Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование)





Скачать 387.21 Kb.
НазваниеМесто прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование)
страница1/3
Дата публикации23.02.2015
Размер387.21 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

ЕРЁМИНА НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА


Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей

(теоретико-правовое исследование)

Специальность 12.00.11

Судебная власть; прокурорский надзор;

организация правоохранительной деятельности; адвокатура

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2009


Диссертация выполнена на кафедре организации судебной и правоохранительной деятельности Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент

профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия

Бобренёв Владимир Александрович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук

Дорошков Владимир Васильевич
кандидат юридических наук

Кехлеров Сабир Гаджиметович
Ведущая организация: Российская правовая академия

Министерства юстиции

Российской Федерации
Защита состоится «14» апреля 2009 года в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета ДМ521.137.01 при Российской академии адвокатуры и нотариата по адресу: 105120, г.Москва, Малый Полуярославский переулок, д.3/5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии адвокатуры и нотариата.
Автореферат разослан «____»_______________200_ г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук _____________ М.В. Плотникова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Важность глубокого и всестороннего исследования места органов прокуратуры в механизме российского государства с позиции разделения властей и их роли в системе «сдержек и противовесов», в обеспечении механизма юридической защиты прав, свобод и законных интересов личности в сложных социально-экономических и политических условиях реформирования российского общества не вызывает сомнения.

Конституция РФ провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10). Однако Основной закон государства оставил открытым вопрос о месте прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации. К сожалению, действующий Закон о прокуратуре не восполняет этот пробел в полном объеме. Функционирующая концептуальная модель не дает полного и ясного ответа как на теоретические, так и на многие практические вопросы. Это вполне объяснимо, ибо нынешняя политическая жизнь России – противоречивая и крайне сложная сфера, где наблюдаются глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.

Проблема места прокуратуры в государственно-правовой системе Российской Федерации заслуживает освещения не только с позиции огульной критики, как это пытаются сделать некоторые правоведы и заинтересованные ведомства. Односторонний подход чаще всего порождает заблуждения. Мнение сторонников демонтажа прокуратуры, утверждающих, в частности, что в России прокуратура – рудимент советской авторитарной системы, который должен быть разрушен в ходе происходящих исторических преобразований, что на всех этапах российской истории, кроме краткого периода с 1984 г. по 1917 г., она была «орудием произвола властей», которому «нет места» в демократическом правовом государстве, что разделение властей якобы не оставляет места для универсального прокурорского надзора, что «административный», или «общий», надзор прокуратуры – инструмент внеэкономического принуждения, отнюдь не доказано практикой и не так уж часто проверялось в открытой дискуссии сторон. Носители подобных точек зрения, как правило, мало утруждают себя поиском существенных доказательств, а ссылаются на непреложность неких «истин», не подлежащих обсуждению. Однако, как известно, одним из завоеваний демократии явилась возможность каждому гласно отстаивать свое мнение. Сама практика и дальнейшее развитие теории покажут, кто прав.

Российская прокуратура имеет, по сравнению с органами прокуратуры (и органами, выполняющими с ней сходные функции) других стран, ряд преимуществ, которые заключаются в организации и характере ее деятельности, активной роли в защите граждан и утверждении законности во всех сферах государственной и общественной жизни как реальной гарантии обеспечения их конституционных прав и свобод. К их числу можно отнести доступность ее для всех граждан, оперативность рассмотрения их обращений в определенные законом сроки, бесплатность юридической помощи, дифференцированную систему реагирования на выявленные нарушения законности, в том числе и путем обращения в суды, в защиту прав граждан и, как результат, - довольно высокий уровень доверия к ней населения, что способствует упрочению в общественном сознании совершенно очевидной, но не всегда и не везде признаваемой истины: прокуратура есть источник справедливости, она действует от имени государства и в интересах общества.

С учетом проведенных исследований, накопленных материалов, а также обобщения и анализа практической деятельности органов прокуратуры и судебной практики, в настоящем исследовании рассмотрены: понятие, положение и историческое развитие органов прокурорского надзора, аспекты их взаимодействия с законодательными, исполнительными, судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также место органов прокуратуры в структуре государственных институтов.

Степень разработанности проблемы. Многоаспектный характер темы диссертационного исследования предполагал необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности, к работам в области теории государства и права, философии, политологии, различных отраслей права.

Вопросы разделения властей, роли прокуратуры в охране прав личности, основные направления ее деятельности на общетеоретическом и концептуально на отраслевом уровнях достаточно обстоятельно разработаны в ряде монографических исследований, коллективных трудах, сборниках и материалах научных конференций. Широко известны по данной проблематике работы С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.И. Баскова, В.Г. Бессарабова, Р.С. Болдыревой, А.Д. Бойкова, И.И. Бушуева, Н.В. Витрука, В.Е. Гулиева, В.М. Горшенева, Ю.П. Еременко, В.Н. Карташева, М.К. Кислицына, С.А. Комарова, Н.И. Костенко, В.В. Копейчикова, В.Н. Кудрявцева, В.М. Курицына, Е.А. Лукашевой, П.А. Лупинской, А.В. Малько, В.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, М.Ф. Орзиха, Т.Н. Радько, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, В.А. Рыбакова, В.М. Савицкого, В.П. Сальникова, В.Н. Синюкова, М.С. Строговича, А.В. Стремоухова, А.Я. Сухарева, Б.Н. Топорнина, И.Е. Фарбера, В.М. Чхиквадзе, B.C. Шадрина, С.А. Шейфера, Б.С. Эбзеева и многих других авторов.

Проблематика диссертационного исследования потребовала обращения к анализу механизма взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти, исследованию монографий, статей, публикаций ученых юристов и практических работников.

Вместе с тем, вопрос места и роли органов прокуратуры в системе государственных институтов разработан в юридической литературе не в достаточной степени. В имеющихся работах исследуются лишь отдельные аспекты деятельности органов прокуратуры. До настоящего времени не достаточно выявлены и проанализированы тенденции, закономерности функционирования механизма прокурорского надзора, защиты и обеспечения прав личности применительно к органам прокуратуры, эффективность их деятельности в рамках внутригосударственных и международных правовых средств, аспекты взаимоотношений с законодательными, исполнительными, судебными органами и Президентом РФ в условиях реформирования российского государства. Это требует дальнейших теоретических обобщений, более комплексного исследования проблемы места и роли прокуратуры.

Комплексное рассмотрение реального положения органов прокуратуры в механизме разделения властей, функционирования в условиях бытия системы «сдержек и противовесов» позволит определить законодательные возможности для оптимизации мер по совершенствованию прокурорского надзора в целях защиты прав и свобод личности, государственных и публичных интересов, а также надлежащим образом закрепить статус прокуратуры на законодательном уровне.

Цели и задачи исследования. Цели данной работы заключаются в общетеоретическом исследовании места и роли органов прокуратуры в механизме разделения властей, функций прокурорского надзора; в дальнейшем развитии прокурорского надзора, организации правоохранительной деятельности; разработке теоретических положений, характеризующих сущность и значение правильного выстраивания процессуальных и организационных отношений прокуратуры с органами законодательной, исполнительной, судебной власти, органами местного самоуправления, посредством осуществления их конструктивного взаимодействия, и конкретизация в этом аспекте наиболее эффективных, действенных способов и средств в контексте предоставленных законом органам прокуратуры прав и полномочий; во внесении научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего правовой статус прокуратуры, отношения прокуратуры и органов государственной власти, а также рекомендаций по эффективности их деятельности в государственном механизме.

С учетом означенных целей необходимо было разрешить ряд основных задач:

1) определить место и роль органов прокуратуры в государственном механизме вообще, в механизме разделения властей и системе «сдержек и противовесов» через сопоставление деятельности федеральных государственных органов. В особенности, проанализировать функции прокуратуры как государственно-правового института, систему органов прокуратуры Российской Федерации в современном российском обществе; отразить направления надзора прокуратуры в сфере государственного управления;

2) исследовать закономерности и тенденции развития правовых статусов прокуратуры и органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также определить другие пути совершенствования механизма процессуальных и организационных отношений прокуратуры и государственных органов при осуществлении прокурорского надзора, координации деятельности по борьбе с преступностью, в правотворческой сфере;

3) с учетом анализа правовых норм, регулирующих полномочия прокурора, и практической деятельности уделить особое внимание предложениям по устранению противоречий и пробелов в действующем законодательстве, относительно законодательного закрепления правового положения прокурора, основ взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также сохранению независимого прокурорского надзора как необходимого инструмента обеспечения точного и неуклонного исполнения закона со стороны должностных лиц и государственных органов.

Объектом исследования выступают государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в механизме российского государства, правовые отношения, составляющие содержание взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере государственного регулирования и обеспечения и защиты конституционных прав личности, общества и государства.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические разработки основ и закономерностей развития взаимодействия как системы организационно-правовых отношений прокуратуры с органами государственной власти, правовые формы прокурорского надзора в сфере государственного управления, а также новые и недостаточно разработанные, но существенные аспекты теории и практики деятельности органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации.

Методологическую основу диссертационного исследования составили современные методы познания, в частности, общенаучные (диалектико-материалистический, системный, социологический, структурно-функциональный, исторический), общелогические (метод восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному) частно-научные (например, сравнительного правоведения и др.). Их применение в сочетании с последними достижениями философской, социологической, политологической и юридической мысли позволило сформулировать предложения о совершенствовании правовых основ построения и деятельности прокуратуры, закрепления этих вопросов, а также функциональных направлений, надзорных полномочий прокуратуры и механизма взаимодействия с органами государственной власти (в том числе судебной) на уровне федерального конституционного закона. С учетом изложенного, в целях повышения роли прокурора в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, на досудебных стадиях процесса, внесен ряд предложений об изменении и дополнении действующих процессуальных правовых норм.

Теоретические выводы и предложения настоящего исследования изложены с учетом современного освещения соответствующих проблем в работах отечественных и зарубежных авторов по теории государства и права, прокурорскому надзору, конституционному праву, социологии, уголовному праву, криминологии, уголовному, гражданскому и арбитражному процессу.

Источниковедческую основу исследования составили научные труды как общетеоретического, так и отраслевого характера. Особое внимание уделялось законодательным нормативным актам и иным правовым источникам, определяющим правовые контуры механизма российской государственности вообще, органов прокуратуры - в частности.

Научная новизна работы определяется самим выбором мало исследованных аспектов проблемы места и роли органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации в современных условиях становления правового государства, специфики взаимодействия с органами законодательной, исполнительной, судебной власти, Президентом РФ, органами местного самоуправления, с учетом особенностей системы «сдержек и противовесов» в российской государственности, подходом к их освещению, а также полученными результатами теоретического и прикладного характера.

В настоящей работе осуществлена попытка определения юридических аспектов функционирования органов прокуратуры в механизме разделения властей, направлений влияния взаимодействия прокуратуры с иными государственными институтами на реализацию материальных и процессуальных прав личности; выявлена специфика процесса обеспечения и защиты прав граждан, разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в обеспечении прав личности, защиты государственных интересов и выполнении возложенных государственных функций.

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в том, что в нем формулируются и обосновываются общетеоретические положения относительно места и роли органов прокуратуры в аппарате российского государства, в том числе, в системе разделения властей, определены тенденции развития в условиях формирования демократического общества. Их использование позволило автору на научной основе высказать предложения по повышению эффективности функционирования органов прокуратуры, проанализировать предложения об изменении конституционных положений относительно органов прокуратуры, а также внести рекомендации об изменении положений текущего законодательства в Российской Федерации. Предложенная концепция законодательного регулирования статуса и функций прокуратуры решает крупную научную проблему, имеющую важное значение для эффективности функционирования государственного механизма. Разработанные в настоящем исследовании тезисы о направлениях и формах взаимодействия прокуроров и органов законодательной, исполнительной, судебной власти, а также о путях их совершенствования вносят существенный вклад в развитие отдельных положений конституционного права, прокурорского надзора, теории государства и права, уголовного, гражданского, арбитражного процесса и организации правоохранительной деятельности и могут служить основой для дальнейших научных исследований.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconСубъектов российской федерации в системе разделения властей (на примере республики коми)
Истиховская Марина Дмитриевна, соискатель кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы...
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconРеферат по дисциплине «Политология» на тему «Теория разделения властей...
Целью работы является освещение и анализ теории разделения властей, какой ее видели Дж. Локк и Ш. Монтескье, а также оценка ее актуальности...
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconКонституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации...
На к защите на кафедре конституционного права Юридического факультета им. М. М. Сперанского Федерального государственного образовательного...
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconКонтрольно-надзорная функция государственной власти в российской...
Специальность 12. 00. 01. – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconРеферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф»

Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconУкажите место прокуратуры в системе органов государства. Объясните...

Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconРоссийской федерации
Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генерального прокурора...
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconАлександр Васильевич Военная служба в Российской Федерации: теория...
Теоретико-правовая характеристика института военной службы в системе обеспечения национальной безопасности
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconОпределение
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е. В., объяснение прокурора Генеральной прокуратуры Российской...
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconРабочая программа модуля м кв3 «Судебная власть в механизме разделения властей»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconДеятельности организаций понятие и функции прокуратуры
Рф и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 Федерального закона от 17. 01. 92 N 2202-1 "о прокуратуре Российской...
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«конституция», «принцип разделения властей», «президент», «Государственная дума», «депутат»
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconСодержани е
Государственный аппарат большинства современных государств строится на основании фундаментального принципа разделения властей, который...
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconИзбирательная система и формирование институтов представительной...
Диссертация выполнена на кафедре конституционного и муниципального права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconПрокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики
А. В. Паламарчук, начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской...
Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование) iconСтатья 3 фз “о прокуратуре рф” устанавливает правовые основы организации...
Прокуратура является важной составной частью правоохранительной системы государства, ее деятельность направлена на охрану законности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск