Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине





Скачать 499.75 Kb.
НазваниеДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине
страница1/4
Дата публикации19.01.2015
Размер499.75 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4
Специальный доклад

Уполномоченного по правам человека Свердловской области
ЛЮДИ НА ОБОЧИНЕ.

О нарушениях прав лиц без определенного места жительства и занятий
Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Областного закона от 14 июня 1996 года № 22-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направлен в Законодательное собрание и Губернатору Свердловской области.

Также специальный доклад для информации направлен Правительству РФ, депутатам Государственной Думы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукину и Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Э.А. Памфиловой.
ПЕРЕЛОМИТЬ СИТУАЦИЮ

Такого понятия как «бомж» в нашем законодательстве нет. По неофициально принятой терминологии так называют людей без определенного места жительства. Несмотря на сообщения прессы о том, что люди стали жить лучше, а количество бедных по статистике в 2005 году уменьшилось, к Уполномоченному по правам человека попавшие в сложную жизненную ситуацию люди обращаться меньше не стали.

Они рассказывают, что устали от брезгливого, равнодушного отношения к ним окружающих, от голода и холода. На вокзал их не пускают, из магазинов гоняют, потому что одежда на них грязная, запах соответствующий. Иногда зимой бомжи обращаются к Уполномоченному по правам человека с просьбой передать их милиции как правонарушителей, привлечь к ответственности за какой-нибудь пустяк, чтобы у них появилось место пребывания.

Изучая эту проблему, я решила сделать специальный доклад о предпосылках, масштабах, проблеме реабилитации людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Подготовить его помог известный ученый Борис Сергеевич Павлов, заведующий отделом экономической социологии Института экономики УрО РАН, доктор философских наук, профессор, который много лет занимается мониторингом уровня жизни, изучает проблемы бедности и бездомности.

Аббревиатуру «бомж», которая перекочевала из милицейских протоколов в СМИ и современный русский язык, уже давно никто не закавычивает, не воспринимает как сокращение словосочетания «лицо без определенного места жительства». Эти четыре буквы несут в себе укоренившееся предубеждение по отношению к бездомным - это бродяги, попрошайки, грабители, пьяницы, воры и рассадник болезней. Кроме того, это уже не просто аббревиатура, это - подмена понятий, позволяющая государству уходить от ответственности за своих бездомных граждан. Логика простая: лица без определенного места жительства сами выбрали такую жизнь и, соответственно сами во всем виноваты. Если признать существование бездомных граждан, придется признавать и их конституционные права.

Я убеждена, что тем, чья судьба слома­на не только из-за собствен­ных поступков, но и по вине го­сударства, государство долж­но помогать. Бомжам, которые не могут или не хотят вернуться к нормальному образу жизни, государство должно создать хотя бы минимально приемлемые условия, чтобы они не погибали. А тем, кто может и хочет вернуться к нормальной жизни, нужно создать возможность такого возвращения.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ политика нашего государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». К сожалению, среди проблем, которые поднимают политики, не стоит проблема расслоения населения в стране. А она очень серьезная. В столовой для бедных, действующей в Екатеринбурге, я встречала и бывшую учительницу, и бывшую работницу оперного театра…

По оценкам специалистов, еще десять лет тому назад в результате пятилетия так называемых рыночных реформ 45 % населения стали представлять бедные слои. Уже в тот период до 10 % населения страны можно было отнести к бомжам, беспризорникам, нищим.

Летом 2004 года социологи института экономики УрО РАН опросили 4000 горожан в семи районах Екатеринбурга. Результаты тревожные – около 450 тысяч человек находятся за чертой бедности. Из них почти 130 тысяч пребывают в крайней нищете. Конечно, не все они относятся к бомжам, но это бедствующее население.

Человек становится бомжом по разным причинам. Его можно упрекнуть в слабости характера, неумении противостоять ударам судьбы, сказать «сам виноват», отвернуться, но нельзя лишать надежды на лучшую долю. Многие из тех, кто сейчас оказался на улице, просто «потерялись» в жизни. В соответствии с действовавшим до 1995 года законом люди, попадавшие в места заключения, через полгода автоматически выписывались из жилья. И возвращаться им было некуда.

Основные причины возникновения бродяжничества - семейные, жилищные проблемы и психические заболевания человека. Категория лиц без определенного места жительства представляет собой довольно неоднородную группу, соответственно, и государственная политика в области их социально-трудовой адаптации должна быть многоплановой, учитывающей их индивидуальные характеристики – пол, возраст, социальную биографию.

Как свидетельствуют специалисты, особенность российской бездомности состоит в том, что, при всей масштабности проблемы, она еще относительно «молода». Бездомные в России во многом отличаются от бездомных в странах Западной Европы. Так по данным FEANTSA (Федерация европейских национальных ассоциаций работающих с бездомными), основные характеристики бездомности в Западной Европе это - бедность, безработица и неграмотность.

В отличие от этого в России бездомных неграмотными назвать нельзя, так как более половины имеет среднее образование, до 20% - среднее специальное и около 8% - высшее. Это вселяет надежду в том, что при благоприятных условиях они имеют значительно больше шансов на реинтеграцию в обществе, чем бездомные западных стран.

Вторая особенность российских бездомных, вызывающая тревогу, заключается в том, что у нас экстенсивное увеличение доли людей, многие годы пребывающих в статусе бездомных, что свидетельствует о хроническом характере этой социальной болезни. «Привыкание к жизни на улице» затрудняет возврат бездомного к «нормальной жизни под крышей дома своего».

Нельзя сказать, что власть вообще не замечает эту проб­лему. Но все эти меры одно­боки, они сводятся к тому, чтобы очистить обществен­ные места от присутствия бродяг и попрошаек. По сути, действует только карательная практика, а не поддерживающая.

На федеральном уровне отсутствует законодательная база, которая определяла бы задачи всех ветвей власти и систему социальной помощи категории граждан без определенного места жительства.

Насколько мне известно, есть два проекта, один из которых предполагает социальную помощь тем, кто добровольно обратился за ней. Второй проект - насильственное задержание и перевоспитание бомжей. Надеюсь, что в ближайшее время выйдут конкретные нормативные акты, и мы сможем эффективно решать эту актуальную проблему.

Уполномоченный по правам человека Свердловской области обратится к депутатам Государственной Думы РФ с предложением инициировать принятие федерального закона о борьбе с бездомностью, бродяжничеством и социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Министерство социальной защиты населения Свердловской области на протяжении ряда лет выступает координатором работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе и с освобожденными из мест лишения свободы. Так как этот вопрос носит межведомственный характер, министерство постоянно сотрудничает с Уполномоченным по правам человека, Министерством здравоохранения, Департаментом занятости населения, Главным управлением внутренних дел, Главным управлением исполнения наказаний МЮ РФ по Свердловской области, Центром Госсанэпиднадзора, а также другими заинтересованными ведомствами и общественными организациями.

В частности, результатом этой работы стала Концепция реализации государственной политики в сфере социальной адаптации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Обсуждались самые разные вариан­ты координации действий. Решить проблему бомжей локально, в областном масштабе в принципе невозможно, потому что такие люди мигрируют из одного региона в другой. Но с чего-то начинать надо. Концепция - это первый шаг. Нужно выходить с законодательной инициативой в Государственную Думу, правительство, к Президенту страны. Привлекать к этой проблеме не только внимание властных структур, но и общественное мнение.

Предлагаю вынести на рассмотрение Губернатора и Правительства Свердловской области Концепцию реализации государственной политики в сфере социальной адаптации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

По заказу Министерства социальной защиты населения Свердловской области Институт экономики Уральского отделения РАН провел масштабную научно-исследовательская работу в 56 муниципальных образованиях о лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ее результаты уже применяются в практической работе территориальных органов социальной защиты населения. Подготовлены методические письма главам муниципальных образований с примерной схемой организации деятельности с лицами без определенного места жительства.

Как следует из анализа обращений, поступающих Уполномоченному по правам человека, половина из тех, кто опустил­ся на дно в критической ситуации, хотят переломить ситуацию и вернуться к нор­мальной жизни. Это не совсем пропащие люди, у которых есть реальный шанс распро­щаться с обидным прозвищем бомж. Еще четвертая часть из категории бездомных надеет­ся на лучшее и ожидает помо­щи с любой стороны. И лишь двадцать процентов бомжей вообще ничего не хотят менять в этой жизни, и скатывается до состояния существа копошащегося в мусорном баке.

Опыт показывает, что при достаточных усилиях, если стаж бродяжничества не превышает одного года, каждого пятого бомжа можно вернуть в общество. Но этим надо за­ниматься.

Хотя в области ведется конкретная работа по оказанию социальной поддержки нуждающимся категориям населения, понадобится еще много времени для того, чтобы довести ее до совершенства. К решению проблемы лиц без определенного места жительства имеют отношение различные уровни власти и ведомства - органы внутренних дел, федеральная служба занятости, федеральная служба санитарно-эпидемиологической помощи и другие. На уровне субъекта федерации задействованы органы социальной защиты, здравоохранения. Эффективность работы зависит от координации усилий всех этих органов.

Предлагаю официально назначить при Министерстве социальной защиты населения области координатора, который бы объединял деятельность разных служб, помогающих бездомным. Подготовить методические указания, справочник телефонов организаций, куда человеку звонить, приходить, если он голоден, нет одежды, потерял паспорт и прочее.

Второй год в летние месяцы к Уполномоченному по правам человека обращается жительница дома № 16 на улице Цвилинга города Екатеринбурга с просьбой помочь бомжам, которые устраивают себе жилище в их тихом, заросшем деревьями дворе. В частности, рассказала она о том, что почти две недели на скамейке возле подъезда живет пожилая женщина. Подкармливают ее всем подъездом. По всей видимости, в число бомжей она попала случайно, не пьет, не попрошайничает. Одета легко, но на ногах почему-то валенки. Говорит, что приехала сюда из Чечни, называет свой адрес в Грозном. Как оказалась в этом дворе – не знает.

Беспокойные жители дома обращались в милицию, вызывали «скорую помощь», но они ничем женщине не помогли.

Из тех отрывочных сведений, которые она сообщила, удалось оперативно выяснить, что гражданка К. действительно жила в Чеченской республике до 1998 года. Прописана в Бисерти. В администрации поселка сказали, что более месяца назад она по вызову областного психоневрологического госпиталя инвалидов войн поехала на плановое лечение. Как оказалось, эта женщина, попавшая в разряд бомжей, инвалид, участница войны, бывшая разведчица, из-за осколочного ранения в голову страдает частичной амнезией.

Нам удалось найти племянника и отправить ветерана К. на лечение в госпиталь. Врачи дали ей 1 группу инвалидности.

Восстановление пенсионного удостоверения, страхового медицинского полиса и т.д. потребовало много времени, а медики просили поскорее освободить место в госпитале. Главная сложность возникла с оформлением паспорта, который К. получала в Грозном. Запрос туда о подтверждении сведений ходит около года. Ждать столько времени не было возможности. По просьбе Уполномоченного по правам человека министр социальной защиты области В.Ф. Туринский нашел возможность поместить гражданку К. в психоневрологический интернат для престарелых, потому что родственники не могли обеспечить уход за ней и присмотр.

Удалось помочь и другой пожилой женщине, о которой Уполномоченному написал главный врач некоммерческого учреждения здравоохранения «Дорожная больница на станции Свердловск-Пассажирский ОАО «РЖД» Ю.Н. Ютяев. Вот строки из его письма: «Уважаемая Татьяна Георгиевна, поскольку одним из основных направлений Вашей деятельности является защита прав человека, считаю своим долгом обратиться со следующей просьбой.

В течение уже достаточно длительного времени в подвале Дорожной больницы, фактически проживает 80-летняя женщина без определенного места жительства, явно не способная понимать значения своих действий и руководить ими.

Согласно существующим инструкциям я не имею права позволять находиться на территории вверенного мне объекта такому лицу, и в то же время, учитывая человеческий фактор, не представляется возможным выгнать ее на улицу. Прошу Вас принять участие в определении старого человека в специализированное учреждение».

Женщину в беде не бросили и добрых медиков не подвели. Хотя устроить судьбу бомжа непросто, Управление социальной защиты населения Железнодорожного района при поддержке Уполномоченного оперативно решило вопрос о предоставлении пожилой екатеринбурженки путевки в пансионат «Семь ключей» для престарелых и инвалидов.

Как выяснилось, эта женщина в 2000 году по настоянию сына продала квартиру на улице Пионеров и фактически осталась без жилья. Ее сын после продажи квартиры перестал заботиться о своей престарелой матери и она вынуждена была скитаться по своим знакомым и дальним родственникам.
ПАСПОРТ ДЛЯ БОМЖА

По сути, сейчас массово нарушается Закон о паспортизации, так как в соответствии с ним человек может находиться без документов 10, максимум 30 дней. Очень многие живут в области просто незаконно.

После отмены в 2004 году Указом Президента № 151 норм административного и уголовного воздействия, приемники-распределители автоматически прекратили свое существование. С точки зрения демократизации общества, это положительное явление, но, как оказалось, преобразования усу­губили положение бомжей. Прежде в приемниках-распределителях занимались установлением личнос­ти граждан без документов, выдавали справки формы № 9, удостоверяющие личность до получения паспорта. Теперь этого нет.

Милиция, прежде чем привлечь человека к ответственности, передать дело в суд, прокуратуру должна достоверно установить его личность. Но у бомжей зачастую нет паспорта. Если раньше на установление личности давался месяц, то по новому законодательству только 3 часа. Не установив за это время личность бомжа, милиция должна просто освободить его.

Как сообщил заместитель начальника общественной безопасности ГУВД Свердловской области С.М. Мочалин, у милиции остались полномочия по доставлению только в отношении лиц совершающих правонарушения и преступления. А раньше один факт установления человека без документов являлся основанием для того, чтобы его могли задержать, поместить в спецприемник.

Вопросы государственной регистрации бомжей возложены сейчас на Управление федеральной миграционной службы по Свердловской области. Согласно действующим правилам человека, у которого нет места регистрации, должны соответствующим образом проверить, установить личность и выдать паспорт без штампа регистрации. К сожалению, судя по данным, поступившим от Дома ночного пребывания и общественных организаций, занимающихся проблемами бомжей, ни одна районная паспортно-визовая служба не берет документы на восстановление.

Обратившийся к Уполномоченному по правам человека житель Екатеринбурга Ч. рассказал, что лишился квартиры в результате мошенничества, потерял паспорт. В ноябре 2004 года его в тяжелом состоянии доставили в больницу. Ч. стал инвалидом, нуждался в дальнейшем лечении. Нужен был новый паспорт, получить который оказалось не так-то просто.

Начальник паспортно-визовой службы Чкаловского района, в котором Ч. ранее проживал и получал паспорт, пояснила, что лицами, не имеющими места жительства она не занимается и отправила к паспортисту Дома ночного пребывания. Однако директор Дома ночного пребывания в свою очередь отказал Ч., поскольку не имеет право принять человека без удостоверения его личности.

Но отсутствие регистрации не лишает человека права на получение и обмен документа, удостоверяющего личность. Согласно п. 36 «Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ», гражданам, не имеющим места жительства, выдача или замена паспортов производится по месту пребывания. Не имеющие регистрации по месту жительства или по месту пребывания, могут обращаться для получения или замены паспорта в паспортно-визовые подразделения органов внутренних дел по месту фактического проживания.

После обращения с этим вопросом к руководству Управления федеральной миграционной службы, Уполномоченного заверили, что у бомжей не будет проблем с получением паспортов без штампа регистрации, временных удостоверений личности. Понятно, что в каждой конкретной ситуации надо работать с человеком индивидуально. Восстанавливая документы, важно выяснить, где он получал первичный паспорт, откуда попал в область.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области исполнение...
Закона Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направлен в государственные органы законодательной...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconОпираясь на конституцию
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2008 году
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconГод под знаком гражданского общества
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2011 году
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о...
Право на жизнь – важнейшее из прав, провозглашенных 10 декабря 1948 года в Париже, когда почти все страны мира подписались под Всеобщей...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой...
Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. №155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году
Свердловской области. Мне важно и то, что лично Губернатор области подчеркивает абзацы в этом докладе, и что жители из Гари и Таборов,...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconЧеловека свердловской области в 2005 году
Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного по правам человека, привлечение всех...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconНовосибирская область закон об уполномоченном по правам человека в новосибирской области
Настоящий Закон определяет статус Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, порядок назначения на должность и освобождения...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад составлен на основе анализа поступившей Уполномоченному в...
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области о деятельности в 2013 году
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области за...
Костромской области, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного...
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Архангельской области по оказанию содействия в защите прав лиц, отбывающих наказание...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
Дагестан. В нем представлен обобщенный анализ фактов нарушения прав человека на территории Республики Дагестан, результаты рассмотрения...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский...
Кемеровской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, в прокуратуру...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2010 году
Но, как это часто бывает в России, где долгие столетия подряд сверху предлагаются серьёзные перемены, в низах сохраняется не только...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине iconДоклад
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) "О соблюдении прав и свобод человека...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск