I. введение





НазваниеI. введение
страница1/11
Дата публикации13.08.2015
Размер1.06 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан

О соблюдении прав человека и гражданина в Республике Казахстан

в 2003 году

I. ВВЕДЕНИЕ

Настоящий доклад о соблюдении прав человека и гражданина в Республике Казахстан в 2003 году (далее - Доклад) подготовлен и составлен Комиссией по правам человека в соответствии с подпунктом 2) пункта 4 Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента РК N 1042 от 19 марта 2003 года.

Доклад имеет своей целью информирование Главы государства о ситуации с правами человека и гражданина в Казахстане в 2003 году и посвящен решению следующих задач, возложенных на Комиссию:

- создание условий для реализации Президентом Республики Казахстан его конституционного статуса гаранта прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан;

- содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии прав человека в Казахстане, обобщения итогов рассмотрения поступивших в Комиссию по правам человека индивидуальных и коллективных обращений граждан, сведений, полученных в результате посещения членами Комиссии и сотрудниками ее Секретариата учреждений пенитенциарной системы, здравоохранения, социальной защиты, образования и других государственных органов.

При подготовке Доклада использованы данные, предоставленные государственными органами, неправительственными правозащитными организациями (НПО) Республики Казахстан, международными организациями, а также результаты специальных исследований Комиссии по правам человека и ее Секретариата, посвященных вопросам совершенствования механизма обеспечения и защиты прав человека, конференций, "круглых столов" и семинаров, проведенных Комиссией совместно с НПО и международными организациями в течение 2003 года, обобщения и анализа обращений граждан и организаций, сообщений средств массовой информации.

За период с 1 января по 31 декабря 2003 года в Секретариат Комиссии по правам человека через Канцелярию и Общественную приемную Администрации Президента РК поступило 708 письменных обращений по поводу нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В ходе анализа поступивших обращений выявлены следующие тенденции: не снижается количество обращений граждан, несогласных с решениями судов, нарушениями социальных и трудовых прав, неисполнением судебных решений, жалоб на действия и бездействие правоохранительных органов. Поступившие обращения граждан с соответствующими рекомендациями либо заключениями Комиссии по правам человека направлялись для рассмотрения по существу в государственные органы (прокуратуру, суд, центральные и местные исполнительные органы).

В ходе изучения поступивших обращений Комиссией было взято на особый контроль 47 жалоб граждан, вызвавших обоснованные сомнения в объективности их рассмотрения уполномоченными государственными органами. Из них в 23 жалобах факты нарушения прав человека нашли свое подтверждение. При непосредственной помощи Комиссии по правам человека при Главе государства нарушенные права этих граждан были восстановлены.

Практически в каждой главе Доклада для сравнительного анализа нарушений прав человека приводятся сведения о решенных положительно обращениях граждан, поступивших в Комиссию по правам человека.

Наряду с привлеченным разнообразным фактическим материалом, характеризующим правоприменительную практику государственных органов, хозяйствующих субъектов и иных организаций в контексте соблюдения прав и свобод человека и гражданина, Доклад содержит анализ национального законодательства, регулирующего сферу прав человека, а также заключения и рекомендации по совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав человека.

По своей структуре Доклад отчасти отражает стремление его составителей придерживаться международных стандартов, предъявляемых к докладам в области прав человека, в нем освещаются вопросы соблюдения гражданских и политических прав, экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина. Отдельные главы Доклада посвящены вопросам соблюдения прав человека в ходе предварительного следствия и дознания; в сфере отправления правосудия; обеспечения прав граждан в стадии исполнительного производства; в пенитенциарных учреждениях.
II. О соблюдении гражданских и политических прав человека и гражданина
Гражданские права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства.

Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Права человека, в том числе гражданские права, признаются и гарантируются в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. Республика Казахстан также строго соблюдает обязательства, вытекающие из международных договоров в области прав человека, ратифицированных либо подписанных ею в установленном порядке.

Правам и свободам человека и гражданина посвящен второй раздел Конституции, содержащий 30 статей, в целом соответствующих международным нормам по правам человека.

К гражданским правам и свободам человека относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения. По существу, этот блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы всякого демократически организованного общества.

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц.

По сути дела все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такие права, как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свободу от жестоких видов обращения и наказания, выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию особо тяжких уголовно наказуемых деяний.

Отдельная проблема в этой области - право государства на применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания лицам, совершившим умышленные особо тяжкие преступления. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни. 17 декабря 2003 года Глава государства подписал Указ "О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь". Данный Указ направлен на реализацию положений Концепции правовой политики Республики Казахстан о дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и является закономерным продолжением курса на ограничение применения смертной казни. Принятие данного Указа было высоко оценено ООН, ОБСЕ и другими международными организациями.

Конституция Республики Казахстан гарантирует равенство всех перед законом и судом, запрещение дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Согласно ст. 21 Конституции Республики Казахстан каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора места жительства.

Кроме того, согласно ст. 16 Указа Президента Республики Казахстан "О правовом положении иностранных граждан" иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории Республики Казахстан, открытой для посещения иностранным гражданам, и избирать место жительства в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Казахстан.

Ограничения в передвижении и выборе места жительства устанавливаются актами уполномоченных на то государственных органов, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены какие-либо ограничения по передвижению лиц, пребывающих на территории Казахстана, кроме случаев по обеспечению государственной безопасности.

Тем не менее, на практике встречаются факты необоснованного ограничения прав граждан Республики Казахстан на свободу передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства сотрудниками органов внутренних дел.

Так, например, по данным Генеральной прокуратуры РК, факт нарушения конституционного права гражданина на свободу передвижения имел место в г. Алматы. 7 февраля 2003 года на пересечении улиц Абая и Желтоксан г. Алматы сотрудниками полиции была задержана гражданка К. с ребенком в возрасте 1-го года, доставлена в Бостандыкский РУВД и оформлена участковым инспектором РУВД Т. как лицо без определенного места жительства. Изучение материалов задержания К. показало, что постановление о задержании и помещение ее в приемник-распределитель было вынесено без надлежащей проверки и выяснения личности последней, проверки места жительства. Дополнительной проверкой, проведенной по установлению личности К., установлены полные анкетные данные и наличие удостоверения личности.

К. была незаконно задержана в течение 8 часов. По данному факту прокуратурой Бостандыкского района г. Алматы в отношении участкового инспектора Т. возбуждено дисциплинарное производство. Приказом начальника Бостандыкского РУВД участковому инспектору Т. объявлен выговор.

По-прежнему распространены факты незаконного задержания и доставления граждан в органы внутренних дел, содержания их в служебных кабинетах и других помещениях. Работники полиции практикуют это с целью добывания доказательств, а также ухода от ответственности за незаконные задержания граждан.

Продолжают иметь место факты нарушения конституционных прав граждан в ходе предварительного следствия и дознания, в том числе, применения пыток и других недозволенных методов следствия, нарушения установленного порядка, условий и сроков содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Участились факты, когда сотрудники отделов по борьбе с наркобизнесом и экономическими преступлениями для повышения показателей своей работы, стали незаконно, прикрываясь проведением оперативно-розыскных мероприятий и других методов ОРД (как имитация преступной деятельности, "контрольный закуп"), привлекать граждан к уголовной ответственности, подбрасывая им наркотические средства, организовывая инсценировку реализации спирта.

Так, например, при расследовании уголовного дела по обвинению заместителя начальника отдела уголовного розыска Лениногорского ГОВД капитана полиции К. и оперуполномоченного ОУР старшего лейтенанта полиции А. было установлено, что обвиняемые создали организованную преступную группу и, используя свои должностные полномочия вопреки интересам службы, незаконно вторглись в жилище граждан, проводили необоснованные обыски, в ходе которых подбрасывали наркотики, а затем производили их изъятие. Эти преступные действия приводили к незаконному привлечению граждан к уголовной ответственности и нарушали их конституционные права. Усть-Каменогорским городским судом организатор преступной группы К. приговорен к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества, А. - 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Причиной совершения таких преступлений является низкий профессионализм должностных лиц (следователей, дознавателей), которые в "погоне за показателями" незаконными методами пытаются получить признательные показания при отсутствии доказательств вины того или иного подозреваемого.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право выезжать за пределы Республики Казахстан, граждане Республики Казахстан имеют также право беспрепятственного возвращения в страну.

В целях реализации прав граждан на свободное передвижение и регулирования вопросов выезда из страны, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2001 года N 1010 утверждены Правила выезда граждан Республики Казахстан за пределы Республики Казахстан, которыми отменена разрешительная запись на выезд за границу. Данный нормативный правовой акт получил положительную оценку со стороны правозащитных НПО Казахстана, а также международных организаций.

В 2003 году оформлено 71744 разрешения на выезд граждан Республики Казахстан за рубеж на постоянное место жительства. В выезде обоснованно отказано 2 гражданам в соответствии с п. 3 ст. 32 Закона РК "О миграции населения".

Фактов нарушения сроков оформления документов для выезда за рубеж не выявлено.

Действующим законодательством предусмотрен порядок выхода из гражданства и повторного его получения.

К примеру, согласно ст. 20 Закона Республики Казахстан "О гражданстве Республики Казахстан", выход из гражданства производится по ходатайству покидающего страну лица. При этом лица, которые ранее состояли в гражданстве Республики Казахстан, могут по ходатайству восстановить прежнее гражданство страны, согласно ст. 18 указанного Закона Республики Казахстан.

В 2003 году принято в гражданство Республики Казахстан 60839 человек, в том числе 54502 оралмана.

Репатриация казахов на историческую родину является одним из главных приоритетов миграционной политики страны. На государственном уровне принимаются меры для создания реальных механизмов репатриации этнических казахов, в том числе их организованное переселение и создание условий для жизнедеятельности в местах поселения. Однако, как показала проверка, при переселении и обустройстве имеют место факты грубых нарушений законных прав оралманов, порождающие их многочисленные обращения в различные государственные органы.

Квота иммиграции оралманов, согласно ст. 9 Закона Республики Казахстан "О миграции населения", устанавливается Президентом Республики Казахстан и внесение в нее изменений и дополнений является прерогативой Президента страны. В Карагандинской и Мангистауской областях отмечено нарушение данной нормы.

Так, Управлением по миграции и демографии по Мангистауской области самостоятельно были включены в квоту Узбекистана и Туркменистана на 2001 год 3 семьи из Ирана.

В нарушение требований
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. введение iconВведение 2 Введение 5 Заключение 6 Список литературы 8 Введение «Реклама – двигатель торговли»
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
I. введение iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
I. введение iconПрограмма курса «Введение в геохимию нефти и газа» Введение Предмет...
Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на...
I. введение iconМетодические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность....
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физи­ческую культуру,...
I. введение iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
I. введение iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
I. введение iconВведение в экономику
Совместный бакалавриат вшэ-рэш, 2013-14 учебный год, 1-й курс введение в экономику
I. введение iconРабочая программа по дисциплине Введение в специальность
Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте...
I. введение iconРабочая программа по дисциплине В. В введение в специальность
...
I. введение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине введение в специальность
...
I. введение iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию...
I. введение iconСодержание 2 введение 3 заключение 7 библиографический список 10 введение
Великобритании. Здесь корни большинства макроэкономических изменений кроются в реформаторской политике кабинета, пришедшего к власти...
I. введение iconПамятка для студентов групп мапп-61-62 по изучению дисциплины «Введение в специальность»
Дисциплина «Введение в специальность» изучается в 4-ом семестре. В ней будут рассмотрены следующие темы
I. введение iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 10 Введение в лингвострановедение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
I. введение iconСодержание Введение Кредит, его сущность и функции Формы и виды кредита...
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
I. введение iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию...
Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск