Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование)





Скачать 285.23 Kb.
НазваниеКонтрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование)
страница1/3
Дата публикации22.03.2015
Размер285.23 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Яблонская Алла Борисовна

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(теоретико-правовое исследование)


Специальность 12.00.01. – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2009
Работа выполнена в Государственном научном учреждении «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Левакин Игорь Вячеславович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Мелехин Александр Владимирович;

кандидат юридических наук, доцент

Крупеня Елена Михайловна
Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Защита состоится «16» марта 2010 года, в 15 часов на заседании диссертационного Совета Д 144.001.02 при Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации по адресу: 119992, город Москва, ул. Зубовская, дом 2, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.
Автореферат разослан «6» ноября 2009 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук А.А. Васильев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью последовательной институционализации в современной России действенной контрольно-надзорной функции государственной власти, обеспечивающей эффективность функционирования государства, политика которого направлена на создание условий, необходимых для достойной жизни и свободного развития человека (ч.1 ст. 7 Конституции Российской Федерации1).

Сегодня все более значимой становится роль государствен­ного контроля и надзора, от которых зависит не только поддержание текущей за­конности в системе государственной власти, но и концептуальное обеспече­ние успешной стратегии государственного управления, создание эффективных механизмов ис­пользования основной ресурсной базы государства - общественных фондов.

Исследование теоретико-правовых основ осуществления контрольно-надзорной функции государственной власти в Российской Федерации2 и в странах мирового сообщества позволяет раскрыть «узкие» места современных российских реформ, выработать подходы повышения результативности управления государственными и общественными ресурсами путем утверждения и применения правовых механизмов и средств государственного контроля и надзора3.

Международный экономический кризис, современный этап проведения реформ в России предъявляют новые требования к государственной власти. Эффективное осуществление функций государства в целом, обеспечивающих целенаправленное развитие демократического общества, предполагает наличие действенной системы государственного контроля и надзора.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года4 в качестве одной из основных приоритетных целей и ценностей развития российской государственности выделяется обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции. Однако эта задача не может быть решена без нормативного правового совершенствования контрольно-надзорной функции как одной из функций государственной власти, которые хотя и носят производный по отношению к функциям государства характер, вместе с тем представляют собой основные направления деятельности всех органов государственного механизма.

Контрольно-надзорная функция имманентно присуща государственной власти в независимости от исторических, политических и других факторов. «Контроль» и «надзор» как понятия не являются тождественными, вместе с тем они тесно взаимосвязаны. Именно поэтому рассмотрение контрольно-надзорной функции исключительно с точки зрения ее осуществления компетентными органами и должностными лицами властной юридической деятельности ведет к искажению видения данной единой функции. В связи с этим возникает насущная необходимость исследования контрольно-надзорной функции государственной власти с позиции взаимосвязей между государственными органами различных ветвей власти. Только комплексное изучение составляющих общего понятия «контрольно-надзорная функция государственной власти» может способствовать повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности, открыть новые пути ее совершенствования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной функции государственной власти.

Предметом исследования выступают теоретико-правовые аспекты контрольно-надзорной функции государственной власти в Российской Федерации.

Методология исследования. В ходе рассмотрения различных аспектов осуществления контрольно-надзорной функции государственной власти использовались такие методы научного познания как функциональный, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, теоретико-прогностический и другие как общенаучные, специальные, так и частнонаучные методы познания.

Методы применялись в различных сочетаниях, что предопределено предметом исследования, предполагающим как теоретико-правовой, так и конституционно-правовой подходы. При этом сочетание различных методов позволило: во-первых, оценить реальное состояние современной контрольно-надзорной функции государственной власти в России и в зарубежных странах; во-вторых, разработать предложения по совершенствованию законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности государственных органов в Российской Федерации.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании и теоретическом обосновании целостной контрольно-надзорной функции, имманентно присущей государственной власти, разработке практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования контрольно-надзорной функции государственной власти в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач:

- осуществить теоретико-правовой анализ проблематики контрольно-надзорной функции государственной власти;

- определить исходные философско-правовые начала взаимоконтроля общества и демократического правового государства;

- провести историко-правовой анализ особенностей реализации контрольных и надзорных функций государственной власти в России;

- осуществить сравнительно-правовое исследование особенностей реализации контрольных и надзорных функций государственной власти в России и за рубежом;

- провести теоретико-правовой анализ проблематики регулирования контрольно-надзорной функции государственной власти в современной России;

- усовершенствовать и, по мере необходимости, разработать понятийный аппарат, отвечающий потребностям современного правового развития государственного контроля и надзора;

- разработать предложения, направленные на совершенствование правового регулирования государственного контроля и надзора в России.

Научно-информационная, источниковедческая и эмпирическая основы исследования. Изначально о публичном контроле и надзоре упоминалось как о составляющей теории разделения властей. Как известно, сама теория разделения властей, по сути, сформировалась в качестве ответа на объективную необходимость обеспечения безопасности граждан от произвола и злоупотребления власти (Ш.Л.Монтескье и др.), установления состояния взаимного контроля ветвей власти, сбалансированности социальных сил в обществе.

Вопросы контроля и надзора были подвергнуты научному анализу советской юридической наукой. Вместе с тем, переход от прежней социалистической формационной системы к новой системе, основанной на частнособственнических отношениях, объективно диктует совершенно новый взгляд на данную проблематику.

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. были достаточно глубоко исследованы вопросы осуществления контрольно-надзорной функции органов государственной власти в России. Тем не менее, работы, посвященные данной проблематике, носят разрозненный характер, так как в них изучались лишь отдельные аспекты рассматриваемой функции государственной власти.

Степень научной разработанности темы исследования. При подготовке диссертации автор опиралась как на общеметодологические труды отечественных специалистов в области теории права и государства, конституционного права, прежде всего: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, И.Н. Барцица, А.В. Васильева,   Ю.А. Дмитриева, Д.А. Керимова, Н.Г. Кобеца, О.Е. Кутафина, И.В. Левакина, Ю.И. Лейбо, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Мелехина, В.С. Нерсесянца, С.И. Носова, А.С. Пиголкина, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, В.А. Туманова, В.Н. Хропанюка, А.И. Экимова, И.С. Яценко и др., так и на специальные исследования в области контроля и надзора, прежде всего: А.П. Алехина, Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, П.Д. Баренбойма, К.С. Бельского, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Козлова, Ю.А. Крохиной, В.Н. Лопатина, А.Ф. Ноздрачева, В.И. Лафитского., B.A. May, А.В. Мицкевича, М.И. Пискотина, Н.Д. Погосяна, А.Е. Постникова, А.Д. Селюкова, С.В. Степашина, М.С. Студеникиной, Н.И. Химичевой, Н.Ю. Хаманевой, С.О. Шохина, С.М. Шахрая и др.

С учетом профиля работы свое отражение получила теоретико-правовая, философская, политологическая, социологическая литература. Правовую основу исследования составляют Конституция РФ, Конституции (Уставы) субъектов РФ, решения органов конституционного правосудия, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. В работе также использовались нормативно-правовые акты зарубежных стран.

Эмпирическую базу исследования составляет опыт развития контрольно-надзорных органов государственной власти в Российской Федерации (на федеральном и региональном уровнях) и в некоторых странах мирового сообщества. Диссертационное исследование содержит анализ специальной литературы, законодательства и практики деятельности органов власти Российской Федерации и ее субъектов в процессе осуществления ими контрольно-надзорной деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что проблема контрольно-надзорной функции государственной власти рассмотрена комплексно в рамках теоретико-правового исследования. В этой связи в диссертации по-новому анализируются различные, как достаточно изученные, так и ранее не исследованные аспекты контрольно-надзорной деятельности государственной власти.

Предлагаются рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования контрольно-надзорной функции государственной власти в Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

  1. Авторское исследование функций государственной власти привело к необходимости определения самостоятельной контрольно-надзорной функции.

Функции государства отличаются от функций государственной власти, сосредоточенных в государственных органах. Функции государственных органов имеют конкретный характер, решают отдельные задачи в рамках основных направлений деятельности государства. Таким образом, органы государства осуществляют частичные функции, входящие в структуру основных функций государства.

Контрольно-надзорная функция, реализуемая посредством государственного аппарата, представляет собой одно из основных направлений деятельности государственных органов по проверке законности и эффективности действий и решений субъектов правоотношений в сфере их компетенции.

  1. Контрольно-надзорная функция требует дифференциации существующих полномочий по контролю и надзору и выделения из них собственно контрольных, надзорных полномочий в рамках единой контрольно-надзорной функции.

  2. Историко-правовой и сравнительно-правовой анализ особенностей реализации контрольных и надзорных функций государственной власти показал, что в независимости от исторических и международных различий закономерным является наличие контрольно-надзорной функции, имманентно присущей государственной власти. Эволюция институциональных форм и функциональной сферы контрольных и надзорных органов связана с развитием общественной практики и теоретических представлений о соотношении личности и государства, объеме прав и свобод граждан и т.п.

  3. Правовые основы осуществления контрольно-надзорной функции государственной власти в России представляют собой совокупность юридических норм, закрепленных в Конституции, конституционном и развивающем его отраслевом законодательстве, регулирующих контрольную и надзорную деятельность органов государственного аппарата всех ветвей власти, включая органы государства со специальной компетенцией.

  4. Контрольно-надзорная функция является неотъемлемым правом и обязанностью органов государственной власти, осуществляется в соответствии с законодательством и служит реализации конституционных принципов народовластия, верховенства закона, разделения властей и др.

Именно такая точная реализация конституционных принципов в деятельности государственных органов различных ветвей власти, объединенных общим функциональным предназначением, контролем и надзором, позволяет координировать их деятельность в рамках единой функции.

6. Представительные органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством наделены существенными контрольными полномочиями (ст. 101, 102, 103, Конституции, Федеральным законом от 27.12.2005 г. № 196-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 г.) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации»5), однако на сегодняшний день реализация их контрольной функции недостаточно эффективна.

В целях повышения эффективности реализации контрольной функции представительных органов государственной власти Российской Федерации диссертантом предлагается:

- Внести в Закон от 27.12.2005 г. № 196-ФЗ следующие изменения и дополнения:

а) Расширить предмет парламентского расследования, закрепленный в ч. 1. ст. 4 закона. Существующая формулировка предмета парламентского расследования лишает положения закона реального содержания. Анализ зарубежных моделей правового регулирования парламентского расследования и отечественная региональная законодательная практика в этом аспекте позволяют сделать вывод о том, что предмет парламентского расследования формулируется максимально широко6.

Диссертант предлагает изложить ч.1. ст.4 Закона от 27.12.2005 г. № 196-ФЗ в следующей редакции: «Парламентское расследование может проводиться:

- по фактам нарушения должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;

- по фактам нарушения должностными лицами Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов».

б) Статью 4 дополнить ч.6 в следующей редакции: «Парламентское расследование может быть проведено по фактам, послужившим основанием для отклонения Государственной Думой федерального закона об исполнении федерального бюджета».

в) Статью 4 дополнить ч.7 в следующей редакции: «Парламентское расследование может быть проведено по фактам, изложенным в ежегодных отчетах Правительства РФ о результатах его деятельности, представляемых в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ».

- Внести в Главу 30 Уголовного кодека РФ статью 287.1. «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации при проведении парламентского расследования», предусматривающей уголовную ответственность должностных лиц за отказ либо уклонение от предоставления комиссии по расследованию необходимой для проведения парламентского расследования информации, предоставление заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также отказ от дачи объяснений, дачу заведомо ложных ответов на вопросы комиссии по расследованию.

  1. Диссертант полагает актуальным выработку и совершенствование единых норм-принципов функционирования государственного финансового контроля как на федеральном, так и на региональном уровне, главными из которых являются: регламент, стандарт, методика и др.

Вышесказанное не означает, что автор исследования выступает за тотальный контроль и надзор. В условиях правового, демократического, федеративного государства всеобъемлющий контроль и надзор неприемлем, тем не менее методическая координация контроля и надзора как функции государственной власти, осуществляемой на различных уровнях, необходима.

  1. Диссертантом предлагается в целях повышения результативности деятельности и эффективности взаимодействия органов финансового контроля, в независимости от их ведомственной принадлежности, создание единой информационной системы финансового контроля, которая содержала бы консолидированную информационную базу, оперирующую следующей информацией относительно каждого контрольного органа федерального и регионального уровня:

- стратегические цели и задачи, возложенные на контрольный орган;

- показатели оценки эффективности деятельности, как контролирующего органа, так и контролируемых объектов;

- первичные данные о ходе проведения контрольных мероприятий;

- централизованный банк данных о выявленных правонарушениях в финансовой сфере.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconПолномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений...
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также равноправия субъектов Российской Федерации...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconМесто прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей...
Диссертация выполнена на кафедре организации судебной и правоохранительной деятельности Государственного образовательного учреждения...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconСправочник судов общей юрисдикции. Информация о системе судебного...
Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь ссылки...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconКонституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации...
На к защите на кафедре конституционного права Юридического факультета им. М. М. Сперанского Федерального государственного образовательного...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) icon2012 содержание
«О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», нормативных правовых актов Президента Российской...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconНормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconРеферат: «Депутаты прошлого, настоящего и будущего» Ученик 10 класса...
«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления,...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconПамятка гражданину
Противодействие коррупции деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconПравительство российской федерации
Ции при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, важнейшей...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconАнтикоррупционная работа в муниципальном образовании Чукотский муниципальный район
Противодействие коррупции деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconДоклад
Исполнение полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconРазработан Минпромторгом России проект федерального закона о промышленной...
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconУрока в 10 ‒ 11-х классах общеобразовательных школ на тему: «Развитие парламентаризма в России»
Государственной Думы и членов Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных)...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconЗаседание Правительства Российской Федерации
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Контрольно-надзорная функция государственной власти в российской федерации (теоретико-правовое исследование) iconУтверждаю согласовано
Анализ и разработка предложений по созданию системы смарт-технологий в субъектах Российской Федерации в рамках реализации мероприятий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск