Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов





Скачать 196.66 Kb.
НазваниеБелгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Дата публикации13.08.2013
Размер196.66 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области.

Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Методические рекомендации

«Об использовании результатов государственной итоговой аттестации

2012 года в преподавании обществознания в 2012-2013 учебном году»

Характеристика экзаменационных материалов

Содержание работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).

В 2012 году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы по обществознанию проводилась 14 июня 2012 года в соответствие с приказом департамента образования культуры и молодежной политики Белгородской области от 19 марта 2012 года № 849 «О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений области в 2011-2012 учебном году».

Методические рекомендации подготовлены на основе данных сборника «Статистика основных результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Белгородской области» за 2012 год департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области и Областного государственного учреждения «Белгородский региональный центр оценки качества образования», а также с учетом аналитического отчета ФИПИ о результатах ГИА - 9 2012 г.

Структура и содержание экзаменационной работы по сравнению с прошлым годом остались неизменными. Внесены изменения в критерии оценивания задания С1: дополнена и уточнена позиция на 1 балл.

Содержание предмета «Обществознание» сгруппировано в пять блоков-модулей и представлено следующими разделами курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Единым блоком-модулем представлены: человек и общество, сфера духовной культуры, остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В части А место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы.

Задания второй и третьей частей ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий частей В и С, что в совокупности они представляют все блоки-модули.

В число заданий с развернутым ответом (часть С) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса (см. спецификацию).

Время выполнения работы – 180 минут.

Сохранена преемственность с ЕГЭ по обществознанию, которая проявляется в отборе проверяемых содержательных элементов, видах познавательной деятельности, в формах заданий и структуре экзаменационной работы.

Система оценивания заданий создается ФИПИ с учетом требований теории и практики педагогических измерений, отечественных традиций преподавания школы.

Основные статистические результаты ГИА

Приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 19.06.2012 № 9-06/4708-ВА «Об утверждении шкалы перевода первичных баллов в отметку при проведении экзаменов по выбору в IX классах в общеобразовательных учреждениях», (утверждено территориальной экзаменационной комиссией Белгородской области, протокол № 8 от 18 июня 2012 года) по обществознанию была принята шкала перевода первичных баллов в оценку (Таблица 1).

Таблица 1

Отметка по пятибалльной системе

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 - 14

15 - 24

25 - 34

35 - 40

Число выбравших экзамен по обществознанию в 2012 году составило 4667 человек.

В 2012 году успешно преодолели минимальный порог 4533 выпускника 9-х классов, что составило 97,12%, что несколько ниже по сравнению с прошлым учебным годом (99,61%). Однако уровень качества знаний, показанный обучающимися, составил 77,24% (72,79% в 2011 году).

Средний тестовый балл по истории в Белгородской области в 2012 г. также выше прошлогоднего (Таблицы 2 и 3).

Таблица 2

Кол-во

сдававших экзамен

Выполнили работу на

«5»

«4»

«3»

«2»

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

4667

768

16,46

2837

60,79

928

19,88

134

2,87

Таблица 3

Год

Количество сдававших

Средний тестовый балл

Средняя оценка

Качество знаний

2011

4109

26,12

3,92

72,79

2012

4667

28,478

3,908

77,244

Анализ выполнения заданий части А

Часть А включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В Таблице 4 приведены сравнительные данные по результатам сдачи ГИА по обществознанию в части А за 2011 и 2012 гг. Данные указывают на то, что учителями области были учтены аналитические выводы в подготовке отдельных направлений (А 13, А18). Именно на эти задания, как на самые затруднительные, было указано в рекомендациях прошлого года.

Таблица 4



задания

Раздел спецификации

не справились

2011

2012

А1

Общество как форма жизнедеятельности людей; взаимодействие общества и природы; основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

4,84%

9,13%

А2

Биологическое и социальное в человеке; личность; деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение); человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения; общение, межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

5,33%

4,74%

А3

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям)

4,77%

12,30%

А4

Общество и человек (задание на анализ двух суждений)

5,50%

20,40%

А5

Сфера духовной культуры и ее особенности; наука в жизни современного общества; образование и его значимость в условиях информационного общества; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества; свобода совести; мораль; гуманизм; патриотизм, гражданственность

3,12%

21,92%

А6

Сфера духовной культуры (задание на анализ двух суждений

7,50%

17,51%

А7

Экономика, ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов; экономические системы и собственность; производство, производительность труда; разделение труда и специализация; обмен, торговля; рынок и рыночный механизм

7,45%

9,04%

А8

Предпринимательство; малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность; деньги; заработная плата и стимулирование труда; неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки; налоги, уплачиваемые гражданами; экономические цели и функции государства

6,79%

5,49%

А9

Экономическая сфера жизни общества (задание на обращение к социальным реалиям).

10,22%

11,74%

А10

Экономическая сфера жизни общества (задание на анализ двух суждений)

11,97%

23,16%

А11

Социальная структура общества; семья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; социальные ценности и нормы; отклоняющееся поведение; социальный конфликт и пути его решения; межнациональные отношения

5,89%

8,53%

А12

Социальная сфера (задание на обращение к социальным реалиям)

8,52%

6,00%

А13

Социальная сфера (задание на анализ двух суждений)

23,31%

19,91%

А14

Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства; разделение властей; формы государства; политический режим; демократия; местное самоуправление; участие граждан в политической жизни; выборы, референдум; политические партии и движения, их роль в общественной жизни; гражданское общество и правовое государство

7,86%

18,94%

А15

Сфера политики и социального управления (задание на обращение к социальным реалиям)

9,49%

17,12%

А16

Сфера политики и социального управления (задание на анализ двух суждений)

12,46%

19,76%

А17

Право, его роль в жизни общества и государства; норма права; нормативный правовой акт; признаки и виды правонарушений; понятие и виды юридической ответственности; административные правоотношения, правонарушения и наказания; основные понятия и институты уголовного права; уголовная ответственность несовершеннолетних

11,41%

22,63%

А18

Конституция РФ; основы конституционного строя РФ; федеративное устройство России; органы государственной власти РФ; правоохранительные органы; судебная система; взаимоотношения органов государственной власти и граждан; права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; конституционные обязанности гражданина; права ребенка и их защита; особенности правового статуса несовершеннолетних; механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

18,62%

11,46%

А19

Понятие правоотношений; право на труд и трудовые правоотношения; трудоустройство несовершеннолетних; семейные правоотношения; права и обязанности

родителей и детей; гражданские правоотношения; права собственности; права потребителей (задание на обращение к социальным реалиям)

7,20%

12,53%

А20

Право (задание на анализ двух суждений)

31,52%

41,98%

Уже традиционно наиболее успешно учащиеся справляются с заданиями, относящимися к социальной сфере жизни, т.е. к той области, к которой они могут применить свой личностный опыт. По-прежнему самыми трудными в содержательном плане для учащихся остаются задания на знание правовых и экономических вопросов. Следует обратить особое внимание на такие задания, как А4, А6, А 16, А 20 (на анализ двух суждений), как на необходимость организации подготовки к подобному виду деятельности учащихся.

Анализ выполнения заданий части В

Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа.

Таблица 5



задания

Раздел спецификации

не справились

2011

2012

В 1

Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на сравнение)

11,90%

30,75%

В 2

Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на установление соответствия)

6,52%

14,06%

В 3

Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на установление фактов и мнений)

16,94%

15,21%

В 4

Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на выбор верных позиций из списка).

20,52%

31,22%

В 5

Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на выбор верных позиций из списка)

5,79%

18,36%

При сравнении результатов сдачи ГИА по истории и обществознанию на примере заданий части В прослеживается закономерность в очень слабом выполнении заданий на проверку сформированности умений проводить сравнительный анализ тех или иных данных. Так, например, особое затруднение по обществознанию у девятиклассников вызвало задание В 1 (в истории - В 6. См. методические рекомендации по истории).

Пример задания из демоверсии по обществознанию:

В 1. «В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Черты сходства

Черты различия













Вызывает тревогу положение с формированием у выпускников ведущего для обществоведческого образования умения - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса.

Анализ выполнения задний части С

Часть 3 состоит из 6 заданий повышенного и высокого уровней сложности.

Основные проверяемые умения - осуществление поиска социальной информации в различных источниках. Каждое задание к тексту проверяет качественное овладение содержанием курса обществознания и уровень сформированности у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений (Таблица 6).

Таблица 6

задание

интеллектуальные умения

% выполнения

«0» баллов

«1» балл

«2» балла

«3» балла

С1

требует умения составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них

10,46

27,58

61,97

0,00

С2

предполагает извлечение из текста информации, представленной в явном виде. Оно позволяет выявить адекватность понимания выпускниками отдельных идей текста

24,41

22,01

53,59

0,00

С3

направлено на извлечение и частичное преобразование, интерпретацию информации текста

35,53

30,55

33,92

0,00

С4

предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника

41,87

20,57

20,91

16,63

С5

Задание-задача

проверяет комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса для анализа практической ситуации, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, использовать ее для решения проблемы и др.

49,45

20,87

29,68

0,00

С6

высокого уровня сложности, предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует выхода за его пределы в более широкое содержательно-информационное пространство, из которого и будут почерпнуты аргументы

40,67

28,67

30,66

0,00

Представленные данные подтверждают выводы прошлых лет о наиболее успешном выполнении заданий, связанных с извлечением из текста информации, представленной в явном виде. И, вместе с тем, недостаточно высоком уровне сформированности базовых умений - видение структуры текста, определение главной идеи каждой смысловой части, краткое и адекватное выражение этой идеи.

Данные результаты вполне объяснимы: деятельность на преобразующем уровне, предполагающая интеграцию уже имеющихся знаний и тех, что содержатся в источнике, являются существенно более сложной, чем поиск в текстовом отрывке нужных сведений и их воспроизведение.

Рекомендации по подготовке к экзамену и совершенствованию учебного процесса с учетом представленных результатов

Анализируя результаты ГИА 2012 г. в Белгородской области, следует отметить, что большинство выпускников, сдававших экзамен, традиционно достигают базового уровня подготовки по обществознанию.

актуальными методическими задачами на 2012 -2013 учебный год являются:

- определение пробелов в знаниях выпускников по указанным а анализе разделам курса обществознания основной школы;

- обеспечение условий для органичного сочетания в процессе изучения курса фундаментальных и практических знаний и умений;

- разнообразные формы уроков, в том числе практические занятия с использованием комплекса практических задач с привлечением контекстных знаний, фактов общественной жизни

Рекомендации:

- особое внимание уделить использованию в образовательном процессе заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- шире использовать заполнение сравнительных таблиц при изучении различных социальных явлений, задания на установления черт сходства и отличия. Выполнение данного вида деятельности позволит создать условия для формирования аналитических умений обучающихся;

- создать условия для формирования общеучебных умений, в том числе по составлению плана, с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. Важно, чтобы школьники усвоили, что составление плана требует внимательного прочтения текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста. Формулировки пунктов плана должны наиболее полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике содержания, отражать тему (основную мысль текста). Уделить внимание развитию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений текста;

- выполнять задания, направленные на анализ информации, представленной в виде диаграммы или таблицы;

- для лучшего усвоения экономических, политико-правовых тем (как наиболее проблемных как в 2011, так и в 2012 гг.) необходимо обращаться к историческим примерам, фактам, имеющимся в курсах истории, права, экономики;

- в целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в 9 классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения, как знаний, так и умений (способов деятельности).

Кроме того, как и в прошлые годы, в аналитических отчетах ФИПИ отмечается необходимость уделять больше внимания методике формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Задание, проверяющее это умение (С6), непосредственно связано с содержанием текста, но оно предполагает рассмотрение текста в ином ракурсе. Объектом оценивания является не мнение (позиция) учащегося, а приведенные им аргументы: их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.

На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы и различных уровней сложности. Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации.

Перечень сайтов

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования):

- Аналитический отчет о результатах ГИА – 9 2012 г. (раздел «Отчеты ФИПИ»);

- документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2013 г. по истории в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

http://www.russkoe-slovo.ru – сайт издательства «Русское слово»

http:/www.drofa.ru - сайт издательства «Дрофа»

http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки итоговой аттестации в 9 классе.

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.

http://www.alleng.ru – образовательные ресурсы Интернет. Обширные материалы для уроков, тестирования, банки заданий

http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей

Список учебных изданий для

подготовки к итоговой аттестации в 9 классе по обществознанию

1. Обществознание; сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / [Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; под общ. ред. Г.С. Ковалевой]. – 4 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 143 с. (Государственная итоговая аттестация)

2. Королькова Е.С., Коваль Т.В. Обществознание: Готовимся к экзаменам: Тренажер для подготовки и государственной итоговой аттестации (ГИА) курс основной школы: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Е.С. Королькова, Т.В. Коваль – М.: Академкнига /Учебник, 2010. – 152 с.

3. Рутковская Е.Л. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию / Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова. – 2 – изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. – 96 с.

4. Обществознание ГИА: Учебно-справочный материал для 9 класса (Серия «Итоговый контроль: ГИА»), П.А. Баранов, А.В. Воронцов; Под ред. П.А. Баранова – М; СПб.: Просвещение, 2011 – 221 с.

5. Чернышева О.А. Обществознание 9 –й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 9: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков; под ред. О.А. Чернышевой. – Ростов н/Д: Легион, 2011 – 304 с. – (Тематические тесты)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconБелгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки...
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков...
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской...
Не допускаются исправления ответов. В случае исправления ответ считается неверным
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconИ. М. Резниченко кандидат педагогических наук, доцент
Белгородский Региональный Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconОсобенности образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconМетодические рекомендации по проведению декады (недели) молодого потребителя
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconОрганизационно методическая поддержка введения профильного обучения учащихся
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconРоссийская Федерация Белгородская область департамент образования,...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconӨ н ді р і ст і к окыту сабагыныц жоспары План открытого урока производственного...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородской области. Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск