Закон об образовании





НазваниеЗакон об образовании
страница1/62
Дата публикации27.03.2015
Размер8.1 Mb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ ОТ 10.07.1992 N 3266-1

"ОБ ОБРАЗОВАНИИ"



А.А. БАТЯЕВ, Р.Л. НАУМОВА
Батяев Андрей Андреевич - кандидат юридических наук, практикующий юрист. Автор комментариев к ФЗ "Об автономных учреждениях", "О науке и государственной научно-технической политике" и многих других.

Наумова Руслана Леонидовна - юрист, автор многочисленных статей и практических пособий, аспирант ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".
В издании дается очень подробный постатейный комментарий (к ряду статей - комментарий каждого пункта статьи) Закона РФ "Об образовании".

В комментарии рассмотрены государственная политика РФ в области образования, федеральные государственные образовательные стандарты, порядок проведения ЕГЭ, финансовое обеспечение образовательной деятельности, регулирование образовательной деятельности образовательного учреждения и т.д.

Авторами анализируются многочисленные подзаконные акты в этой сфере, современная судебная практика и ситуации из жизни.

Комментарий предназначен для преподавателей и студентов вузов и факультетов в сфере юриспруденции, а также для практических работников в сфере образования.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 августа 2011 года.
10 июля 1992 года N 3266-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ,

от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ,

от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ,

от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ,

от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 16.03.2006 N 42-ФЗ,

от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,

от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 28.12.2006 N 242-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ,

от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ,

от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ,

от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ,

от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ,

от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 180-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ,

от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ,

от 17.07.2009 N 148-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ,

от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ,

от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,

от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 17.06.2010 N 121-ФЗ,

от 27.07.2010 N 215-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ,

от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 08.12.2010 N 337-ФЗ,

от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ,

от 02.02.2011 N 2-ФЗ, от 03.06.2011 N 121-ФЗ,

от 16.06.2011 N 144-ФЗ, от 17.06.2011 N 145-ФЗ,

от 27.06.2011 N 160-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами

от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ,

от 17.12.2009 N 313-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Преамбула Закона определяет основополагающие понятия, которые используются в сфере образования. Закрепление такого рода положений имеет важное политическое значение, в частности, подчеркивается, что право на образование - это неотъемлемая часть конституционных прав граждан, а нормы международного права играют в его регулировании большую роль. Также декларируется и важная роль государства в образовательном процессе - именно оно устанавливает образовательные уровни (цензы), достижение которых и является, по сути, целью получения образования, и документально подтверждает достижение гражданином таких уровней путем выдачи соответствующих документов. Таким образом, подразумевается, что государство является гарантом качества получаемого в стране образования.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная политика в области образования
Комментарий к статье 1
1. Провозглашение приоритетности области образования среди других областей жизнедеятельности российского общества непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность нашего с вами государства (см. ст. 2 Конституции РФ).

Государство заинтересовано в постоянном и стабильном развитии всей сферы российского образования, так как именно с образованием зачастую связаны такие вопросы, как:

- порядок соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (а именно права на получение образования и реализацию человеком самого себя и своих способностей и возможностей к обучению и интеллектуальному и иному совершенствованию);

- состояние национальной безопасности нашей страны в целом;

- успешное развитие всей российской экономики и социальное благополучие нации (образовательная сфера дает нашей стране возможности подготавливать высококвалифицированных специалистов для работы на производстве; высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи и т.д.). В развитие данной мысли хотим добавить слова Шкатуллы В.И. о том, что "если большинство граждан страны из-за недостаточного уровня образования не сможет найти на рынке труда ничего, кроме работы подсобного рабочего, а значит, не сможет удовлетворительно содержать себя и поэтому не сможет иметь семью, так как ее нужно материально обеспечивать, то такое государство, бесспорно, займет место только среди стран "третьего мира". В этом случае квалифицированную рабочую силу необходимо приглашать из-за рубежа. Очевидно, что граждане при таком уровне образования не смогут даже разобраться в сложной бытовой технике, не смогут обслуживать военную технику. У государства не будет возможности иметь современную армию" <1>.

--------------------------------

<1> Шкатулла В.И. Правовые аспекты современной системы образования в России // Журнал российского права. 2007. Апрель. N 4.
Законодатель в данной статье исходит из заинтересованности российского общества и государства в целом в достаточно высоком образовательном уровне наших граждан, определяющем в конечном счете успех остальных направлений всей государственной политики. Следует иметь в виду, что в данном случае образовательный уровень населения рассматривается нами как необходимая и очень важная предпосылка и составляющая "качества" нашей нации, в том числе и ее кадрового потенциала.

Тем самым проблема образования выводится законодателем на уровень проблем национальной безопасности и создается законодательная предпосылка для закрепления основных элементов механизма обеспечения приоритетности образовательной сферы в последующих статьях комментируемого Закона.

Таким образом, сфера образования представляет собой не просто объект правового регулирования в связи с реализацией конституционного права любого человека на образование и иных основных прав и свобод граждан, но сфера образования определяет еще и экономику, от состояния которой во многом зависит будущее нашего государства. Образование - это одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни российского общества и, конечно же, фактор национальной безопасности.

Закон "Об образовании" был принят еще в 1992 г. Не случайно он был одним из первых законодательных актов новой российской власти. Ведь именно от образования и его качества и зависит культурный уровень населения страны, его кадровый и человеческий потенциал, его возможности и желание трудиться, реализовывать себя и т.п.

Вводя понятие "сфера образования", законодатель разграничивает сферу образования как одно из направлений и одно из составляющих государственной политики в целом по обеспечению и защите прав человека и гражданина, по созданию условий для формирования и развития общества, по формированию кадрового потенциала граждан и укреплению государственности; и систему образования как одну из подсистем жизнедеятельности общества и государства, государственного и муниципального хозяйства, государственного и муниципального управления и т.п. Тем самым законодатель исключает какой-либо знак равенства между "приоритетностью сферы образования" и "приоритетностью системы образования". По нашему мнению, понятие сфера образования более широкое и "вместительное", чем понятие система образования. Система - это одно из составляющих всей образовательной сферы. Сфера образования включает в себя не только систему образования, но и законодательство об образовании, его источники, иные отрасли права, косвенным образом относящиеся к образованию, международные контакты нашей страны с другими странами и их учебными заведениями по вопросам образования и мн. др.

Курс на приоритетность сферы образования государство реализует путем:

- создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (это является нормативной составляющей государственной политики в сфере образования);

- финансирования всей системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования в целом (это финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);

- формирования оптимальной и гармоничной структуры организации и управления образованием в целом и в частности (это организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);

- подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (это кадровая составляющая государственной политики в сфере образования);

- укрепления связи российской науки и российского образования (это академическая составляющая государственной политики в сфере образования);

- развития международных контактов, академической мобильности, международных связей и международной деятельности российских учебных заведений и органов власти в области образования (это международная составляющая государственной политики в сфере образования).

В то же время приоритетность сферы образования предполагает не только повышенную бюджетную защищенность всей стабильно и гармонично работающей системы образования, различные льготы, гарантии и компенсации успешно обучающимся и работающим в ней гражданам, но и повышенные требования со стороны государства как к системе образования в целом, так и к работающим в ней людям.

Приоритетность сферы образования должна также быть выражена в безусловном пресечении (а это может осуществлять путем лишения государственной поддержки) деятельности институтов, учреждений и граждан, наносящей ущерб различным образовательным программам и интересам личности, общества и государства в целом.

Логическим следствием и развитием указанной нормы в такой ее трактовке являются следующие нормы:

- комментируемая ст. 1, ст. 5 ("Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования");

- п. п. 4, 5, 6 ст. 7 ("Государственные образовательные стандарты");

- ст. 14 ("Общие требования к содержанию образования");

- ст. 28 ("Компетенция Российской Федерации в области образования");

- ст. 41 ("Финансовое обеспечение образовательной деятельности");

- ст. 50 ("Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников");

- ст. 54 ("Оплата труда работников образовательных учреждений");

- ст. 56 ("Трудовые отношения в системе образования") комментируемого Закона.

2.Пункты 2, 3 и 4 комментируемой ст. 1 посвящены, прежде всего, Федеральной программе развития образования<2>.

--------------------------------

<2> Данная Программа утверждена ФЗ от 10.04.2000 N 51-ФЗ.
Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью, а именно стабильным и последовательным развитием российского образования.

Для упорядочения своих действий, предпринимаемых в рамках государственной образовательной политики, государство использует метод программирования, результатом которого становится система программ как среднесрочного, так и долгосрочного развития образования, разрабатываемых на различных уровнях (это может быть федеральный, региональный, ведомственный, муниципальный уровни или уровень конкретного образовательного учреждения).

Ключевой программой, представляющей собой организационную основу всей государственной политики РФ в области образования, конечно же, является вышеуказанная Федеральная Программа развития образования. Данной Программой определяется стратегия реформирования системы всего российского образования, и намечаются важнейшие мероприятия по реализации данной Программы образования. Таким образом, можно сказать, что данная Федеральная программа развития образования сформировала весь механизм создания, реализации и совершенствования государственной политики в этой сфере. Тем более что данная Программа закреплена на очень высоком юридическом уровне - она была принята в форме Федерального закона (ФЗ от 10.04.2000 N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования").

Принятие Федеральной программы развития образования в форме федерального закона не только повысило юридический статус данного документа, но и позволило привлечь к ее обсуждению максимально возможное количество заинтересованных сторон, то есть и Президента РФ, и Федеральное Собрание РФ, и, конечно же, руководство всех субъектов нашей страны и т.д.

Данная Федеральная образовательная программа разрабатывалась на конкурсной основе, был объявлен конкурс, с тем чтобы обеспечить наибольшую эффективность при расходовании государственных средств, добиться при этом максимальной отдачи и соблюсти при принятии важнейших для государства и общества решений базовые демократические принципы. Конкурс объявлялся Правительством РФ. Решение о разработке вышеуказанной Программы было принято Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 787 "Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования".

Прежде чем получить законодательное оформление, вышеуказанная Программа прошла следующие этапы ее рассмотрения:

1) решение созданной Правительством РФ Комиссии по организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования о результатах указанного конкурса от 10.03.1993 (протокол N 5);

2) решение Правительства РФ от 31.03.1994 об одобрении проекта Федеральной программы развития образования, отобранного по результатам проведенного конкурса и доработанного Минобразования РФ, Государственным комитетом РФ по высшему образованию, Министерством экономики РФ с участием Минфина РФ согласно поручению Правительства РФ от 01.04.1993 N БФ-П5-11430;

3) новая редакция данной образовательной Программы одобрена Правительством РФ на своем заседании 24.06.1999 (протокол N 25, разд. 2, п. 2).

Государственным заказчиком по подготовке Программы являлось Минобразования РФ.

Исполнителями и соисполнителями по разработке данной Программы выступали органы государственной власти и, конечно же, государственные органы управления образованием, органы местного самоуправления, учредители различных образовательных учреждений, сами образовательные учреждения различных форм, типов и видов, научно-исследовательские организации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон об образовании iconЗакон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный закон...
Ниже представлен полный текст федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29. 12. 2012 n 273-фз)
Закон об образовании iconРабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон об образовании iconРабочая программа разработана на основании следующих документов. Закон «Об образовании»
Закон «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01. 12. 2007 n 309-фз): ст. 7, 9, 14, 28,29,32,55
Закон об образовании iconРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон об образовании iconРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон об образовании iconЗакон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон об образовании iconЗакон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон об образовании iconЗакон об образовании Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
Суняева Руслана Леонидовна зам руководителя по воспитательной работе со студентами Саратовской государственной академии права; автор...
Закон об образовании iconНовый Закон «Об образовании»
Новый Закон «Об образовании» запретит школьным учителям «натаскивать» своих учеников
Закон об образовании iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 1996г. №12-фз; от...
Закон об образовании iconОбразовательная программа нормативно-управленческий документ, определяющий,...
Закон «Об образовании рф», а с другой – характеризующий специфику содержания образования и особенность увп и управления данного учебного...
Закон об образовании iconПояснительная записка данная программа составлена в соответствии...
Закон РФ от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в рф», вступающий в силу с 01. 09. 2013 г
Закон об образовании iconПрограмма развития огбоу нпо пл №18 г. Вичуга на 2012-2016 годы Основания...
Закон Ивановской области от 27. 05. 2005г. №93-оз «Об образовании в Ивановской области» (в редакции 2009г.)
Закон об образовании iconПрограмма духовно-нравственного воспитания обучающихся Нормативно-правовой...
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1 (с последующими изменениями)
Закон об образовании iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Закон об образовании iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск