Скачать 429.36 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УМКД «Методология исследования международных отношений» Разработал: Кузнецов А.М.. Идентификационный номер: УМКД.25(75)-031900.68-П(С)Д.Б.3.1.3-2012 Контрольный экземпляр находится в Департаменте академической политики Лист из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа региональных и международных исследований РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Методология исследования международных отношений 031900.68 – Международные отношенияУровень подготовки - магистратураШкола региональных и международных исследований Кафедра международных отношений курс 1 семестр 1 лекции 14 (час.) практические занятия 14 час. семинарские занятия ___час. лабораторные работы __ час. консультации предусмотрены всего часов аудиторной нагрузки 28 (час.) самостоятельная работа 44 (час.) реферативные работы контрольные работы зачет 1 семестр экзамен _семестр Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования N 225 oт 29.03.2010. Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол N 6 от «18» июня 2012 г. Заведующая (ий) кафедрой Троякова Т.Г. 2012г. Составитель (ли): Кузнецов А.М., д.и.н., профессор I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от « 20 » июня 2013 г. № 6 Заведующая кафедрой Т.Г. Троякова Изменений нет II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «__» ___________ 20____ г. № ____ Заведующий кафедрой _______________________ (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ РПУД Цель освоения дисциплины состоит в приобретении магистрантами знаний о сущности методологии исследования международных отношений, об особенностях, основных тенденциях и динамике развития методологического аппарата международных исследований. Задачами курса является получение магистрантами информации и навыков аналитической работы в следующих предметных областях: 1) профессиональное понимание сущности методологии международных исследований; 2) обладание инструментарием методологии исследования международных отношений и умение применить его на практике; 3) формирование комплексного представления о сущности методологической составляющей науки о международных отношениях. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72/- час. Аудиторная работа - 28/- час. Самостоятельная работа - 44/- час. Курс «Методология исследования международных отношений» относится к дисциплинам вариативной части общенаучного цикла. Освоение данной дисциплины играет важное значение в общепрофессиональной подготовке студентов магистратуры и связано с выполнением ими научно-исследовательской работы. Курс опирается на знания, полученные магистрантами в процессе изучения таких дисциплин как «Системный подход в научных исследованиях», «Мегатренды и глобальные проблемы». В результате освоения дисциплины магистрант должен полностью или частично приобрести следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению 031900.68 - «Международные отношения»: ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-9, ОК-20, ПК-11, ПК-14, ПК-22, ПК-23, ПК-28, ПК-31, ПК-32. По завершению обучения по дисциплине магистрант должен обладать: -способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3); -готовностью использовать в профессиональной деятельности методы прикладного политического анализа международных процессов (ОК-4); -умением выделять содержательно значимые факты из потоков международно-политической информации и группировать их согласно поставленным задачам (ОК-5); -способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9); -стремлением к непрерывному самообучению и саморазвитию (ОК-20); -готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-11); -навыками рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-14); -умением по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-22); -готовностью работать исполнителем проекта (ПК-23); -умением организовать работу проектной группы, в том числе интернациональной по составу (ПК-28); -умением выполнять функции ассистента в организации преподавательской деятельности по профилю образования (ПК-31); -готовностью и навыки вести учебно-методическую, учебно-вспомогательную и учебно-аналитическую работу (ПК-32).
Тема 1. Понятие методологии, роль и значение методологии в науке международных отношений (2ч.). Методология - «узкая» и «широкая» интерпретации концепта. Методология как наука о методе и система методов. Методология – наука о деятельности. Научная теория и методология – проблема соотношения. Роль теория и методология в изучении международных отношений. Внешняя политика и основные проблемы ее анализа Тема 2. Учение о методе, основные виды общенаучных методов и конкретных методов исследований международных отношений (2 ч.). Концепт метод. Метод как инструмент познания. Метод как организация научного исследования. Общенаучные принципы и методы. Основные методологии современного научного познания: диалектический и метафизический, аналитический, интуитивистский, феноменологический, герменевтический и др. Общенаучные подходы и методы - системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация, синергетический подход и др. Частнонаучные методы - это совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки: методы механики, физики, химии, биологии и т.д. Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии; они нацелены главным образом на стыки научных дисциплин. Кроме того, в науке на разных ее уровнях широко применяются такие методы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, идеализация, аналогия и др. Основные методологии исследования международных отношений. Истоки либеральной и реалистской методологий. Неореализм – основные положения о методологии исследования. Неолиберализм, неомарксизм, мир системный подход, постмодернизм, конструктивизм, критические теории о процедуре исследования международных отношений (МО). Частные теории МО (теория международных режимов, теория демократического мира) и исследование международных отношений. Вклад национальных школ МО в развитие методологии исследований. Современные российские теории МО и их место в современной методологии. Тема 3. Роль и значение системной методологии в исследовании международных отношений (2 ч.). Основные категории системного подхода: система, подсистема, структура, элементы, среда. Система и подсистема. Глобальная и региональные международные системы. Типологии международных систем (акторный, структурный, исторический подходы). Классификация международных систем М. Каплана. Характерные особенности международных систем. Анархичность международной системы. Понятие «стабильность» международной системы. Системный подход в трудах К. Уолца. Возможности и ограничения системного подхода к анализу международных отношений и мировой политики. Различные концепции системности в международных отношениях (Дж.Дэвид Сингер, К.Уолтц, А.Вендт). Дискуссии о структуре международной системы после окончания «холодной войны». Проблемы и противоречия, связанные с перераспределением силы в международной системе. Понятие и критерии актора мировой политики. Изучение акторов в теории международных отношений. Государство как ключевой актор современной мировой политики. Акторы МО и подсистема. Вестфальский мир и складывание государственно-центричной политической системы мира. Национальные интересы и внешняя политика государств. Силовая иерархия и иные подходы к типологии государств. Государство в условиях глобализации, проблема размывания суверенитета. Новые акторы МО: межправительственные организации – история возникновения, роль и функции в современной мировой политике. Неправительственные акторы мировой политики. Бизнес-структуры, НПО, мегаполисы и внутригосударственные регионы. Радикальные, протестные движения, транснациональный терроризм и транснациональная преступность. Растущее разнообразие акторов. Парадокс участия. Тема 4. Эвристический потенциал синергийной методологии для анализа международных отношений (2 ч.). Синергетика как новая область междисциплинарных исследований. Основные концепты синергетики: диссипативные структуры, самоорганизация, нелинейное развитие, точки бифуркации. Синергетика и системная парадигма – вопросы взаимодействия. Международные отношения как синергийная сфера. Самооргапнизация и формирование нового миропорядка. Бифуркативные ситуации в МО. Тема 5. Методология социального конструктивизма и ее роль в науке о международных отношениях (2 ч.). Возникновение социального конструктивизма. Роль когнитивных механизмов в социальном конструктивизме. Место социального конструктивизма в концепции А. Вендта. Концепт идентичность и его значение в социальном конструктивизме. Социологический конструктивизм: анализ практики применения для международных исследований. Ключевое отличие конструктивистского понимании структуры международных отношений от неореалистического? А. Вендт как системный идеалист. Тезис А.Вендта: «анархия - это то, что из нее делают государства». Вклад конструктивизма в развитие идеи системности международных отношений? Сценарии и сценарный подход как вариант социального конструктивизма. Постмодернизм и социальный конструктивизм. Тема 6. Методология культурологических подходов в анализе международных отношений (2 ч.). Концепт культура и его основные интерпретации. Аксиологическое определение культуры, нормативное определение культуры, когнитивное и деятельностное определения культуры. Соотношение концептов культура и институт. Культура и межкультурная коммуникация. Концепция «мягкой силы». Проблемы глобальной культуры и геокультуры. Значение концепта культура для международных исследований. Тема 7. Антропологическая методология и перспективы ее внедрению в науку о международных отношениях (2 ч.). Антропология и ее место среди социально-гуманитарных наук. Гуманитарная составляющая международных отношений. Антропология и проблемы исследования разнообразия человечества. Проблема этноса и этничности. Рациональность, рациональный выбор, критическое мышление и проблемы империалистской психологии в науке о международных отношениях. Этнический фактор в современных международных отношениях. Индивиды и их роль в международных отношениях. Антропология и общие вопросы безопасности человека.
Занятие 1. Методологические аспекты организации исследования внешней политики (2 ч.). 1) определение студентами базовых концептов внешней политики, в том числе: внешнеполитические интересы; внешнеполитическая идеология (селективный, компаративный, релятивный, нормативный аспекты); внешнеполитические ресурсы; внешнеполитические цели; пространственно-временная иерархия; ресурсный баланс в качестве основы статусной аранжировки государств. 2) планирование подготовки к анализу внешней политики; разработку программы анализа и выдвижение рабочих гипотез. 3) определение основных методов анализа внешней политики: прикладные аналитические исследования внешней политики: содержательные, экспертные, модельные, сценарные. 4) выбор вида исследования - содержательное исследование: проблема определения таксономического ряда, сочетание «этапа» и «периода» исследования внешней политики. 5) выбор вида исследования - экспертное исследование; фактологические, аналитические, прогностические, операционные задачи; поисковое и нормативное прогнозирование. 6) использование источников информации в сфере внешней политики: документальные источники; использование СМИ и иной, несистемной информации. Методика сбора внешнеполитической информации. Первичная и вторичная информация. Комплекс профильной и фоновой информации во внешней политике, связь комплекса с первичной и вторичной (производной) информацией. Наблюдение. Виды наблюдения. Обработка информации, полученной в результате наблюдения. Занятие 2. Методологические основы анализа внешней политики (2 ч.) Вопросы для обсуждения: 1. Понятия эмпирического, теоретического и методологического принципов в науке о внешней политике. 2. "Методологический" и "антиметодологический" подходы в анализе внешней политики, их достоинства и недостатки. 3. Понятие и основные виды системного подхода, его место в исследовании и анализе внешней политики; анализ структурных составляющих внешней политики. 4. Синергетические аспекты исследования, уровни анализа, критерии их определения, приложение к изучению и анализу внешней политики. Занятие 3. Методология анализа внешнеполитического процесса современного государства (3 ч.) Вопросы для обсуждения: 1. Понятие внешнеполитического процесса, его "широкое" и "узкое" толкования. Почему "процесс"? 2. Механизм формирования и осуществления внешней политики (внешнеполитический механизм) и "узкое" понимание ВПП. 3. Субъекты внешнеполитических процесса и механизма: общее и различия; виды субъектов; субъект и "актор". 4. Внешнеполитические процесс, механизм в условиях усиления тенденций к интеграции и глобализации. Занятие 4. Методология изучения содержания внешней политики: интересы, ценности, представления; культурные и этноконфессиональные факторы (4 ч.) Вопросы для обсуждения: 1. Социо-временные горизонты анализа (кратко-, средне-, долгосрочный, исторический) и содержание внешней политики. 2. Внешнеполитическое сознание и общественное мнение по вопросам внешней политики: точки сопряжений и расхождений. 3. Внешнеполитическая социализация как фактор содержания внешней политики в условиях демократии. 4. Текущие и долговременные компоненты внешней политики: принципы и способы распознавания. Занятие 5. Методологические аспекты разработки технологии внешней политики: бюрократический процесс, подготовка и принятие решений, координация, переговоры (2 ч.). Вопросы для обсуждения: 1. Основные принципы функционирования крупных организаций в приложении к внешнеполитическому механизму государства. 2. Понятие "решения" во внешней политике, способы его фиксации и определение момента решения. 3. Организационно-практические аспекты межведомственной координации в сфере внешней политики. 4. Переговорный процесс: его внешне- и внутриполитические аспекты и участники. Занятие 6. Методология анализа внешнеполитических ситуаций: понятие, координаты, анализ, прогноз (2 ч.). Вопросы для обсуждения: 1. Понятия ситуации и внешнеполитической ситуации в системе "процесс-фаза-ситуация-эпизод-критическая точка". 2. Основные признаки внешнеполитической ситуации и критерии распознавания ее вероятной продолжительности. 3. Принципы анализа внешнеполитической ситуации в реальном масштабе времени. 4. Прогнозирование динамики развития внешнеполитической ситуации: основные принципы и подходы. Занятие 7. Методология изучения внешней политики и внешнеполитической деятельности в условиях глобализирующегося мира (2 ч.) Вопросы для обсуждения: 1. Международная жизнь в начале XXI века: эволюция среды внешнеполитической деятельности современного государства. 2. Целостный, взаимозависимый, глобализирующийся мир: практические аспекты и теоретические следствия явления. 3. Функции, цели, задачи внешней политики в условиях современного глобализирующегося мира. 4. "Столкновение цивилизаций", глокализация, методологический национализм и внешняя политика. III. контроль достижения целей курса Вопросы к зачету 1. Онтология, эпистемология, методология в исследовании международных отношений и мировой политики. 2. Объект исследований науки международных отношений и мировой политики. Эволюция объекта. 3. Предмет исследований науки международных отношений и мировой политики. 4. Содержание дискуссий о соотношении предметных областей международных отношений и мировой политики. 5. Дискуссии и месте исследований международных отношений и мировой политики среди других общественных дисциплин. 6. Проблема «уровней анализа» и ее методологическое значение. 7. Проблематика методов исследования международных отношений в «больших спорах» в теории международных отношений: традиционализм и модернизм; позитивизм и постпозитивизм. 8. Соотношение качественных и количественных методов в современных исследованиях международных отношений и мировой политике. 9. Основные характеристики системы международных отношений в интерпретации различных школ ТМО. 10. Прикладные методики в исследованиях международных отношений и мировой политике (контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование). 11. Проблема моделирования и прогнозирования международных отношений. 12. Исторические условия становления либерально-идеалистической парадигмы на рубеже XIX – XX вв. и ее содержание. Критика «утопизма» Э.Карром. 13. Значение «больших споров» в развитии науки международных отношений 14. Политический реализм / неореализм versus неолиберальный институционализм: содержание современных дискуссий. Преодоление «несовместимости» парадигм, синтез «нео-нео». 15. Неомарксизм как парадигма. 16. Исторические условия и проявления кризиса позитивизма в политических науках. 17. Основные постпозитивистские школы: постмодернизм, феминизм, критическая теория, историческая социология - круг рассматриваемых вопросов, основные категории, система построения теоретических доказательств. 18. Онтологические и гносеологические основания конструктивизма в науке международных отношений. 19. «Социальная теория международной политики» А. Вендта. 20. Место реалистических и либеральных исследований в российской науке международных отношений. 21. Дискуссии о соотношении внутриполитических и международно-политических процессов. 22. Проблематика «национальных интересов» и целей внешней политики. 23. Внешнеполитический анализ: детерминанты, факторы и переменные. Анализ процесса принятия внешнеполитических решений: конкурирующие модели. 24. Изменение места и роли государства в современной глобальной системе международных отношений. 25. Вклад постпозитивистских школ в развитие проблематики безопасности. 26. Школы науки международных отношений о международном сотрудничестве. 27. Проблематика интеграционных процессов. 28. Вклад постмодернизма и феминизма в развитие исследований международных отношений. 29. Проблематика прав человека в контексте мировой политики: вступили ли мы в эру «гуманитарного вмешательства»? 30. Общесистемный кризис современного политического мира. IV. тематика и перечень курсовых работ и рефератов Темы рефератов, докладов 1. Основные философско-методологические подходы науки о международных отношениях XIX - первой половины XX вв. (общая характеристика). 2. Общие проблемы анализа внешней политики в науке о международных отношениях конца XIX - первой половины XX вв. (общая характеристика). 3. Анализ и теория внешней политики: общее и различия в методологии и концептуальных подходах. 4. Объект и предмет науки о внешней политике: современное понимание. 5. "Политический реализм" как методология исследования внешней политики: общая характеристика, основные направления критики. 6. "Национальный интерес" и "поведение государства": содержание концепций, их критический анализ. 7. Общие вопросы анализа международных институтов. 8. "Бюрократическая" подход к анализу внешней политики: общая характеристика и оценка практической применимости. 9. Психологические аспекты анализа внешней политики: направления и общая характеристика. 10. Когнитивный подход к исследованию внешней политики: общая характеристика. 12. "Сравнительная внешняя политика": характеристика направления. 13. Внешняя политика как явление: содержание, исторические рамки, социально-исторические функции. 14. Внешняя политика и международные отношения: критерии научного разграничения. 15. Политика внутренняя и внешняя: общее и различия. 16. Соотношение внешней политики и внешнеполитической деятельности. 17. Субъект и актор. Субъекты внешней политики, внешнеполитических деятельности и процесса. 18. Внешнеполитическое сознание: явление и понятие, основные компоненты содержания. 19. Концепция национальной идентичности: вопросы применения для анализа внешнеполитических аспектов. 20. Понятие внешнеполитического процесса. "Широкое" и "узкое" его понимание. 21. Общие вопросы анализа механизма формирования и осуществления внешней политики современного демократического государства. 22. Понятие национального интереса: содержание, научная "принадлежность", каналы формирования и выражения. 23. Изучение процесса подготовки и принятия внешнеполитических решений в современном демократическом государстве. 24. Внешнеполитический процесс: исследование путей разрешения конфликтов. 25. Изучение нетрадиционнных компонентов внешней политики и эволюция внешнеполитического процесса. V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16» Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16» «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» Форма подготовки – очная | Учебно-методический комплекс дисциплины cпециальность 050303. 65 «Иностранный язык» Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины лексикология специальность... Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6 | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | ||
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Философии... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы культурологических знаний» с другими дисциплинами направления подготовки... | Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры Актуальность введения данной дисциплины диктуется требованиями развития современной материально-технической базы предприятий. Обеспечением... | ||
Рабочая учебная программа по психологии разработана в соответствии... ... | Рабочая учебная программа по психологии и педагогике разработана... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10» | Рабочая учебная программа дисциплины Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры протокол №4 от 31 января 2013 года | ||
Название ресурса ... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «21» Иностранный язык: профессиональная основа перевода научных текстов: профессиональная основа перевода научных текстов |