Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.





НазваниеУчебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
страница1/35
Дата публикации07.04.2015
Размер2.84 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет


Кафедра Российской и мировой истории


Одобрено УМС

Юридического факультета

Протокол № ___

от _________ 200 г.

Председатель УМС ________


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ,

РЕАЛИЗОВАННЫХ В РГТЭУ

СОГЛАСОВАНО

с учебно-методическим управлением

"_____"_______________2007г.
Рассмотрено и рекомендовано на

заседании кафедры

Российской и мировой истории РГТЭУ

Протокол №__________________

"_______"________________2007г.

Зав. кафедрой д.ф.н.

Доброхотов Л.Н.
Москва, 2007г.


Авторы-составители: профессор Л.Н. Доброхотов,

профессор И.О. Князький,

профессор С.Н. Козырева,

профессор С.Д. Долаева

Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Примерной программой по дисциплине по всем специальностям и направлениям.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007



СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины ……………………………………………….

4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………...

5

2.1. Инновационные технологии ………………………………………….

6

3. Объем дисциплины ………………………………………………………..

8

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………...

8

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………..

10

4. Содержание курса …………………………………………………………

18

5. Темы семинарских занятий ……………………………………………….

42

6. Задания для самостоятельной работы студентов ………………………..

61

7. Тестовые задания …………………………………………………………..

70

8. Темы рефератов …………………………………………............................

111

9. Вопросы для подготовки к экзамену ……………………………………..

115

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ....................................

120

10.1. Литература …………………………………………………................

120

10.2. Методическое обеспечение дисциплины …………………………

124

10.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ...................................................................................................


126

11. Рабочая тетрадь ………………………………………………………......

127

12. Глоссарий …………………………………………………………………

128

Тематика контрольных работ и методические указания по отечественной истории для студентов-заочников (изданы отельной брошюрой, находятся на кафедре, в библиотеке и в электронном виде в читальном зале).



1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование у студентов патриотизма, культуры исторического мышления, знание законов общественного развития, умение применять их к истории России. Изучение курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в стране, осмыслить такие актуальные в русской истории теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика, проанализировать альтернативные пути развития нашего общества.

Овладение обширным конкретным материалом, его систематизация и новый, более высокий уровень освоения отечественной истории позволят студентам на основе научного знания выработать собственную точку зрения на прошлое страны, ее настоящее и будущее.

В основу изложения материала положен преимущественно проблемно-хронологический принцип: развитие отечественной истории рассматривается с периода образования Древнерусского государства и до наших дней.

Важнейшими источниками изучения курса являются документы и материалы государственных органов и частных лиц, летописи, произведения выдающихся мыслителей прошлого, видных деятелей российского государства и историков, теоретиков освободительного и социал-демократического движения, монографические исследования, а также проблемные статьи, опубликованные в журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Общественные науки и современность» и других периодических изданиях.

Успешно овладеть курсом «Отечественная история» поможет использование таких методологических принципов как историзм и объективность.

Принцип историзма требует глубоко изучить условия и причины возникновения исторического явления, его социально-экономические корни, проследить изменения и развитие, с учетом этого выявить современный взгляд на него.

Реализация принципа объективности обеспечивается тем, что при изучении исторического события берется совокупность всех факторов, относящихся к рассматриваемому вопросу, как позитивное, так и негативное в деятельности государственных органов и общественных организаций, политических партий, личностей.

Знать исторический опыт страны необходимо для выработки активной гражданской позиции и понимания современного состояния России, ее задач на будущее.

Задачи курса:

• выявление методологии исторического анализа, специфика предмета «Отечественная история»;

•функции истории: мировоззренческая (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практическая (аккумуляция исторического опыта), критическая (научное обоснование новых исторических подходов);

• раскрытие проблемы периодизации истории России;

• раскрытие основных этапов формирования государственного строя России;

• уяснение причин и факторов, влияющих на ход и результаты исторического развития России и ведущих стран мира;

• изучение особенностей и специфики российской цивилизации;

• изучение роли истории в формировании исторической культуры, в воспитании многовариантного, альтернативного, реалистического и масштабного мышления историка в оценке событий и хода отечественной истории;

• изучение исторического опыта России способствует глубокому пониманию проблем сегодняшнего дня.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Курс отечественной истории занимает важное место в системе гуманитарного образования. Подготовка к занятиям означает овладение важными знаниями, освоение которых невозможно без самостоятельной работы студентов, без изучения литературы, которая рекомендуется по теме.

Подготовка к семинарскому занятию начинается с прослушивания лекций, читаемых в соответствии с учебным планом. Надо стараться на лекции записать план, основные положения и все рекомендации преподавателя по работе над данной темой. Изучение темы по рекомендованным учебникам является основным этапом подготовки к занятиям. Список литературы к каждой теме указан в данном методическом пособии. Курс отечественной истории не может существовать без углубленного изучения классиков мировой и отечественной исторической мысли, в списке литературы названы их работы.

Курс отечественной истории имеет сложные понятия. Ведите собственный словарь исторических, политических, культурных терминов. Поэтому под рукой должны быть справочники и исторические словари, словарь иностранных слов, энциклопедии.

При подготовке к занятиям фиксируйте непонятные вопросы, соображения и излагайте их на семинаре.

В течение учебного года студент первого курса обязан прослушать и законспектировать лекции, систематически готовиться к семинарским занятиям и активно участвовать в обсуждении вопросов семинара. Выступления студентов должны отличаться четкостью структуры, аргументированностью, ясным и грамотным изложением.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

знать закономерности общественного развития;

владеть необходимыми знаниями и умением использовать информацию для анализа исторического развития Российского государства;

иметь представление о важнейших исторических процессах, тенденциях их развития в нашей стране и в мировом сообществе;

приобрести навыки самостоятельно анализировать и объяснять исторические события и процессы в прошлом и современном российском обществе.

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Отечественная история»

Инновационные технологии в учебном процессе по дисциплине «Отечественная история» обеспечивают интенсивное усвоение знаний студентами, увеличивают их вовлеченность в процесс изучения отечественной истории и способствуют практическому применению теоретических знаний. Инновационные технологии не заменяют лекционные и практические занятия, а используются в качестве дополнения к ним.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свои мнения по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (разделы VII, VIII, IX, X, XI).

Диспут – публичный спор, активная форма работы со студентами. Обычно посвящается обсуждению злободневных проблем (разделы III, IV, VI, VII, VIII, IX, XI).

Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопросы программы (разделы I-XI).

Интерактивная панель – мультимедийное средство обучения в аудиториях, оборудованных проектором и экраном. Панель работает также как интерактивная доска, давая возможность преподавателю в ходе занятий управлять демонстрацией наглядного материала и делать пометки поверх изображения (разделы I-XI).

Исследовательский метод обучения – организация обучения на основе поисковой познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения (студенческий исторический кружок, научные доклады студентов на итоговых конференциях).

Коллоквиум – форма учебного занятия, в ходе которого преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса, а также процесс самостоятельной работы студентов в течение семестра. На коллоквиум выносятся узловые, спорные или особо трудные темы. Преподаватель имеет возможность узнать, понимают ли студенты его лекционный курс. На коллоквиуме обсуждаются самостоятельно изученные студентами материалы (разделы I-XI).

Круглый стол – эффективный способ для обсуждения сложных и актуальных на текущий момент вопросов. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (разделы VIII, IX, X, XI).

Мультимедийные средства – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих работать с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и др.), организованными в виде единой информационной среды (студенческие научные конференции, раздел Х).

Обучение проблемное – обучение, предполагающее создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей (раздел III, IV, VIII, X, XI).

Пост-тест – тест на оценку, позволяющий проверить знание студентов по пройденным темам (разделы I-XI).

Проблемное изложение – педагогический метод, при котором лекция становится похожа на диалог, преподавание эмитирует исследовательский процесс. Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения (разделы I, II, III, VIII, X, XI).

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения
Специальности


Виды учебной работы

080111
080301
032401

080109/
080507
080505
030501

080104/
080503/
080105

080801/
080102
080107

080502 (торговля)/
080502 (по отраслям)

№ № семестров

2

1

2/1/1

1

2/1

Аудиторные занятия

68

72/68

68

68/51

68

Лекции

36

36

36

36/26

36/34

Семинарские занятия

32

36/32

32

32/25

32/34

Самостоятельная работа

72

56/68

66/63/62

56/49

67/22

Всего часов на дисциплину

140

137/136

134/131/130

124/100

135/90

Вид итогового контроля

Экзамен –
2 сем.

Экзамен –
1 сем.

Экзамен –
2/1/1 сем.

Экзамен –
1 сем.

Экзамен –
2/1 сем.

Очно-заочная форма обучения
Специальности


Вид учебной
работы


080111/080109/
080507/080505

030501/080502
(торг.)/ 080503 /
080105

080801/ 080102
080107 / 080502
(оп отраслям)

№ № семестров

1

1

1

Аудиторные занятия

39

34/39/39/39

39/26/39

Лекции

20

18/20/20/20

20/14/26

Семинарские занятия

19

16/19/19/19

19/12/13

Самостоятельная работа

101/ 98/ 97

102/ 96/ 92/ 91

85/ 74/ 51

Всего часов на дисциплину

140/ 137/ 136

136/ 135/ 131/ 130

124/ 100/ 90

Виды итогового контроля

Экзамен – 1 сем.

Экзамен – 1 сем.

Экзамен – 1 сем.

Заочная форма обучения
Специальности


Вид учебной
работы


080301
080111/
080109

080507
080505
030501/
080502 (торг.)

080401 / 080105 /
080107 / 080502
(по отраслям)

№№ семестров

2

2/ 1

2/ 2/ 1/ 1

Аудиторные занятия

16

16

16/ 16/ 10/ 16

Лекции

12

12

12/ 12/ 8/ 14

Семинарские занятия

4

4

4/ 4/ 2/ 2

Самостоятельная работа

124/ 121

120/ 119

118/ 114/ 90/ 74

Всего часов на дисциплину

140/ 137

136/ 135

134/ 130/ 100/ 90

Текущий контроль

Контр. работа

Контр. работа

Контр. работа

Вид итогового контроля

Экзамен – 2 сем.

Экзамен – 2 сем.

Экзамен – 2/ 2/ 1/ 1

Очная сокращенная форма обучения
Специальности


Вид учебной работы

080301

080105

080107

080502 (РГБ)

№ № семестров

1

1

1

1

Аудиторные занятия

51

51

51

51

Лекции

34

34

34

34

Семинарские занятия

17

17

17

17

Самостоятельная работа

89

79

49

39

Всего часов на дисциплину

140

130

100

90

Текущий контроль

15

15

15

15

Вид итогового контроля

Экзамен –
1 семестр

Экзамен –
1 семестр

Экзамен –
1 семестр

Экзамен –
1 семестр

Очно-заочная сокращенная форма обучения
Специальности

Вид учебной работы

080102

080502 (торг.)

№ № семестров

1

1

Аудиторные занятия

26

26

Лекции

14

16

Семинарские занятия

12

10

Самостоятельная работа

74

64

Всего часов на дисциплину

100

90

Текущий контроль





Вид итогового контроля

Экзамен – 1 семестр

Экзамен – 1 семестр

Заочная сокращенная форма обучения
Специальности

Вид учебной работы

080301; 080111 /
080109

080507; 030501 /
080502 (торг.) /
080401

080501 / 080107 /
080502 (РГБ)

№ № семестров

1

1

1

Аудиторные занятия

10

10

10

Лекции

8

8

8

Семинарские занятия

2

2

2

Самостоятельная работа

130 / 127

126 / 125 / 124

120 / 90 / 80

Всего часов на дисциплину

140 / 137

136 / 135 / 134

130 / 100 / 90

Текущий контроль

Контр. работа

Контр. работа

Контр. работа

Вид итогового контроля

Экзамен –
1 семестр

Экзамен –
1 семестр

Экзамен –
1 семестр

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в...
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли...
Учебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры «04»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры «11»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс дисциплины информатика специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. iconУчебно-методический комплекс (умкд)
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск