Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Москва, «Просвещение», 2010 г.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.
Цели.
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В программы были внесены изменения:
Добавлен вводный урок.
Тема «Личность и общество» вместо 3 ч., рассчитан на 4 ч.
Тема «Сфера духовной культуры», вместо 7 ч., содержит 8 ч., т. к. добавлен Повторительно-обобщающий урок.
Тема «Социальная сфера», содержит вместо 4 ч. , 5 ч., т. к. добавлен Повторительно-обобщающий урок.
Резерв – распределен на контрольные и повторительно-обобщающие уроки.
Программа реализуется на основе учебника – Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2011 г.
Программа рассчитана на 35 часов в 8 классе из расчета 1 учебного часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-первичного анализа и использования социальной информации;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки похождения
| | Примечание
| | | | Планир.
| Фактич.
| | 1
| Введение.
| 1
| 03.09
| | | | Личность и общество.
| 4
| | | | 2
| Личность.
| 1
| 10.09
| | | 3
| Общество как форма жизнедеятельности людей.
| 1
| 24.09
| | | 4
| Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
| 1
| 30.09
| | | 5
| Социальные изменения и их формы. Развитие общества.
| 1
| 02.10
| | | | Сфера духовной жизни.
| 8
| | | | 6
| Сфера духовной культуры и её особенности
| 1
| 15.10
| | | 7
| Мораль.
| 1
| 22.10
| | | 8
| Долг и совесть.
| 1
| 23.10
| | | 9
| Моральный выбор
| 1
|
| | | 10
| Значимость образования в условиях информационного общества.
| 1
|
| | | 11
| Наука, ее значение в жизни современного общества.
| 1
|
| | | 12
| Религия как одна из форм культуры
| 1
|
| | | 13
| Обобщающий урок по теме «Сфера духовной жизни».
| 1
|
| | | | Экономика
| 12
| | | | 15
| Потребности и ресурсы.
| 1
|
| | | 16
| Основные вопросы экономики.
| 1
|
| | | 17
| Собственность.
| 1
|
| | | 18
| Рынок
| 1
|
| | | 19
| Производство
| 1
|
| | | 20
| Предпринимательство
| 1
|
| | | 21
| Роль государства в экономике
| 1
|
| | | 22
| Распределение. Неравенство доходов.
| 1
|
| | | 23
| Потребление.
| 1
|
| | | 24
| Реальные и номинальные доходы. Инфляция
| 1
|
| | | 25
| Безработица
| 1
|
| | | 26
| Обмен. Мировое хозяйство
| 1
|
| | | | Социальная сфера.
| 5
| | | | 27
| Социальная структура общества
| 1
|
| | | 28
| Социальный статус и социальная роль
| 1
|
| | | 29
| Этнические группы. Межнациональные отношения
| 1
|
| | | 30
| Отклоняющееся поведение.
| 1
|
| | | 31
| Повторительно - Обобщающий урок по теме«Сфера духовной жизни».
| 1
|
| | | 32
| Повторительно - Обобщающий урок по теме«Личность и общество»
| 1
|
| | | 33
| Повторительно - Обобщающий урок по теме «Экономика».
| 1
|
| | | 34
| Повторительно - Обобщающий урок по теме «Социальная сфера».
| 1
|
| | | 35
| Итоговое повторение по курсу
| 1
|
| | | |