации. Методика сбора внешнеполитической информации. Первичная и вторичная информация. Комплекс профильной и фоновой информации во внешней политике, связь комплекса с первичной и вторичной (производной) информацией. Наблюдение. Виды наблюдения. Обработка информации, полученной в результате наблюдения.
Занятие 2. Методологические основы анализа внешней политики (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия эмпирического, теоретического и методологического принципов в науке о внешней политике.

2. "Методологический" и "антиметодологический" подходы в анализе внешней политики, их достоинства и недостатки.

3. Понятие и основные виды системного подхода, его место в исследовании и анализе внешней политики; анализ структурных составляющих внешней политики.

4. Синергетические аспекты исследования, уровни анализа, критерии их определения, приложение к изучению и анализу внешней политики.
Занятие 3. Методология анализа внешнеполитического процесса современного государства (3 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие внешнеполитического процесса, его "широкое" и "узкое" толкования. Почему "процесс"?

2. Механизм формирования и осуществления внешней политики (внешнеполитический механизм) и "узкое" понимание ВПП.

3. Субъекты внешнеполитических процесса и механизма: общее и различия; виды субъектов; субъект и "актор".

4. Внешнеполитические процесс, механизм в условиях усиления тенденций к интеграции и глобализации.
Занятие 4. Методология изучения содержания внешней политики: интересы, ценности, представления; культурные и этноконфессиональные факторы (4 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Социо-временные горизонты анализа (кратко-, средне-, долгосрочный, исторический) и содержание внешней политики.

2. Внешнеполитическое сознание и общественное мнение по вопросам внешней политики: точки сопряжений и расхождений.

3. Внешнеполитическая социализация как фактор содержания внешней политики в условиях демократии.

4. Текущие и долговременные компоненты внешней политики: принципы и способы распознавания.
Занятие 5. Методологические аспекты разработки технологии внешней политики: бюрократический процесс, подготовка и принятие решений, координация, переговоры (2 ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Основные принципы функционирования крупных организаций в приложении к внешнеполитическому механизму государства.

2. Понятие "решения" во внешней политике, способы его фиксации и определение момента решения.

3. Организационно-практические аспекты межведомственной координации в сфере внешней политики.

4. Переговорный процесс: его внешне- и внутриполитические аспекты и участники.
Занятие 6. Методология анализа внешнеполитических ситуаций: понятие, координаты, анализ, прогноз (2 ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия ситуации и внешнеполитической ситуации в системе "процесс-фаза-ситуация-эпизод-критическая точка".

2. Основные признаки внешнеполитической ситуации и критерии распознавания ее вероятной продолжительности.

3. Принципы анализа внешнеполитической ситуации в реальном масштабе времени.

4. Прогнозирование динамики развития внешнеполитической ситуации: основные принципы и подходы.
Занятие 7. Методология изучения внешней политики и внешнеполитической деятельности в условиях глобализирующегося мира (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Международная жизнь в начале XXI века: эволюция среды внешнеполитической деятельности современного государства.

2. Целостный, взаимозависимый, глобализирующийся мир: практические аспекты и теоретические следствия явления.

3. Функции, цели, задачи внешней политики в условиях современного глобализирующегося мира.

4. "Столкновение цивилизаций", глокализация, методологический национализм и внешняя политика.

III. контроль достижения целей курса
Вопросы к зачету
1. Онтология, эпистемология, методология в исследовании международных отношений и мировой политики.

2. Объект исследований науки международных отношений и мировой политики. Эволюция объекта.

3. Предмет исследований науки международных отношений и мировой политики.

4. Содержание дискуссий о соотношении предметных областей международных отношений и мировой политики.

5. Дискуссии и месте исследований международных отношений и мировой политики среди других общественных дисциплин.

6. Проблема «уровней анализа» и ее методологическое значение.

7. Проблематика методов исследования международных отношений в «больших спорах» в теории международных отношений: традиционализм и модернизм; позитивизм и постпозитивизм.

8. Соотношение качественных и количественных методов в современных исследованиях международных отношений и мировой политике.

9. Основные характеристики системы международных отношений в интерпретации различных школ ТМО.

10. Прикладные методики в исследованиях международных отношений и мировой политике (контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование).

11. Проблема моделирования и прогнозирования международных отношений.

12. Исторические условия становления либерально-идеалистической парадигмы на рубеже XIX – XX вв. и ее содержание. Критика «утопизма» Э.Карром.

13. Значение «больших споров» в развитии науки международных отношений

14. Политический реализм / неореализм versus неолиберальный институционализм: содержание современных дискуссий. Преодоление «несовместимости» парадигм, синтез «нео-нео».

15. Неомарксизм как парадигма.

16. Исторические условия и проявления кризиса позитивизма в политических науках.

17. Основные постпозитивистские школы: постмодернизм, феминизм, критическая теория, историческая социология - круг рассматриваемых вопросов, основные категории, система построения теоретических доказательств.

18. Онтологические и гносеологические основания конструктивизма в науке международных отношений.

19. «Социальная теория международной политики» А. Вендта.

20. Место реалистических и либеральных исследований в российской науке международных отношений.

21. Дискуссии о соотношении внутриполитических и международно-политических процессов.

22. Проблематика «национальных интересов» и целей внешней политики.

23. Внешнеполитический анализ: детерминанты, факторы и переменные. Анализ процесса принятия внешнеполитических решений: конкурирующие модели.

24. Изменение места и роли государства в современной глобальной системе международных отношений.

25. Вклад постпозитивистских школ в развитие проблематики безопасности.

26. Школы науки международных отношений о международном сотрудничестве.

27. Проблематика интеграционных процессов.

28. Вклад постмодернизма и феминизма в развитие исследований международных отношений.

29. Проблематика прав человека в контексте мировой политики: вступили ли мы в эру «гуманитарного вмешательства»?

30. Общесистемный кризис современного политического мира.
IV. тематика и перечень курсовых работ и рефератов
Темы рефератов, докладов
1. Основные философско-методологические подходы науки о международных отношениях XIX - первой половины XX вв. (общая характеристика).

2. Общие проблемы анализа внешней политики в науке о международных отношениях конца XIX - первой половины XX вв. (общая характеристика).

3. Анализ и теория внешней политики: общее и различия в методологии и концептуальных подходах.

4. Объект и предмет науки о внешней политике: современное понимание.

5. "Политический реализм" как методология исследования внешней политики: общая характеристика, основные направления критики.

6. "Национальный интерес" и "поведение государства": содержание концепций, их критический анализ.

7. Общие вопросы анализа международных институтов.

8. "Бюрократическая" подход к анализу внешней политики: общая характеристика и оценка практической применимости.

9. Психологические аспекты анализа внешней политики: направления и общая характеристика.

10. Когнитивный подход к исследованию внешней политики: общая характеристика.

12. "Сравнительная внешняя политика": характеристика направления.

13. Внешняя политика как явление: содержание, исторические рамки, социально-исторические функции.

14. Внешняя политика и международные отношения: критерии научного разграничения.

15. Политика внутренняя и внешняя: общее и различия.

16. Соотношение внешней политики и внешнеполитической деятельности.

17. Субъект и актор. Субъекты внешней политики, внешнеполитических деятельности и процесса.

18. Внешнеполитическое сознание: явление и понятие, основные компоненты содержания.

19. Концепция национальной идентичности: вопросы применения для анализа внешнеполитических аспектов.

20. Понятие внешнеполитического процесса. "Широкое" и "узкое" его понимание.

21. Общие вопросы анализа механизма формирования и осуществления внешней политики современного демократического государства.

22. Понятие национального интереса: содержание, научная "принадлежность", каналы формирования и выражения.

23. Изучение процесса подготовки и принятия внешнеполитических решений в современном демократическом государстве.

24. Внешнеполитический процесс: исследование путей разрешения конфликтов.

25. Изучение нетрадиционнных компонентов внешней политики и эволюция внешнеполитического процесса.
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература


  1. Ачкасов, В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения. Учебник/В.А. Ачкасов, С.А. Ланцов. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 480 с.

  2. Болгова, И.В. Методология научного дискурса по международным отношениям и мировой политике: учебное пособие. - М.: Проспект, 2010. – 118 с.

  3. Лебедева, М. М. Мировая политика в ХХI веке: акторы, процессы и проблемы. - М.: МГИМО (У), 2009. - 351 с.

  4. Современная мировая политика. Прикладной анализ. Отв. Ред. А.Д. Богатуров. – М.: Аспект Пресс, 2010 - 592 с.

  5. Современные глобальные проблемы мировой политики. Учеб. Пособие для студентов вузов. Под ред. М.М. Лебедевой. - М.: Аспект Пресс, 2009 - 265 с.

  6. Хрусталев М.А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки теории и методологии политического анализа: учебное пособие для вузов. М., Изд-во Научно-образовательного форума по межд-м отношениям, 2008. – 384 с.


Дополнительная литература


  1. Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол «МЭиМО» // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - № 4, 5.

  2. Алексеева, Т.А. Национализм в мировой политике // Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2004. – С.334-365.

  3. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. 537 с.

  4. Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения» / Под ред. А.В.Бузгалина. – М., 2003.

  5. Амин, С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира / С.Амин. – М.: Европа, 2007.

  6. Арон, Р. Мир и война между народами / Р.Арон. – М., 2000.

  7. Баланс сил в мировой политике: теория и практика / Под ред. Э.А.Позднякова. – М., 1993.

  8. Балуев, Д. Понятие human security в современной политологии / Д.Балуев // Международные процессы. – 2003. – Т.1, №1 (1).

  9. Балуев, Д.Г. Личностная и государственная безопасность: международно-политическое измерение / Д.Г.Балуев. – Н.Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2004.

  10. Барабанов, О. Глобальное управление и глобальное сотрудничество / О.Барабанов // Глобализация: человеческое измерение. - М.: РОССПЭН, 2002

  11. Барановский, В.Г. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений / В.Г.Барановский // Современные международные отношения / Под ред. А.В.Торкунова. – М., 2000. – С.220-259.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16»
Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16»
«Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» Форма подготовки – очная
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconУчебно-методический комплекс дисциплины cпециальность 050303. 65 «Иностранный язык»
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconУчебно-методический комплекс дисциплины лексикология специальность...
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры
М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Философии...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы культурологических знаний» с другими дисциплинами направления подготовки...
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры
Актуальность введения данной дисциплины диктуется требованиями развития современной материально-технической базы предприятий. Обеспечением...
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая учебная программа по психологии разработана в соответствии...
...
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая учебная программа по психологии и педагогике разработана...
...
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10»
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая учебная программа дисциплины
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры протокол №4 от 31 января 2013 года
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconНазвание ресурса
...
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «21»
Иностранный язык: профессиональная основа перевода научных текстов: профессиональная основа перевода научных текстов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск