Скачать 434.43 Kb.
|
На правах рукописи Верченко Надежда Игоревна Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконного участия в предпринимательской деятельности Специальность: 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Тюмень – 2011 Работа выполнена на кафедре криминологии Омской академии МВД России
Защита состоится 23 сентября 2011 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 203.034.01 при Тюменском юридическом институте МВД России по адресу: 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75, зал заседаний Ученого совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского юридического института МВД России. Автореферат разослан «__»_______2011 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор юридических наук, профессор Р. Д. Шарапов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. В соответствии со Стратегией национальной безопасности до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, коррупция отнесена к системным угрозам национальной безопасности. 13 ноября 2009 г., обращаясь к Федеральному собранию Российской Федерации, Президент Д. Медведев назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути развития страны: «Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла»1. 30 ноября 2010 г. Президент подтвердил: «нашей принципиальной задачей остаётся борьба с коррупцией. Считаю, что мы должны самым внимательным образом анализировать исполнение уже принятых решений и двигаться дальше»2. Между тем согласно исследованию международного общественного движения Transparency International, определяющего «Индекс восприятия коррупции» (ИВК), Россия заняла в рейтинге 154-е место (из 178) с 2,1 баллами. Ближайшие «соседи» нашей страны по этому показателю — Камбоджия, Кения, Конго (также по 2,1 балла). В прошлом году Россия получила 2,2 балла и заняла 146-е место. По опубликованному в конце 2009 г. рейтингу Международного центра антикоррупционных исследований Россия единственная из стран «Большой двадцатки» находится в зоне высокой коррупции3. Коррупция как социально-правовое явление имеет множество форм своего проявления. Наиболее общественно опасные ее формы отражены в уголовном законе, среди них незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. По данным криминологических исследований, незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности является самым распространенным коррупционным проявлением, обладающим высочайшим уровнем латентности. Регистрация данного вида преступлений остается традиционно низкой (в 1997 г. – 17, в 2002 г. – 18, в 2007 г. – 44, в 2010 г. – 19). В основе незаконного участия в предпринимательской деятельности лежит конфликт интересов личной (узкогрупповой) материальной заинтересованности чиновника и принципов несения государственной службы: чиновник выбирает не интересы службы, не добросовестное исполнение своего служебного долга, а идет на поводу своих корыстных потребностей, используя должностное положение для извлечения выгоды путем участия в предпринимательской деятельности. Как показывает практика, сотни чиновников различных министерств и иных органов исполнительной власти входят в советы директоров акционерных обществ, т.е. происходит сращивание государственного аппарата с коммерческими организациями, что представляет собой узаконенную коррупцию. В обход законов и иных нормативных актов чиновники различного уровня перекачивают государственные средства в контролируемые ими предпринимательские организации, по демпинговым ценам вывозят и продают за рубеж энергоносители и иные товарно-сырьевые ресурсы. Незаконное совместительство государственной службы и предпринимательства имеет весьма опасные последствия для политической системы государства и национальной экономики: нарушаются конкурентные механизмы рынка, расширяется теневая экономика, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета, неэффективно используются бюджетные средства, в частности при распределении госзаказов и кредитов, теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры, происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических групп, видящих во власти не только средство лоббирования своих интересов, широкие возможности для отмывания денег, но и защиту от привлечения к уголовной ответственности. К тому же при любом уровне критичности населения к правящим кругам последние, как правило, служат неким образцом (положительным или отрицательным) для подражания, а при высокой криминальности элиты, пусть даже латентной, – серьезным аргументом оправдания своего противоправного поведения. Сложившаяся ситуация требует уяснения сущности незаконного участия в предпринимательской деятельности, специального криминологического анализа его причинности, уголовно-правовых и криминологических характеристик данного преступления, определения основных проблем борьбы с этим преступлением и оптимальных путей их разрешения, разработки комплекса мер предупреждения незаконного участия должностных лиц в предпринимательской деятельности. Указанные обстоятельства в совокупности и определяют актуальность и причины выбора темы исследования. Степень разработанности темы исследования. Учитывая, что незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности является одной из разновидностей коррупции, теоретические и практические аспекты противодействия данному явлению затрагиваются в работах, посвященных вопросам борьбы с коррупцией в целом. Последняя подверглась широкому изучению не только учеными-юристами, но и специалистами в области психологии, социологии, теории управления, экономики, философии и других наук. Значительный вклад в исследование коррупции и ее видов, в том числе должностных преступлений, внесли такие специалисты как: Г.А. Аванесов, А.Я. Аснис, Т.Б. Басова, В.Н. Борков, Н.В. Бугаевская, Б.В. Волженкин, А.В. Галахова, Л.Д. Гаухман, А.И. Долгова, Н.А. Егорова, Б.В. Здравомыслов, П.А. Кабанов, М.П. Клейменов, И.Н. Клюковская, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.В. Куракин, Н.А. Лопашенко, В.В. Лунеев, А.В. Наумов, С.В. Максимов, В.К. Максимов, И.Б. Малиновский, В.С. Овчинский, В.В. Прудников, А.В. Шнитенков, В.Е. Эминов, П.С. Яни и др. Несмотря на существенную теоретическую и практическую разработку уголовно-правовых и криминологических вопросов противодействия коррупции, такая ее разновидность, как незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, не была предметом специального юридического исследования и криминологического анализа, изучалась отдельными учеными лишь фрагментарно. В связи с этим очевидна необходимость комплексного (уголовно-правового и криминологического) анализа проблем противодействия незаконному участию должностных лиц в предпринимательской деятельности как одному из проявлений коррупции в России. Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются отношения в сфере противодействия незаконному участию должностных лиц в предпринимательской деятельности. Предметом исследования выступают криминологическая характеристика незаконного участия в предпринимательской деятельности, его детерминанты, отраженные в уголовном законе признаки состава преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, практика применения данной уголовно-правовой нормы, а также состояние мер противодействия незаконному участию в предпринимательской деятельности. Цель диссертационного исследования - разработка научно обоснованных мер специально-криминологического и уголовно-правового характера по повышению эффективности противодействия незаконному участию в предпринимательской деятельности. Достижение поставленной цели возможно при условии комплексного, системного подхода к решению взаимосвязанных задач, поставленных в диссертационном исследовании: – анализ социальной обусловленности и исторических предпосылок уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности; – исследование уголовно-правовой характеристики состава незаконного участия в предпринимательской деятельности; – выявление проблем квалификации состава незаконного участия в предпринимательской деятельности; – выявление и анализ детерминантов незаконного участия в предпринимательской деятельности; – исследование правового и организационного противодействия незаконному участию в предпринимательской деятельности в современный период и разработка комплекса научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию мер правового и организационного противодействия незаконному участию в предпринимательской деятельности. Методология и методы исследования. Методологической базой исследования служат основополагающие общефилософские методы познания, системный и структурный подходы к исследованию. Использовались общенаучные (анализ, синтез, абстрагирование, дедукция и индукция, сравнение) и частнонаучные (исторический, формально-юридический, описательно-аналитический, системно-структурный, статистический) методы. В процессе получения искомой информации широко применялись социологические методики: экспертная оценка, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ документов и др. Теоретическая и нормативная основа исследования. Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по криминологии, уголовному праву, административному праву, социологии и психологии, относящиеся к проблематике исследования. В работе над диссертацией автор опиралась на Конституцию РФ‚ международные правовые акты‚ Уголовный кодекс РФ‚ законодательные и иные нормативные акты в сфере административного‚ гражданского и других отраслей права‚ постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ. Использовались ранее действовавшее отечественное уголовное законодательство‚ уголовное законодательство отдельных зарубежных стран. Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют статистические данные Главного информационно-аналитического центра МВД России о коррупционных преступлениях, в том числе незаконном участии в предпринимательской деятельности, а также другие статистические показатели деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции; опубликованная практика Верховного Суда Российской Федерации; результаты изучения 38 уголовных дел о незаконном участии в предпринимательской деятельности и других коррупционных преступлениях, рассмотренных судами Новосибирской, Омской, Архангельской областей, Республики Коми, а также отказных материалов; результаты анкетирования населения (750 человек), 253 предпринимателей, более 150 сотрудников следственного комитета РФ и судей. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке системы мер специально-криминологического и уголовно-правового характера, направленных на повышение эффективности противодействия незаконному участию должностных лиц в предпринимательской деятельности. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Социальная обусловленность уголовно-правового запрета незаконного участия в предпринимательской деятельности определяется национальными историческими особенностями появления и развития феномена совместительства деятельности на государственной (муниципальной) службе и предпринимательства, свидетельствующими о крайне высокой степени общественной опасности такого совместительства. Незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности является криминальным проявлением деловой коррупции. 2. Объект незаконного участия в предпринимательской деятельности имеет социальное «ядро» – безопасность политической системы государства и национальной экономики, и «правовую оболочку» – правоотношения, обеспечивающие надлежащее поведение субъектов охраняемой сферы. 3. По смыслу уголовно-правовой нормы об ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности содержание понятия «доверенное лицо» более широко и не тождественно содержанию гражданско-правовых терминов «представитель» и «доверительный управляющий». 4. В целях повышения эффективности применения уголовно-правовой нормы об ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности в уголовный закон предлагается внести следующие изменения и дополнения: – диспозицию ст. 289 УК РФ изложить в следующей редакции: «Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо, а равно регистрация должностного лица в качестве индивидуального предпринимателя, если эти деяния совершенны вопреки запрету, установленному законом, и связаны с предоставлением указанной организации льгот и преимуществ или с покровительством предпринимательской деятельности в иной форме»; – в примечание 1 к ст. 285 УК РФ внести дополнения, включив в понятие должностного лица «государственных и муниципальных служащих, представляющих интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в коммерческих организациях, а также работников, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных или муниципальных предприятиях». 5. Детерминантами незаконного участия в предпринимательской деятельности являются как общие причины и условия, характерные для всех коррупционных преступлений, так и частные, характерные только для рассматриваемого преступления, напрямую связанные с реальной обстановкой, сложившейся в стране, при которой утрачивается истинный смысл государственной службы – служение обществу и государству, а власть воспринимается как средство удовлетворения личных потребностей в материальных благах, достижении определенного социального положения, признании, самоуважении и гарантии безопасности как внутренней (возможность влиять на происходящие процессы в сфере власти и бизнеса, материальное обеспечение и лоббирование своих интересов), так и внешней (гарантия от преследования, безнаказанность). Деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов объективно носит эпизодический характер, что, при отсутствии субъекта координации и контроля за работой таких комиссий не позволяет им быть действенным механизмом противодействия коррупции. 6. В целях совершенствования правового и организационного обеспечения противодействия незаконному участию в предпринимательской деятельности предлагаются следующие специально-предупредительные меры: – внесение в ч. 2 ст. 14 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нормы, в соответствии с которой гражданский служащий, при условии отсутствия конфликта интересов, вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью только с письменного разрешения представителя нанимателя, принятого с учетом мнения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов; – дополнение ч. 2 ст. 17 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 11 ФЗ РФ «О противодействии коррупции» нормой, в соответствии с которой кандидатура доверительного управляющего утверждается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов с учетом того, что таким управляющим не может быть назначено лицо, состоящее в родственных, материальных и иных личных отношениях с кандидатом на службу или служащим; – расширение круга родственников государственных служащих, обязанных предоставлять сведения о своих доходах и принадлежащем им имуществе, за счет включения в круг таковых родителей, братьев, сестер и совершеннолетних детей государственного служащего; – отказ в предоставлении сведений о доходах и имуществе государственным служащим либо его родственниками, признанный комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов неуважительным, а равно неподача таких сведений в течение установленного комиссией времени должны являться основанием для расторжения трудового договора с таким служащим; – выявление должностей государственной службы, на которых служащие непосредственно контактируют с гражданами и юридическими лицами, и имеют с возможность злоупотреблять своим положением в корыстных или иных личных целях, а также последующая ротация служащих на таких должностях. |
Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2012 г Специализации: Государственно-правовая, Адвокатская деятельность, Гражданско-правовая, Уголовно-правовая, Финансово-правовая | Прогнозирование развития предпринимательской деятельности Республике Беларусь, проведён корреляционно-регрессионный анализ данных по предпринимательской деятельности Республики Беларусь,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность Специальность: 030501. 65 «Юриспруденция», специализации «Гражданско-правовая»/ «Уголовно-правовая» | Рабочая программа учебной дисциплины «экономические и правовые основы... Целью изучения дисциплины «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности» является освоение студентами научных... | ||
Программа дисциплины «Уголовно-правовая охрана корпоративных отношений... Программа дисциплины «Уголовно-правовая охрана корпоративных отношений и порядка банкротства юридических лиц» включает: учебную программу,... | Программа дисциплины «Уголовно-правовая охрана корпоративных отношений... Программа дисциплины «Уголовно-правовая охрана корпоративных отношений и порядка банкротства юридических лиц» включает: учебную программу,... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Налогообложение предпринимательской деятельности» «Налогообложение предпринимательской деятельности» для студентов направления подготовки | Рабочая Учебная программа дисциплины «Налогообложение предпринимательской деятельности» «Налогообложение предпринимательской деятельности» для студентов направления подготовки | ||
Темы рефератов «Объекты и субъекты предпринимательской деятельности» Предприниматель, потребитель, наемный работник, как субъекты предпринимательской деятельности | Рабочая программа дисциплины (модуля) Криминологическая характеристика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной... Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция... | Чиронова Терминосистема «формы предпринимательской деятельности» Терминосистема «формы предпринимательской деятельности» в английском и русском языках и способы ее перевода | ||
4. Личность и общество в правовой системе России. Тема Правосознание... Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы. Тема Правовая система общества: понятие и характеристика.... | Дискуссия Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы. Тема Правовая система общества: понятие и характеристика.... | ||
Дискуссия Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы. Тема Правовая система общества: понятие и характеристика.... | Рабочая программа дисциплины Правовое регулирование предпринимательской... Рабочая программа дисциплины «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» предназначена для магистрантов юридического... |