Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области Управление образования администрации
Нижнетуринского городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сигнальненская средняя общеобразовательная школа»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
за период с 2011 по 2013 годы
Составитель:
Шмакова Елена Николаевна
Должность:
учитель истории, 1 кв. категория
Шмакова Елена Николаевна - учитель истории муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Сигнальненская средняя общеобразовательная школа» Нижнетуринского городского округа Свердловской области. За последние три года обучала детей в 5-11 классах.. Общий педагогический стаж составляет 29 лет, в данном образовательном учреждении 9 лет. Все года была учителем истории, МХК и руководителем отряда «КЛИО». Аттестацию проходила два раза и подтверждала первую квалификационную категорию.
Курсы повышения квалификации:
2012 год – «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии ведения» (Нижнетагильский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»);
2013 год – «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в предметной области «Искусство (МХК)» (Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»).
Награды, грамоты, поощрения:
Год
| Грамота
| Кем дана
| 2011
| Грамота за активное участие окружного литературного сообщества «Лукоморье»
| Директор МКУ «ИМЦ» Нижнетуринского городского округа
| Грамота за подготовку команды на муниципальный конкурс отрядов правопорядка среди образовательных учреждений Нижнетуринского городского округа в 2010-2011 учебном году
| Начальник Управления образования Нижнетуринского городского округа
| Грамота за победу в номинации «За веру в наше будущее за оптимизм и решение трудных задач» в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Самый классный классный» среди классных руководителей общеобразовательных учреждений Нижнетуринского городского округа
| Начальник Управления образования Нижнетуринского городского округа
| Грамота «За многолетний плодотворный труд, успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и в связи с празднованием Международного Дня учителя»
| Глава Нижнетуринского городского округа
| 2012
| Благодарственное письмо за участие в Фестивале творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем!»
| Управление социальной защиты населения г. Н-Тура
| 2013
| Грамота за 1 место в муниципальном конкурсе методической выставки «Инновации в образовании» в номинации «Внеклассные мероприятия по формированию нравственности, патриотизма подрастающего поколения»
| Директор МКУ «ИМЦ» Нижнетуринского городского округа
| Благодарственное письмо за подготовку участников к V Открытому международному конкурсу проектов и исследовательских работ по гуманитарным дисциплинам для учащихся общего, начального и среднего профессионального образования УрФО «Живинка в деле»
| ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» институт социального образования
| Благодарственное письмо за подготовку учащихся к участию во II Региональном форуму учащейся молодежи Урала «Земляки»
| МОиПО Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области, Министерство по физической культуре, спорту и молодёжной политике Свердловской области, МБОУ ДОД Городской Дворец творчества «Одарённость и технологии», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» факультет социологии
| Грамота «За активное и результативное участие в мероприятиях Международного, Всероссийского, муниципального и регионального уровней»
| Директор МКОУ «Сигнальненская СОШ»
| Почётная грамота «За значительные успехи в обучении и воспитании обучающихся и в связи с празднованием Дня города»
| Глава Нижнетуринского городского округа
| Диплом за подготовку участников во Всероссийском конкурсе презентаций «Гордость Отчизны»
| Центр АРТ образования Всероссийские творческие проекты
| Благодарственное письмо за активное содействие в проведении и подготовку участников Всероссийского фотоконкурса мультмедийных проектов «10 кадров»
| Автономная некоммерческая организация Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки «Ариадна»
|
Профессиональные достижения
2011-2012 учебный год – участие в муниципальном Конкурсе «Самый классный классный», диплом за победу в номинации «За веру в наше будущее, оптимизм и решение трудных задач»
2012-2013 учебный год – участие в муниципальном конкурсе методической выставки «Инновации в образовании», 1 место в номинации «Внеклассные мероприятия по формированию нравственности, патриотизма подрастающего поколения» Учебная деятельность Современные стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой народ, Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любознательный, активно и заинтересованно познающий мир, любовь к жизни и т.д. Перечисленные выше характеристики невольно заставляют искать новые подходы к воспитанию и развитию личности учащегося. Как основу для своей практики, я выбрала учение о темпераментах, которое применяется в штайнеровских школах, где тоже выдвигается требование индивидуального подхода к воспитанию ребенка как личности, и которое имеет конкретные формы претворения на практике.
«Никогда не действуй против темперамента учащегося!» - золотое правило учителя, знакомого с учением о темпераментах. С учетом типа темпераментов появляется возможность для индивидуального обучения. Класс настраивается на работу тогда, когда учтены качества детей, принадлежащим к разным типам темпераментов. Между типами темпераментов в классе возникает здоровое взаимодействие так, что противоположности дополняют друг друга. Таким образом, конфликтные ситуации на уроках и в общении сведены до минимума.
На уроках стараюсь, чтобы дети учились решать проблемные ситуации, доказывать собственное мнение, т.к. это является основой формирования инициативности учащихся, их активности и самостоятельности, повышения интереса к учебе, укрепления веры в успех. Поэтому на уроках истории царит особая атмосфера взаимопонимания и тепла, с детьми устанавливается искренний личностный контакт, доверительные отношения. Личностно ориентированный подход в обучении обеспечивает психологический комфорт для учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, творческую активность, развивает внутренние личностные мотивы учения, способствует успешности ребенка.
Результаты: ученики становятся более успешны в обучении, не боятся выполнять задания, связанные с открытыми выступлениями, не боятся работать с картой, не боятся ошибиться. На протяжении всего представленного периода неуспевающих обучающихся нет. Качество знаний по истории остается стабильным или наблюдается динамика повышения. Мои выпускники успешно продолжают обучение в других учебных заведениях, показывают высокие результаты учебной деятельности, творческого развития.
Немаловажную роль играют на моих уроках дидактические игры. Применение таких игр на уроках истории решает проблему мотивации и решает многие задачи:
Урок-игра порождает новый взгляд на уже известные факты. Развивает логическое мышление, позволяет ненавязчиво многократно повторять предметный материал в его различных сочетаниях и формах.
Игра воодушевляет ребят на самостоятельный поиск ответа, развивать фантазию, учит работать в команде. В атмосфере здорового соревнования школьники не просто механически вспоминают изученное, а мобилизуют все свои знания, учатся думать, сопоставлять, оценивать.
Игра увлекает весь класс и на уроке не остается равнодушных.
Игра-урок решает многие воспитательные задачи. Игра воспитывает ответственность, чувство локтя, дисциплину.
Время во время таких уроков пролетает незаметно для учащихся, они с нетерпением ждут нового урока. На таких занятиях они успешны, активны и уверенны в себе. С каждым годом увеличивается количество выпускников основной и средней школы, которые выбирают историю для сдачи государственной (итоговой) аттестации. Эти факты позволяют сделать вывод о достаточно хорошем уровне сформированности мотивации к предмету. Итоговая аттестация выпускников основного общего образования
Учащиеся нашей школы участвуют в школьных и муниципальных олимпиадах и викторинах по истории. В 2011-2012 году учащиеся заняли II место в муниципальной исторической викторине «Я помню! Я горжусь!», посвященной Великой Отечественной Войне. В 2012-2013 году учащиеся принимали участие в общероссийской предметной олимпиаде по истории в зимней и весенней сессии:7 учащихся стали лауреатами. Динамика участия учащихся в предметных олимпиадах
школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней
Учебный год
| Школьный
уровень
| Муниципальный уровень
| Всероссийский уровень
| Кол-во участников чел.
| % от числа обучающихся
| Кол-во участников чел.
| % от числа обучающихся
| Кол-во участников чел.
| % от числа обучающихся
| 2010/11
| 18
| 43
| 3
| 7
| -
| -
| 2011/12
| 40
| 89
| 4
| 10
| -
| -
| 2012/13
| 34
| 81
| 7
| 17
| 21
| 50
|
Применение информационных технологий Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем», т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день можно отнести информационные технологии. Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. И мы, учителя не можем находиться в стороне от этих процессов. Использование компьютерных технологий на уроках истории – дело уже не будущего, а настоящего времени. Учителю компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Для конкретного ученика использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности создает уникальную информационную среду и способствовать успешному продвижению по индивидуальной образовательной траектории.
Применение информационно-коммуникационных технологий способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Для работы освоила и применяю программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop. Конечно, это минимум и надо еще многому учиться и здесь мне помогают старшеклассники. Которым не надо догонять новые программы, они их осваивают гораздо легче, чем я .Но и этот минимум, что мне удалось освоить успешно используется для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. В ней учащиеся самостоятельно создают презентации к урокам, для творческого представления своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).
С помощью текстового редактора Word создаю простые дидактические материалы и предъявляю их учащимся для самостоятельной работы на уроке. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.
Табличные процессоры или электронные таблицы применяю реже, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр. Использование ИКТ оптимизирует образовательный процесс, вовлекает в него обучающихся, как субъектов образовательного пространства, развивает самостоятельность, творчество и критическое мышление. Внеклассная работа по истории Мы отдалены от культурных центров городов. И поездка в музеи и театры для нас становится подчас проблемой. Поэтому мероприятия по предмету, тематические месячники и декады – это часть жизненного уклада сельской школы.
Задачей образования становится разработка таких методов учебно-воспитательной работы, где бы гармонично сочеталось обучение современным информационным технологиям с формированием инновационной культуры и высоких нравственных качеств. Моей задачей является формирование, развитие нравственного, инициативного, активного гражданина с четко выраженной, позитивной, гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Именно во внеклассных мероприятиях и конкурсах раскрываются лучшие качества учащихся. А если они будут уверенны и успешны, то и отношение к жизни будет позитивной.
В проведении мероприятий по истории использую синтез современных технологий и старых добрых традиций.
Викторины, декадники, месячники, календарь знаменательных дат все это проводится в системе, но наиболее интересным учащиеся считают подготовку устных журналов. На первом этапе определяется лекторская группа (по желанию, возраст не ограничен). Учащиеся с педагогом выбирают тему журнала, собирают материал, пишут сценарий и готовят презентацию. Они знают, если информация будет не интересной, то слушать учащихся никто не будет.
На втором этапе Лекторская группа проводит «Устный журнал» по классам. За работу в лекторской группе учащиеся получают отметки по истории.
Особенно запомнились школьникам журналы: «История праздника - 23 февраля» (февраль 2011); «У войны не женское лицо» (май 2011), «Репрессии на Урале» (октябрь 2012 г). «История России - путь страданий и испытаний» (24.01.13), «Боль моя – Афганистан» (проведен 14.02.2013) и др. Затем подводятся итоги работы творческих групп и наиболее интересные моменты мероприятий отражаются в презентациях и видеороликах. С презентациями выходят на конкурсы. Так в этом году наши учащиеся успешно участвовали во Всероссийском конкурсе «Гордость Отчизны» с работами «Прорыв» (Диплом лауреата), «Доблесть Урала» (Диплом Лауреата), «Знак беды»; во Всероссийском конкурсе «10 кадров» с работами « Мы любим наш поселок» (Диплом лауреата), «Берегите природу». В муниципальном конкурсе социальной рекламы с работой «Мотивация здорового образа жизни» (учащиеся награждены памятными подарками).
Систематически учащиеся углубляют свои знания по отдельным темам, и пишут исследовательские проекты.
Техническая культура учащихся, да и моя с каждым мероприятием растет, т.к. возникает острое желание совершенствоваться.
За три года подготовлено 12 журналов, создана мультимедиатека. Материалы используются всеми участниками образовательного процесса на уроках, классных часах.
Традиционным считается в нашем городе фестиваль «Исторический калейдоскоп». На фестивале учащиеся демонстрируют свои знания по истории, умения восстановить исторические события в хронологическом порядке, проявляют сообразительность и креативность. Так в 2011 году команда учащихся привезла победу в номинации «За высокую эрудицию», в 2012 году - победу в номинации «За стремление к истине», а 2013году грамоту за победу в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом». Конечно, такие конкурсы требуют тщательной подготовки по предмету и сплоченности команды. Да и привезти учащихся на муниципальные конкурсы бывает очень непросто. Встречи с интересными людьми.
Для того, чтобы обеспечить связь поколений, сопричастность учащихся к судьбе родины, воспитывать уважение к героическому прошлому страны организовываю встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла и земляками, внесшими свой вклад в историю страны, культуры нашего района . К встрече с земляками готовимся тщательно. Разрабатываем сценарий встречи, репетируем номера художественной самодеятельности, чтобы порадовать наших гостей, готовим сувениры собственными руками, украшаем интерьер классов. Встречи с интересными людьми не проходят незамеченными. Очень много необычного об истории Нижнетуринского района поведал нам почетный житель г. Нижней Туры и писатель Константин Иванович Мосин в 2011 и 2012 годах. Его материалы учащиеся часто используют для исследовательских проектов и составления устного журнала. Увлекательны и полезны встречи с местными поэтами и музыкантами.
Такие мероприятия приобщают школьников к культурному наследию России, воспитывают внимательное отношение к воинам-ветеранам, способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма. Работа отряда «КЛИО».
Ежегодно во время летней кампании работает отряд «КЛИО» (Клуб Любителей Истории Отечества) руководителем которого я являюсь. Работа отряда включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления в условиях оздоровительного отдыха.
Формирование духовно-нравственных и толерантных качеств является одним из основных направлений деятельности отряда. Работа по патриотическому и гражданственному воспитанию ведётся в течение всей смены: интервью и беседы с односельчанами, старожилами поселка, встречи с Ветеранами Великой Отечественной Войны, экскурсии, поездки в музеи п. Ис, п. Косья, г. Нижняя Тура, исторические игры, викторины, конкурсы, соревнования. В 2011 году отряд «КЛИО» занял I место в «Конкурсе одного слова» организованной Нижнетуринской районной территориальной избирательной комиссией; в 2012 отряд «КЛИО» стал победителем конкурса проектов «Сохраним природу», который проходил в III этапа. В 2013 году была реализована программа «Земляки», где учащиеся знакомились с судьбами творческих людей поселка, собирали народный фольклор и, возможно, материал пригодится учащимся в дальнейшем. Исследовательская, проектная деятельность по истории.
Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов. Этот метод позволяет развивать учебные навыки; коммуникативный потенциал учащихся; активизировать рефлексивную деятельность учащихся. Эта деятельность связана с творчеством и решает проблему с мотивацией. Применяя метод проектов, я сделала вывод, что не только одаренные дети могут работать над проектами, но и отстающие. Здесь важно сформулировать такую проблему, которая будет интересна каждому. В работе над проектами школьники учатся самостоятельно ставить проблемные вопросы, искать нужную информацию, выделять главное в исторических событиях, интегрировать полученные знания и видеть результаты своего труда. Метод проектов также связан с компьютерными технологиями. Это умение работать с электронной почтой и поисковыми системами. Учащиеся учатся планировать свои действия, находить проблему, искать пути ее решения, видеть противоречия, выдвигать гипотезы. Все эти качества пригодятся им в дальнейшей жизни.
Проектная деятельность проходит в несколько этапов и здесь учитель выступает как консультант. Помогает определить этапы работы, стимулирует на размышления, задает вопросы и помогает в самооценке деятельности учащегося. На конференции исследовательских проектов мои ученики выходят уже 5 лет. В 2011-2012 Проект «Великое противостояние» занял II место в муниципальном конкурсе исследовательских работ г. Нижней туры.
В 2012-2013г учащиеся участвовали в V открытом международном конкурсе проектов и исследовательских работ по гуманитарным дисциплинам для учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования Уральского федерального округа «Живинка в деле» в г. Екатеринбурге в направлении по истории с проектом «Судьба моей семьи в годы репрессий на Урале» и заняли IIместо; на VI научно-практической конференции учащихся «Молодежь и наука» в г. Лесном победили в номинации «Судьба семьи в истории страны»; во II Региональном форуме учащейся молодежи Урала «Земляки» в г. Екатеринбурге вышли с проектом «Наш Маэстро» и заняли I место.
Со своими проектами учащиеся выходят и на итоговую аттестацию и защищают их, как правило, успешно. В этом году выпускники представили 7 проектов и защитили их на «4» и «5». Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал. За три года учащиеся подготовили более 20 проектов. Классное руководство Все года работы в школе являюсь классным руководителем. Социум в поселке не совсем здоровый: отдаленность от культурных центров, регулярные перебои с транспортом, безработица, большой процент опекаемых детей по разным причинам. Большинство родителей не заинтересованы в обучении детей. Поэтому обычно работу в классе начинаю с работы с родителями, т.к. только в счастливой семье может быть счастлив ребенок. В практике использую как коллективные формы взаимодействия (родительские конференции, собрания, совместные праздники, походы), так и индивидуальные (психологические консультации, беседы). Такая кропотливая систематическая работа дает положительные результаты. Родители не боятся идти в школу со своими проблемами, вместе вырабатываем тактику поведения по трудным ситуациям.
Результаты – 75% учащихся в моем классе учатся на «4» и «5». В этом есть и моя заслуга. Вся воспитательная работа направлена на формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности. Способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Для успешной реализации замысла разработана программа духовно-нравственного развития воспитания обучающихся «Дорога к человечности», которая рассчитана на 5 лет. В программу включены следующие направления: воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободами обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Мы подопечные активны, жизнелюбивы, отзывчивы и ответственны. В том году они выпускники. И еще одной задачей будет для меня - подготовить учеников и родителей к успешной итоговой аттестации.
Учебный год
| Показатели внеурочной деятельности
| Достижения
| 2010-2011
| Муниципальный конкурс «Класс без травм»
| 1 место
| Муниципальный конкурс на лучшую дружину юных пожарных
| 1 место
| Муниципальный Фестиваль патриотической песни
| 2 место
| Муниципальный конкурс «Исторический калейдоскоп»
| Грамота «За высокую эрудицию»
| Муниципальный конкурс отрядов правопорядка
| 1 место
| Общешкольный смотр-конкурс строя и песни, посвящённый Дню защитника Отечества
| 1 место
| Общешкольный конкурс инсценированной песни
| 1 место
| Открытый Фестиваль патриотической песни «Песни, пришедшие с войны»
| Диплом за победу в номинации «Юные исполнители»
| 2011-2012
| Фестиваль инсценированной патриотической песни, посвященный Дню героев Отечества
| Диплом за победу в номинации «За творчество и профессионализм»
| Фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Мы все можем!»
| Грамоты, дипломы, подарки
| Конкурс чтецов «Чарующие голоса»
| 2 место, 3 место,
2 грамоты за участие
| Муниципальный конкурс «Исторический калейдоскоп»
| Грамота «За стремление к истине»
| Общешкольные соревнования по волейболу
| 1 место
| Общешкольные соревнования по баскетболу
| 2 место
| Общешкольный смотр-конкурс строя и песни, посвящённый Дню защитника Отечества
| 1 место
| Общешкольные соревнования по перетягиванию каната
| 1 место
| 2012-2013
| Конкурс инсценированной песни «Память сердца от поколения к поколению»
| Грамота – за эмоциональность и проникновенность
| Муниципальный конкурс «Исторический калейдоскоп»
| Грамота «Доходчиво и интересно о нашем прошлом»
| Всероссийский конкурс мультмедийных проектоа «10 кадров» Ариадна
| Дипломы, благодарственные письма
| Всероссийский конкурс презентаций «Гордость Отчизны»
| Дипломы участника.
1 чел. – диплом лауреата
| Муниципальный конкурс буклетов в рамках недели детской и юношеской книги
| 1 место
| Конкурс чтецов «Моя Родина - Россия»
| Грамоты
| Викторина, посвященная 70-летию Уральского добровольческого танкового корпуса
| 1, 2, 3 места
| Общешкольные соревнования по волейболу
| 1 место
| Общешкольные соревнования по баскетболу
| 1 место
| Общешкольная объектовая тренировка по гражданской обороне «День защиты детей»
| 2 место
| Общешкольный смотр-конкурс строя и песни, посвящённый Дню защитника Отечества
| 2 место
| Общешкольные соревнования по перетягиванию каната
| 2 место
| Конкурс чтецов «Моя родина - Россия»
| 1, 2 места
|
|