Скачать 470.97 Kb.
|
МИНКО НИНА ТИМОФЕЕВНАПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО АДАПТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Улан-Удэ 2010 Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» Научный руководитель: Рулиене Любовь Нимажаповна кандидат педагогических наук, доцент Официальные оппоненты: Подлиняев Олег Леонидович, доктор педагогических наук, профессор; Цыренова Валентина Бабасановна, доктор педагогических наук, доцент; Ведущая организация: ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Защита состоится 23 апреля 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, конференц-зал. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета. Автореферат размещен на официальном сайте Бурятского государственного университета: http://www.bsu.ru 22 марта 2010 г. Автореферат разослан 22 марта 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Суетина ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Введение в отечественную педагогическую практику Единого государственного экзамена (ЕГЭ) отражает, с одной стороны, востребованность педагогического тестирования в современном образовательном процессе, а с другой – необходимость совершенствования тестовых технологий. В целом, развитие информационных технологий и переход к плановой компьютеризации всё более унифицируют процесс обучения, между тем системообразующим началом учения и преподавания является личность обучающегося. Поэтому принцип информатизации в сфере образования должен быть в зависимости от принципа гуманизации. В этой связи приоритетными становятся не инструментальные, а педагогические аспекты разработки и внедрения обучающих систем, в том числе механизмы педагогического сопровождения компьютерного тестирования. В частности, интерес представляет технология компьютерного адаптивного тестирования (КАТ), позволяющая оптимизировать количество, последовательность, скорость предъявления заданий соответственно особенностям подготовки тестируемых. Следующим шагом является поиск путей и средств гуманизации компьютерного тестирования, например, разработка педагогической технологии, позволяющей сопровождать реализацию идей персонального образования в КАТ - создать условия для обретения индивидуальных путей развития и саморазвития личности в обучении, основанном на компьютерном тестировании. Педагогический смысл сопровождения отражает деятельность, обеспечивающую решение соответствующих педагогических задач. Таким образом, поиск путей и средств педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования обусловлен необходимостью педагогизации все более расширяющихся возможностей информационных технологий и востребованностью новых эффективных методов компьютерного тестирования. Степень разработанности проблемы исследования. В формировании понятийной базы исследования, уточнения сущности персонального образования нами были проанализированы публикации Ю.В. Крупнова, Э. Мунье, О.В. Поповой и др., диссертационные исследования А.В. Симоновой об управлении процессом персонального образования учащихся общеобразовательной школы, С.А. Вдовиной о реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе путем построения индивидуальных образовательных траекторий и т.д. Анализ работ по проблеме компьютерного тестирования позволили сделать вывод о том, что тестовый контроль становится органической частью современной образовательной практики, важнейшим средством обратной связи, реализующим принципы адаптивности и интерактивности обучения. В педагогических исследованиях компьютерное тестирование рассматривается в качестве средства управления учебным процессом (А.А. Алексеева, К.Х. Калугян, Е.В. Солонин, Л.А. Сучкова), фактора формирования педагогической культуры будущего учителя (А.Е. Казеев и др.) и успешности учения (Л.И. Афонина, Н.Л. Майорова, Н.М. Халимова), средства повышения объективности контроля (В.П.Овчаренко, С.Р. Сакаева и др.) и качества отбора будущих студентов (Т.А. Устименко и др.). В различных образовательных ситуациях, в том числе с точки зрения эффективности адаптивного тестирования в вузах гуманитарного профиля, как адаптированную форму контроля знаний студентов, при обучении специальным дисциплинам и в управлении процессом формирования у учащихся системы качеств знаний, как средства интенсификации обучения английскому языку в юридическом вузе и т.д. – компьютерное тестирование изучали В.П. Беспалько, В.Т. Горбачев, Ю.А. Киреева, С.С. Копылова, С.К. Кожухов, Ли Пэн, Н.В. Ялаева и др. Исследователи И.Г. Жукова, М.Б. Сипливая, О.А. Шабалина предложили концепцию открытой адаптивной контрольно-обучающей системы, которая позволила снизить роль субъективности при проведении контроля и обеспечить адаптивность и интеллектуальность обучения. Р.В. Терюха разработал технологию адаптивного компьютерного тестирования в профессиональной подготовке инженеров. Ряд ученых рассматривал адаптивное тестирование как аспект дистанционного обучения (М.А. Магомедова, Д.И. Попов), средство индивидуализации педагогического контроля качества знаний учащихся (В.А. Шухардина). Несмотря на изученность различных аспектов КАТ в научно-педагогической литературе отмечается недостаток специальных исследований, направленных на поиск технологий педагогического сопровождения КАТ в контексте персонального образования. Таким образом, проблема компьютерного адаптивного тестирования привлекает внимание многих педагогов-исследователей, но остаются нерешенными прикладные задачи: - каков механизм педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования в учебном процессе; - каким образом компьютерное адаптивное тестирование влияет на учебную деятельность студентов (их обученность) и решает задачи персонального образования; - как с помощью педагогических средств обеспечить эффективность обучения в процессе компьютерного адаптивного тестирования. Анализ литературы и практика использования компьютерных технологий контроля свидетельствуют о наличии противоречий между: - необходимостью использовать в учебном процессе компьютерное адаптивное тестирование не только на этапе контроля, но и как средство обучения и отсутствием механизмов педагогического сопровождения этого процесса; - наличием разнообразных методик компьютерного адаптивного тестирования и недостаточной разработанностью технологий педагогического сопровождения КАТ с учетом гуманистических концептов образования, в том числе, в контексте персонального образования; - возрастающими потребностями практики в использовании эффективных средств компьютерного тестирования и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ педагогического сопровождения КАТ. Прикладные задачи и противоречия, сформулированные выше, позволили определить проблему данного исследования – как педагогическое сопровождение КАТ может позволить реализовать идеи и принципы персонального образования и совершенствовать компьютерное тестирование. Востребованность проблемы исследования в теоретическом плане определяется недостаточной научной разработанностью технологий педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования, направленных на реализацию принципов персонального образования, активизации познавательной деятельности студентов. Актуальность и научно-педагогическая значимость проблемы, необходимость и целесообразность ее разработки определили тему исследования: «Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования». Объектом исследования является процесс компьютерного адаптивного тестирования студентов. Предмет исследования – педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования, направленное на реализацию идей и принципов персонального образования. Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологию педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования. Гипотеза исследования состоит в том, что компьютерное адаптивное тестирование может обеспечить персональное образование обучающихся (студентов), если будет усилена обучающая функция компьютерного адаптивного тестирования, будут актуализированы принципы адаптивности и интерактивности учебного процесса, основанного на использовании компьютерного адаптивного тестирования, а в качестве результата компьютерного адаптивного тестирования будут рассматриваться построение индивидуальной образовательной траектории студентов и повышение уровня их обученности. Перечисленные условия могут быть реализованы посредством разработки и внедрения технологии педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования, включающей целевой, содержательный, мотивационный, оценочный, методический компоненты. Задачи исследования:
Методологическую основу исследования составляют: - идеи персонального образования, сформулированные в работах М.М. Бахтина, П.Ф. Каптерева, Ю.П. Крупнова, Э. Мунье и др.; - основные положения символического интеракционизма и теорий взаимодействия, в том числе взаимодействия человека с компьютером (А.И. Леонтьев, Ю.К. Ситников, Л.Ф. Шатохина, Е.В. Якушина и др.); - теория адаптивного обучения, основанная на концепции об уровнях умственного развития (В.В. Богорев, Н.П. Капустин, А.В. Петровский, А.В. Хуторской, Е.А. Ямбург и др.); - концепция педагогического тестирования как совокупности методов измерения, обработки и интерпретации результатов обучения (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, Н.Ф. Ефремова, М.Б. Челышкова и др.); - теория моделирования и параметризации педагогических тестов (В.И. Васильев, Ю.М. Нейман, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто и др.). Теоретической основой исследования являются: а) работы Б.С. Гершунского, Б.О. Майера, Г.Д. Ильина и других по философии образования; б) труды И.С. Кона, А.В. Петровского, В.А. Петровского и других по психологии личности; в) классические труды по педагогике А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и др.; г) современные педагогические исследования о сущности контроля (В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин др.); о тестовом контроле и компьютерном адаптивном тестировании в обучении (Г.С. Ковалева, В.И. Нардюжев, А.О. Татур, В.А. Хлебников, А.Г. Шмелев и др.); по информатизации образования и основам создания, использования информационно-компьютерных технологий в обучении (Я.А. Ваграменко, С.А. Жданов, Л.Х. Зайнутдинова, Е.И. Машбиц, О.А. Козлов, К.К. Колин, А.Ю. Кравцова, К.Г. Кречетников, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, А.Я. Савельев, Г.К. Селевко, Н.Ф. Софронова и др.). Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ проблемы и предмета исследования; включенное педагогическое наблюдение в целях диагностики уровня обученности студентов и формирования на этой основе контрольной и экспериментальной групп; беседы, собеседования, анкетирование студентов и преподавателей для сравнения эффективности традиционной и компьютерной технологий контроля знаний; обобщение практического опыта по применению компьютерных обучающих систем, в том числе компьютерных адаптивных тестов; разработка приемов, средств педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент для выявления эффективности технологии, реализующей принципы адаптивности и интерактивности в компьютерном тестировании; количественный анализ результатов педагогического эксперимента, параметический анализ уровня обученности студентов с использованием t-критерия Стьюдента. Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 6 лет и состояло из нескольких этапов. На первом этапе (информационно-поисковом) в 2003-2004 гг. осуществлялся отбор и анализ философской, социологической, психолого-педагогической, специальной и методической литературы; анализировался отечественный опыт использования тестов в обучении, проводилось анкетирование среди преподавателей учреждений СПО на курсах повышения квалификации; формировался понятийно-терминологический аппарат, определялись методологические и теоретические основания исследования, разрабатывалась программа экспериментальной работы, был начат констатирующий эксперимент. На втором этапе (подготовительно-прикладном) в 2004-2005 гг. уточнялся методологический аппарат исследования, были разработаны дидактические материалы для организации контроля знаний по дисциплине, создана база данных для компьютерного тестирования, внедрен программный комплекс КАТ, уточнялась структура технологии педагогического сопровождения; проводилось анкетирование среди студентов. На третьем этапе (конструктивно-диагностическом) в 2005-2007 гг. осуществлялось внедрение технологии педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования, выполнялась экспериментальная проверка основных теоретических положений исследования, проводились анализ и систематизация полученных данных. На четвертом этапе (контрольно-прогностическом) в 2007-2009 гг. уточнялись направления и пути повышения эффективности технологии педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования, были разработаны методические рекомендации по организации компьютерного адаптивного тестирования, обновлялся и уточнялся понятийный аппарат, обсуждались и публиковались результаты педагогического эксперимента, шла подготовка текста автореферата и диссертации к защите. Основной базой исследования являются Байкальский медицинский колледж (п. Селенгинск) и Республиканский базовый медицинский колледж (г.Улан-Удэ). В педагогическом эксперименте на разных его этапах приняли участие 304 студента. Научная новизна исследования состоит в том, что:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивалась теоретическим анализом современных педагогических исследований; опорой на методологические позиции, использованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных предмету исследования (теории взаимодействия и адаптации, идеи персонального образования, основы использования информационно-компьютерных технологий в образовании); экспериментальной работой по внедрению технологии педагогического сопровождения; репрезентативностью выборочной совокупности испытуемых (более 300 чел.) и статистических результатов различных форм тестирования (входного, тематического, итогового и др.), возможностью повторения эксперимента. |
Система компьютерного адаптивного тестирования system of computer adaptive testing Программа Министерства образования РФ для общеобразовательный учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.... | Урок информатики для 8 классов «Устройство персонального компьютера» Материалы: мультимедийная установка, презентация «Устройство персонального компьютера», компьютеры, подключенные к интернету, программа... | ||
Использование компьютерного тестирования как фактора повышения качества... | Методические указания по составлению тестовых заданий для внутривузовского тестирования Настоящие указания определяют формы теcтовых заданий и методологию их создания. Указание разработано на основе требований к тестам,... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое... «Психология одаренности и творчества», «Психология искусства», «Психология и философия образования», «Экологическая психология образования»,... | Итогах работы республиканской экспериментальной площадки «Педагогическое... Мбоу «Завьяловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» прошла научно-практическая конференция... | ||
Система компьютерного дистанционного тестирования м. Б. Амзараков Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского... | Учебно-методический комплекс дисциплины (наименование) 050400 Психолого-педагогическое... Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к дошкольному учреждению | ||
Опыт применения технологии кейс-стади при подготовке будущих учителей... | Министерство образования республики татарстан вопросы тестов для... Исторически сложившаяся форма социально-необходимой деятельности, для выполнения которой работник должен обладать определенными знаниями,... | ||
Тестовые задания для прохождения квалификационного испытания в форме компьютерного тестирования Аттестация руководящих работников образовательных учреждений с целью подтвеждения соответствия занимаемой должности | Внедрение комплекса программ компьютерного тестирования «аст-тест» Правоведение. Тестовые задания: Методические указания для студентов / Сост. Е. В. Прищепа. Хти, Абакан, 2007. – с | ||
Оценка качества профессионального образования с использованием технологий... В реализации приказа №31-04/1326 от 03. 11. 2009 г. "Об обеспечении Интернет-тестирования в 2009/2010 учебном году" для организации... | Учебно-методический комплекс «международное экономическое право» Э. А. Бадмацыренова «Разработке тестов для компьютерного тестирования. Методические рекомендации для преподавателей» Улан-Удэ, 2008.... | ||
Методические рекомендации для преподавателей Улан-Удэ 2008г Э. А.... Э. А. Бадмацыренова «Разработке тестов для компьютерного тестирования. Методические рекомендации для преподавателей» Улан-Удэ, 2008.... | Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое... ... |