Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение





НазваниеДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение
страница1/7
Дата публикации04.03.2015
Размер0.71 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7
Специальный доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области
О СБЕРЕЖЕНИИ НАРОДА И ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРАНТИЙ ПРАВА НА ЖИЗНЬ

НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Введение

Право на жизнь – важнейшее из прав, провозглашенных 10 декабря 1948 года в Париже, когда почти все страны мира подписались под Всеобщей декларацией прав человека.

Уставшая от войны и потерь Европа, вынесший на своих плечах тяжелейшую из войн Советский Союз и стремившиеся к мировому лидерству Соединенные Штаты были одинаково настроены: ничто не может быть ценнее человеческой жизни.

В течение разных лет политика менялась. Но ценность жизни оставалась неизменной. Так, в практике Европейского суда по правам человека, где число обращений ввиду его популярности превзошло все разумные пределы, приоритетом остается вопрос права на жизнь. Практика последних лет показывает, что в выборе дел из стран Восточной Европы и России именно эти права ставятся на первое место, а не политические, на которые делались прогнозы в самой России.

В мае этого года Европейский суд по правам человека принял первое решение по заявлению из России, обязав государство выплатить участнику работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС положенные ему по закону деньги.

Проблема чернобыльцев, чья жизнь укорачивается из-за отсутствия материальных возможностей на поддержание здоровья, была рассмотрена в Страсбурге как акт законности и гуманизма. Важно, чтобы этот пример стал для нас уроком, который сполна усвоили все россияне.

Да, большая доля в защите прав человека принадлежит власти, с которой население вправе требовать достойной защиты права простого человека на жизнь. Но очень многое зависит и от человека. Доклад, подготовленный Общественным советом по демографии при Уполномоченном по правам человека Свердловской области, наглядно показывает, как укорачивает себе жизнь сам человек.

Среди примеров, которые наши ученые приводят ниже, обратите внимание на такой показатель: расчет потерь трудового потенциала на основании данных за 2001 год показывает, что в связи со смертностью от случайных отравлений алкоголем мужчины не доживают в 4 раза, а женщины в 3 раза больше трудоспособных человеко-лет, чем в связи со смертностью от прочих случайных отравлений. Среди пострадавших 80-85 % - лица трудоспособного возраста, которым бы жить да жить.

Специальный доклад подготовлен Общественным советом на безвозмездной, добровольной основе. Очень бы хотелось, чтобы его оценкой, оплатой трудов ученых стало внимательное прочтение доклада руководителями и специалистами всех ветвей и уровней власти на территории области.

Уверена, что, прочитав доклад, можно сделать один вывод: программа по народосбережению в Свердловской области является приоритетной и требует еще большего внимания, сил и средств. Она окупится быстрее других и получит большую признательность. Поскольку стоит на защите важнейшего из прав человека – права на жизнь.

Проблема роста населения

По данным на первое полугодие 2002 года численность населения Уральского федерального округа составляла 12520,2 тыс. человек, или 8,6 % общей численности населения России.

Население Свердловской области - 4544,9 тысячи человек - составило 36,3 %, то есть более трети общей численности населения округа. Доля населения Свердловской области за период 2000-2002 годы незначительно возросла - на 0,5 %.1

Демографическая ситуация, сложившаяся в Уральском федеральном округе, характеризуется сложными противоречивыми процессами в развитии населения.

Главная тенденция среди них - это абсолютное сокращение численности населения в большинстве территорий (открыто идущая депопуляция), что следует из представленных в табл. 1 данных.

Таблица 1

Численность населения территорий, вошедших

в состав УрФО в 1991 и 2000 годах, тыс. чел.



Территории


1991 г.


2002 г.2

Изменение за 1991-2002 гг. прирост (+); снижение (-)










тыс. чел.

%


Россия


148543


143954


-4589


96,9

УрФО


12766

12520

-246

98,1

В том числе:













Курганская обл.

1110

1074

-36

96,6

Свердловская обл.

4785

4545

-240

95,0

Тюменская обл.


3156

3272

+116

103,7

в том числе













Ханты-Мансийский АО

1314

1424

+110

108,4

Ямало-Ненецкий АО

493

509

+16

103,2

Челябинская обл.


3715

3629

-86

98,8


За рассматриваемый период Свердловская область потеряла 5 % своего населения. Убыль населения была наиболее динамичной по сравнению с другими территория Уральского федерального округа.

В перспективе ближайших 15 лет численность населения Свердловской области уменьшится при существующих пропорциях воспроизводства и миграции населения с 4,6 до 4,1 млн. человек.

У соседей по УрФО будут происходить аналогичные процессы: население Курганской области сократится до одного миллиона человек, а в Челябинской области рискует сократиться – с 3,6 до 3,0 млн. человек (смотри данные убыли населения за год по таблице 1).3

Только национальные округа Тюменской области будут уверенно наращивать демографический потенциал. Но в целом численность Тюменской области большой долей вероятности будет сокращаться из-за неблагоприятных демографических тенденций на юге области.

Таким образом, уже простая раскладка общих потерь населения выделяет Свердловскую область среди соседей по масштабам предполагаемых потерь населения и остро ставит две основных демографических проблемы: недостаточный уровень воспроизводства населения (замещения поколений) и угроза интенсивного воздействия на область легальной и нелегальной миграции.

Воспроизводство населения и его компоненты. Депопуляция

Анализ показателей воспроизводства населения позволяет сказать, что снижение численности населения обусловлено его естественной убылью, то есть превышением уровня смертности над уровнем рождаемости.

Особенно неблагоприятная ситуация отмечается в Свердловской, Челябинской и Курганской областях, где по данным первого полугодия 2002 года показатель естественной убыли составил, соответственно, -7,1; -6,5 и -7,4 в расчете на 1000 населения.

Исключение составляет население Тюменской области и входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, на территории которых уровень рождаемости превышает уровень смертности.

По данным 2002 года естественный прирост населения на этих территориях составил соответственно 2,4; 6,3 и 7,5 на 1000 человек населения.

Причем величина показателей приростов растет из года в год - смотри таблицу 2.

Косвенно относительно уровня воспроизводства и замещения поколений можно судить по величинам естественного прироста населения.

Особую остроту приобретает проблема низкой рождаемости.

По данным 2002 года она такая: Свердловская область - 8,0; Тюменская область - 10,3 рождения в расчете на 1000 населения.

Следует сразу же отметить, что общие коэффициенты рождаемости и смертности при территориальном сравнении страдают значительной неточностью и несопоставимостью из-за методики расчетов.

К сожалению, установленные современные параметры уровня рождаемости меньше требуемого для замещения поколений в Свердловской, Челябинской и Курганской областях почти в 2 раза, а в Тюменской области - в 1,5 раза.
Таблица 2

Показатели естественного прироста населения УрФО в 1991 и 2002 годах (на 1000 населения)

Территория

1991 г.

2002 г.4




Число родившихся

Число умерших

Естественный прирост

Число родившихся

Число умерших

Естественный прирост

Курганская обл.

14,5

11,4

3,1

9,7

17,1

-7,4

Свердловская обл.

12,2

11,2

1,0

9,8

16,9

-7,1

Тюменская обл.

15,9

6,3

9,6

12,3

9,9

2,4

в том числе



















Ханты-Мансийский АО

16,7

4,1

12,6

13,3

7,0

6,3

Ямало-Ненецкий АО

16,3

3,3

13,0

13,4

5,9

7,5

Челябинская обл.

13,4

10,5

3,9

10,0

16,5

-6,5


Современная ситуация с рождаемостью отражает значительные перемены в репродуктивном поведении населения России в целом, которые определяются распространением малодетных семей (1-2 ребенка), сближением уровней рождаемости сельской и городской местности, откладыванием на более позднее время рождение первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости и увеличением процента бесплодных семейных пар.

В последние годы превышение уровня смертности над уровнем рождаемости в Свердловской области имело место и большие размеры, приблизившись к небывалой отметке 37 тысяч. Начиная с 1993 года на территории УрФО заметно активизировался процесс миграционной подвижности населения. При этом количество прибывших ежегодно превышало количество выбывших.

Так, в 1998 году показатель сальдо миграции колебался от 47 человек на 10000 населения в Челябинской области до 21 человека на 10000 населения в Тюменской области. Среди иммигрантов преобладают жители Казахстана, Украины, Белоруссии и среднеазиатских республик ближнего зарубежья.

В целом в последние пять-шесть лет положительное сальдо-миграции покрывало на две трети и более объем естественной убыли населения. Однако следует отметить, что в последние годы миграционный приток заметно сокращается и не позволяет восполнять «бреши» пробитые в массиве населения области депопуляционными тенденциями.

Оценка потенциальных потерь населения области

по причине открыто идущей депопуляции

Формально рассуждая, суммарные размеры естественной убыли населения в Свердловской области составили с 1995 по 2001 годы и первую половину 2002 года – 242 тысячи человек.

Если брать общий вал смертности, то за указанные годы он был еще большим – 532 тысяч умерших. Если бы проводимая в социальной и демографической сфере политика была в эти годы полностью эффективной, то потери от смертности не превысили бы полумиллиона человек и составили бы только 382 тысячи.

По самым скромным оценкам, потери населения таких размеров имели бы место без учета положительного влияния нарастающего числа выживших на воспроизводство новых поколений.5

Принимая во внимание информацию о том, что за тот же период общий вал родившихся составил 289 тысяч человек, можно подсчитать естественную убыль населения. Она составила бы 93 тысячи человек (382 – 289 = 93). Ее могло бы перекрыть даже незначительное повышение общего числа родившихся.

Эта тенденция наметилась было с 1998 года, но не получила подкрепления в годы последовавшие после «дефолта» из-за резкого обвала показателей уровня жизни (уровня доходов) основной части населения области.

Возросший в результате с 25 до 37 тысяч в год отрицательный прирост населения, снижение чисел родившихся и повышение числа умерших – лишь отдельные фрагменты социальной цены, которую область вынуждена была заплатить за оживление национальной экономики. Повторный эксперимент с рычагами управления подобными «дефолту» повлечет за собой новый социальный «микроинфаркт».

Манипуляции с общими цифрами умерших и родившихся являются очень грубыми приемами оценки действительной демографической ситуации. Величины естественного прироста населения плохо отражают истинные размеры депопуляции населения и недостаточны для решения проблем управления демографическими процессами и выработки эффективных социальных программ.

Депопуляция и урбанизация

Наиболее заметно депопуляционные тенденции проявили себя в городах Свердловской области. Абсолютное сокращение численности городского населения области впервые обозначилось в 1991 году в размере 16,6 тыс. человек. А всего за 10 лет (1991 – 2001 годы) городское население области сократилось на 189 тыс. человек. Естественная убыль составила 255 тысяч.

Разница межу абсолютным сокращением числа горожан и естественной убылью приходится на миграционный приток из других регионов России, но главным образом из стран СНГ. За рассматриваемый период родилось 418 тыс. детей, а умерло 670 тыс. человек, из них две трети люди трудоспособного возраста, то есть умерло в 1,6 раза больше, чем родилось. Причем разница между числом родившихся и умерших с годами нарастала.

В последнем отчетном году – 2001, умерло на 75 % больше, чем родилось. При анализе естественного движения населения городов Свердловской области мы оперировали относительными показателями, рассчитанными на среднегодовую численность того или иного города.

Как свидетельствуют данные, величина естественной убыли в расчете на 1000 человек по городам области была дифференцирована в диапазоне 2,8 %о в городе Лесном, до 17,4 %о в Дегтярске. Разница более чем шестикратная.

Проведенное ранжирование показало, что к группе городов-лидеров (если их так можно назвать по итоговым величинам отрицательного естественного прироста), естественная убыль которых не превысила четырех промилле (%о), относились в 2001 году всего 6 из 48 городов области. Это Лесной - 2,8 %о; Верхняя Пышма – 2,9; Новоуральск – 3,0; Качканар – 3,4; Ивдель – 3,6 и Заречный – 3,7 %о. Они имели более высокую, чем в целом по городской местности, рождаемость (свыше 10 %о против 8,9 по области) и более низкую смертность.

Во всех городах этой группы, кроме Ивделя, общий показатель смертности колебался от 10,7 %о в Заречном, до 13,4 %о в Верхней Пышме. В этих же городах в 2001 году отмечалась и самая низкая младенческая смертность и особенно в Верхней Пышме – всего 2,9 %о.

По городской местности в целом младенческая местность составляла 11,3 %о. В Ивделе этот коэффициент втрое превысил среднеобластной уровень (32,8 %о), что повлияло на общий показатель смертности в сторону его повышения.

Во вторую группу были включены города, естественная убыль которых не превысила среднего по области уровня (6,8 %о) Сюда относятся 12 городов (в порядке нарастания показателя): Новая Ляля, Краснотурьинск, Екатеринбург, Красноуфимск, Богданович, Реж, Березовский, Арамиль, Сысерть, Ревда, Среднеуральск, Верхотурье.

По мнению специалистов на местах улучшение демографической ситуации возможно за счет того, что государственные дотации должны быть увязаны не только с фактом рождения ребенка, но и с качеством новорожденного. Необходима медико-биологическая квалификация родителей. Так, с начала 2001 года в муниципальном образовании «Невьянский район» ведется работа по улучшению демографической ситуации.

В большей части городов области величина естественной убыли превышала средний по области показатель. Наибольшее превышение смертности над рождаемостью отмечалось в депрессивных территориях. К ним можно отнести пять городов: Михайловский – отрицательный естественный прирост составлял - 11,2 %о; Кушва – 11,6: Волчанск – 11,9: Тавда – 12,4: и Дегтярск – 17,4 %о. В этих городах зафиксирована самая низкая рождаемость (в Дегтярске всего 5,5 %о) и самая высокая смертность как общая (свыше 20 %о), так и младенческая смертность.

Рождаемость

Динамика рождаемости очень чутко отреагировала на изменения социально-экономических факторов воспроизводства населения (в основном это факторы занятости, доходов и уровня жизни населения) в период 1998 - 2001 годы. Однако демографические изменения были незначительными в плане статистики. Общий уровень рождаемости удержался при всех условиях в пределах 8 родившихся в расчете на 1000 населения (8,5 - 8,0 %0).

Статистика 2001 года обнаружила небольшой рост числа новорожденных – на 2, 6 тысячи больше по сравнению с предыдущим годом. Общее число живорожденных составило 40970 человек. Число мальчиков составило 21152 человек или 51,6 % (107 в расчете на 100 девочек, обычно 105-106). В лучших условиях рождается больше мальчиков, в худших процент девочек выше. Общий коэффициент рождаемости в результате составил 8,96 или 9 %0.

Судя по модели гипотетического минимума естественной рождаемости В.А. Борисова (ГМЕР)6 в Свердловской области должно было родиться в 2001 году 48,4 детей в расчете на 1000 населения или 221,1 тысяч человек. Таков моделируемый потенциал рождаемости Свердловской области, если отвлечься от дискуссии по поводу реальной ситуации с плодовитостью супругов. В итоге «не родилось» 180,1 тыс. человек. Причины – внутрисемейное ограничение рождаемости. В основном это аборты и миниаборты, отчасти (15-17 %) вмешательство фактора контрацептивного поведения супругов.

Таким образом, семьи достаточно жестко держат уровень рождаемости под своим контролем (за исключением ситуации с рождением первенца). Все предшествующие годы реформы уровень общей рождаемости устойчиво держался на отметке вдвое меньшей, чем уровень выросшей общей смертности в области, провоцируя высокую степень депопуляции населения.

Произошедшее повышение могло быть вызвано увеличением числа молодых матерей и количеством заключенных браков, что имело место за период 1998-2000 годов. Начинают сказываться результаты действия «Программы народосбережения Свердловской области» в сфере рождаемости, хотя радикальных изменений пока не видно. Увеличение общей рождаемости до 40 тысяч отрадное явление, но скачок относительного показателя с 8 до 9 в промилле не впечатляет.

Количество молодых женщин в наиболее детородном возрасте 20-24 лет составило в 2001 году 177,8 тыс. чел., тогда как в возрастах 25-29 лет лиц женского пола насчитывалось всего 166,2 тыс. чел. Между тем средний возраст матери при рождении ребенка составил 25,4 года.

Таким образом, число рождений будет увеличиваться в текущий пятилетний период просто «автоматически» из-за перехода молодых мам в более старшие возрастные группы. Это простое правило демографического прогнозирования часто совершенно не воспринимается далекими от демографии управленцами и экономистами.

Точная оценка уровня воспроизводства населения. Число детей в семье

Частично на этот вопрос может ответить статистика среднего числа детей в расчете на одну женщину (суммарный коэффициент рождаемости – СКР). Среднее число детей находится под влиянием интенсивности рождений в различных возрастных группах женщин.

Таблицы рождаемости фиксируют изменение частоты деторождения в различных возрастных группах женщин.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области исполнение...
Закона Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направлен в государственные органы законодательной...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине
Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Областного закона от 14 июня 1996 года №22-оз «Об Уполномоченном...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconЧеловека свердловской области в 2005 году
Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного по правам человека, привлечение всех...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2006 году
Свердловской области. Мне важно и то, что лично Губернатор области подчеркивает абзацы в этом докладе, и что жители из Гари и Таборов,...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconОпираясь на конституцию
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2008 году
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад составлен на основе анализа поступившей Уполномоченному в...
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области о деятельности в 2013 году
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconГод под знаком гражданского общества
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2011 году
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Смоленской области «Реализация...
Соблюдение и защита неотъемлемого права каждого человека и гражданина на жизнь, гарантированного статьей 20 Конституции Российской...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад заместителя председателя
Правительства Свердловской области – министра социальной защиты населения Свердловской области В. А. Власова
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой...
Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. №155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области за...
Костромской области, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconОб утверждении порядка предоставления сведений о количестве
Свердловской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2010 году
Но, как это часто бывает в России, где долгие столетия подряд сверху предлагаются серьёзные перемены, в низах сохраняется не только...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconНовосибирская область закон об уполномоченном по правам человека в новосибирской области
Настоящий Закон определяет статус Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, порядок назначения на должность и освобождения...
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о сбережении народа и обеспечении гарантий права на жизнь населения свердловской области введение iconДоклад подготовлен в соответствии с постановлением Правительства...
Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск