Скачать 7.06 Mb.
|
1.Целевой раздел 1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный документ разработан педагогическим коллективом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» Мытищинского муниципального района в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2010); - с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Начальная школа / (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, 2010) - концептуальных положений учебно-методического комплекта под редакцией Л.В. Занкова; -концептуальных положений учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой; - с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования на 2011-2015 года. Участники образовательного процесса: обучающиеся (от 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка с более раннего возраста, педагогические работники ОУ, родители (законные представители) обучающихся, Управляющий совет гимназии, ООО «Родительский совет». Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Актуальность программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребенка, поступающего в первый класс. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующие современного первоклассника: - резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, реклама, Интернет), зачастую ненужной и даже вредной; - уменьшился интерес детей к чтению, уходят в прошлое традиции семейного чтения, что привело к определенному «эмоциональному голоду» и к потере у детей навыков смыслового чтения и слушания; - возрос объем учебной деятельности ребенка до поступления в школу и, как следствие, уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении дошкольников; - уменьшилось время общения дошкольника со сверстниками; - увеличилось расслоение детей по уровню умственного и познавательного развития; - возросла критичность мышления современных детей и, как следствие, усилилось чувство тревожности и недоверия к людям; - увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло за собой, с одной стороны, развитие чувства толерантности, сопричастности ко всему человечеству, а с другой – рост ксенофобских настроений. Отмеченные выше особенности современной эпохи существенно влияют на роль и приоритеты школьного образования. Образовательная программа начальной школы гимназии направлена на удовлетворение потребностей: • учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности; • общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты. В соответствии с особенностями детей, пожеланиям родителей и согласно профессиональному выбору учителей начальная школа гимназии работает по учебным методическим комплектам систем развивающего обучения Л.В. Занкова и «Начальная школа 21 век». Системы обучения основываются на последних достижениях педагогической науки и практики, в том числе: - на проблемно-ориентированном развивающем образовании - системно-деятельностном подходе к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); - на результатах анализа и обобщения опыта применения в педагогической практике комплектов учебников по развивающим системам обучения; - на идеях непрерывности, а также преемственности образования (детский сад - школа - вуз). Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №1» создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности, в первую очередь гуманитарной и научной направленности. Обучение в начальной школе направлено на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад), разного уровня владения русским языком. Специфика контингента учащихся начальной школы определяется тем, что, в основной массе, они посещают ДОУ №47,ДОУ № 56,ДОУ №57, центр дошкольной подготовки «Рощица». Во всех ДОУ имеются логопедические группы, проводится дошкольная подготовка. Между гимназией и ДОУ осуществляется непрерывная работа по преемственности в соответствии с планом работы в этом направлении. Это безусловно сказывается на подборе материала к урокам и занятиям по внеурочной деятельности по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Дети имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; умеют произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем. Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться. Исходя из вышесказанного, целью основной образовательной программы начального общего образования (в дальнейшем – ООП НОО) становится достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Для нас ценно: 1. Выполнение образовательного государственного заказа 2.Положительная динамика личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов на основе освоения УУД. 3. Комфортность обучения и работы всего коллектива гимназии 4.Удовлетворённость образовательными услугами учащимися и родителями 5. Конкурентоспособность гимназии в нише предоставления образовательных услуг. Средства реализации заявленной цели: 1. Усвоение учащимися базового содержания учебных предметов и развитие личности обучающихся на основе освоения УУД. 2.Предоставление учащимся возможности выбора занятий по внеурочной деятельности и дополнительных образовательных услуг. 3.Широкое внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, информационно-коммуникативных технологий. 4. Реализация системно-деятельностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса Направленность ООП НОО МБОУ «Гимназия №1»: 1. Решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе. 2. Воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека. 3. Создание основы для основного общего образования. Исходя из целей ООП НОО гимназии определены задачи: - представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы и искусства и непосредственного познания; - формирование основ творческой, проектной и исследовательской деятельности в разных областях науки; - выявление и раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся для составления маршрута обучения; - повышенный уровень экономического и информационного образования, как пропедевтика к обучению в основной школе; - воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - укрепление физического и духовного здоровья обучающихся; - формирование желания и умения учиться. В основе реализации ООП НОО МБОУ «Гимназия №1» лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы дидактических принципов:
Работа над развитием каждого ребенка. Этот принцип требует создания каждому ученику таких условий, в которых он, исходя из своего детского опыта и своих способностей, мог бы оптимально продвигаться в общем развитии. Построение образовательного процесса по УМК «начальная школа 21 век» подчиняется следующим принципам:
Специфика педагогических кадров МБОУ «Гимназия №1» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. ООП НОО МБОУ «Гимназия №1» предусматривает достижение: |
Основная образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... Данный документ разработан педагогическим коллективом учителей начальной школы мбоу «Краснозаводская средняя общеобразовательная... | Основная образовательная программа начального общего образования... Решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак... | ||
План воспитательной работы на 2013-2014 уч. Года муниципального бюджетного... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 г. Торжка» | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Назначение образовательной программы мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом образовательного учреждения содержания... | ||
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Режим работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия п. Г. Т. Богатые сабы сабинского | Публичный доклад по итогам 2012 -2013учебного года муниципального... Открытый информационно-аналитический доклад подготовлен администрацией и педагогическим коллективом мбоу «сош №56» | ||
Пояснительная записка основная образовательная программа начального... Научное направление возникло в 2003 году, развивалось благодаря научной работе преподавателей кафедры, работающих над диссертационными... | Одобрен педагогическим советом Муниципального бюджетного общеобразовательного... Одобрен педагогическим советом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 г.... | ||
Пояснительная записка I. Общие положения Учебный план муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19 (далее школа) разработан... | Публичный отчет муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Содержание публичного отчета образовательного учреждения обсуждено и принято педагогическим советом мбоу «сош №50» | ||
Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного... Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Якшур-Бодьинская гимназия | Наименование Программы Образовательная программа среднего общего... А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
1-11 классы 5-дневная рабочая неделя пояснительная записка к учебному... Учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего... | Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «гимназия №2» Образовательная программа является нормативно управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия... | ||
Пояснительная записка Назначение мбоу «Б. Карачкинская оош» и средства его реализации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большекарачкинская основная общеобразовательная школа» на 2013 – 2014... | Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... |