Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области»





НазваниеДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области»
страница1/11
Дата публикации03.07.2015
Размер1.56 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Информатика > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
__________________________________________________________
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Архангельской области по оказанию содействия в защите прав лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и содержащихся под стражей

Архангельск

2014 год




Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года № 34-10-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области», предусматривающим подготовку специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Архангельской области.
Данный специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Архангельской области (далее – Уполномоченный) основан на анализе обращений и жалоб, поступивших от подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их родственников, а также из различных правозащитных организаций, ответов и информационных материалов, полученных по запросам Уполномоченного от соответствующих организаций и ведомств, тематических публикаций в средствах массовой информации и др.
Основной целью доклада является информирование органов законодательной и исполнительной власти областного и федерального уровней, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и общественности как о наиболее актуальных проблемах реализации уже ограниченных прав и законных интересов осужденных, подозреваемых, обвиняемых, так и о деятельности Уполномоченного, направленной на разрешение этих проблем и содействие обеспечению гарантий государственной защиты прав указанных лиц, а также совершенствование действующего законодательства, реализацию реформы уголовно-исполнительной системы и повышение эффективности мер социальной адаптации.

* * *
Уполномоченный по правам человека в Архангельской области выражает благодарность за помощь, оказанную

при подготовке специального доклада:
– Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области;

– ФКУЗ Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ

В ЗАЩИТЕ ПРАВ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ

ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им»

Вольтер
Введение
Содействие обеспечению прав и законных интересов лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, является обязательным и важным направлением деятельности региональных уполномоченных по правам человека, поскольку права этих лиц при исполнении наказания в виде лишения свободы и заключении под стражу в интересах защиты прав других граждан, общественной безопасности и конституционного строя уже ограничены нормами уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации. Однако эти ограничения не должны носить избыточного характера и могут применяться только в строгом соответствии с законом и для достижения указанных целей. В этой связи Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Л. Анисимова вполне обоснованно уделяет контролю за соблюдением прав и законных интересов лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, особое внимание.

Основными формами осуществления контроля за соблюдением прав лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, являются проведение проверок и посещений указанных учреждений, работа с обращениями этих лиц и их родственников, постоянное привлечение внимания органов власти к проблемам соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, направление обращений и запросов в целях защиты и восстановления нарушенных прав при выявлении как отдельных, так и массовых нарушений прав, проведение мониторинга их соблюдения и др. Следует отметить, что за период с 2009 по 2013 годы по сравнению с 2004–2008 годами количество посещений Уполномоченным учреждений УФСИН России по Архангельской области (далее – УФСИН) значительно увеличилось и составило более 80. Объектами внимания Уполномоченного стали исправительные колонии (далее – ИК), Архангельская воспитательная колония, Областная больница УФСИН (с июля 2013 года – Больница ФКУЗ МСЧ-29), следственные изоляторы (далее – СИЗО); каждое посещение сопровождалось личным приемом. В основу выбора учреждений был положен анализ поступивших в адрес Уполномоченного жалоб и обращений граждан, а также мониторинг СМИ, в том числе официальных Интернет-сайтов, Интернет–порталов правозащитных организаций, и другие факторы.

При этом следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) и статьи 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ), а также статьи 19 областного закона от 15.07.1997 № 34-10-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» в целях реализации своих задач и обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов граждан Уполномоченный имеет право посещать учреждения, органы, исполняющие наказания, места содержания под стражей, находящиеся на территории Архангельской области, без специального разрешения, однако сотрудники аппарата Уполномоченного таким правом не наделены. Таким образом, проведение посещений и проверок возможно только при личном участии Уполномоченного, что в свою очередь существенно ограничивает возможность увеличения их количества. В ряде случаев посещение учреждений УФСИН осуществлялось Уполномоченным совместно с прокурором Архангельской области, начальником УФСИН, а также сотрудниками указанных ведомств. В ходе посещений постоянно проводились личные приемы осужденных, обвиняемых, подозреваемых по всем интересующим их вопросам.

При посещении учреждений УФСИН и проверке соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства, правил внутреннего распорядка особое внимание Уполномоченный традиционно уделял вопросам обеспечения прав лиц, содержащихся в СИЗО, поскольку в них находятся лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, которые считаются невиновными, пока их вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, а следовательно указанные лица пользуются правами и несут обязанности, установленные для всех граждан Российской Федерации, пусть и с некоторыми предусмотренными законом ограничениями. Еще одной категорией лиц, проверке соблюдения прав которых Уполномоченным традиционно придавалось особое значение, являются те, которым действующее законодательство гарантирует особые условия содержания, – это женщины, несовершеннолетние и инвалиды. Неизменно контролировались в ходе посещений и условия содержания лиц, в отношении которых за нарушение установленных правил внутреннего распорядка или невыполнение установленных обязанностей применены меры взыскания в виде водворения в карцер или в одиночную камеру, в штрафной изолятор; перевода в помещение камерного типа, в одиночную камеру или в единое помещение камерного типа; а также в отряд строгих условий отбывания наказания (СУОН).

Следует обратить внимание на то, что до введения в 2011 году на территории Архангельской области должности уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка одним из направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Архангельской области являлось осуществление контроля за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних граждан. В связи с чем Уполномоченным регулярно осуществлялись проверки и посещения Архангельской воспитательной колонии УФСИН, предназначенной для отбывания наказания несовершеннолетних осужденных.

Основным источником информации о нарушении прав осужденных, обвиняемых и подозреваемых являются поступающие в адрес Уполномоченного жалобы и обращения, количество которых, к сожалению, ежегодно растет. Одновременно увеличивается доля таких обращений в общем объеме поступивших к Уполномоченному. При этом в 2012 году она впервые вышла на первое место и составила 27%; в 2013 году – сохранилась на том же уровне1.

При этом нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что неуклонный рост количества обращений от подозреваемых, обвиняемых, осужденных происходит в условиях реализации в России реформы уголовно-исполнительной системы, целями которой являются повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества предусмотрены Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (далее – Концепция).

В качестве одного из направлений проводимой в стране реформы предусмотрено обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, а также осуществления гражданского контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием в том числе уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, рост обращений, поступающих в адрес Уполномоченного, отчасти можно рассматривать как результат реализации УФСИН положений Концепции по обеспечению прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и содержащихся под стражей, в том числе права на направление обращений в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, рост количества обращений по вопросам нарушения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных вызван влиянием и ряда объективных факторов: реорганизацией исправительных учреждений; физическим износом зданий, в которых содержатся указанные категории лиц; территориальной удаленностью большинства исправительных учреждений от населенных пунктов и др.

Однако с другой стороны следует отметить, что существенным фактором увеличения количества обращений, поступающих к Уполномоченному, является систематическое нарушение законных прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных.

Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью системы правоохранительных органов России, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений. Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, контролирует их поведение, принимает участие в социальной работе с осужденными и др. Особо следует подчеркнуть, что пенитенциарные учреждения призваны выполнять определенную статьей 1 УИК РФ задачу уголовно–исполнительного законодательства по охране прав и законных интересов осужденных.

Реформирование уголовно-исполнительной системы призвано повысить эффективность работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; повысить эффективность социальной и психологической работы в местах лишения свободы и обеспечить развитие системы постпенитенциарной помощи таким лицам; осуществить гуманизацию условий содержания в пенитенциарных учреждениях, повысить гарантии соблюдения их прав и законных интересов.

Однако в деятельности уголовно-исполнительной системы, несмотря на ее реформирование на протяжении более чем трех лет, остается нерешенным ряд проблем, связанных с нарушением прав человека, и наглядным подтверждением этого является практика работы Уполномоченного в этой сфере.

Анализ обращений, поступивших к Уполномоченному за последние пять лет, позволяет говорить об устойчивом росте количества жалоб, связанных с нарушением прав и законных интересов лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Так, в период с 2009 по 2013 годы в адрес Уполномоченного поступило 8 020 жалоб данной категории. При этом по сравнению с 2009 годом (512) в 2013 году (2 727) количество таких жалоб увеличилось более чем в 5 раз, а их доля в общем объеме обращений к Уполномоченному возросла с 16% в 2009 году до 25% в 2013 году1.



Рис.1. Количество обращений, поступивших к Уполномоченному в защиту прав лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН, в период 2008–2013 годов.

Основная часть обращений по вопросу нарушений прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, поступает из городов и районов Архангельской области, в то же время значительное количество обращений поступает и из других регионов Российской Федерации (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Брянская, Владимирская, Ленинградская, Мурманская области, города Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий автономный круг и др.), а также из стран ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Латвия, Израиль, Великобритания и др.). И здесь, особенно в условиях отсутствия федерального закона, регламентирующего деятельность института региональных уполномоченных по правам человека в масштабах всей страны, особое значение приобретают двусторонние соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с другими региональными уполномоченными по правам человека, позволяющие выработать единый правовой подход к решению проблем в сфере защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, с учетом территориальных особенностей.

Обращения в защиту прав указанной категории лиц поступают в адрес Уполномоченного как непосредственно от осужденных, обвиняемых и подозреваемых, их родственников, так и от иных лиц, выступающих представителями их интересов, от правозащитных организаций. Особенно часто такие жалобы поступают в защиту прав лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН, характеризующихся «непрозрачностью», то есть систематическим воспрепятствованием отправке корреспонденции находящихся в них лиц, адресованной в органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции по отношению к пенитенциарным учреждениям, правозащитные организации.

К сожалению, сохраняющийся на протяжении ряда лет устойчивый рост числа обращений в защиту прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, полученных как в письменной, так и в устной форме, а также в ходе посещений Уполномоченным учреждений УФСИН, свидетельствует о распространенности нарушений прав граждан, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. При этом, по оценке Уполномоченного, обоснованность жалоб, поступающих из учреждений УФСИН (за исключением обращений по вопросам, касающимся обжалования судебных решений, проведения следственных действий, несогласия с действиями (бездействием) адвокатов и др.), на протяжении 2009-2013 годов колебалась в пределах 75-80%.

Указанные в обращениях проблемы охватывают практически все стороны отбывания наказания и пребывания под стражей:

  • отправка корреспонденции;

  • условия содержания;

  • вопросы оказания медицинской помощи;

  • реализация прав на охрану здоровья;

  • жестокое обращение со стороны сотрудников пенитенциарных учреждений;

  • несогласие с применением мер взыскания;

  • проблемы в сфере трудовых отношений;

  • пересмотр (отмена) приговора суда;

  • подготовка администрацией учреждений документов в суды об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания;

  • обжалование судебных решений об отказе в условно-досрочном освобождении, освобождении от отбывания наказания в связи с имеющимся тяжелым заболеванием;

  • обжалование действий сотрудников МВД, Следственного комитета, органов прокуратуры;

  • предоставление социальных гарантий, в том числе пенсионного обеспечения;

  • проблемы получения гражданства, оформления паспортов;

  • вопросы семейных отношений и родительских прав;

  • жилищные проблемы;

  • вопросы социальной реабилитации;

  • разъяснение норм действующего законодательства, консультации по вопросам возможностей и порядка защиты своих прав и др.

Особенностью поступающих в адрес Уполномоченного обращений, связанных со сферой исполнения наказания, является их комплексный характер – практически каждое из них содержит, как правило, не только жалобы на нарушения различных категорий прав, но и просьбы об оказании помощи в решении различных жизненных проблем.

Также следует отметить, что по большинству изложенных в жалобах обстоятельств Уполномоченным оказывается максимально возможная помощь. Исключением является обжалование судебных решений, представление интересов заявителя в суде и другие подобные вопросы, непосредственно связанные с судебным порядком рассмотрения дел, поскольку данная сфера исключена из компетенции Уполномоченного. Однако и при поступлении такого рода обращений Уполномоченным предоставляется заявителю максимально полная консультация по конкретной ситуации, с учетом изложенных обстоятельств дела, конкретных процессуальных сроков и др.

При проведении статистического анализа жалоб и обращений, поступающих в адрес Уполномоченного, традиционно используется тематический принцип, позволяющий, исходя из количественных показателей, получить достоверное представление о наиболее острых проблемах в учреждениях уголовно-исполнительной системы, расположенных на территории Архангельской области. Следует отметить, что с 2011 года применяется новая методика классификации обращений по различным категориям прав, включающая в себя уточненные формулировки и установившая четкие критерии отнесения обращений к той или иной категории прав.

Данные о количестве обращений к Уполномоченному, распределенные по тематическому признаку, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тематика обращений

2011 год

2012 год

2013 год

коли–чество

удель–ный вес, %

коли–чество

удель–ный вес, %

коли–чество

удель–ный вес, %

2013 г. к 2012 г., %
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине
Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Областного закона от 14 июня 1996 года №22-оз «Об Уполномоченном...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в...
В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) "О соблюдении прав и свобод человека...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой...
Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. №155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области исполнение...
Закона Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направлен в государственные органы законодательной...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области за...
Костромской области, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconЕжегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д
Извлечения из Закона Смоленской области «Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области»
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края...
Семипалатинском полигоне, Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Главного управления...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад о положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина...
Иркутской области, представляю Губернатору Иркутской области, в Законодательное Собрание Иркутской области, прокурору Иркутской области,...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconI. введение
Республике Казахстан в 2003 году (далее Доклад) подготовлен и составлен Комиссией по правам человека в соответствии с подпунктом...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
Дагестан. В нем представлен обобщенный анализ фактов нарушения прав человека на территории Республики Дагестан, результаты рассмотрения...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconВ рамках второго цикла Универсального периодического обзора Украины...
Совета по правам человека от 17 июня 2011 года Украиной подготовлен данный доклад, который отображает состояние прав человека в государстве...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconНовосибирская область закон об уполномоченном по правам человека в новосибирской области
Настоящий Закон определяет статус Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, порядок назначения на должность и освобождения...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconОтчет о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия в 2013 году
Республике Бурятия (далее – Уполномоченный рб) осуществляется в соответствии с Положением об Уполномоченном по правам ребенка в Республике...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconПриказ от 2 сентября 2014 г. N 3986 о создании условий для непрерывного...
Московской области и в соответствии с пунктом девять части один статьи 8, статьей 16, статьей 76, частями первой-третьей статьи 89,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск