ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 9 класса разработана на основе Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений ( базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации,
Программы курса «Обществознание» для 9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2006. Авторы: А. И. Кравченко), допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе сборника материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа по обществознанию опирается на комплект учебников А. И. Кравченко (Обществознание: 9 кл. М.: Русское слово, 2008) и рассчитана на:
9 класс - 34 учебных часа;
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, лабораторные и практические работы. Формы итоговой аттестации: контрольная работа, тесты ГИА
Настоящая программа составлена "в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания обществоведческого образования.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, соответствуют Примерной программе на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа, 2007).
Программа ориентирована на следующие основные цели и задачи курса:
ознакомить учащихся с широкой совокупностью знаний об общественной жизни;
дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно- нравственной и философской тематике;
сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах -науке, религии, искусстве и т. д.
Особенностями курса «Обществознание» 9 классов в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития являются его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых вопросов предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.
В содержании курсов сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма.
В курсе «Обществознание» 9 класс достаточно полно представлены реалии российской истории, возникновения государства и права, права человека и гражданина, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо получения знаний об обществе, сложившихся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среди непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются, прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.
Оценка знаний учащихся
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Общеучебные умения учащихся на начало года:
В результате изучения обществознания в 9 классе ученик должен:
знать
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами; моральные нормы, регулирующие общественные отношения;
уметь
характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы XXI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества: роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;
вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.
владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Требования к уровню подготовки выпускников
знать
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;
уметь
характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы XXI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни;
опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества: роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире: опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;
вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.
владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;
для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
для реализации и защиты прав человека и гражданина;
для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;
в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.
Календарный план-сетка
№пп.
| Название темы
| Количество часов
| В том числе тесты
| 1
| Политическая сфера общества
| 10ч.
| 1
| 2
| Человек и его права
| 13 ч
| 1
| 3
| Духовная сфера
| 11ч
| 1
| Итого:
| 34 ч
| 5
|
| Тема урока
| Тип урока
| Вид деятельности учащихся
| Виды контроля, измерителя
| Планируемый результат
| Элементы содержания
| Дата проведения
| План
| Факт
| I четверть (9часов)
Раздел I ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (11 часов)
| 1
| Власть
| Тематическая лекция
| Групповое
выполнение проблемного задания.
| Фронтальный опрос
| Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.
| Что такое политика?; роль политики в жизни общества; власть; источники власти; разделение властей; сила; авторитет; иерархия
| 5.09
|
| 2
| Государство.
| Комбинированный урок
| Групповая.
| Фронтальный опрос
| Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства. Уметь анализировать виды монополии государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов).
| Что такое государство, политическая система общества; понятие и признаки государства; формы государства; причины возникновения государства; суверенитет; монополия; институт
| 12.09
|
| 3
| Национально- государственное устройство
| Комбинированный урок
| Групповая.
| Тест
| Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения.
Уметь: объяснить процесс создания централизованных государств; объяснить причины и особенности распада национальных государств.
| Основные формы правления; территориальная организация государства; централизованные и национальные государства; тенденции в мировом сообществе; федерация; сепаратизм; империя; монархия; аристократия; демократия; тирания; олигархия; республика; импичмент
| 19.09
|
| 4
| Формы правления.
| Тематическая лекция.
| Групповая.
| Тест
| Уметь: сравнивать две формы правления: республику и монархию; разъяснить сущность демократической формы правления; анализировать политическую систему государства.
| 26.09
|
| 5
| Политические
режимы
| Комбинированный
урок
| Групповая.
| Практическая работа
| Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России).
| Политический режим; гражданское общество и правовое государство; авторитаризм; парламент; гражданство; тоталитаризм
| 3.10
|
| 6
| Политические режимы. Гражданское
общество
и правовое
государство
| Комбинированный
урок
| Групповая.
| Фронтальный опрос
| Уметь: объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство); формулировать и отстаивать свою позицию.
| 10.10
|
| 7
| Политическая жизнь общества
| Тематическая лекция
| Индивидуальная, фронтальная формы работы.
| Самостоятельная работа
| Уметь: объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны; высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.
| Участие граждан в политической жизни. Виды, формы политического участия; роль и функции выборов в органы власти; основные типы (формы) избирательной системы; политический процесс, его разновидности; политические партии и движения, их роль в общественной жизни; автономное участие; мобилизованное участие; референдум; плебисцит; партия; голосование; политическая программа. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества
| 17.10
|
| 8
| Формы управления политической жизнью
| Семинар
| Индивидуальная.
| Тест
| Уметь: сопоставлять и систематизировать материал,
связанный с особенностями различных политических партий;
формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию (вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов (партий).
| 24.10
|
| 9
| Итоговый урок по разделу «Политическая сфера» Тест №1
| Повторительно-
обобщающий
урок
| Групповая.
| Контрольная работа
| Знать термины: политическая система, демократия. Уметь: называть формы правления, формы национально-государственного устройства; объяснить роль политики в жизни общества; характеризовать государство; приводить примеры участия граждан в политической жизни; высказывать свое отношение к достижениям и проблемам процесса модернизации России, преобразованиям в крае.
| Политическая система, демократия, ее развитие в современном мире; формы правления, формы национально-государственного устройства, политические организации, общественно-политические движения
| 31.10
|
| II четверть (7 часов)
|
|
|
| 10
| Деловая игра
| Урок-конференция
| Индивидуальная.
| Тесты ГИА
| Знать термины: политические организации, общественно-политические движения. Уметь: - приводить примеры участия населения в политической жизни страны и края; характеризовать политические организации области
| 14.11
|
| Раздел II ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА (13 часов)
| 11
| Право
| Контрольный урок
| Индивидуальная
| Тестирование
| Знать понятия: социальные нормы, правовая культура личности, норма права, правовая система.
| Происхождение права; право, его роль в жизни общества и государства; структура и формы права; социальные нормы; правовая культура личности; норма права; правовая система. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правонарушений
| 21.11
|
| 12
| Сущность
и особенности права
| Вводная
лекция
| Групповая.
| Фронтальный опрос
| Уметь объяснить особый статус права в системе социальный норм; сравнивать нормы морали и нормы права.
| 28.11
|
| 13
| Закон и власть
| Лекция с элементами беседы
| Индивидуальная.
| Самостоятельная работа
| Уметь: давать оценку изученных политико-правовых явлений; формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; объяснять
сущность разделения властей.
| Из истории законодательства и правосудия в России; конституционный суд РФ; верховный суд РФ; кассация; суды общей юрисдикции; мировые суды; истец; ответчик; суд присяжных; апелляция; судопроизводство; юрисдикция; адвокат; прокурор; третейский суд; федеральное собрание; правительство; президент; арбитражный суд. Органы государственной власти Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Причины и виды правонарушений. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы.
| 5.12
|
| 14
| Закон, власть и правосудие в современной России
| Комбинированный
урок
| Групповая.
| Тест
| Уметь: объяснить особенности правового статуса гражданина России; соотносить правовой статус
жителя области с правовым статусом гражданина России.
| 12.12
|
| 15
| Конституция – основной закон государства
| Тематическая лекция
| Индивидуальная.
| Практическая работа
| Уметь: называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; характеризовать институт права собственности.
| Конституция Российской Федерации; правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?; права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; Конституционные обязанности гражданина
| 19.12
|
| 16
| Гражданское право
| Комбинированный урок
| Групповая
| Фронтальный опрос
| Знать понятия: имущественные отношения, собственник, сделка, договор, иск, потребитель, исполнитель
| Что такое гражданское право и что оно регулирует?; что такое сделка (договор)? Основные виды гражданско-правовых договоров; право собственности; права потребителей; имущественные отношения; собственник; сделка; договор; иск; потребитель; исполнитель. Гражданские правонарушения. Жилищные правонарушения. Понятие правоотношения. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
| 26.12
|
| III четверть
|
|
|
| 17
| Право и имущественные отношения. Потребитель и его права
| Комбинированный
урок
| Индивидуальная.
| Тест
| Уметь: характеризовать трудовое
право как отрасль права, трудовой контракт; характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; назвать: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых
отношений.
| 16.01
|
| 18
| Трудовое право
| Деловая
игра
| Групповая.
| Фронтальный опрос
| Знать понятия: правоспособность, дееспособность, трудовое право, кодекс, брак, моногамия
| Трудовое право; семейные правоотношения; правоспособность; дееспособность; право на труд и трудовые правоотношения; кодекс; брак; моногамия. Права и обязанности родителей и детей
| 23.01
|
| 19
| Семейное право
| Комбинированный
урок
| Индивидуальная.
| Практическая работа
|
| 30.01
|
| 20
| Юридическая ответственность
| Повторительно-
обобщающий
урок
| Индивидуальная.
|
| Уметь: называть основные документы по защите прав детства; характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в крае; приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних в РТ.
| Юридическая ответственность, ее признаки; преступление и правонарушение. Виды преступлений и правонарушений; наказание, его виды и цель; дисциплинарная ответственность; юридическая ответственность; преступление; уголовный кодекс; материальная ответственность; дисциплинарная ответственность; проступок (административный проступок); уголовная ответственность; наказание; административные правоотношения, правонарушения и наказания; ответственность. Система законодательства. Пределы допустимой самообороны.
| 6.02
|
| 21
| Дисциплинарная ответственность
| Урок практикум
| Групповая.
| Работа с документами
| Умение работать с документами (первоисточниками); сравнивать, сопоставлять федеральное и региональное законодательства; характеризовать систему органов местного самоуправления.
| 13.02
|
| 22
| Итоговый урок по разделу «Человек
и его права» Тест №2
| Повторительно-
обобщающий
урок
| Индивидуальная, фронтальная формы работы.
| Фронтальный опрос
| Уметь: обобщать и систематизировать изученный материал по теме; вести дискуссию, отстаивать свою позицию; сопоставлять федеральные и региональные законы; реализовывать имеющиеся права и защищать свои интересы.
| Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
| 20.02
|
| 23
| Деловая игра
| Контрольный урок
| Индивидуальная
| Тестирование
| Знать пройденный материал по теме
| 27.02
|
| Раздел III ДУХОВНАЯ СФЕРА (11 часов)
| 24
| Что такое культура.
| Вводная лекция
| Индивидуальная, фронтальная формы работы.
|
| Уметь: Характеризовать. Духовную жизнь человека и общества; разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Знать правила этикета и то, как они могут проявляться. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия.
| Понятие «культура», движущиеся силы культуры; формы культуры; культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии; функции культуры; духовная культура; ценность; духовность; этикет. Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Патриотизм и гражданственность.
| 6.02
|
| 25
| Функции культуры
| Лекция.
|
|
| Знать, что такое культурные
нормы и чем они определяются.
Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов; разъяснять понятие «мораль общества». Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе.
| 13.03
|
| 26
| Культурные нормы
| Тематическая лекция
| Групповая.
| Самостоятельная работа
| Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей. Знать особенности молодежной субкультуры.
Уметь анализировать формы культуры (вариант: высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры).
| Культурные нормы; привычки, манеры, этикет; обычай, традиции; мораль; вкус; церемония; ритуал; обычное право; санкции
| 20.03
|
| IV четверть (8 часов)
| 27
| Формы культуры
| Комбинированный урок
| Групповая.
| Тест
| Знать понятия: элитарная культура, фольклор, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура
| Основные формы культуры; субкультура и контркультура – две разновидности культуры; элитарная культура; фольклор; народная культура; массовая культура
| 3.04
|
| 28
| Религия
| Комбинированный уро
| Индивидуальная, фронтальная формы работы.
| Практическая работа
| Знать понятия: религия, архаичные религии, миф, мифология, тотемизм, фетиш, фетишизм, анимизм, культ, символ, монотеизм, политеизм
| Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества; виды религии; архаичные верования; культ, символ. Мировые религии и их каноны; архаичные религии; миф; мифология; тотемизм; фетиш; фетишизм; анимизм; монотеизм; политеизм. Свобода совести.
| 10.04
|
| 29
| Культ, символ. Мировые религии и их каноны
| Комбинированный урок
| Групповая.
| Фронтальный опрос
| 17.04
|
| 30
| Искусство
| Комбинированный урок.
| Индивидуальная, фронтальная формы работы.
|
|
| Понятие искусства; художественная культура; функции художественной культуры и искусства
| 24.04
|
| 31
| Образование и наука
| Обобщающий урок
| Индивидуальная, фронтальная формы работы.
| Контрольная работа
| Знать понятия: школа, ученик, наука, университет, академия
| Образование и его значимость в условиях информационного общества. История развития школы; школа современности; наука в жизни современного общества; структура Академии наук и большой науки. Классификация наук. Высшее образование и его роль в современном мире; ученик; университет. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
| 24.04
|
| 32
| Высшее образование и его роль в современном мире.
| Итоговый урок по курсу.
| Групповая.
| Тесты ГИА
| 8.05
|
| 33
| Итоговый урок. Тест №3
| Урок повторения
| Групповая
| Опрос
| Знать пройденный материал за учебный год
|
| 15.05
|
| 34
| Деловая игра
| Урок повторения
| Групповая
| Опрос
| Знать пройденный материал за учебный год
|
| 22.05
|
| |