МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Пензенский государственный педагогический университет
имени В. Г. Белинского
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины СДМ.03 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
для подготовки магистров по направлению 080100.68 «Экономика» факультет экономики, управления и права кафедра финансов и кредита
Пенза – 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА И КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 5
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8
СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 13
ВНУТРЕННЯЯ РЕЦЕНЗИЯ 16
ВНЕШНЯЯ РЕЦЕНЗИЯ 17
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 22
КРАТКИЕ ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ 22
МАТЕРИАЛЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ и практических ЗАНЯТИЙ 92
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 119
ИТОГОВЫЕ Тесты 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Приложение №1 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 г. №498 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Письмо Минфина России от 26 января 2007 г. № 03-03-06/1/39 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Приказ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ от 18.09.2006 №116н 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 144
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Пензенский государственный педагогический университет
имени В. Г. Белинского
принято утверждаю
на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе
факультета экономики, управления и права ____________ М. А. Пятин
Протокол заседания совета факультета подпись
№ ___ от « _____ » ________________ 2011 г.
« ___ » ________________ 2011 г.
Декан
факультета __________ Ж. М. Байрамова
подпись
программа учебной дисциплины СДМ.03 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
для подготовки магистров по направлению 080100.68 «Экономика» факультета экономики, управления и права кафедры финансов и кредита
Пенза – 2011
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА И КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521600 Экономика, степень – магистр экономики, утв. 14 апреля 2000 г. № 352 гум/маг КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
7.1. Требования к профессиональной подготовке магистра
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра включают:
знания:
основных экономических проблем в области избранной магистерской программы и возможности современных научных средств их анализа и решения
умение:
формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
изменять, при необходимости, направление профессиональной деятельности в рамках экономики, как области знаний и практических навыков;
владение:
навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в экономике.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки. Цель изучения дисциплины – углубленное изучение методики финансового анализа, формирующее у студентов способность целостного восприятия, интерпретации и оценки ключевых аспектов анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта.
Задачи курса:
разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;
разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;
подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;
организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;
разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
подготовка заданий и разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности;
подготовка заданий и разработка методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
подготовка заданий и разработка системы социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов;
составление экономических разделов планов предприятий и организаций различных форм собственности;
разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;
поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов;
проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;
анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;
руководство экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти;
преподавание анализа финансовой отчетности в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования.
Учебная задача. В результате освоения курса студенты должны изучить наиболее распространенные приемы анализа всех форм бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Формы проведения занятий: лекции и практикум.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Анализ финансовой отчетности является завершающей дисциплиной в цикле «Экономический анализ» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Непосредственной базой данной дисциплины являются комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и бухгалтерская (финансовая) отчетность.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОГО НА ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ:
Форма учебной работы
| форма обучения
| очная
| по семестрам
| 3
|
| Общая трудоемкость, всего часов
| 104
|
| Аудиторные занятия (АЗ)
| 48
|
| Лекции (Л)
| 24
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 24
|
| Семинары (С)
|
|
| Домашняя работа
|
|
| Другие виды аудиторных занятий (индивидуальная работа со студентом)
|
|
| Самостоятельная работа (СР)
| 56
|
| Контрольная работа
| Х
|
| Компьютерное тестирование
|
|
| Форма итогового контроля (зачет, экзамен)
| экзамен
|
|
Тематический план обучения по схеме
№
|
Наименование разделов и тем
| форма обучения
| АЗ
|
СР
| Л
| ПЗ
| 1
| ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
| 2
| 0
| 4
| 2
| ТЕМА 2. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
| 2
| 4
| 8
| 3
| ТЕМА 3. АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
| 4
| 4
| 8
| 4
| ТЕМА 4. АНАЛИЗ ОТЧЕТА ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА
| 4
| 4
| 8
| 5
| ТЕМА 5. АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
| 4
| 4
| 8
| 6
| ТЕМА 6. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН НА ПОКАЗАТЕЛИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
| 4
| 4
| 8
| 7
| ТЕМА 7. АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ И СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
| 4
| 4
| 8
| Всего часов
| 24
| 24
| 56
| |